Развитие игровой деятельности по программе «От рождения до школы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ИГРА: АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

                                                                                              

                                                                                  Составитель: преподаватель

                                                                           психологии и педагогики

                                                          Е.С. Мельников

 

 

Г.

СОГЛАСОВАНО                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК                                                                  Зам. директора по УР

__________ Л.Н. Минава                                                  _________ Е.В. Машкова

«____» _________ 20___ г.                                              «____» ________ 20___ г.

 

Методические рекомендации «Игра: анализ, диагностика и планирование» разработаны на основе ППССЗ СПО специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж».

 

 

Разработчик: Мельников Евгений Сергеевич, преподаватель высшей квалификационной категории

 

Развитие игровой деятельности по программе «От рождения до школы»

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Развивать предпосылки творчества.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).

Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Дидактические игры

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Конструктивно-модельная деятельность

Развитие игровой деятельности (театрализованные игры)

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Подвижные игры

Подвижные игры

С ходьбой и бегом.  «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Пepeшагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».

На ориентировку в пpocтpaнстве. «Где звенит?», «Найди флажок».

Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».

Подвижные игры

С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».

С бросанием и ловлей. «Кто бросит  дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

Подвижные игры

С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору»,

«Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».

С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый

умывается».

С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».

С бросанием и ловлей. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».

На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».

Народные игры. «У медведя во бору» и др.

Подвижные игры

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

Подвижные игры

С бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».

С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия

к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!», лапта.

Самоанализ игры

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата - подготовка к игре:

- планирование игры  (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой);

- создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

- подготовка детей;

- по чьей инициативе возникла игра;                      

- имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

- самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

- в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

- не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

- деятельность детей в игре;

- как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

- как была закончена игра - организованно или неожиданно;

- как проведен анализ.

 

 

РАННИЙ ВОЗРАСТ

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 Эмоционально, активно откликается на предложение игры        
2 Принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.)        
3 Объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.)        

Уровень

       

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя        
2 Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей        
3 Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх        
4 Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок        
5 Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимает участие в беседах о театре        

Уровень

       

СРЕДНЯЯ ГРУППА

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 Способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее        
2 Способен изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров        
3 Организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты        

Уровень

       

 

СТАРШАЯ ГРУППА

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры        
2 Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей        
3 В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.        
4 Объясняет правила игры сверстникам        

Уровень

       

 

Уровень

       

Критерии оценки игрушек

1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления).

4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление

 

Приложение

 

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе

1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник и т.д.).

9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе

1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в старшей (подготовительной) группе

1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.

5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

 

План-конспект

____________________игры

по теме «_________________________»

проведенной в ___________________ группе «МБДОУ №14» г. Брянска

студенткой группы______

(Ф.И.О.)

 

Дата:

Воспитатель________________/А.И. Геращенкова/

Руководитель группы______________/                    /

Отметка_______________

 

2018 г.

Разработка плана-конспекта игры

ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Задачи по развитию игры:

Задачи нравственного воспитания:

Оборудование:

Предварительная работа:

Роли:

Основные сюжетные линии:

Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):

А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры),

Б) распределение ролей,

В) игровые проблемные ситуации для развития игры,

Г) завершение игры.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Задачи по развитию игры:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Вид театра:

настольный,

плоскостной

объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)

Оборудование:

Предварительная работа:

Роли:

Ход игры:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задачи по развитию игры:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Вид конструирования:

конструирование по образцу,

по заданной теме,

по собственному замыслу,

по условиям,

«стройка по моделям»

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход игры:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Задачи:

-дидактическая,

-развивающая,

-воспитательная

Игровая задача:

Игровые правила:

Игровые действия:

Оборудование:

Ход игры:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ

Задачи:

-дидактическая,

-развивающая,

-воспитательная,

-здоровъесберегающая

Правила:

Двигательные действия:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход игры (выбор водящего, считалка, речевка, сигнал):

А) руководство игрой (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем гиперактивных детей, стимулируем к действиям медлительных детей).

Б) варианты игры (усложнения).

В) анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ИГРА: АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

                                                                                              

                                                                                  Составитель: преподаватель

                                                                           психологии и педагогики

                                                          Е.С. Мельников

 

 

Г.

СОГЛАСОВАНО                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК                                                                  Зам. директора по УР

__________ Л.Н. Минава                                                  _________ Е.В. Машкова

«____» _________ 20___ г.                                              «____» ________ 20___ г.

 

Методические рекомендации «Игра: анализ, диагностика и планирование» разработаны на основе ППССЗ СПО специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж».

 

 

Разработчик: Мельников Евгений Сергеевич, преподаватель высшей квалификационной категории

 

Развитие игровой деятельности по программе «От рождения до школы»

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 279.