Бюджетная политика – включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. Эти меры предполагают формирование и управление доходной и расходной частями государственного бюджета.
Функции госбюджета:
- обеспечивает создание общественных благ;
- создает материальную базу для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств;
- формирует основу для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных социальных вопросов.
Существует несколько теоретических концепций бюджетной политики
- бюджет должен быть ежегодно сбалансирован;
- бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно;
- идея «функциональных финансов». Цель госфинансов – обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.
В России бюджетная политика долго базировалась на первой концепции (требование бездефицитности), но в настоящее время ориентируется в большей степени на вторую.
Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней – федерального, субъектов федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности самостоятельности бюджетов трех уровней.
В бюджетную системы РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:
- Федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов федерации, краевые и областные, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
- окружные бюджеты автономных округов;
- местные бюджеты (городские, районные, сельские).
Все они функционируют автономно, каждый имеет законодательно закрепленные источники доходов и направления расходования.
Доходы федерального бюджета:
- налоговые (доля в доходах около 70-80%): налог на прибыль, подоходный налог, на игорный бизнес, НДС на производимые и ввозимые товары, акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин, лицензионные сборы, налог на покупку валюты, на операции с ценными бумагами, платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, земельный налог, плата за выбросы и сбросы вредных веществ, таможенные пошлины и т.д.
- неналоговые – доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от имущества, находящегося в собственности государства: прибыль Центробанка, дивиденды по акциям государства, доходы от лотерей
- доходы целевых бюджетных фондов.
Расходы бюджета РФ: государственное управление, международная деятельность, национальная оборона, правоохранительная деятельность, Федеральная судебная система, фундаментальные исследования, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, образование, культура, искусство, СМИ, здравоохранение, социальная политика, обслуживание госдолга, финансовая помощь субъектам РФ.
Доходная часть территориальных бюджетов состоит из:
- закрепленных доходов – поступают полностью в соответствующие бюджеты (земельный налог, на имущество физических лиц)
- регулирующих доходов – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений
- дотаций – твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета
- субвенций – средства строго целевого назначения, передаваемы в нижестоящие бюджеты
- кредитных ресурсов – средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.
В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита – когда расходы превышают доходы, профицит – наоборот.
Причины дефицита: спад общественного производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, потери, хищения, оборот «теневого» капитала, увеличение численности госаппарата.
Способы покрытия бюджетного дефицита:
- государственные займы;
- ужесточение налогообложения;
- сеньораж – увеличение денежной массы в обращении обычно путем создания резервов коммерческих банков.
Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг.
Внешний госдолг – это долг данного государства (долги Центробанка, правительства, отдельных банков и компаний) другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.
Внутренний госдолг – это долг государства своему населению (государственные займы)
Эффективное управление внутренним долгом:
- кредитно-денежная эмиссия (монетизация бюджета);
- выпуск облигационных займов;
- увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
Инфляция
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.