Целеполагание является одним из наиболее ответственных и определяющих элементов всей системы управления (менеджмента). Цель становится управленческим инструментом в том случае, если она определена и четко сформулирована; известна всем сотрудникам организации; принята работниками к исполнению.
С целеполагание тесно связан второй этапа разработки управленческих решений – формирование критериев и ограничений для принятия решения. Критерием в науке управления считается количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей, которое может выступать основанием для выбора наиболее предпочтительного варианта решения из ряда возможных альтернатив. С понятием «критерий» связаны такие компоненты, как:
-параметры эффективности (комплекс наиболее важных параметров системы, позволяющих оценить качества решения проблемы и степень достижения поставленных перед системой целей);
-уровень профессионализма руководителя (определённый уровень способностей для выполнения конкретной управленческой операции);
-набор знаний, умений, навыков (совокупность знаний, умений, действий, необходимая для решения определенной управленческой задачи).
Для более эффективной реализации управленческого решения необходимо сформулировать имеющиеся ограничения. При формировании такого перечня в него чаще всего вносят такие ограничения, как внутренние ресурсы (финансы, трудовые ресурсы, технологический и сырьевой ресурсы и др.), так и внешние (законодательство, рыночные отношения, этика и устои общества) и другие ограничения, оказывающие значимое влияние на реализацию решения. Кроме того, желательно разработать оценочные критерии, которые чаще всего могут состоять из собственных характеристик решения, степени риска, временных критериев и другие, значимые для каждого конкретного решения критерии.
Существуют три наиболее разработанные подхода к формированию критериев.
Первый подход заключается в том, что критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Однако в менеджменте критерий рассматривается как некое правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернатив (Венцель Е.С.)
В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие варианты решений:
-неэффективные, не позволяющие решить проблему;
-рациональные, позволяющие решить проблему;
-оптимальный вариант решения, позволяющий решить проблему наилучшим в определенном критерием смысле образом, или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле. Если неэффективных и рациональных решений может быть много, то оптимальное решение одно.
Критерий включает в себя в качестве компонентов параметры эффективности (эффекта).
Параметром эффективности называют наиболее важные параметры системы, помогающие оценить качество решения проблемы и достижение поставленных перед системой целей. Для организаций (в т.ч. и для образовательных организаций) в качестве параметров эффекта могут рассматриваться параметры: стоимость и (или) время создания; доход, прибыль (убытки) за фиксированный период и т.д. При выборе состава параметров эффекта учитывают как то, ради чего создается система, так и цели исследования.
Существуют различные подходы к формированию критериев. В зависимости от числа параметров оптимизации в критерии говорят о монокритериальной и поликритериальной (векторной) постановке задач. При монокритериальной постановке оптимизируют (максимизируют или минимизируют) один из параметров эффекта. Например, качество образования, успешность выполнения выпускных проверочных работ, сформированность коммуникативных умений младших школьников и т.д. При поликритериальной постановке проводится совместная оптимизация ряда параметров эффекта. Так, при оптимизации учебного плана в состав критерия могут включаться параметры, характеризующие занятость младших школьников во вторую половину дня; время, необходимое для внедрения нового учебного плана, усиление возможностей для безопасности школьников; стоимость затрат и др.
Чаще всего в качестве оптимизируемого параметра выбирают либо эффективность, либо стоимость. При оценке экономической эффективности измеряют и оптимизируют: доход, прибыль, убытки, производительность труда и т.п.
Сложности векторной оптимизации привели к тому, что значительное распространение получили приемы линеаризации критериев. Эти приемы предусматривают переход от векторной формы критерия к одномерной линейной, так называемые приемы (методы) линеаризации критериев. Среди них наиболее известны аддитивные, мультипликативные критерии и индексы[1].
Второй подход к формированию критериев состоит в том, что одну часть параметров эффекта (которые нужно улучшить) относят к числителю, а другую часть параметров (которые нужно уменьшить) относят к знаменателю (Вентцель Е.С.).
Главным недостатком этого подхода является то, что, уменьшая знаменатель при незначительной величине числителя, можно обеспечить большое значение критерия. Поэтому такого рода критерий может быть применен с использованием ограничений или на величину критерия, или числителя, или знаменателя. Наиболее известным из этого типа критериев является критерий «эффективность/затраты».
Третий подход состоит в том, что один из параметров эффекта максимизируют или минимизируют, а на остальные накладывают ограничения (Вентцель Е.С.), принцип «минимакса».
В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных её аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху…
Оценочная система (Литвак Б.Г.) формируется как для индивидуальных, так и для коллективных сравнительных оценок. В состав оценочной системы входят:
-перечень критериев, характеризующих объект принятия решения (необходим и на этапе принятия решения, и на этапе контроля его реализации, и на этапе оценивания результативности решения);
-шкала для оценки сравнительной важности критериев (например, вербально-числовая шкала Харрингтона);
-формирование принципа выбора (принципа приоритетности критерия).
Формирование оценочной системы трудоемко, но необходимо для адекватной оценки внедряемого проекта и принятия эффективных управленческих решений. Конкретные методы для использования на данном этапе «управленческой цепи» будут раскрыты в следующих темах.
На втором этапе принятия управленческого решения, этапе формулировки критериев и ограничений, возможно использование таких методов, как «Линеаризация», «Эффект/затраты», «Минимакс».
Наука управления: Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска Понятие «неопределённость» является одной из основных характеристик будущего. Неопределенность связана с неполнотой и неточностью информации об условиях существование какого-либо объекта. Неопределенность трактуется в качестве неотчетливой, неточной, неясной или уклончивой информации о каком-либо объекте или процессе. Неопределенность может быть объективной (не зависящей от ЛПР) и субъективной (зависящей от профессиональных ошибок). Следствие неопределенности являются риски в деятельности предприятия, понимаемые как возможности возникновения факторов нежелательных изменений и наступления негативных последствий. Понятие риска используется в целом ряде наук. Анализ риска можно найти в литературе по техническим наукам, правовым вопросам, психологии, медицине. Философии и т.д… В отечественной практике встречается…понятие – «политика риска», которое представляет собой совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного решения в момент его принятия, сократив тем самым возможные негативные последствия подобных решений на других стадиях функционирования предприятия. (Белова И.Ю. Методы принятия управленческих решений) |
Контрольные вопросы по теме «Формирование критериев и ограничений для принятия решений»:
1) | Дайте определение понятия «оценочная система». |
2) | Опишите оценочную систему для принятия управленческих решений. |
3) | Перечислите профессиональные умения менеджера для формирования необходимой оценочной системы. |
Практика принятия решений имеет древнюю историю. Хрестоматийным считается решение, когда древнееврейский царь Соломон ( IX в до н.э.) разрешил спор двух женщин о том, кому из них принадлежит ребенок. Соломон предложил разрубить дитя пополам и поделить между несогласными. Обманщица охотно согласилась, а мать, заплакав, сказала: «Лучше отдайте его ей живым». Правда открылась немедленно. Что было критерием для принятия соломонова решения? |
Залог успешного руководства – видеть многовариантность будущего, умение просматривать самые мрачные сценарии. Уильям Шекспир |
V. ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ
В качестве альтернативы может быть рассмотрена каждая из исключающих друг друга возможностей развития событий. Выбор альтернативы предполагает выбор направления решения между взаимоисключающими возможностями.
Независимо от природы происхождения выделяются следующие виды альтернатив:
-по возможности реализации (осуществимые (реализуемые) и неосуществимые);
-по возможности использования (допустимые (полезные) и недопустимые (бесполезные));
-по возможности сопоставления (сопоставимые и несопоставимые);
-по взаимозависимости (зависимые и независимые);
-по форме существования (существующие и создаваемые (порождаемые);
-по ожидаемости появления (штатные и нештатные) и др.
Альтернативы, подлежащие выбору, должны быть осуществимыми, допустимыми, сопоставимыми и независимыми.
Процесс разработки, поиска, генерирования альтернатив включает в себя такие этапы, как:
1) выявление полного перечня альтернатив (определяется полная совокупность альтернатив, способы и средства достижения поставленной цели);
2) выбор допустимых альтернатив (фильтрация вариантов через ограничения);
3) предварительный анализ альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации.
Генерирование альтернативных вариантов решений может осуществляться как непосредственно, так и с помощью специальных экспертных процедур, методов.
К методам, применяемым на этапе генерации идей, можно отнести: метод «мозгового штурма» («мозговой атаки», описанный в теме «Диагностика проблем»); «морфологический метод» («метод морфологического анализа»); «метод ассоциаций и аналогий»; «метод контрольных вопросов» и другие.
«Метод морфологического анализа» |
Автор: швейцарский астрофизик Ф. Цвики.
Время разработки: 1966 г.
Суть метода: уменьшение сложности проблемы через её разделение на компоненты, относительно независимые от общей проблемы; применяется, прежде всего, для развития материальных объектов.
План использования метода:
-поставить задачу;
-разделить проблему на компоненты (параметры), от которых зависит ее решение;
-определить для каждого параметра перечень известных и потенциальных решений;
-свести параметры и их решения в специальную матрицу («морфологический ящик»);
-комбинировать инновативные решение на основе данных специальной матрицы;
-проверить инновативные решения на реализуемость.
Правила использования метода:
1. В ходе использования метода находить максимальное число альтернатив из комбинаций уже существующих частичных решений.
2. Для использования метода необходимо иметь достаточный уровень аналитических способностей и способностей к абстрагированию.
3. Для использования метода необходимо иметь высокий уровень осведомленности пользователя по поводу всех возможных частичных решений проблемы.
4. Необходимо использовать компьютерную технику и соответствующие программы для быстроты создания требуемого многообразия.
5. При выборе параметров необходимо учитывать следующее:
-параметры должны не зависеть друг от друга (это делает возможным их комбинацию);
-необходимо охватить все существенные параметры проблемы и отбросить несущественные;
-необходимо выбирать только те параметры, которые соответствуют всем возможным вариантам решения.
Результат использования метода: групповой поиск в течение 1,5-2 часов инновативных решений через сознательное обращение к уже существующим частичным решениям.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 370.