Бюджетная политика государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бюджетная политика – включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. Эти меры предполагают формирование и управление доходной и расходной частями государственного бюджета.

Функции госбюджета:

- обеспечивает создание общественных благ;

- создает материальную базу для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств;

- формирует основу для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных социальных вопросов.

Существует несколько теоретических концепций бюджетной политики

- бюджет должен быть ежегодно сбалансирован;

- бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно;

- идея «функциональных финансов». Цель госфинансов – обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.

В России бюджетная политика долго базировалась на первой концепции (требование бездефицитности), но в настоящее время ориентируется в большей степени на вторую.

Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней – федерального, субъектов федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности самостоятельности бюджетов трех уровней.

В бюджетную системы РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

- Федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации, краевые и областные, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- окружные бюджеты автономных округов;

- местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все они функционируют автономно, каждый имеет законодательно закрепленные источники доходов и направления расходования.

Доходы федерального бюджета:

- налоговые (доля в доходах около 70-80%): налог на прибыль, подоходный налог, на игорный бизнес, НДС на производимые и ввозимые товары, акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин, лицензионные сборы, налог на покупку валюты, на операции с ценными бумагами, платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, земельный налог, плата за выбросы и сбросы вредных веществ, таможенные пошлины и т.д.

- неналоговые – доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от имущества, находящегося в собственности государства: прибыль Центробанка, дивиденды по акциям государства, доходы от лотерей

- доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета РФ: государственное управление, международная деятельность, национальная оборона, правоохранительная деятельность, Федеральная судебная система, фундаментальные исследования, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, образование, культура, искусство, СМИ, здравоохранение, социальная политика, обслуживание госдолга, финансовая помощь субъектам РФ.

Доходная часть территориальных бюджетов состоит из:

- закрепленных доходов – поступают полностью в соответствующие бюджеты (земельный налог, на имущество физических лиц)

- регулирующих доходов – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений

- дотаций – твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета

- субвенций – средства строго целевого назначения, передаваемы в нижестоящие бюджеты

- кредитных ресурсов – средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

 

В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита – когда расходы превышают доходы, профицит – наоборот.

Причины дефицита: спад общественного производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, потери, хищения, оборот «теневого» капитала, увеличение численности госаппарата.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

- государственные займы;

- ужесточение налогообложения;

- сеньораж – увеличение денежной массы в обращении обычно путем создания резервов коммерческих банков.

Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг.

Внешний госдолг – это долг данного государства (долги Центробанка, правительства, отдельных банков и компаний) другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.

Внутренний госдолг – это долг государства своему населению (государственные займы)

Эффективное управление внутренним долгом:

- кредитно-денежная эмиссия (монетизация бюджета);

- выпуск облигационных займов;

- увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

 



Инфляция

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.