План лекции:
1. Возникновение науки и основные исторические этапы развития науки.
2. Античная наука.
3. Научные знания в эпоху Средних веков.
4. Предпосылки формирования науки «нового типа» в Эпоху Возрождения.
5. Наука Нового времени.
1. Возникновение науки и основные исторические этапы развития науки.
Единого мнения относительно того, когда возникает наука среди исследователей проблем науки нет. Одни полагают, что наука, в ее полном объеме возникает примерно в конце 15 – начале 17 в. Именно в это время наука начинает проявлять себя и как социальный институт. Другие исследователи полагают, что первые шаги наука начинает делать уже в 6-4 вв. до н.э. Уже в это время возникают определенные научные положения, теории, рациональность как существенная черта научных исследований. Особая группа людей преимущественно занимающихся научным исследованиями. Именно в эпоху античности в древней Греции начинается становление и развитие науки, начинают проявляться ее специфические черты.
История становления и развития науки позволяет говорить и об основных этапах развития рациональности, определенной классификации наук.
Протогенез – этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса (преднаука).
Протогенез связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода к научному познанию. Преднаука вплетена в современную жизнь, не выходит за рамки обыденного познания, является ответом на запрос практики.
Особенности преднауки:
1) преднаучное знание ориентировано на потребности общества;
2) при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями;
3) не использовались логические доказательства для получения знания.
Лица, генерирующие преднаучное знание, очерчивались рамками кастовости субъекта.
Этапы развития науки:
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с открытием геометрии, как науки об измерении земли.
А) работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
Б) на основе эмпирического знания формулировались аксиомы и, опираясь на них с помощью логического обоснования, выводились новые утверждения.
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (существуют единичные вещи, общих понятий не существует) и реалистами (универсальные, самостоятельно существующие понятия).
- научное знание ориентируется на теологию;
- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа образованных людей;
- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности.
3 этап – Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).
- культура постепенно освобождается от господства церкви;
- первые попытки убрать схоластику и догматизм;
- интенсивное развитие экономики;
- лавинообразный рост интереса к научному знанию.
Особенности периода:
- научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практику;
- попытка анализа и синтеза «рациональных зерен» преднауки;
- начинают преобладать экспериментальные знания;
- наука формируется как социальный институт (появляются ВУЗы, научные книги и журналы);
- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки.
4 этап – 20 век – эпоха «неклассической науки».
5 этап – постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
Античная наука.
Античный мир и прежде всего античная Греция и Рим оставили последующим поколениям замечательные образцы строительного искусства, архитектуры, поэзии, философских программ исследования окружающего мира. Притягательная сила культуры Античного мира особенно проявилась после длительного периода «средневековой спячки» человечества, в эпоху Возрождения. В эпоху Античности возникают и первые научные программы:
1. Первая – математическая, представленная прежде всего Пифагором и развитая Платоном. В ее основе представление о Космосе как упорядоченном ряде первоначальных сущностей выраженных в числе, числовых закономерностях. Эти закономерности рассматриваются как первооснова мира. Конечно, вещи — не числа, но подобны им (протяженность, симметрия, гармония). Свое завершение математическая программа получает в философии Платона, в его учении об идеях. Платон подчеркивает непосредственную связь строения вещества с геометрическими фигурами (огонь из пирамид, воздух из восьмигранников, вода из двадцатигранников, земля — куб).
2. Второй программой оказавшей большое влияние на последующее развитие науки стал атомизм Демокрита и Левкиппа.
Многие исследователи науки справедливо подчеркивают, что атомизм является физической программой, т.к. наука по Демокриту должна объяснять явления физического мира – проблемы бытия и не бытия, существования и возникновения множества и числа, делимости и качества. Эта программа строилась на требовании объяснения целого, как суммы отдельных частей.
3. Третьей программой являлась программа Аристотеля. Для нее характерно выделение отдельных направлений в исследовании мира и человека, отдельных наук (Этика, логика, психология) Заслугой Аристотеля является и создание знаменитого «органона» — трактата по логике, поставившего научное исследование на фундамент логически обоснованного мышления.
Таковы основные программы научного знания античного мира. Все дальнейшее развитие науки обусловлено развитием и преобразованием этих научных программ.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.