Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре .В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.
Эмиль Жак Далькроз
1865 – 1950 Композитор и педагог из
Швейцарии.
Далькроз отрицательно относился к
танцам, которые, по его мнению, фиксируют только отдельные моменты движений, напоминающих серию поз, изображенных на греческих вазах и не связанных между собой. Голая техника классического балета того времени, с его точки зрения, ничто, если она не выражает человеческих чувств. Танцор должен всегда осознавать внутреннюю связь музыки и движения, считал Далькроз.
Насколько трудно было Далькрозу внедрить в стенах Консерватории свой новый метод, видно
из слов, полных недоверия и иронии, произнесенных одним из его друзей: «Мой бедный друг, ты видно совсем сошел с ума!» Его система вызвала резкое осуждение. Желание сопровождать песни движением называли «гримасничаньем». Далькроз говорил, что предстал как злодей перед возмущенным ареопагом, упрекающим его в том, что он компрометирует учебное заведение своими сатанинскими выдумками. Все ополчились против Далькроза: врачи уверяли, что его упражнения утомительны; хореографы упрекали его в отсутствии техники движения; музыканты — в изобилии переменных метров; художникам не нравились черные учебные костюмы. Родители считали обнаженные руки и босые ноги экстравагантными, просто неприличными! Они не понимали слов Далькроза о том, что тело человека это инструмент мудрости, красоты и чистоты.
Слушая все эти критические замечания, Далькроз повторял с усмешкой, что труднее бороться с предрассудками, чем за новые идеи и, если человек пребывает в темноте, то не следует плакать, а лучше подать ему зажженную свечку. Понадобились необычайная энергия, упорство, фанатическая вера в правоту своего метода, чтоб отстаивать свое начинание и в течение ряда лет добиваться признания своих исканий. Но его неустанно поддерживало сознание, что он делает нужное дело и, если сам не разрешит эту новую проблему, то уверен в том, что после его смерти другие продолжат его труд и найдут то, что он только наметил.
1905г — открытие первого курса в стенах Женевской консерватории
Время борьбы за признание своих идей длится долго с 1903 по 1905 год… Руководство Консерватории только в 1905 г. разрешает провести специальный курс ритмики в стенах данного учебного заведения. В эти годы Далькроз много пишет о музыкальном воспитании. Он нападает на устаревшие методы обучения. Считает, что учителя музыки, пренебрегая самим искусством музыки, заботятся об одной только технике. И еще, считал он, что прежде чем приняться за музыку, нужно научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз находит нужным раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание. Он борется за то, чтобы прием в музыкальные школы зависел не от материального благосостояния родителей, а от одаренности ребенка.
Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии[4].
Сегодня «Далькроз -ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального
образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа (Германия), Золтана Кодаи (Венгрия), Сузуки - метод (Япония). По методу Далькроза в Бельгии уже давно учат музыке детей, начиная с ползункового возраста. В Швеции радость занятий ритмикой с годовалыми детьми уже много лет делят их мамы: одновременное обучение детей и родителей – очень интересный эксперимент, который наконец-то пришел и к нам. А зародилась ритмическая гимнастика в самом начале прошлого, ХХ-го века. Тогда же появился и термин, только значение он имел совсем другое, не такое, как сейчас. Ведь ритмической гимнастикой, или ритмикой, в наших школах и всевозможных студиях называют все подряд, включая и аэробику, и латиноамериканские танцы! Эмиль Жак - Далькроз, очень веселый и талантливый человек, был озабочен тем, как скучные и нудные занятия музыкой сделать живыми и интересными. Съездив в Алжир и увидев, с какой грацией и пластикой двигаются танцоры под сложные ритмы, исполняемые народными музыкантами, швейцарец вернулся домой совершенно потрясенный. При помощи азбуки движений, доступных всем – ходьбы, бега, прыжков – он заставляет своих учеников из консерватории, где он преподает, исполнять музыкальный ритм.
Результат был настолько удивительным, что весь мир захотел этому учиться. Буквально за год близ Дрездена (Германия), в Хеллерау, был построен и открыт (в 1911 году) похожий на античный храм Институт Ритма. Сами занятия проходили так: месье Жак (как называли Далькроза ученики) сидит за роялем, а ученики, чутко повинуясь малейшим изменениям ритма и мелодии его музыкальной импровизации, отражают все это в движении. На первый взгляд, это – увлекательная игра, взрослые и дети в восторге и не чувствуют никакой усталости. Так изучают они музыкальную азбуку и от простых упражнений постепенно переходят к очень сложным, к сочинению ритмов, пластических этюдов, передающих все особенности исполняемого произведения.
Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, одним словом – всего того, чем грешила любая педагогика во все времена. Ритмика Далькроза – это урок, где нет деления на сидящих на первой парте и учеников с галёрки – включаются в работу все. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире. Со всех концов света в Хеллерау приезжали учиться, да и просто взглянуть на занятия. Там побывали Поль Клодель, Гордон Крэг, Бернард Шоу, Рудольф Лабан, наши знаменитые соотечественники – Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Фёдор Комиссаржевский, Константин Станиславский.
На Россию Далькроз возлагал особые надежды. Тогда, в начале прошлого века, ритмика в нашей
стране была почти столь же популярна, как сейчас аэробика. Из двадцати тысяч официально зарегистрированных последователей Далькроза, семь тысяч жили в России. Между тем, принципы его продолжали жить – без них стали немыслимы, например, преподавание сценической речи и движения в театральной школе и логопедическая коррекция.
Тривиальная, на первый взгляд, я фраза Далькроза: «Люблю радость – в ней жизнь!», на самом деле вмещает в себя очень много. Та радость, которая возникает во время занятий ритмикой, во время коллективного действия, пластической импровизации – это радость общения. Ты общаешься с людьми, с музыкой, познаешь мир и, в конечном итоге, самого себя. И как бы ни были хороши разного вида фитнесы и аэробики, – ритмика, как писал Сергей Волконский, «воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, которые помогают нам проявлять вовне то, что внутри нас».
Золтан Кодай
(1882 – 1967)
Венгерский композитор.
Кодай-выдающийся венгерский
композитор и музыковед-фольклорист глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Как и Б. Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности.
В течение нескольких десятилетий Кодай боролся за повышение уровня музыкально-
воспитательной работы в венгерской школе, за то, чтобы занятиям музыкой было предоставлено больше времени, за усовершенствование программы, за лучших педагогов.
Кодай выдвигает основополагающий принцип: “Музыка обязательно нужна для развития человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись”.
Кодай считал, что детям следует давать лишь совершенный по форме и содержанию
материал. Самое лучшее и будет тем, что нужно. С помощью великих творений и должны быть приобщены дети к великим творениям. Родным музыкальным языком ребенка должна стать народная музыка. Лишь тогда, когда он овладеет ею, можно обратиться к другому музыкальному материалу. При помощи того музыкального инструмента, который всего доступнее, – при помощи человеческого голоса, пения следует, опираясь на народную музыку, постепенно осваивать великие музыкальные творения. По этому пути смогут пойти к музыке не только отдельные избранники, но и широкие народные массы.
В 1937 году Золтан Кодай в своей статье “Дать тон” обращается к конкретной хоровой практике. Основные принципы метода Кодая выкристаллизовались в следующих положениях:
1. Из-за того, что фортепианный строй темперирован и к тому же инструмент этот легко расстраивается, он не способен содействовать чистоте хорового пения, и не подходит поэтому ни для того, чтобы дать тон и настроить хор, ни для того, чтобы сопровождать хоровое пение.
2. Ознакомление с мелодиями должно проходить путем их пропевания, а не путем их проигрывания на фортепиано! (Ведь и выдающиеся оркестровые дирижеры поют во время репетиции, чтобы добиться от оркестра лучшего исполнения; через ряд лет Золтан Кодай по другому случаю сошлется в этой связи на Тосканини.)
3. Таким образом, хор при разучивании пьесы не должен опираться на фортепианное сопровождение; будет лучше, если участники хора овладеют чтением нот. Это означает, следовательно, что путь от музыкальной неграмотности к музыкальной грамотности предполагает овладение чтением и записью музыки.
В это же время появилась первая тетрадь “Bicinia Hungarica” (“Венгерское двухголосие”), за которой последовали еще три тетради. Методические указания в этих тетрадях содержат уже ряд конкретных соображений:
1) о введении и использовании релятивной сольмизации;
2) о пентатонике как отправной точке и важнейшей основе родного музыкального языка венгерского ребенка.
В связи с релятивной сольмизацией Кодай впервые привлекает внимание к итогам работы английских музыкантов-педагогов и к тому, что успешное проведение полноценного массового музыкального образования возможно, если основываться на английском опыте, только с помощью релятивной сольмизации. Да и будущий молодой музыкант-профессионал сможет извлечь для себя пользу, опираясь на релятивную сольмизацию. Выраженная при помощи сольмизации тональность придает нотной записи наглядный смысл; становится также более понятной и музыкальная структура. В этой связи Кодай впервые поднимает вопрос об особой важности многоголосного пения; указывает, что многоголосное пение следует начинать значительно раньше, чем это было принято, и настойчиво рекомендует, учителям пения обратиться к сборнику сольфеджио
Берта-лотти. Этот сборник вышел под редакцией Миклоша Форраи, и материал его до сегодняшнего дня используется в Венгрии в качестве основных упражнений для обучения пению, особенно во время занятий по сольфеджио.
Методика
Марии Монтессори
(1870-1952)
Мария Монтессори - известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю
свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. Основным отличием метода Монтессори от традиционных методов является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Актуальность и практическая значимость Монтессори — системы состоит в следующем:
эта система предоставляет ребенку свободу выбора;
позволяет малышу развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;
использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные монтессори-материалы развивающего и исследовательского характера;
помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и определить, в каком «чувствительном» периоде он находится;
помогает раскрытию потенциала каждого ребенка.
По Монтессори, ребёнок от рождения наделён жаждой познания мира, он от природы любознателен, инициативен. Как понять взрослому, что интересно именно этому ребёнку именно сейчас? Способ один – наблюдение за выбором ребенка.
Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!" или Помоги мне сделать самому!
Основные принципы Монтессори-системы
СВОБОДА ВЫБОРА. Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК. В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ.
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ. Необходимо присутствие в среде детей разных возрастных категорий в определенном диапазоне.
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО. Ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МОНТЕССОРИ. Смысл метода заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
ПРАВИЛА ГРУППЫ
1. Ведущая роль принадлежит ребенку.
2. Можно брать любые предметы (материалы), но после работы с ними нужно обязательно вернуть их на место в том виде, в котором их взяли.
3. Нельзя отбирать материал у другого ребенка. Работать с материалом будет тот, кто первый его взял.
4. Нельзя без разрешения вмешиваться в работу другого.
5. Нельзя помогать, если тебя не попросили о помощи.
6. Отношения родителей и педагога строятся на взаимном доверии.
7. Педагог доверяет наблюдениям родителей за своим ребенком.
8. Родитель доверяет профессионализму педагога, принимает и выполняет его рекомендации в группе и дома.
Ребенок:
-выбирает вид деятельности;
-выбирает место и продолжительность работы;
-выбирает партнера;
-допускает или не допускает в свою работу.
Родитель:
-не вмешивается в конструктивную деятельность ребенка;
-не нарушает сосредоточенную работу ребенка;
-говорит тихо;
-при выборе ребенком нового материала, получает консультацию у педагога;
-во время показа материала своему ребенку, находится на его уровне.
Когда Вы в группе, Ваше время принадлежит ребенку.
Репертуар детского хора.
Главный критерий в выборе репертуара - художественная ценность произведения.
При выборе репертуара нужно иметь в виду состав, для которого подбирается репертуар. Например – сильный состав, слабый состав, старший хор, младший хор, смешанный хор. Учитывать физиологические ос-ти коллектива.
В ДШИ и ДМШ в начале года составляется репертуарный список. Репертуарный план должен
включать в себя: народные песни, песни военных лет, произведения классического плана, произведения а capeIIa, духовные произведения. Репертуар имеет большое воспитательное воздействие на ребенка.
Принципы подбора репертуара:
Произведения ниже уровня учащихся
Произведения средней трудности
Произведения повышенной трудности
Репертуар должен быть интересным исполнителям, не однообразным. Но нельзя полностью ориентироваться только на интересы детей.
Пример подбора реп-ра:
Младший хор
Старший хор
Дата: 2018-12-21, просмотров: 510.