Аннинский муниципальный район
Методические рекомендации
«Здоровьесберегающий урок в современной школе»
Составители: Белокопытова Марина Николаевна, учитель начальных классов, I КК
Гончар Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, I КК
П.г.т. Анна
2017
Одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление здоровья школьника. Главная задача в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и научить его вести себя таким образом, чтобы его действия не наносили ущерб собственному здоровью. Эта задача практически целиком ложится на школу.
Методические рекомендации предназначены педагогам общеобразовательных школ. В них предпринята попытка обобщить теоретические наработки и практические материалы по организации и проведению здоровьесберегающего урока в современной школе. При составлении рекомендаций был использован собственный опыт применения здоровьесберегающих технологий.
Пояснительная записка
На современном этапе развития системы образования четко выражен постулат: процесс обучения в школе ни в коем случае не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей, что должно достигаться выбором соответствующих педагогических технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные методы и формы работы:
• медико-гигиенические технологии;
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• экологические здоровьесберегающие технологии;
• технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
• здоровьесберегающие образовательные технологии.
Существуют и другие основания для классификаций здоровьесберегающих технологий.
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
• защитно-профилактические;
• компенсаторно-нейтрализующие;
• стимулирующие;
• информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий - организационных и педагогических.
В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего образовательного процесса. Все это относится к организационным здоровьесберегающим технологиям.
Педагогические здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:
· организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
· учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
· объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
· необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
· ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
· целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
· содействие формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличие - реализация приоритета заботы о здоровье учащихся. Идеальным вариантом реализации здоровьесберегающей педагогики является комплексная забота о здоровье всех участников образовательного процесса, проводимая на общешкольном уровне, когда здоровьесбережение направлено не только на учащихся, но их родителей и всех сотрудников школы. По многим другим признакам и принципам здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой.
Любой учитель, использующий здоровьесберегающие технологии в своей работе должен помнить принципы здоровьесберегающей педагогики:
1. Принцип ненанесения вреда.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
3. Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).
4. Принцип непрерывности и преемственности программ обучения и используемых педагогических методов и технологий.
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
7. Комплексный междисциплинарный подход к изучаемому материалу.
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.
9. Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными. Создание ситуации успеха имеет огромное значение для сохранения здоровья школьника.
11. Приоритет активных методов обучения. При использовании активных методов обучения учащийся вовлекается в образовательный процесс, становится субъектом обучения, участвует в интенсивной работе со сменой различных видов деятельности. Это снижает возможность возникновения стресса, утомляемость, повышает двигательную активность учащихся, что способствует сохранению здоровья школьников.
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
14. Принцип отсроченного результата.
15. Принцип контроля за результатами.
От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
Одним из аспектов деятельности педагога является построение современного урока соответствующего основным требования здоровьесбережения школьников.
Содержание
Рекомендации к организации здоровьесберегающего урока в современной школе.
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) должны быть комфортными и соответствовать гигиеническим нормам: необходимо соблюдать режимы температуры, проветривания; рационально подобрать освещение (касса и доски), монотонные, неприятные звуковые раздражители устранить.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
в учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 21 °С ;
в учебных мастерских — 15 — 17 °С;
в актовом зале, классе пения и музыки - 18 - 20 °С;
в кабинетах информатики — оптимальная 19 - 20 °С, допустимая — 18 - 22 °С; в спортзале - 15 - 17 °С;
в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °С;
в кабинетах врачей - 21 - 23 °С;
в рекреациях - 16 - 18 °С;
в библиотеке - 17 - 21 °С;
в вестибюле и гардеробе - 16 - 19 °С.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С | Длительность проветривания помещений, мин | |
В малые перемены | В большие перемены и между сменами | |
От + 10 до + 6 | 4 — 10 | 25-35 |
От + 5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От О до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %.
2. Виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) должны чередоваться. Норма – 1-7 видов за урок.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.
4. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.) Использование одного-двух видов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, рассосредоточению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным.
5. Чередование видов преподавания должно изменяться не позже чем через 10-15 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.
6. Выбор поэтапного применения на уроке методов должен способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Рекомендуемые методы:
• метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
• активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
• методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах. Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.
8. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
9. Позы учащихся и их чередование должны находиться под контролем учителя. Необходимо помнить, что каждому виду деятельности соответствует своя поза, поэтому следует следить за тем, чтобы при переключении на другой вид работы учащиеся правильно меняли позу. Длительное нахождение в определенной позе вызывает утомление организма, неоправданную нагрузку на отдельные части скелета. Неправильные позы вызывают нарушения в строении опорно-двигательного аппарата и работе внутренних органов организма ребенка.
Существуют определенные требования к позам учащихся во время урока:
За столом (партой)
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
При письме
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
При чтении
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 150 .
Стоя
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.
10. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке обязательно должны присутствовать. Норма - на 15-20 минут урока по одной минуте приходится по одной минуте для оздоровительного момента. Оздоровительный момент состоит из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.
11. Содержательной часть урока должна включать позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни:
- вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
- демонстрация, прослеживание этих связей;
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- выработка понимания сущности здорового образа жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения;
- сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.
Цель по формированию личности, ведущей здоровый образ жизни и сохраняющей свое здоровье, будет достигнута на 100 % не тогда, когда дети будут знать о том, как сохранить свое здоровье, осознавать необходимость поддержания здоровья, а в тот момент, когда они начнут самостоятельно применять полученные знания о здоровьесбережении в жизни.
12. Необходимо формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.).
13. Психологический климат на уроке должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.
14. На уроке обязательно должна присутствовать эмоциональная разрядка в форме:
- шуток;
- улыбок;
- использования юмористических картинок;
- поговорок;
- афоризмов с комментариями;
- небольших стихотворений;
- музыкальных минуток и т. п.
15. При планировании урока необходимо обратить внимание на плотность урока. Количество времени, затраченного школьниками на учебную работу должно быть не менее 60 % и не более 75-80 %.
16. Урок необходимо построить таким образом, чтобы момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности наступал:
- не ранее чем через 25-30 минут в 1 классе;
- 35-40 минут в начальной школе;
- 40 минут в средней и старшей школе;
- 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
Момент наступления утомления определяется в ходе наблюдения за учащимися по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Зная особенности класса, с которым работает учитель необходимо спланировать работу так, чтобы момент утомления не наступал раньше времени, определенного нормативами.
17. Темп окончания урока должен быть оптимальным. Нельзя допускать «скомканности» окончания урока. Рекомендуется спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, подвести итоги урока, сообщить результативность работы учащихся, попрощаться с учащимися. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, уважительное отношение к ученикам, соблюдение гигиенических норм и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – это залог здоровья учеников.
Используемая литература
1. Волина В. Праздник числа. – Москва: Знание, 1993. – 336 с.
2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02
3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. – Москва: Глобус, 2007. – 128 с.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / Сост. С.А Цабыбин. – Волгоград, Учитель, 2009.
5. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
6. Летвинова Л.С., Жиренко А. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2007.
7. Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001.
8. Фефилова Е. П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – Москва: ВАКО, 2008. – 352 с.
9. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе – М.: «Перспектива», 2008.
10. Шанина С. А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. – Москва: РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2010. – 249 с.
11. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно: ГрГУ, 1992.
Приложение 1.
Памятка
«Как провести здоровьесберегающий урок»
1. Обстановка в классе должна соответствовать гигиеническим нормам.
2. Виды учебной деятельности должны чередоваться. Норма – 1-7 видов.
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут.
4. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех, их чередование – через 10-15 минут.
5. Выбор методов проведения урока должен способствовать активизации учащихся.
6. Длительность применения ТСО должна соответствовать гигиеническим нормам.
7. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Позы учащихся должны находиться под контролем учителя.
9. Физкультминутки на уроке обязательно должны присутствовать.
10. Содержательная часть урока должна иметь позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни.
11. Необходимо формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности.
12. Психологический климат на уроке должен быть благоприятным.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок обязательно.
14. При планировании урока необходимо обратить внимание на его плотность.
15. Урок необходимо построить таким образом, чтобы момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности соответствовал возрасту и развитию учащихся.
16. Темп окончания урока должен быть оптимальным.
Приложение 2.
С 1 по 11 классы.
Минуты вхождения в день
Очень важно правильно начать день, настроиться на работу. Ведь от этого зависит, как пройдет этот день, будет ли он плодотворным, успешным и радостным.
Утренний настрой на работу.
Рано утром я встаю, Всем здоровья я желаю,
Бога я благодарю, Никого не обижаю.
Солнцу, ветру улыбаюсь Хватит места на земле
И при этом, не стесняясь, Людям всем, животным, мне.
Слово «здравствуй» говорю, Чтоб земля моя цвела,
С кем встречаюсь по утру. Я желаю всем добра.
Упражнения для глаз
С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования используются такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физической культурой, так и самостоятельно. Особенно желательно включить эти упражнения в физкультминутки, проводимые на уроках. Приводим несколько упражнений, предложенных профессором Э.С.Аветисовым.
§ И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.
§ И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.
§ И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
§ И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
§ И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 сек, опустить палец. Повторить 5 – 6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
§ И.п. – сидя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4 – 6 раз.
Релаксационные упражнения
1. «Сожми кулачок» Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…
2. «Чудесная полянка» Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
3. «Любимый цветок» Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который еще не еще не распустился. Но вот лепестки начинает раскрываться, цветок медленно-медленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулись…Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.
4. «Страшилки» Ученики рисуют на альбомном листе бумаги то, чего они очень-очень боятся. Заранее не обсуждается, что они будут рисовать. Дается время на обдумывание и исполнение (примерно 5 минут). После того как «страшилки» готовы, дети показывают их своей группе. Затем группой дети идут на улицу, где сжигают их. В это время ребята смотрят на пламя и представляют, что их «страшилки» навсегда улетели от них вместе с дымом.
Путешествие на облаке»
Цель: упражнение на релаксацию, дает детям успокоиться и настроиться на работу.
Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в классе. Спрыгни с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе...
Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Бодрость за одну минуту
В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.
Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
Уши. Потрите уши (5 сек).
Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).
Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.
На моей руке пять пальцев».
На моей руке пять пальцев, Чтобы брать и чтоб дарить.
Пять хватальцев, пять держальцев. Их не трудно сосчитать:
Чтоб строгать и чтоб пилить, Раз, два, три, четыре, пять.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочерёдно загибать пальчики на обеих руках).
Снежок».
Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого).
Мы с тобой снежок лепили. («Лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок).
Два – подбросим, (приседают, ловя воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют снежок).
И... сломаем (топают)
Козёл».
Вышел козёл из новых сеней, (правая рука изображает козлика: указательный и мизинец - рожки). Нагнул шею: «Дай хлеба скорей!» (все пальчики в кулачёк, наклонять вперёд).
Выставил рожок: «Дай пирожок!» (выставить средний палец вперёд).
Протянул копытце: «Дай воды напиться!» (сделать из правой руки корытце - козлик пьёт воду)
6. «Гармошка».
Посмотри: моя ладошка - как весёлая гармошка! (показывают ладошки по очереди)
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю. (Раздвигать и сдвигать пальчики)
Раз, два, три, раз, два, три. Я играю, посмотри! (указательным пальцем нажать на все по очереди).
Пусть отдохнут пальчики (Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят):
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Я, я, я, я!!!
Аннинский муниципальный район
Методические рекомендации
«Здоровьесберегающий урок в современной школе»
Составители: Белокопытова Марина Николаевна, учитель начальных классов, I КК
Гончар Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, I КК
П.г.т. Анна
2017
Одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление здоровья школьника. Главная задача в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и научить его вести себя таким образом, чтобы его действия не наносили ущерб собственному здоровью. Эта задача практически целиком ложится на школу.
Методические рекомендации предназначены педагогам общеобразовательных школ. В них предпринята попытка обобщить теоретические наработки и практические материалы по организации и проведению здоровьесберегающего урока в современной школе. При составлении рекомендаций был использован собственный опыт применения здоровьесберегающих технологий.
Пояснительная записка
На современном этапе развития системы образования четко выражен постулат: процесс обучения в школе ни в коем случае не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей, что должно достигаться выбором соответствующих педагогических технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные методы и формы работы:
• медико-гигиенические технологии;
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• экологические здоровьесберегающие технологии;
• технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
• здоровьесберегающие образовательные технологии.
Существуют и другие основания для классификаций здоровьесберегающих технологий.
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
• защитно-профилактические;
• компенсаторно-нейтрализующие;
• стимулирующие;
• информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий - организационных и педагогических.
В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего образовательного процесса. Все это относится к организационным здоровьесберегающим технологиям.
Педагогические здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:
· организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
· учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
· объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
· необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
· ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
· целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
· содействие формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличие - реализация приоритета заботы о здоровье учащихся. Идеальным вариантом реализации здоровьесберегающей педагогики является комплексная забота о здоровье всех участников образовательного процесса, проводимая на общешкольном уровне, когда здоровьесбережение направлено не только на учащихся, но их родителей и всех сотрудников школы. По многим другим признакам и принципам здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой.
Любой учитель, использующий здоровьесберегающие технологии в своей работе должен помнить принципы здоровьесберегающей педагогики:
1. Принцип ненанесения вреда.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
3. Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).
4. Принцип непрерывности и преемственности программ обучения и используемых педагогических методов и технологий.
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
7. Комплексный междисциплинарный подход к изучаемому материалу.
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.
9. Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными. Создание ситуации успеха имеет огромное значение для сохранения здоровья школьника.
11. Приоритет активных методов обучения. При использовании активных методов обучения учащийся вовлекается в образовательный процесс, становится субъектом обучения, участвует в интенсивной работе со сменой различных видов деятельности. Это снижает возможность возникновения стресса, утомляемость, повышает двигательную активность учащихся, что способствует сохранению здоровья школьников.
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
14. Принцип отсроченного результата.
15. Принцип контроля за результатами.
От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
Одним из аспектов деятельности педагога является построение современного урока соответствующего основным требования здоровьесбережения школьников.
Содержание
Рекомендации к организации здоровьесберегающего урока в современной школе.
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) должны быть комфортными и соответствовать гигиеническим нормам: необходимо соблюдать режимы температуры, проветривания; рационально подобрать освещение (касса и доски), монотонные, неприятные звуковые раздражители устранить.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
в учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 21 °С ;
в учебных мастерских — 15 — 17 °С;
в актовом зале, классе пения и музыки - 18 - 20 °С;
в кабинетах информатики — оптимальная 19 - 20 °С, допустимая — 18 - 22 °С; в спортзале - 15 - 17 °С;
в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °С;
в кабинетах врачей - 21 - 23 °С;
в рекреациях - 16 - 18 °С;
в библиотеке - 17 - 21 °С;
в вестибюле и гардеробе - 16 - 19 °С.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С | Длительность проветривания помещений, мин | |
В малые перемены | В большие перемены и между сменами | |
От + 10 до + 6 | 4 — 10 | 25-35 |
От + 5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От О до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %.
2. Виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) должны чередоваться. Норма – 1-7 видов за урок.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.
4. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.) Использование одного-двух видов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, рассосредоточению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным.
5. Чередование видов преподавания должно изменяться не позже чем через 10-15 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.
6. Выбор поэтапного применения на уроке методов должен способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Рекомендуемые методы:
• метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
• активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
• методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах. Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.
8. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
9. Позы учащихся и их чередование должны находиться под контролем учителя. Необходимо помнить, что каждому виду деятельности соответствует своя поза, поэтому следует следить за тем, чтобы при переключении на другой вид работы учащиеся правильно меняли позу. Длительное нахождение в определенной позе вызывает утомление организма, неоправданную нагрузку на отдельные части скелета. Неправильные позы вызывают нарушения в строении опорно-двигательного аппарата и работе внутренних органов организма ребенка.
Существуют определенные требования к позам учащихся во время урока:
За столом (партой)
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
При письме
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
При чтении
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 150 .
Стоя
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.
10. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке обязательно должны присутствовать. Норма - на 15-20 минут урока по одной минуте приходится по одной минуте для оздоровительного момента. Оздоровительный момент состоит из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.
11. Содержательной часть урока должна включать позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни:
- вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
- демонстрация, прослеживание этих связей;
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- выработка понимания сущности здорового образа жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения;
- сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.
Цель по формированию личности, ведущей здоровый образ жизни и сохраняющей свое здоровье, будет достигнута на 100 % не тогда, когда дети будут знать о том, как сохранить свое здоровье, осознавать необходимость поддержания здоровья, а в тот момент, когда они начнут самостоятельно применять полученные знания о здоровьесбережении в жизни.
12. Необходимо формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.).
13. Психологический климат на уроке должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.
14. На уроке обязательно должна присутствовать эмоциональная разрядка в форме:
- шуток;
- улыбок;
- использования юмористических картинок;
- поговорок;
- афоризмов с комментариями;
- небольших стихотворений;
- музыкальных минуток и т. п.
15. При планировании урока необходимо обратить внимание на плотность урока. Количество времени, затраченного школьниками на учебную работу должно быть не менее 60 % и не более 75-80 %.
16. Урок необходимо построить таким образом, чтобы момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности наступал:
- не ранее чем через 25-30 минут в 1 классе;
- 35-40 минут в начальной школе;
- 40 минут в средней и старшей школе;
- 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
Момент наступления утомления определяется в ходе наблюдения за учащимися по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Зная особенности класса, с которым работает учитель необходимо спланировать работу так, чтобы момент утомления не наступал раньше времени, определенного нормативами.
17. Темп окончания урока должен быть оптимальным. Нельзя допускать «скомканности» окончания урока. Рекомендуется спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, подвести итоги урока, сообщить результативность работы учащихся, попрощаться с учащимися. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, уважительное отношение к ученикам, соблюдение гигиенических норм и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – это залог здоровья учеников.
Используемая литература
1. Волина В. Праздник числа. – Москва: Знание, 1993. – 336 с.
2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02
3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. – Москва: Глобус, 2007. – 128 с.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / Сост. С.А Цабыбин. – Волгоград, Учитель, 2009.
5. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
6. Летвинова Л.С., Жиренко А. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2007.
7. Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001.
8. Фефилова Е. П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – Москва: ВАКО, 2008. – 352 с.
9. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе – М.: «Перспектива», 2008.
10. Шанина С. А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. – Москва: РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2010. – 249 с.
11. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно: ГрГУ, 1992.
Приложение 1.
Памятка
«Как провести здоровьесберегающий урок»
1. Обстановка в классе должна соответствовать гигиеническим нормам.
2. Виды учебной деятельности должны чередоваться. Норма – 1-7 видов.
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут.
4. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех, их чередование – через 10-15 минут.
5. Выбор методов проведения урока должен способствовать активизации учащихся.
6. Длительность применения ТСО должна соответствовать гигиеническим нормам.
7. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Позы учащихся должны находиться под контролем учителя.
9. Физкультминутки на уроке обязательно должны присутствовать.
10. Содержательная часть урока должна иметь позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни.
11. Необходимо формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности.
12. Психологический климат на уроке должен быть благоприятным.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок обязательно.
14. При планировании урока необходимо обратить внимание на его плотность.
15. Урок необходимо построить таким образом, чтобы момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности соответствовал возрасту и развитию учащихся.
16. Темп окончания урока должен быть оптимальным.
Приложение 2.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.