| Шифр работы | Предшествующая работа | Содержание работы | Продолжитель ность, недели |
| А | Определение целей, состава работ и участников | 2 | |
| Б | А | Выбор методов и алгоритмов исследования | 1 |
| В | А | Изготовление опытных образцов изделий для коммерциализации | 5 |
| Г | А | Выбор рыночного сегмента | 1 |
| Д | Г | Формирование требований к изделиям, использующим новый конструкционный материал | 2 |
| Е | Б | Проведение исследований материала, первичная обработка данных | 3 |
| Ж | Д, Е | Формирование программы пробного рыночного тестирования | 1 |
| З | В | Исследование потребительских свойств изделий | 1 |
| И | З | Дополнительное исследование свойств и качеств нового материала применительно к выбранным изделиям | 3 |
| К | Ж, И | Пробное рыночное тестирование изделий с использованием нового материала | 1 |
| Л | К | Формирование набора изделий из нового материала с высоким коммерческим потенциалом | 1 |
|
|
Рис унок 1 - Сетевой график инновационного проекта
Из сетевого графика можно определить, что общее время выполнения проекта составляет 13 недель.
Планирование ресурсов
В курсовой работе при планировании ресурсов следует в общем случае выделять три вида ресурсов: материальные (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо); технологические (машины, механизмы, оборудование); трудовые (например, водители, строители, программисты, монтажники оборудования и др.).
После формирования СРР для каждой работы проекта следует определить необходимые ресурсы. В результате должна быть сформирована таблица потребления ресурсов (табл. 2).
Таблица 2 - Потребность проекта в ресурсах (фрагмент)
| Наименование работы | Ресурсы | |||||
| Трудовые | Материальные | Технологические | ||||
| Вид | Кол- во,чел.- час. | Вид | Кол-во, ед.измер. | Вид | Кол-во, час. | |
| Демонтаж оборудования | Монтажник водитель | 8 3 | - | - | Грузовой автомобиль | 3 |
| Покраска стен | маляр | 16 | эмаль | 26 кг | - | - |
Оценка стоимости проекта
Для оценки стоимости проекта в курсовой работе необходимо сформировать смету - документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта. Все необходимые статьи затрат по проекту следует свести в таблицу. Каждая статья затрат должна быть обоснована или расчетами, или ссылками на какой-либо достоверный источник информации (нормативный документ, прейскурант, статью в научном журнале, интернет- ресурс и др.).
В качестве примера приведем смету затрат по проекту «Создание ресторана» (табл. 3).
Таблица 3 - Смета затрат на реализацию проекта «Создание ресторана»
| Статья расходов | Сумма расходов, тыс.руб. |
| Регистрация деятельности, внесение уставного | 300 |
| капитала для ООО, получение алкогольной лицензии, | |
| открытие расчетного счета | |
| Заказ дизайна и технического проекта ресторана | 120 |
| Ремонт и декорирование, приведение помещения в | 1300 |
| соответствие с требованиями | |
| Приобретение оборудования (кухонное оборудование, | 1900 |
| кассовое оборудование, терминал для учета заказов) | |
| Покупка посуды и хозяйственного инвентаря | 200 |
| Покупка мебели | 420 |
| Разработка рецептуры и технических условий на блюда | 50 |
| Закупка продуктов и напитков | 80 |
| Прочие расходы | 200 |
| Оборотные средства (финансирование деятельности до | 1000 |
| выхода на окупаемость) | |
| Итого | 5570 |
Примечание. Далее в курсовой работе должно быть приведено обоснование оценки затрат по каждой статье.
Оценка эффективности проекта
В этом подразделе курсовой работы в зависимости от характера проекта следует рассмотреть его либо макроэкономическую, либо бюджетную, либо коммерческую эффективность.
Макроэкономическая эффективность характеризует влияние проекта на национальную и региональную экономику, в частности, социальные и демографические результаты проекта.
Бюджетная эффективность в общем случае может трактоваться как превышение доходов бюджета любого уровня, возникающих в результате реализации проекта, над расходами, связанными с данным проектом.
Если проект носит коммерческий характер, то в курсовой работе следует оценить его коммерческую эффективность. Для этого рекомендуем определить чистую приведенную стоимость и срок окупаемости проекта.
Чистая приведенная стоимость проекта представляет собой разность интегральных дисконтированных потоков чистых денежных поступлений и инвестиционных затрат. Данный показатель характеризует эффект от реализации проекта, приведенный к начальному моменту времени с помощью дисконтирования.
Дисконтирование осуществляется на основе формулы сложных процентов путем умножения соответствующей стоимостной величины на дисконтный множитель.
Срок окупаемости характеризует продолжительность периода, в течение которого проект будет работать «на себя». Срок окупаемости отражает связь между размером инвестиции и потоком чистых денежных поступлений. Под сроком окупаемости понимают продолжительность периода, в течение которого сумма потоков чистых денежных поступлений, дисконтированных на момент завершения инвестиций, достигнет суммы инвестиций.
В качестве примера рассмотрим проект - приобретение предприятием новой технологической линии. Стоимость линии - 15 млн. рублей, срок эксплуатации - 5 лет. Износ оборудования исчисляется по методу линейной амортизации, т.е. 20% в год. Суммы, вырученные от ликвидации оборудования в конце срока эксплуатации, покрывают расходы по его демонтажу. Прогнозные значения выручки от реализации продукции, произведенной на новой линии, а также прогнозные суммы текущих расходов по годам приведены соответственно в строках 1 и 2 табл. 4. Ставка налога на прибыль составляет 20%. Норма дисконта принята соответствующей норме доходности предприятия, реализующего проект - 15%. Инвестиции производятся единовременным платежом без участия внешних источников финансирования, т.е. за счет собственных средств предприятия.
С целью принятия решения о целесообразности с экономической точки зрения реализации данного проекта определим для него чистую приведенную стоимость и срок окупаемости.
Таблица 4 - Денежные потоки проекта (тыс. руб.)
| Показатели | Годы | ||||
| 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
| 1.Объем реализации | 10 200 | 11 100 | 12 300 | 12 000 | 9 000 |
| 2.Текущие расходы | -5100 | -5304 | -5516,2 | -5736,8 | -5966,3 |
| 3.Амортизация | -3 000 | -3 000 | -3 000 | -3 000 | -3 000 |
| 4.Налогооблагаемая (валовая) прибыль | 2 100 | 2796 | 3783,8 | 3263,2 | 33,7 |
| 5.Налог на прибыль | -420 | -559,2 | -756,8 | -652,6 | -6,7 |
| 6.Чистая прибыль | 1680 | 2236,8 | 3027 | 2610,6 | 27 |
| 7.Чистые денежные поступления (строка3+ строка 6) | 4680 | 5236,8 | 6027 | 5610,6 | 3027 |
Чистая приведенная стоимость находится следующим образом: ЧПС=4680x1,151 +5236,8х1,152 +6027х1,153 +5610х1,154 +3027х1,155 -15000= = 1704,9 тыс.руб.
Для определения срока окупаемости проекта с учетом фактора времени запишем дисконтированные значения чистых денежных поступлений по годам:
1-й год: 4680/1,151 = 4069,5 тыс. руб.;
2-й год: 5236,8/1,152 = 3959,5 тыс. руб.;
3-й год: 6027/1,153 = 3968,8 тыс. руб.
4-й год: 5610,6/1,154 = 3208,1 тыс. руб.;
5-й год: 3027/1,155 = 1505 тыс. руб.
Сумма дисконтированных доходов за первые 3 года составит: 4069,5 + 3959,5 + 3968,5 = 11997,5 тыс. руб. Недостающая сумма средств для покрытия инвестиций: 15000 - 11997,5 = 3002,5 тыс.руб. Срок окупаемости недостающей суммы составит: 3002,5 / 3208,1 = 0,94 года.
Тогда срок окупаемости составит 3 + 0,94 = 3,94 года.
Анализ рисков
В данном подразделе необходимо провести качественный анализ рисков, который предполагает выявление причин или источников возникновения рисков и описание характера воздействия рисков на проект. В общем случае нужно проанализировать следующие виды риска: рыночный, операционный, финансовый, правовой, кадровый, материально-технический.
В качестве примера в таблице 5 приведены результаты качественного анализа проекта «Организация производства и сбыта макаронных изделий»
Таблица 5 - Перечень рисков проекта
| Вид риска | Причина риска | Влияние риска |
| Рыночный | 1.Снижение платежеспособности населения 2.Снижение цен конкурентами 3.Появление дополнительного альтернативного предложения | Падение спроса на макаронную продукцию и соответственно объемов продаж и чистой прибыли |
| Операционный | 1.Недостатки проектных работ 2.Недобросовестность подрядчика 3.Сбои в поставке, материалов, оборудования, сырья 4.Низкий уровень организации работ по проекту | Невыполнение календарного плана работ по проекту, снижение качества работ |
| Финансовый | 1.Увеличение сметной стоимости работ по проекту 2.Несвоевременное финансирование проектных работ 3.Недостаток оборотных средств | Невыполнение календарного плана работ по проекту, потребность в дополнительном кредитовании, снижение уровня коммерческой эффективности проекта |
| Правовой | 1.Изменение федерального или регионального законодательства 2.Нарушение договорных условий поставщиками и подрядчиками | Влияние на финансовые результаты проекта, нарушение сроков реализации проекта, расторжение договоров с поставщиками и подрядчиками |
| Кадровый | 1.Трудности с подбором квалифицированных кадров 2.Текучесть кадров 3.Несоблюдение трудовой дисциплины | Увеличение затрат на подбор и подготовку кадров, дополнительные финансовые потери от нарушений трудовой дисциплины |
| Материально- технический | 1.Нестабильное качество сырья 2.Отсутствие передовой технологии производства макаронных изделий 3.Рост цен на современное оборудование 4.Отсутствие резервных мощностей для случаев отказа оборудования | Снижение качества выпускаемой продукции и соответственно потеря рынков сбыта, снижение объемов продаж, невыполнение договорных обязательств |
2.3. Методические указания по выполнению подпункта «Управление проектом»
Формирование команды проекта
Здесь следует сформировать состав проектной команды и сформулировать основные функции каждого члена команды. Типовой состав команды проекта помимо его руководителя включает:
· инженер проекта - контролирует и координирует процессы проектирования, техническую целостность проекта, соответствие ресурсов и времени на всех стадиях проекта запланированным показателям;
· администратор проекта - осуществляет общее руководство командой проекта, организует и контролирует работу офиса проекта, обеспечивает команду проекта необходимой оргтехникой, материалами, оборудованием;
· финансовый менеджер - осуществляет контроль за организацией финансирования проекта, движением денежных потоков, организацией бюджетирования и бухгалтерского учета;
· менеджер по персоналу - отвечает за привлечение необходимых для реализации проекта человеческих ресурсов, обучение и повышение квалификации персонала;
· менеджер по качеству - несет ответственность за качество всех работ по проекту, включая его конечные результаты;
· менеджер по закупкам - отвечает за выбор поставщиков, организацию закупок и поставку ресурсов;
· администратор контрактов - контролирует заключение, выполнение и завершение контрактов с участниками проекта, в том числе проектировщиками, поставщиками ресурсов и услуг;
· ИТ-менеджер - организует эффективные коммуникации между членами команды проекта, отвечает за информационные системы, компьютерное и телекоммуникационное оборудование.
В каждом конкретном проекте, рассматриваемом в курсовой работе, состав команды проекта должен быть уточнен, а функции членов команды конкретизированы. Некоторые из должностей типового состава могут оказаться избыточными, с другой стороны, может появиться объективная потребность введения дополнительных членов команды с соответствующими функциями.
Управление коммуникациями
Наиболее распространенными формами проектных коммуникаций являются:
· письменная (отчеты, письма, факсы);
· устная (переговоры, совещания, конференции);
· интернет-технологии (видеоконференции, корпоративные сайты, системы хранения данных).
Управление коммуникациями включает в себя следующие процессы:
· планирование системы коммуникаций;
· сбор и распределение информации;
· отчетность о ходе выполнения работ;
· документирование хода работ.
Конечным документом процесса формирования коммуникаций является план управления коммуникациями, пример которого приведен в таблице 6.
Таблица 6 - План управления коммуникациями (пример)
| Информация и документы | Цель коммуникации | Отправитель | Получатель | Частота | Метод или технология |
| Регулярные | Контроль | Руководитель | Заказчик | В течение 2 | |
| отчеты о | выполнения | проекта | Инвестор | дней с | |
| состоянии | проекта | момента | |||
| проекта | создания документа | ||||
| Сводный отчет | Контроль | Руководитель | Заказчик | В течение 2 | |
| о ходе проекта | выполнения проекта | проекта | Инвестор | дней с момента создания документа ежемесячно | |
| Табели | Контроль хода | Исполнители | Руководитель | еженедельно | ИСУП |
| трудозатрат | работ | проекта | |||
| членов | |||||
| команды | |||||
| Протоколы | Фиксация и | Руководитель | Участники | В течение 2 | |
| совещаний | согласование результатов встреч | проекта | совещаний | дней с момента готовности протокола | |
| Запросы на | Решение | Все члены | Руководитель | По | |
| изменения | вопросов и проблем | команды проекта | проекта | потребности | |
| Письма | Решение | Все члены | Все члены | По | |
| текущих | команды | команды | потребности | ||
| вопросов | проекта | проекта | |||
| Отчеты по | Анализ и | Руководитель | Заказчик, | По | |
| результатам | приемка | проекта | другие | достижении | |
| работы | результатов работы | участники проекта | результатов | ||
| Опросный | Анализ реакции | Руководитель | Участники | После | |
| лист | заказчика | проекта | проекта | анализа результатов |
Управление качеством
Управление качеством в проекте включает ряд типовых процессов: планирование качества, обеспечение качества и контроль качества. В курсовой работе необходимо дать описание каждого из перечисленных процессов для конкретного проекта, т.е. пояснить, как будут реализовываться эти процессы в проекте.
Кроме того, следует разработать карту качества проекта, которая является упрощенным вариантом плана управления качеством. В карте перечисляются основные ожидаемые результаты проекта и устанавливаются
критерии, по которым можно судить о достижении запланированного результата.
В качестве примера приведена карта качества проекта «Создание школы развития для дошкольников в микрорайоне «Запад» (табл.7).
Таблица 7 - Карта качества проекта
| Ожидаемые результаты | Критерии достижения |
| Земельный участок | · расположение в микрорайоне «Запад»; · расположение в экологически чистой зоне; · наличие разрешительной документации; · наличие договора купли-продажи. |
| Здание | · соответствие проекту строительства; · соответствие требованиям электро- и пожарной безопасности; · выполнение требований СНИП. |
| Оснащение | · соответствие учебных аудиторий санитарно- эпидемиологическим требованиям; · соответствие закупленного оборудования проектной спецификации. |
| Кадровое обеспечение | · соответствие персонала требованиям по уровню профессионального образования; · наличие опыта работы с детьми. |
| Методическое обеспечение | · соответствие требованиям Закона об образовании и ФГОС; · полнота и комплексность. |
| Выполнение плановых показателей | · выполнение календарного плана проекта; · соблюдение утвержденной сметы. |
Контроль проекта
Объектами контроля (то, что необходимо контролировать) в общем случае являются:
1. Элементы управления проектом
· составляющие базового плана проекта;
· окружение проекта;
· источники финансирования проекта;
· качество выполнения работ;
· персонал проекта;
· временные параметры проекта;
2. Элементы процесса создания продукта
· процесс производства продукта;
· используемые материалы и сырье;
· вопросы безопасности;
· технические характеристики продукта;
· обеспечение сохранения коммерческой тайны.
В курсовой работе необходимо показать - какие элементы, каким образом, с помощью каких методов и средств будут контролироваться.
В анализе нужно использовать различные способы обработки экономической информации (например, использование абсолютных, относительных и средних величин; применения сравнения, группировки, балансового метода и др.).
Заключение
В заключении необходимо представить обобщающие выводы. Отразить результаты практической значимости исследования, пути дальнейшей перспективы работы над проблемой, выявленные недостатки, а также предложения по совершенствованию и т. д. Объем заключения должен составлять не более 10% от общего объема работы.
Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы целесообразно иллюстрировать таблицами, схемами, рисунками, графиками и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 701.