Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство, отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.
Магистрант – лицо, готовящееся защищать диссертацию на степень магистра в некоторых зарубежных странах и в дореволюционной России [Лат. magistrans, magistrantis][1].
Магистрант – кандидат на получение ученой степени магистра (называвшийся так в период времени от экзамена до защиты диссертации)[2].
Магистрант – это человек, обучающийся по определенной магистерской программе и еще не защитивший магистерскую диссертацию.
Магистр (от лат. magister – наставник, учитель) – академическая степень, квалификация (в некоторых странах – ученая степень), приобретаемая магистрантом после окончания магистратуры[3].
Магистр – это человек, получивший академическую степень после окончания магистратуры.
Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. Магистерская диссертация обладает всеми признаками, которые присущи диссертационным работам вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы. Поэтому, характеризуя диссертацию, необходимо рассмотреть признаки, позволяющие выделить ее в особый вид научного произведения. Диссертация как научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от других научных произведений то, что она выполняет квалификационную функцию в системе науки, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения научной степени. В этой связи основная задача ее автора продемонстрировать уровень своей научной квалификации, и прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а «путем сознательного убеждения в их истинности на основе общей значимости для научного сообщества норм и критериев»[4].
Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.
Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является принципиально новый материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерностей или обобщение ранее известных положений с других научных позиций. Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Причем здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора из них.
Хотя диссертация, как любой научный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фактам, она все же не может исключать и субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого магистранта, так как здесь важны накопленные им знания и личный опыт, взгляды и научные интересы, обусловленные специфическими условиями подготовки диссертационной работы.
Диссертация, отражающая какую-либо концепцию или определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь, по сути дела, одним из инструментов заочной научной дискуссии. В ее содержании должны использоваться убедительные аргументы в пользу избранной концепции, анализироваться и доказательно критиковаться противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям. Таким образом, содержание диссертации характеризуется наличием дискуссионного и полемического материала.
Специфичные не только содержание диссертации, но и форма ее изложения, которая характеризуется определенной степенью абстрагирования, активным использованием экономико-математического аппарата, средств логического мышления, компьютерных методик, статистической информации и т.п.
Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с очень высокой профессиональной подготовкой, автор должен широко использовать иллюстративные материалы (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.). Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи целесообразно исключить употребление личного местоимения «я». Употребление местоимения «мы» позволяет отразить авторские мнение как мнение определенной группы людей – представителей какого-либо научной школы или научного направления. И это вполне оправданно, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем. Местоимение «мы» и его производные передают тенденции современного научного творчества. Таковы основные типологические характеристики диссертации вообще и магистерской диссертации в частности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.