Как реализовать эту селекцию информации на практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На что необходимо в первую очередь обращать внимание эксперту:

  • на построение рассказа клиента, семантику используемых слов;
  • на его озвученные желания и реакции на их удовлетворение/ ограничение;
  • на описание им результатов своих действий и потраченных ресурсов;
  • на сравнение проявлений эмоций в РАЗНЫХ ситуациях (но не на его эмоциональность, как общую особенность темперамента);
  • на непосредственные прямо на консультации вербальные и невербальные реакции человека: .
    • на те или иные внешние условия, «нештатные» ситуации;
    • на их изменение
  • на особенности телесной конституции

Теперь перечень того, что эксперту необходимо относить к индивидуальному опыту и выносить за скобки при диагностике типа. (Прокофьева, Прокофьев, 2013)

  • образование, воспитание и профессиональные знания человека;
  • то, что он может/не может, умеет/не умеет, любит/не любит;
  • его привычки и реакции на обычные («штатные») ситуации;
  • выполнение/невыполнение им социальных норм;
  • проявление/не проявление им каких-либо маргинальных (антисоциальных) черт.
  • само по себе участие в конкретной деятельности, в обсуждении той или иной темы.

Этот второй список в большей степени отвечает на вопрос: «что делает?», отражая непосредственное поведение человека, в целом коррелирующее с его типологическими предпочтениями. Но в конкретных ситуациях может быть никак не связанным с его соционическим типом.

Это часто упускается новичками мотивированными инновационными возможностями соционики, которые, пытаясь наскоком освоить такую, как поначалу кажется, незамысловатую методику, берут из многочисленных форумов несколько упрощенных (до практически полного выхолащивания смысла) «соционических» штампов и начинают всех подряд напористо типировать, дискредитируя это новое серьезное научное направление. Очень часто в связи с этим мы наблюдаем крайнюю степень углубления в этот процесс – соционический шовинизм, когда такие «профессионалы» начинают делить людей по поступкам, безапелляционно утверждая: «Этот тип … может, а этот не может!».

Вывод

Фокус внимания эксперта во время соционической диагностики д.б. направлен в первую очередь не на то, что будет (может, должен) человек делать в той или иной ситуации (хотя и это в какой-то степени тоже необходимо учитывать), а на анализ алгоритмов обработки информации его психикой, на интерес к тому, «как преподносит?» и «какие усилия потратил для … ?», в том числе:

  • насколько продуктивно, быстро проходило освоение человеком той или иной темы, того или иного рода деятельности,
  • насколько успешно человек справился с новой для него ситуацией,
  • насколько эмоционально он отреагировал на те или иные воздействия окружающей среды,
  • легко или трудозатратно он реализовал те или иные свои планы и проекты.

Литература

  • Аугустинавичюте А. Соционика. М.: Чёрная белка, 2008
  • Интервью с Семеном Чурюмовым. http://www.socionics.su/2011/01/intervyu-s-semenom-churyumovym/
  • Кемпинский А. Психопатология неврозов. — Варшава, 1975.
  • Майерс-Бриггс И., Бриггс П. MBTI: определение типов. У каждого свой дар. – М.: «Бизнес Психологи», 2010.
  • Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики // Сайт НИИ Соционики. http://socionics.ru/diagnostic/puzzle, 2013.
  • Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1996.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 405.