Методические указания по выполнению подпункта «Разработка концепции проекта»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Содержание проектной идеи

Здесь должна быть сформулирована генеральная цель проекта и изложено его содержание. Необходимо обосновать важность и нужность данного проекта для заказчика. Если, например, проект предполагает производство какого-то вида продукции (услуг), то должно быть представлено описание этого продукта (назначение, характеристики, отличия его от существующих аналогов), обоснована необходимость выпуска этого продукта и его конкурентоспособность. Целесообразно указать временные рамки проекта, социальный эффект проекта (новые рабочие места, улучшение условий труда, повышение качества жизни населения и др.).

 

Цели проекта

Генеральной целью проекта можно считать ожидаемый результат проекта, на который рассчитывает его заказчик. Правильно сформулированная цель проекта должна удовлетворять так называемым критериям SMART, т.е. должна быть конкретной (понятной), измеримой (т.е. предполагает наличие количественных показателей), достижимой, реальной, ограниченной во времени.

Для обеспечения этих критериев рекомендуется излагать генеральную цель в виде составляющих ее подцелей, представляющих цели более низкого уровня. Эта иерархия формулируется в следующем виде:

1. Генеральная цель проекта;

2. Подцели первого уровня (промежуточные цели, совокупность которых объясняет генеральную цель);

3. Подцели второго уровня (небольшие цели, объясняющие подцели первого уровня).

Например, для проекта «Организация коммерческого производства меда и побочных продуктов в фермерском хозяйстве «Лесное» система целей может быть сформулирована следующим образом:

Генеральная цель: создание к 2020 году предприятия по производству и реализации меда и побочных продуктов с объемом реализации 10 млн. рублей в год.

Первый и второй уровни дерева целей:

1. Производственные цели:

1.1.Приобретение оборудования;

1.2.Приобретение технологий;

1.3.Набор и обучение персонала.

2. Маркетинговые цели:

2.1.Изучение спроса населения;

2.2.Формирование номенклатуры выпускаемых продуктов;

2.3.Разработка ценовой политики.

3. Цели по продажам:

3.1.Отрытие 5 торговых точек;

3.2.3аключение договоров с 3 торговыми сетями;

3.3.Набор и обучение 20 распространителей продукции.

 

Окружение проекта

Во внешней среде принято выделять ближнее и дальнее окружение проекта. Ближнее окружение формируется организацией, на базе которой реализуется проект. Эту организацию часто называют материнской компанией.

Дальнее окружение формируется внешними факторами, которые оказывают влияние на проект непосредственно либо через материнскую компанию.

Если проект, рассматриваемый в курсовой работе, не связан с какой-либо организацией (например, создание предпринимателем нового предприятия), то необходимо рассматривать только дальнее окружение проекта. В этом случае необходимо проанализировать комплекс внешних факторов, влияющих на проект: экономические факторы (валютные курсы, темпы инфляции, ставки по кредитам, тарифы и налоги и др.); политические факторы (поддержка проекта региональными властями, политические риски и др.); социально-демографические факторы (демографическая ситуация в регионе, ожидаемое отношение населения территории к проекту, социокультурные характеристики населения и др.); правовые факторы (нормативно-правовое обеспечение предпринимательской и инвестиционной деятельности, необходимость лицензирования деятельности и др.); научно- технологические факторы (состояние научной и (или) производственной инфраструктуры региона, логистика, уровень развития технологий).

Если же в курсовой работе разрабатывается проект, ориентированный на какое-то конкретное предприятие (например, техническое переоснащение предприятия или повышение мотивации персонала предприятия), то кроме факторов дальнего окружения необходимо рассмотреть и ближнее окружение проекта, в частности, организационную структуру предприятия, его корпоративную культуру, особенности взаимодействия материнской компании с руководителем и командой проекта.

 

Участники проекта

Участники проекта - это физические и юридические лица, чьи интересы связаны с реализацией проекта. В общем случае основными внешними участниками проекта являются инициатор проекта, инвестор, заказчик, консультант, проектировщик, генеральный подрядчик и субподрядчики, поставщики, органы власти.

В курсовой работе для конкретного проекта нужно перечислить основных участников, их функции и ожидания. Если для проекта представляется возможным указать конкретную организацию-участника, то целесообразно дать характеристику этой организации.

Например: «Инвестором проекта является банк «Венец»; банк был создан в 1990 году на базе Операционного управления Промстройбанка и входит в число крупнейших региональных банков Ульяновской области. Сеть обслуживания банка сегодня включает в себя 10 дополнительных офисов в г.Ульяновске и Ульяновской области. Банку присвоен кредитный рейтинг В++ (рейтинговое агентство AK&M). Уставный капитал - 388 000 000 руб., величина уставного капитала изменена 12 ноября 2009 года. Юридический адрес: г.Ульяновск, ул.Марата, 19».

Еще один пример: «Генеральным подрядчиком строительства спортивного комплекса выступит АО «Трест - 3» (Ульяновск). «Трест-3» создан в 1988 году. В настоящее время АО «Трест-3» представляет собой сбалансированную структуру, работающую «под ключ» и готовую к выполнению функций инвестора, заказчика, генподрядчика, а так же осуществляющую полный комплекс субподрядных работ. В состав организации входят: два строительных управления, специализированные управления по выполнению отделочных, электромонтажных и сантехнических работ, управление механизации и цех металлоконструкций, мобильный завод по выпуску товарного бетона. Юридический адрес: Ульяновск, Инженерный 9-й проезд, 4».

Далее необходимо спроектировать организационную структуру проекта.

2.2. Методические указания по выполнению подпункта «Планирование проекта»

 

Структура разбиения работ

Структура разбиения работ (СРР) - обязательный инструмент разработки плана проекта. Построение СРР - это разбиение (декомпозиция) проекта на отдельные элементы (фазы, пакеты работ, отдельные работы) и построение иерархической структурной модели. Количество уровней декомпозиции зависит от особенностей проекта, его сложности, продолжительности и других факторов.

СРР представляет собой, по сути, перечень задач проекта. Она может быть представлена в графическом виде либо в виде описания.

Декомпозиция может проводиться:

• по компонентам товара, получаемого в результате реализации проекта;

· по процессным или функциональным элементам деятельности материнской компании;

· по категориям работ;

· по отдельным объектным составляющим.

В качестве примера рассмотрим СРР для проекта «Ремонт учебного корпуса университета».

Проект «Ремонт учебного корпуса университета»

Первый уровень работ:

1. Ремонт аудиторий и лабораторий;

2. Ремонт холлов;

3. Ремонт подсобных помещений (гардероб, туалеты, буфет).

Второй уровень работ:

1. Ремонт аудиторий и лабораторий:

1.1.Освобождение аудиторий от учебной мебели;

1.2.Демонтаж компьютерной техники;

1.3.Выполнение электромонтажных работ;

1.4.Ремонт системы теплоснабжения;

1.5.Отделочные работы.

2. Ремонт холлов:

2.1.Замена светильников;

2.2.Отделочные работы;

2.3.Замена стендов.

3. Ремонт подсобных помещений:

3.1.Демонтаж сантехнического оборудования;

3.2.Демонтаж торгового оборудования в буфете;

3.3.Выполнение электромонтажных работ;

3.4.Установка сантехнического оборудования;

3.5.Отделочные работы.

Третий уровень работ (только для пакета работ 1.5.)

1.5.Отделочные работы

1.5.1.Подготовка поверхностей

1.5.2.Монтаж подвесных потолков

1.5.3.Окраска стен

1.5.4.Замена линолеума

Примечание. В примере работы третьего уровня приведены только для одного пакета работ второго уровня (1.5. отделочные работы). В курсовой работе следует приводить полную СРР.

 

Календарное планирование

Целью календарного планирования является определение плановых (расчетных) сроков выполнения работ проекта и проекта в целом. Существует два наиболее распространенных графических метода для составления календарного плана (расписания) проекта: диаграммы Гантта и сетевые графики, причем последние могут строиться либо в виде стрелочных диаграмм, либо диаграмм предшествования.

В курсовой работе может быть применен любой из перечисленных графических инструментов, причем диаграмма Гантта может быть построена с использованием компьютерных программ Microsoft Project, Excel и др.

В качестве примера построим сетевой график для инновационного проекта «Внедрение в производство нового конструкционного материала». Основные работы по проекту приведены в таблице 1.

Необходимо отметить, что содержание работ, показанное в третьем столбце таблицы 1, является структурной декомпозицией работ по организации выполнения инновационного проекта.

На основе перечня работ, сроков их исполнения и последовательности, указанных в таблице 1, построен сетевой график (рис.1).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 422.