IV. ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целеполагание является одним из наиболее ответственных и определяющих элементов всей системы управления (менеджмента). Цель становится управленческим инструментом в том случае, если она определена и четко сформулирована; известна всем сотрудникам организации; принята работниками к исполнению.

С целеполагание тесно связан второй этапа разработки управленческих решений – формирование критериев и ограничений для принятия решения. Критерием в науке управления считается количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей, которое может выступать основанием для выбора наиболее предпочтительного варианта решения из ряда возможных альтернатив. С понятием «критерий» связаны такие компоненты, как:

-параметры эффективности (комплекс наиболее важных параметров системы, позволяющих оценить качества решения проблемы и степень достижения поставленных перед системой целей);

-уровень профессионализма руководителя (определённый уровень способностей для выполнения конкретной управленческой операции);

-набор знаний, умений, навыков (совокупность знаний, умений, действий, необходимая для решения определенной управленческой задачи).

Для более эффективной реализации управленческого решения необходимо сформулировать имеющиеся ограничения. При формировании такого перечня в него чаще всего вносят такие ограничения, как внутренние ресурсы (финансы, трудовые ресурсы, технологический и сырьевой ресурсы и др.), так и внешние (законодательство, рыночные отношения, этика и устои общества) и другие ограничения, оказывающие значимое влияние на реализацию решения. Кроме того, желательно разработать оценочные критерии, которые чаще всего могут состоять из собственных характеристик решения, степени риска, временных критериев и другие, значимые для каждого конкретного решения критерии.

Существуют три наиболее разработанные подхода к формированию критериев.

Первый подход заключается в том, что критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Однако в менеджменте критерий рассматривается как некое правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернатив (Венцель Е.С.)

В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие варианты решений:

-неэффективные, не позволяющие решить проблему;

-рациональные, позволяющие решить проблему;

-оптимальный вариант решения, позволяющий решить проблему наилучшим в определенном критерием смысле образом, или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле. Если неэффективных и рациональных решений может быть много, то оптимальное решение одно.

Критерий включает в себя в качестве компонентов параметры эффективности (эффекта).

Параметром эффективности называют наиболее важные параметры системы, помогающие оценить качество решения проблемы и достижение поставленных перед системой целей. Для организаций (в т.ч. и для образовательных организаций) в качестве параметров эффекта могут рассматриваться параметры: стоимость и (или) время создания; доход, прибыль (убытки) за фиксированный период и т.д. При выборе состава параметров эффекта учитывают как то, ради чего создается система, так и цели исследования.

Существуют различные подходы к формированию критериев. В зависимости от числа параметров оптимизации в критерии говорят о монокритериальной и поликритериальной (векторной) постановке задач. При монокритериальной постановке оптимизируют (максимизируют или минимизируют) один из параметров эффекта. Например, качество образования, успешность выполнения выпускных проверочных работ, сформированность коммуникативных умений младших школьников и т.д. При поликритериальной постановке проводится совместная оптимизация ряда параметров эффекта. Так, при оптимизации учебного плана в состав критерия могут включаться параметры, характеризующие занятость младших школьников во вторую половину дня; время, необходимое для внедрения нового учебного плана, усиление возможностей для безопасности школьников; стоимость затрат и др.

Чаще всего в качестве оптимизируемого параметра выбирают либо эффективность, либо стоимость. При оценке экономической эффективности измеряют и оптимизируют: доход, прибыль, убытки, производительность труда и т.п.

Сложности векторной оптимизации привели к тому, что значительное распространение получили приемы линеаризации критериев. Эти приемы предусматривают переход от векторной формы критерия к одномерной линейной, так называемые приемы (методы) линеаризации критериев. Среди них наиболее известны аддитивные, мультипликативные критерии и индексы[1].

Второй подход к формированию критериев состоит в том, что одну часть параметров эффекта (которые нужно улучшить) относят к числителю, а другую часть параметров (которые нужно уменьшить) относят к знаменателю (Вентцель Е.С.).

Главным недостатком этого подхода является то, что, уменьшая знаменатель при незначительной величине числителя, можно обеспечить большое значение критерия. Поэтому такого рода критерий может быть применен с использованием ограничений или на величину критерия, или числителя, или знаменателя. Наиболее известным из этого типа критериев является критерий «эффективность/затраты».

Третий подход состоит в том, что один из параметров эффекта максимизируют или минимизируют, а на остальные накладывают ограничения (Вентцель Е.С.), принцип «минимакса».

В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных её аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху…

Оценочная система (Литвак Б.Г.) формируется как для индивидуальных, так и для коллективных сравнительных оценок. В состав оценочной системы входят:

-перечень критериев, характеризующих объект принятия решения (необходим и на этапе принятия решения, и на этапе контроля его реализации, и на этапе оценивания результативности решения);

-шкала для оценки сравнительной важности критериев (например, вербально-числовая шкала Харрингтона);

-формирование принципа выбора (принципа приоритетности критерия).

Формирование оценочной системы трудоемко, но необходимо для адекватной оценки внедряемого проекта и принятия эффективных управленческих решений. Конкретные методы для использования на данном этапе «управленческой цепи» будут раскрыты в следующих темах.

На втором этапе принятия управленческого решения, этапе формулировки критериев и ограничений, возможно использование таких методов, как «Линеаризация», «Эффект/затраты», «Минимакс».

Наука управления: Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска Понятие «неопределённость» является одной из основных характеристик будущего. Неопределенность связана с неполнотой и неточностью информации об условиях существование какого-либо объекта. Неопределенность трактуется в качестве неотчетливой, неточной, неясной или уклончивой информации о каком-либо объекте или процессе. Неопределенность может быть объективной (не зависящей от ЛПР) и субъективной (зависящей от профессиональных ошибок). Следствие неопределенности являются риски в деятельности предприятия, понимаемые как возможности возникновения факторов нежелательных изменений и наступления негативных последствий. Понятие риска используется в целом ряде наук. Анализ риска можно найти в литературе по техническим наукам, правовым вопросам, психологии, медицине. Философии и т.д… В отечественной практике встречается…понятие – «политика риска», которое представляет собой совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного решения в момент его принятия, сократив тем самым возможные негативные последствия подобных решений на других стадиях функционирования предприятия. (Белова И.Ю. Методы принятия управленческих решений)

 

Контрольные вопросы по теме «Формирование критериев и ограничений для принятия решений»:

1) Дайте определение понятия «оценочная система».
2) Опишите оценочную систему для принятия управленческих решений.
3) Перечислите профессиональные умения менеджера для формирования необходимой оценочной системы.

 

Практика принятия решений имеет древнюю историю. Хрестоматийным считается решение, когда древнееврейский царь Соломон ( IX в до н.э.) разрешил спор двух женщин о том, кому из них принадлежит ребенок. Соломон предложил разрубить дитя пополам и поделить между несогласными. Обманщица охотно согласилась, а мать, заплакав, сказала: «Лучше отдайте его ей живым». Правда открылась немедленно. Что было критерием для принятия соломонова решения?

 


Залог успешного руководства – видеть многовариантность будущего, умение просматривать самые мрачные сценарии. Уильям Шекспир

V. ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ

 

В качестве альтернативы может быть рассмотрена каждая из исключающих друг друга возможностей развития событий. Выбор альтернативы предполагает выбор направления решения между взаимоисключающими возможностями.

Независимо от природы происхождения выделяются следующие виды альтернатив:

-по возможности реализации (осуществимые (реализуемые) и неосуществимые);

-по возможности использования (допустимые (полезные) и недопустимые (бесполезные));

-по возможности сопоставления (сопоставимые и несопоставимые);

-по взаимозависимости (зависимые и независимые);

-по форме существования (существующие и создаваемые (порождаемые);

-по ожидаемости появления (штатные и нештатные) и др.

Альтернативы, подлежащие выбору, должны быть осуществимыми, допустимыми, сопоставимыми и независимыми.

Процесс разработки, поиска, генерирования альтернатив включает в себя такие этапы, как:

1) выявление полного перечня альтернатив (определяется полная совокупность альтернатив, способы и средства достижения поставленной цели);

2) выбор допустимых альтернатив (фильтрация вариантов через ограничения);

3) предварительный анализ альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации.

Генерирование альтернативных вариантов решений может осуществляться как непосредственно, так и с помощью специальных экспертных процедур, методов.

К методам, применяемым на этапе генерации идей, можно отнести: метод «мозгового штурма» («мозговой атаки», описанный в теме «Диагностика проблем»); «морфологический метод» («метод морфологического анализа»); «метод ассоциаций и аналогий»; «метод контрольных вопросов» и другие.

«Метод морфологического анализа»

Автор: швейцарский астрофизик Ф. Цвики.

Время разработки: 1966 г.

Суть метода: уменьшение сложности проблемы через её разделение на компоненты, относительно независимые от общей проблемы; применяется, прежде всего, для развития материальных объектов.

План использования метода:

-поставить задачу;

-разделить проблему на компоненты (параметры), от которых зависит ее решение;

-определить для каждого параметра перечень известных и потенциальных решений;

-свести параметры и их решения в специальную матрицу («морфологический ящик»);

-комбинировать инновативные решение на основе данных специальной матрицы;

-проверить инновативные решения на реализуемость.

Правила использования метода:

1. В ходе использования метода находить максимальное число альтернатив из комбинаций уже существующих частичных решений.

2. Для использования метода необходимо иметь достаточный уровень аналитических способностей и способностей к абстрагированию.

3. Для использования метода необходимо иметь высокий уровень осведомленности пользователя по поводу всех возможных частичных решений проблемы.

4. Необходимо использовать компьютерную технику и соответствующие программы для быстроты создания требуемого многообразия.

5. При выборе параметров необходимо учитывать следующее:

-параметры должны не зависеть друг от друга (это делает возможным их комбинацию);

-необходимо охватить все существенные параметры проблемы и отбросить несущественные;

-необходимо выбирать только те параметры, которые соответствуют всем возможным вариантам решения.

Результат использования метода: групповой поиск в течение 1,5-2 часов инновативных решений через сознательное обращение к уже существующим частичным решениям.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 370.