Основные положения судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации
Стремительно возросшее усложнение социально-экономических общественных отношений в Российской Федерации, развитие науки, совершенствование методов и средств исследования многократно увеличили возможности обращения должностных лиц правоохранительных органов к носителям специальных знаний для их использования в доказывании при расследовании и рассмотрении в суде самых разнообразных конфликтных правовых ситуаций по гражданским, административным и уголовным делам.
Фактически при осуществлении всех видов судопроизводства, предусмотренных Конституцией РФ (ст.118), возникает необходимость в рассмотрении различных вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла и, следовательно, назначении экспертизы.
В последние годы сложилась такая ситуация в сфере правосудия, когда экспертные исследования для нужд правоохранительных органов и судов стали проводиться в различных государственных экспертных учреждениях, руководство которыми осуществляют разные ведомства и органы исполнительной власти. Организация и деятельность этих экспертных учреждений в значительной мере определяются подзаконными ведомственными нормативными актами, далеко не всегда единообразно регулирующими процедуру исполнения поручений правоохранительных органов и судов о проведении экспертных исследований. Утверждение принципа состязательности в правосудии вызвало к жизни развитие и использование в судебной практике альтернативной экспертизы, проведение судебных экспертных исследований не только государственными учреждениями, но и отдельными квалифицированными специалистами на договорной основе. Происходит обновление федерального процессуального законодательства, учитывающего особенности рассмотрения судебных дел различных категорий, связанных с применением норм таких отраслей материального права, как гражданское, административное, уголовное право и, соответственно, положений гражданского процессуального права, арбитражного, уголовно-процессуального права.
Необходимость обобщения и унификации установлений по организации экспертных учреждений, укрепления правовой основы и утверждения общих принципов их деятельности послужило основанием принятия в 2001 году Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. № 23. Ст.2291 – далее по тексту федеральный закон).
В настоящее время правовую основу организации и деятельности государственных судебно-экспертных учреждений составляют помимо названного федерального закона Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения РФ и др.
Следует иметь в виду, что некоторые из названных нормативных правовых актов были приняты после издания комментируемого Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и содержат некоторые положения, не получившие отражения в названном базовом законе.
Так, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (принят Государственной Думой 23.10.2002г. – далее по тексту ГПК РФ), вопросы назначения, производства экспертизы и оценки заключения эксперта рассматриваются в следующих статьях: 79 «Назначение экспертизы»; 80 «Содержание определения суда о назначении экспертизы»; 81 «Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе»; 82 «Комплексная экспертиза»; 83 «Комиссионная экспертиза»; 84 «Порядок проведения экспертизы»; 85 «Обязанности и права эксперта»; 86 «Заключение эксперта»; 87 «Дополнительная и повторная экспертиза».
Содержание этих норм не выходит в основном за рамки общих установлений теории доказательств. Однако в изложении прав и обязанностей сторон при участии в проведении экспертизы имеется одна особенность.
ГПК РФ устанавливает, что при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредоставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым (ч.3 ст.79).
С принятием Федерального закона произошло существенное изменение в нормативно-правовом, организационном и материально-техническом обеспечении деятельности судебно-экспертных учреждений. В развитие положений названного Федерального закона Минюст России подготовил ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих различные вопросы организации и деятельности судебно-экспертных учреждений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.