ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1) Обоснование актуальности выбранной темы.

2) Степень разработанности проблемы.

3)  Постановка цели и конкретных задач исследования.

4)  Определение объекта и предмета исследования.

5) Выбор метода (методологии) проведения исследования.

5) Формулировка научной новизны исследования.

6) Описание процесса исследования.

7) Обсуждение результатов исследования.

8) Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Применительно к магистерской диссертации «актуальность» имеет одну особенность. Диссертации, как уже указывалось, является квалификационной работой, и умение ее автора выбрать важную и практическую значимую тему характеризует его научною зрелость и профессиональную подготовленность.

Характеристика актуальности не должна быть объемной – достаточно показать суть проблемной ситуации. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому целесообразно остановится на понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту существующих способов объяснения известных фактов. Эти трудности проявляются в проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых теоретических, методологических и практических задач.

Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов и знаний. Четкая формулировка проблемы имеет важное значение, поскольку в значительной степени определяет структуру и направления исследования. Поэтому при формулировке научной проблемы важно отделить главное от второстепенного, выяснить уже известные и дискуссионные аспекты предмета исследования.

Магистерские диссертационные исследования ставят целью развитие положений, достигнутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могу быть очень узкими, что не снижает их актуальности. Цель таких работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, их актуальность в целом следует оценивать с точки зрения научной позиции магистранта или того научного вклада, который он предполагает внести в разработку поставленной проблемы.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также к постановке конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с нею. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, установить…, систематизировать…, разработать…, обосновать… и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов диссертационной работы.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования, как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Важным этапом научной работы является выбор методологии (методов), которые служат инструментом получения и обработки фактического материала, отражающего состояние и динамику исследуемых процессов и явлений.

Описание процесса исследования – основная часть диссертационной работы, в которой отражаются методика и техника исследования в соответствии с логикой и правилами его проведения.

Еще один этап научного исследования – обсуждение результатов, которые может проводиться на заседании профилирующей кафедры, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации.

Заключительным этапом научного исследования является формулировка выводов и рекомендаций, отражающих наиболее существенные научные и практические результаты выполненной диссертационной работы.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Магистерская диссертация является квалификационной работой, выполненной магистрантом на основе его научных изысканий, проведенных под руководством научного руководителя. Работа должна отражать личный вклад магистранта в исследуемую проблему и свидетельствовать о способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя полученные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки.

В процессе подготовки и защиты диссертации магистрант должен продемонстрировать:

– способность к самостоятельному творческому мышлению;

– владение методами и методиками исследований, выполняемых в процессе работы;

– способность к научному анализу полученных результатов;

– способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи экономической деятельности;

– умение оценить возможности использования полученных результатов в научной, преподавательской и практической деятельности;

– умение профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения;

– умения обосновывать положения, выносимые на защиту, формулировать выводы.

Для этого магистрант должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Работа над магистерской диссертацией создает условия для более углубленного изучения учебной и научной литературы. Она позволяет закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки, приобретенные в процессе изучения преподаваемых дисциплин, а также овладеть навыками самостоятельной работы, выработать умение формулировать суждения и выводы, логически, последовательно их излагать и публично отстаивать, защищать.

Написание магистерской диссертации предполагает:

– систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению подготовки в магистратуре, их применение при решении конкретных научно-исследовательских и прикладных задач;

– развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и             вопросов;

– выяснение подготовленности магистранта магистратуры для самостоятельной работы в учреждении образования или научном учреждении или иной организации.

Магистерская диссертация отличается от выпускной квалификационной работы специалиста или бакалавра более глубокой теоретической и практической проработкой проблемы, более глубокой научной направленностью, научной новизной.

При подготовке магистерской диссертации необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к научному исследованию: актуальность, научная новизна, практическая значимость, четкость и логическая последовательность изложения материала, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, аргументация выводов и обоснованность рекомендаций; правильность оформления.

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) предполагает:

– анализ и обработку информации, полученной в результате изучения широкого круга источников (документов, статистических данных) и научной литературы по соответствующим магистерским программам;

– анализ, обработку, систематизацию данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы экономической деятельности;

– разработку проекта (рекомендаций), имеющего практическую значимость.

В процессе выполнения магистерской диссертации магистрант:

– совершенствует навыки научно-исследовательской работы;

– на более глубоком уровне изучает научные концепции, теории, взгляды, точки зрения, высказанные учеными прошлого и современности по проблемам, входящим в выбранную для исследования область научного познания;

– демонстрирует навыки ведения самостоятельной исследовательской работы и уровень владения методикой научного исследования;

– совершенствует навыки обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями;

– повышает уровень владения понятийно-категориальным аппаратом исследования и соответствующей научной терминологией;

– раскрывает свой творческий потенциал, профессиональную квалификацию и подготовленность к проведению научных исследований в соответствии с магистерской программой.

В процессе выполнения магистерской диссертации магистрант должен:

– формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного                 исследования;

– обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики;

– владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой;

– представлять итоги проведенного исследования в виде магистерской диссертации, оформленной в соответствии с установленными требованиями.

Изложенные в магистерской диссертации результаты должны быть достаточными для определения уровня научной квалификации магистранта, подтверждения его умений и навыков самостоятельно решать научные и прикладные задачи, а также для оценки соответствия магистранта степени «магистр».

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

– выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

– изучение требований, предъявляемых к данной работе;

– согласование с научным руководителем плана работы;

– изучение литературных источников по проблеме, определение цели, задач, методов и научной новизны исследования;

– непосредственная разработка проблемы (темы);

– обобщение полученных результатов;

– подготовка магистерской диссертации;

– предварительная защита магистерской диссертации;

– рецензирование магистерской диссертации;

– защита и оценка магистерской диссертации.

В процессе работы над диссертацией магистрант обязан соблюдать алгоритм написания и защиты магистерской диссертации, т.е.:

– ознакомиться с перечнем тем магистерских диссертаций по соответствующему направлению подготовки;

– ознакомиться с приказом ректора института о назначении научного руководителя (на стенде кафедры);

– совместно с научным руководителем выбрать тему магистерской диссертации. Выбор темы обосновать письменно в рамках выполнения научно-исследовательской работы (НИР);

– написать заявление на имя руководителя магистерской программы о закреплении выбранной темы магистерской диссертации;

– получить исследовательское задание у научного руководителя и подписать его;

– самостоятельно составить предварительный план магистерской диссертации и согласовать его с научным руководителем в сроки, указанные в календарном графике;

– определить элементы научной новизны диссертации;

– сформировать информационную базу исследования и составить макет библиографии;

– согласовать с научным руководителем перечень форм отчетности и прочих первичных материалов для аналитической части диссертации;

– написать теоретическую главу магистерской диссертации, сдать ее научному руководителю;

– собрать необходимые формы отчетности и прочие первичные материалы для аналитической части диссертационного исследования в рамках прохождения практики;

– отчитаться перед научным руководителем о результатах практики в части выполнения задания по сбору первичных материалов для аналитической части диссертационного исследования в рамках защиты НИР;

– написать методическую и практическую части магистерской диссертации, сдать их научному руководителю;

– оформить магистерскую диссертацию в черновом варианте в строгом соответствии с рекомендованной структурой;

– получить замечания и рекомендации научного руководителя (в письменном виде) на черновой вариант диссертации;

– устранить замечания научного руководителя;

– сдать окончательный вариант магистерской диссертации научному руководителю не позднее 30 календарных дней до назначенной даты защиты. Научный руководитель проверяет магистерскую диссертацию, в том числе на процент оригинальности в системе «Антиплагиат», составляет о ней письменный отзыв в течение семи календарных дней после получения законченной работы от магистранта, оценивает степень самостоятельности и творческого подхода, и, при соответствии требованиям, предъявляемым к написанию магистерской диссертации, ставит свою визу на отзыве и титульном листе работы;

– после получения положительного отзыва научного руководителя с рекомендацией к защите магистерская диссертация подписывается магистрантом, руководителем магистерской программы и заведующим кафедрой, при наличии, консультантом;

– представить магистерскую диссертацию, ее электронную копию (с указанием в названии фамилии магистранта и темы работы) на кафедру, для последующего направления работы на внешнее рецензирование. Работа должна быть выполнена в твердом переплете вместе с отзывом руководителя не позднее чем за пятнадцать календарных дней до назначенной даты защиты;

– ознакомиться с рецензией на свою работу до процедуры защиты с тем, чтобы заранее подготовить ответы по существу сделанных рецензентом замечаний (принять или аргументировано их отвести);

– подготовить текст доклада, иллюстративный (раздаточный) материал и презентацию в рамках защиты;

– составить аннотацию к магистерской диссертации;

– получить допуск к защите магистерской диссертации у заведующего кафедрой и руководителя магистерской программы не позднее, чем за неделю до дня защиты;

– пройти предварительную защиту магистерской диссертации;

– ознакомиться на стенде кафедры с графиком государственных аттестационных испытаний;

– сдать презентацию диссертации на кафедру не позднее, чем за 3 дня до защиты;

– сдать магистерскую диссертацию с резолюцией заведующего кафедрой и руководителя магистерской программы о допуске к защите вместе с письменным отзывом руководителю и внешней рецензией секретарю Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) в день защиты до начала ее заседания;

– явиться на защиту магистерской диссертации за 20–30 мин. до начала работы Государственной экзаменационной комиссии. Стиль одежды строго             деловой.

Следует иметь в виду, что проверка выпускной квалификационной работы магистранта на оригинальность текста с использованием системы «Антиплагиат» является обязательной. Процент оригинальности текста – не менее 70 %.

Проверка проводится в целях осуществления контроля степени самостоятельности и корректности использования данных из заимствованных источников и, следовательно, повышения качества выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), повышения уровня их самодисциплины, соблюдения прав интеллектуальной собственности. Магистранту необходимо помнить, что он лично отвечает за качество и оформление выпускной работы.

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ)

 

4.1. Выбор и утверждение темы магистерской диссертации

 

Магистранту предоставляется право выбора темы магистерской диссертации по согласованию с научным руководителем и руководителем магистерской программы. Выбор производится на основании перечня тем магистерских диссертаций, который ежегодно актуализируется и утверждается на научно-методическом совете института. Перечень тем разрабатывается на выпускающей кафедре соответствующего направления подготовки с учетом специфики научных школ и научно-исследовательских работ, проводимых по направлению. Утвержденная тематика магистерских диссертаций (приложение А) доводится до сведения магистрантов на первом курсе обучения, в том числе, путем размещения на сайте института и на информационных стендах кафедры.

При выборе темы магистрант с помощью научного руководителя должен уяснить содержание магистерской диссертации, сущность положенных в ее основу идей, их новизну, актуальность и практическую ценность, входящие в тему задачи и предполагаемые пути их решения, предполагаемые результаты и объем работы, оценить значимость темы для формирования магистранта как специалиста высокой квалификации.

Свобода выбора тем магистерской диссертации позволяет реализовать индивидуальные научные интересы магистранта, своеобразие его подхода к изучению и решению проблемы.

Приветствуется инициатива магистранта, научного руководителя, работодателя по выбору темы диссертационного исследования с учетом заявок государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, научно-исследовательских учреждений.

Магистрант может предложить свою тему магистерской диссертации, если ее разработка целесообразна и соответствует ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки.

При выборе темы необходимо руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью для конкретного предприятия, что подтверждается заказом организации на выполнение выпускной квалификационной работы магистрантом. В этом случае, исходя из интересов предприятия-заказчика, по направлению которого обучается магистрант, разрешается выполнение выпускной квалификационной работы магистрантом по теме, не вошедшей в кафедральную тематику.

Магистерская диссертация может стать продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра (специалиста). В этом случае магистерская диссертация призвана звучать шире и не должна повторять тему выпускной квалификационной работы бакалавра или специалиста.

Не рекомендуется дублирование одной и той же темы выпускной квалификационной работы двумя и более магистрантами, за исключением выполнения комплексной тематики по заказу предприятия. Однако и при этом каждый магистрант должен указать (в скобках) свое конкретное направление исследования.

Тема магистерской диссертации закрепляется за магистрантом приказом ректора института на основании личного заявления магистранта.

Изменение или корректировка темы магистерской диссертации оформляется приказом ректора института на основании служебной записки руководителя магистерской программы и выписки из протокола заседания кафедры, как правило, не позднее, чем за четыре месяца до защиты магистерской диссертации.

 

4.2. Назначение научного руководителя и научное руководство

магистерской диссертацией в процессе ее выполнения

 

В качестве научного руководителя диссертации могут назначаться руководители магистерских программ, профессора или доценты выпускающей кафедры, родственных кафедр вуза или научные сотрудники (доктора или кандидаты наук) научных учреждений.

Назначение научных руководителей осуществляется решением ученого совета института по представлению заведующего выпускающей кафедрой, исходя из утвержденной проблематики магистерских исследований и научной специализации преподавателей.

Руководитель магистерской диссертации:

– определяет порядок работы над диссертацией;

– оказывает помощь магистранту в выборе темы магистерской диссертации и разработке плана диссертационного исследования;

– оказывает помощь в разработке индивидуального плана работы на весь период выполнения магистерской диссертации, совместно с магистрантом формирует задание на подготовку магистерской диссертации, которое включает в себя: название темы диссертации, перечень подлежащих разработке вопросов, перечень исходных данных, необходимых для выполнения диссертации, включая статистическую и библиографическую первичную информацию, календарный план-график выполнения отдельных разделов диссертации, планируемый срок представления законченной работы;

– уточняет структуру диссертационной работы, ее цели и задачи, научную новизну;

– рекомендует основные источники литературы, необходимые для выполнения магистерской диссертации, дает рекомендации магистранту по формированию информационной базы исследования, которая должна включать в себя: монографии, законодательные и нормативные документы, энциклопедическую и справочную литературу, аналитические обзоры, публикации в профессиональных периодических изданиях, самостоятельно собранные первичные материалы;

– консультирует магистранта по проблеме исследования, в т.ч.                 дистанционно;

– осуществляет контроль над ходом выполнения работы в соответствии с исследовательским заданием и календарным графиком;

– проводит экспертизу представляемых магистрантом материалов;

– осуществляет проверку магистерской работы, добиваясь качества и своевременности ее выполнения;

– информирует кафедру о ходе выполнения индивидуального плана;

– представляет развернутый письменный отзыв на магистерскую                 диссертацию;

– консультирует и проверяет текст выступления (доклад) на защиту магистерской диссертации и иллюстративный материал (презентацию и раздаточный материал);

– назначает и проводит предварительную защиту магистерской диссертации с целью выявления готовности магистранта к защите;

– несет ответственность за объективность оценки магистерской диссертации, данной в отзыве;

– присутствует на заседании Государственной экзаменационной комиссии по защите магистерских диссертаций.

Научный руководитель контролирует все этапы подготовки диссертации: процесс написания, оформления и защиты, и систематически делает отметки в календарном графике о выполнении исследовательского задания (не реже одного раза в месяц).

На различных стадиях подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы магистранта задачи научного руководителя изменяются. На первом этапе подготовки научный руководитель дает общую консультацию по рассмотрению выбранной темы исследования, при необходимости корректирует план работы и рекомендует список литературы. В процессе выполнения магистерской диссертации научный руководитель указывает магистранту на недостатки аргументации, композиции, стиля, фактических данных и т.д., дает рекомендации по их устранению.

В случае, если магистерская диссертация имеет междисциплинарный характер или связана с тематикой сторонней организации, где проводилась научно-исследовательская работа магистранта, выпускающей кафедре предоставляется право приглашения научных консультантов по отдельным разделам работы. При этом ученый совет института может назначать консультанта из числа ведущих преподавателей института или сотрудников сторонних организаций.

Консультант обязан:

– оказывать консультационную помощь магистранту в выборе методики исследования, в подборе литературы и фактического материала в части содержания консультируемого вопроса;

– давать квалифицированные рекомендации в части содержания консультируемого вопроса.

В исключительных случаях, обусловленных невозможностью по объективным причинам выполнять свои функции, возможна замена научного руководителя магистерских исследований. Решение о замене научного руководителя может быть принято ученым советом института.

Организация текущего контроля за ходом магистерских исследований возлагается на научного руководителя и заведующего выпускающей кафедрой. Текущий контроль состоит, как правило, в контроле за соблюдением магистрантом графика работ, оценке полученных результатов исследований и их представлении в виде разделов магистерской диссертации.

Текущий контроль за ходом исследований может осуществляться в следующих формах:

- собеседование магистранта с научным руководителем;

- собеседование магистранта с руководителем магистерской программы;

- отчет магистранта на заседании кафедры (в конце учебного года);

- предзащита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) магистрантом на заседании кафедры;

- представление магистерской диссертации к защите.

В случае неудовлетворительной работы магистранта над диссертацией или его отказом выполнять обоснованные требования научного руководителя, руководителя магистерской программы и (или) заведующего выпускающей кафедрой, она имеет право возбудить ходатайство об исключении магистранта из института в связи с невыполнением индивидуального плана. Решение об отчислении магистранта из магистратуры принимается ректором.

Ответственность за принятые в работе решения, качество выполнения аналитической и рекомендательной частей, а также за своевременное завершение работы несет автор – магистрант.

 

5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ГРАФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ)

 

Планирование работы над магистерской диссертацией начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему исследования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

Рабочий план подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) составляется параллельно с предварительным изучением и отбором литературы, согласовывается с научным руководителем. Рабочий план имеет произвольную форму и подвижный характер, позволяющий включать в него новые аспекты, появляющиеся в процессе разработки темы. Не рекомендуется изменение плана работы магистерской диссертации за 60 дней до защиты.

Первоначальный план выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) должен отражать основную идею диссертации (цель, задачи и научную новизну исследования) и развернутую проблематику работы. Базой для составления предварительного плана магистерской диссертации служат:

– информационная база исследования;

– исследовательское задание научного руководителя;

– способности и умения магистранта, базирующиеся на полученных в процессе обучения углубленных знаниях и сформированных общекультурных и профессиональных компетенциях;

– результаты предыдущей научной и методической деятельности магистранта: доклады на конференциях, методические разработки, выполненные по заданию кафедры, материалы научно-исследовательских и курсовых работ, рефератов, эссе по дисциплинам учебного плана подготовки магистранта по соответствующему направлению подготовки.

После утверждения темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и назначения научного руководителя магистранту выдается задание. Одновременно с выдачей утвержденного задания (Приложение Б) научный руководитель совместно с магистрантом уточняют стандартный календарный график выполнения магистерской диссертации.

После оформления указанного документа магистрант сможет целенаправленно собирать необходимые материалы для написания магистерской диссертации в последовательности, приведенной в календарном графике (Приложение В).

Задание подписывают научный руководитель работы, выпускник и утверждает руководитель магистерской программы.

Контроль за выполнением плана-графика выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) осуществляет заведующий кафедрой. Время, отводимое на выполнение выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) регламентируется действующим законодательством и учебным планом.

 

6. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Первым самостоятельным этапом работы над выпускной квалификационной работой магистранта (магистерской диссертацией) является формирование информационной базы исследования.

Знакомство с опубликованной по теме магистерской диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который находит свое выражение в теме и рабочем плане выполняемой работы. Такой подход позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме, глубже осмысливать материал, который содержится в опубликованных в печати работах ученых по исследуемой проблематике. Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературных источников по исследуемой теме.

Информационная база исследования формируется за счет использования самостоятельно собранных первичных материалов.

Целесообразно просмотреть все виды источников, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, официальные материалы.

Сбор литературы по теме исследования (нормативной, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка, который должен всесторонне охватывать исследуемую тему.

Для этого магистрант предварительно должен изучить литературные источники по выбранной теме (проблеме). При этом не следует ограничиваться только учебниками. Необходимо самостоятельно подобрать и изучить законодательные и нормативно-правовые акты, ведомственные материалы, учебные пособия, монографии, журнальные статьи, специальные издания и т. д., включая материалы из Интернета.

Теоретический материал магистрант собирает самостоятельно, как правило, в библиотеке института и других центральных библиотеках. Для этого следует пользоваться электронным каталогом и указателем библиографической информации по проблемам своего квалификационного исследования.

В первую очередь следует подбирать литературу за последние 3–5 лет, поскольку в ней отражены наиболее актуальные научные достижения по данной исследуемой проблеме, современное законодательство и практическая                 деятельность.

Библиотека института предоставляет возможность каждому обучающемуся быть в курсе последних изменений в законодательстве, получать материалы по правовой информации и бухгалтерской документации через справочно-информационную систему «Гарант» и «Консультант Плюс».

Список использованных источников должен включать не менее 50                источников.

Фактическим (практическим) материалом деятельности предприятия для магистерской диссертации являются:

– учредительные документы и документы, позволяющие осуществлять отдельные виды деятельности (устав, учредительный договор, решение о создании предприятия, лицензия, аккредитация, выписка из ЕГРЮЛ);

– статистические и финансовые отчеты, бухгалтерский баланс;

– договора поставки, купли-продажи и сведения об их выполнении и др.

Перечень практических материалов о деятельности предприятия, с которой необходимо ознакомиться, конкретизируют научный руководитель и консультант. Сбор практического (фактического) материала необходимо осуществлять во время прохождения преддипломной практики.

Формирование информационной базы исследования должно начинаться с поиска и изучения фундаментальных работ, монографий, публикаций общего характера, посвященных теоретическим аспектам темы. Вначале следует ознакомиться с содержанием работ более позднего года издания. Затем можно переходить к работам более частного характера и источникам ранних лет изданий. Завершающий этап формирования информационной базы исследования – подбор и                 ознакомление:

– с публикациями прикладного характера;

– самостоятельно собранными первичными материалами.

Сбор первичных материалов осуществляется магистрантом самостоятельно в период прохождения всех видов практик.

В процессе формирования информационной базы исследования магистрант составляет подробную библиографию, в которую включает и специальную литературу, официальные документы, первичные материалы (формы отчетности, справки и т.п.).

В целях грамотного оформления библиографического списка магистрант должен использовать каталоги научных библиотек, библиографические указатели, реферативные журналы.

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ)

Содержание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) должно удовлетворять требованиям ФГОС ВО к профессиональной подготовке выпускника и должно быть построено по единой схеме и форме расположения составных частей. Работа должна содержать: аннотацию, введение, теоретическую часть, аналитическую часть, рекомендательную часть, заключение (выводы и предложения), список использованных источников, глоссарий, приложения.

Аннотация выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) – это краткое изложение основной идеи и главных результатов магистерской диссертационной работы. На 2-4 страницах формата А4 приводятся основные сведения об актуальности, степени проработанности проблемы, цели, задачах исследования, предмете, объекте, методах или методологии проведения работы, научной новизны и краткое содержание работы, результаты работы (Приложение Г).

Аннотация должна содержать также: сведения об объеме выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации); количестве иллюстраций, рисунков, таблиц, приложений; количестве частей (разделов, подразделов); количестве использованных источников; перечень ключевых слов; текст аннотации. Текст аннотации должен отражать основные сферы деятельности предприятия; рекомендации по улучшению и повышению эффективности деятельности предприятия, основные результаты внедрения; прогнозы и предположения о развитии объекта исследования.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста содержательной части работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через точку с запятой.

Введение. Это вступительная часть выпускной квалификационной работы магистранта (Приложение Д).

Во введении отражаются обоснование выбора темы исследования, в том числе ее актуальности, научной новизны и практической значимости. Раскрывается суть проблемной ситуации в научном или практическом аспекте, аргументируется необходимость оперативного решения поставленной проблемы в сфере экономики. Обоснование актуальности выбранной темы должно занимать не более 1–1,5 страниц введения и содержать объяснения того, почему к данной теме необходимо обратиться именно сейчас, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования.

Дается характеристика степени разработанности темы, обзор и анализ научной литературы. В частности, необходимо отразить степень проработанности темы у нескольких авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, научных статьях, периодических изданиях и в Интернете. Научная новизна подразумевает новый научный результат, инновационное решение поставленной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Научная новизна применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Для большого количества областей научных знаний научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений. Следует отразить научную и практическую значимость данной работы и сделать обзор имеющейся нормативно-правовой базы по выделенной проблематике.

Практическая значимость исследования, в том числе теоретического, определяется возможностями прикладного использования его результатов в экономике (с указанием области применения и оценкой эффективности). Практическая значимость может проявляться в публикациях научного характера основных результатов внедрения, наличии актов внедрения исследования в практическую деятельность предприятий и учреждений, апробации результатов исследования на научно-исследовательских конференциях, в разработке государственных, региональных и муниципальных программ развития.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является решение поставленной научной проблемы, получение нового знания о предмете и объекте. Цель исследования – ожидаемый результат работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», подменяя саму цель процессом ее достижения. Наряду с целью может быть сформулирована рабочая гипотеза, предположение о возможном результате исследования, которое предстоит подтвердить или опровергнуть, например:

а) Определить тенденцию и направления развития.

б) Оценить состояние организации экономической деятельности предприятия, выявление неиспользованных резервов и разработка рекомендаций (бизнес-планов) по повышению эффективности функционирования предприятия.

в) Адаптировать имеющуюся методику к новым условиям. Как правило, такая цель ставится в прикладном исследовании при переносе уже созданной методологии в новые условия функционирования предприятия.

Желательно указать также, какое значение имеет изучение данных характеристик: теоретическое, методологическое, практическое, прикладное.

Для достижения поставленной цели должны быть решены определенные задачи. Поэтому в работе следует определить конкретные задачи:

– изучить проблемы и теоретические аспекты организации;

– оценить среду функционирования предприятия (фирмы);

– провести анализ хозяйственной (экономической) деятельности              предприятия;

– выявить резервы улучшения деятельности предприятия;

– определить тактику и стратегию развития деятельности предприятия;

– разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования предприятия.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является та часть реальности (процесс, явление, знание, порождающие проблемную ситуацию), которая изучается и/или преобразуется исследователем.

Предмет исследования выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

Теоретико-методологические основания и методы исследования.

Указываются методологические основы выполнения выпускной квалификационной работы магистранта, обосновывается выбор той или иной концепции, теории, принципов, подходов, которыми руководствуется магистрант. Описывается терминологический аппарат исследования. Определяются и характеризуются конкретные методы решения поставленных задач, методика и техника проведения эксперимента, обработки результатов и т.п.

При проведении исследования экономической деятельности рекомендуется использовать различные методы исследования:

– анализ существующей литературной базы по рассматриваемой проблематике, обобщение и синтез точек зрения, представленных в различных источниках (метод научного анализа);

– методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);

– методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, исторический, логический и др.).

– системно-структурный и функциональный анализ, информационно-энтропийный метод, алгоритмизация и другие.

Специфическими методами системных исследований являются структурный и функциональный анализы, направленные на изучение структуры систем и выявление их функций.

Обзор источников.

Под источниками научного исследования понимается вся совокупность используемых в работе материалов, несущих информацию о предмете исследования. К ним могут относиться опубликованные и неопубликованные (архивные) материалы, которые содержатся в официальных документах, проектах, научной литературе, справочно-информационных, библиографических, статистических изданиях, диссертациях, текстах, рукописях, отчетах о научно-исследовательской работе и т.п. Особая разновидность источников – электронные банки и базы данных, информационно-поисковые системы в Интернете.

Апробация результатов исследования.

Указывается, на каких научных конференциях, семинарах, «круглых столах» докладывались результаты исследований, включенные в магистерскую диссертацию. Приводится перечень публикаций с указанием объема (количества печатных листов) каждой публикации и общего их числа по форме, приведенной в Приложении Е.

Объем введения не должен превышать 6-7 страниц.

Основная часть выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) .

Основная часть выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) состоит из нескольких логически завершенных глав, которые могут разбиваться на параграфы и пункты. Каждая из глав посвящена решению одной из задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами, к которым пришел магистрант в результате проведенных исследований. Каждая глава является базой для последующей.

Количество глав не может быть менее трех. Названия глав должны быть предельно краткими и точно отражать их основное содержание. Название главы не может повторять название темы магистерской диссертации. В начале каждой главы дается общий план последующего изложения с указанием краткого содержания каждого параграфа главы. В заключительной главе анализируются основные научные результаты, полученные лично автором в процессе исследования, приводятся разработанные им рекомендации и предложения, перспективы их практического применения, полученная эффективность.

Первая глава работы является теоретической, посвященной обзору и анализу литературы, связанной с темой выпускной квалификационной работы магистра. В данной главе следует раскрыть сущность проблемы исследования, определить их значение, основные направления реализации (концепция развития) выделенных проблем.

Здесь приводятся различные точки зрения по исследуемому направлению, дискуссионные вопросы, круг нерешенных проблем, задач, которые могли бы стать основой анализа в магистерской диссертации. Обзор литературы может включать описание концепций по теоретическим основам направления исследования, и в этом случае автор может провести анализ позитивных, спорных и негативных сторон той или иной концепции, что уже составит элемент научной новизны магистерской диссертации. Аналогичным образом может быть проведен анализ методологических, методических основ и подходов к исследованию выбранной темы.

В процессе работы над теоретической главой выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) необходимо изучить имеющиеся литературные источники по проблеме исследования, выявить сходства и различия точек зрения некоторых авторов, дать их анализ, конкретные сноски и обосновать собственную позицию по тем или иным аспектам диссертации.

В данной части работы уместно привести сноски на общероссийские и региональные цифровые показатели, характеризующие динамику исследуемого явления, а также важные методологические составляющие исследуемой проблемы.

Объем теоретической главы выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) составляет 23-26 страниц текста.

Вторая глава выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) носит аналитический характер. В этом разделе на основе выбранной методики анализа исследуется состояние проблемы на конкретном предприятии.

Традиционно в первом подразделе (параграфе) отражается среда функционирования предприятия (фирмы). В частности, здесь характеризуются: организационное построение предприятия, его правовая форма, форма собственности, обзор учредительных документов с приложением их копий, внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия, конкурентное преимущество, вид деятельности, финансовая устойчивость и т.д. В этом же подразделе необходимо определить место исследуемого предприятия (фирмы) на региональном рынке.

Материалами для анализа могут быть планы работы предприятия, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная автором во время прохождения преддипломной практики.

Информация, служащая основой для анализа результатов деятельности предприятия, должна быть достаточно полной и достоверной. Это позволит качественно проанализировать технико-экономическое состояние предприятия, выявить имеющиеся резервы его развития, наметить направления их использования, а также устранить выявленные недостатки в организации экономической деятельности предприятия. Необходимо избегать ненужных сведений, отбирая только те из них, которые в дальнейшем будут использованы в процессе выполнения магистерской диссертации.

Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.

Анализ состояния дел на исследуемом предприятии предполагает обработку собранных статистических материалов за последние 3–5 лет с помощью современных методов обработки информации и привлечением материально-технической базы института.

В данной главе анализируемые показатели рекомендуется приводить за пять последних лет. Отчетный год – полный календарный год, предшествующий году защиты магистранта. Так, например, если защита магистерской диссертации будет проходить в 2018 г. (в январе 2019 г.), магистрант должен провести анализ показателей за 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 годы.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) необходимо оценить факторы, которые оказывают влияние на состояние изучаемого явления, в частности, на принятие экономических решений, изменение общего объема и структуры оборота, рентабельность, издержки обращения, производительность труда и т.д. При этом основной упор нужно делать на изучение показателей, относящихся к теме исследования.

Автор должен дать оценку достигнутого уровня хозяйственной деятельности предприятия, выявить сильные стороны и недостатки, неиспользованные резервы. При этом магистрант должен дать обоснованную критическую оценку результатам экономической деятельности объекта исследования.

В отдельном подразделе следует проводить анализ и оценку эффективности экономической деятельности предприятия.

Аналитическая часть работы должна быть представлена таблицами, схемами, диаграммами и т.д. Ее состав уточняет научный руководитель работы.

В случаях использования в работе материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием наименования труда, издательства, места и года издания, страницы.

Объем аналитической главы выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) должен составлять не менее 23-26 страниц текста (через полуторный интервал).

Третья глава выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) должна содержать:

– основные проблемы деятельности предприятия или организации в соответствии с темой исследования и принципы, обусловившие появление данных проблем;

– исследование зарубежного и отечественного опыта в соответствии с темой исследования и оценку возможности его использования для совершенствования экономической деятельности предприятия или организации;

– основные направления совершенствования экономической деятельности предприятия или организации;

– разработку конкретных мероприятий по теме исследования;

– расчет затрат на проведение мероприятий по внедрению предлагаемых мероприятий;

– определение эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий.

На основе материалов собственного исследования деятельности конкретного предприятия, изучения теоретической литературы, передового опыта и других материалов обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии.

В частности, магистрант намечает пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в экономической деятельности предприятия, планирует, обосновывает и принимает решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта в виде бизнес-плана или конкретных рекомендаций.

Все предложения и рекомендации должны быть обоснованы экономическими и техническими расчетами с применением экономико-математических, статистических методов, методов моделирования. При выполнении расчетов следует использовать ПК. В данном разделе необходимо определить перспективы (концепции) развития и меры по решению поставленных в работе проблем. Мероприятия, предлагаемые магистрантом, должны способствовать совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия, финансовому оздоровлению и укреплению своей позиции на рынке, повышению конкурентоспособности на основе инновационных решений.

Предложения и рекомендации магистрант должен обосновать экономическими расчетами и дополнять предполагаемыми (возможными) социальными, экологическими последствиями, которые будут проявляться в результате реализации предложений, рекомендаций.

При проведении прогнозных расчетов, составлении бизнес-планов, моделировании экономической деятельности целесообразно использовать многовариантный подход.

Основные критерии оценки данного раздела выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) научным руководителем и рецензентом будут следующие:

а) глубина обзора литературы, которая определяется степенью охвата наиболее значимых и существенных опубликованных источников по данной проблеме;

б) полнота обзора, которая проявляется в балансе между приведенными в списке использованной литературы источниками по следующим измерениям:

– между монографическими и периодическими (журнальными) публикациями (в магистерской диссертации не рекомендуется широкое использование учебной литературы);

– между отечественными и зарубежными источниками;

– между ранними и последними (не старше 5 лет) изданиями.

в) наличие анализа существующих точек зрения по обсуждаемой проблеме и четкое обозначение собственной авторской позиции,

г) систематичность и логика изложения.

При выполнении выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) важно обеспечить сохранение логической связи между разделами и последовательность перехода от одного подраздела к другому. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый раздел, а в отдельных случаях и подраздел, заканчивался краткими выводами. Выводы предыдущего раздела должны подводить к главному содержанию последующего раздела в целях укрепления их связи между собой и придания единства всей работе.

Заключение является наиболее важной и значимой частью выпускной работы магистранта (магистерской диссертации), где отражается степень решения поставленных задач, полученные результаты (Приложение Ж).

Главная задача данной части работы – подведение итогов. Поэтому в заключении не должны быть приведены ни новые теоретические положения, ни новые фактические данные, которые отсутствуют в предыдущих частях выпускной квалификационной работы.

По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений исследований. Они подводят итог проведенного исследования, показывая, насколько автор способен обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Оптимальное число выводов пять-семь. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам исследования, а во-вторых, подтверждать или опровергать первоначально высказанные гипотезы.

В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, которые должны адресными, т.е. предназначаемыми конкретным специалистам в той или иной области общественной практики.

Заключение к магистерской диссертации должно содержать основные выводы, к которым пришел автор в ходе исследования. Структура выводов должна быть сопряжена со структурой диссертации. Заключение также должно включать предложения и рекомендации по использованию результатов работы: возможности внедрения разработанных предложений и, если есть, результаты внедрения, прогнозы, сделанные автором или одобренные им; возможные направления дальнейшего научного исследования проблемы.

Заключение должно быть лаконичным и в то же время содержательным. Следует показать, что цели и задачи, поставленные в магистерской диссертации, достигнуты. Данная часть в сжатом виде отражает все содержание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Ее объем составляет примерно 4-5 страниц текста (через полуторный интервал).

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при подготовке магистерской диссертации.

Библиографическое описание можно условно разделить на две части: нормативные правовые акты и научная, методическая литература.

Требования по оформлению списка источников отражены в следующем разделе данных методических указаний.

Обязательным компонентом выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) является глоссарий. Глоссарий – толковый (объясняющий) словарь основных понятий и терминов.

Используя в тексте магистерской диссертации термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор показывает степень включенности в сферу профессии и готовность к научной деятельности.

В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги). Формулировка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам в различных словарях, энциклопедиях, справочниках и в документах законодательного характера (Приложение И).

Количественное и качественное наполнение глоссария учитывается при оценивании как учебно-научных, так и научно-исследовательских работ обучающихся.

Приложения являются обязательным компонентом выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации), где помещаются дополнительные материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения выносятся объемные таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, результаты расчетов, статистические данные, копии постановлений, договоров, инструкции, отчетностей, баланса предприятия, учредительных и товаросопроводительных документов, актов приемки товаров, и других документов, а также бланки опросов, схемы технологических планировок предприятий, рисунки и т.д. С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой, – разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.

Приложения не засчитываются в заданный объем работы.

Общий объем выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) (без приложений) составляет 80-90 страниц выровненного по ширине компьютерного текста. В число страниц содержательной части работы не входят титульный лист, задание, аннотация, список использованных источников, глоссарий и приложения. Примерная структура выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) приведена в следующей таблице 1.

 

Таблица 1 – Примерная структура выпускной квалификационной работы

магистранта (магистерской диссертации)

Наименование разделов Объем в страницах
Титульный лист 1
Аннотация 2-4
Содержание 1
Введение 6-7
1 глава – теоретическая часть 23-26
2 глава – аналитическая часть 23-26
3 глава – проектная (рекомендательная) часть 20-26
Заключение 4-5
Список использованных источников 3-5
Глоссарий 1
Приложения По усмотрению автора
ИТОГО 80-90

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 195.