Антропология информационного общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В социальной среде люди не только общаются, но и переживают чувства, мыслят, обретают собственное «я». В этом процессе устанавливается бытие людей, претерпевающее оригинальную трансформацию. Перед человеком ускользает подлинная пространственная граница, та, которая изначально дана природой. Подлинная граница реальности начинает терять смысл. Бытие людей перешло в плоскость социально-коммуникативных пространств, которая поддерживается разными технологиями и техническими оборудованиями. В современной жизни люди неотделимы от техники. Совершается слияние людей с техникой.

На сегодняшний день люди изучают реальность, активно пользуясь техникой. У техники огромные возможности, но при этом она забирает в рабство людей. Наблюдение мира природы уже не интересно человеку, как круглосуточное погружение в экраны.

Новые информационные технологии интегрируют мир в глобальных сетях инструментализма. Опосредованная компьютерами коммуникация породила обширное множество виртуальных сообществ.

Необходимо отметить, что современное информационное общество является не таким уж и монстром, который развивает современных людей. Исток этой проблемы коренится в самих людях, а именно в применении своей возможности, сознания.

Человек обязан прийти к осознанию собственной границы, границы жизни вне рамки манипуляций, через стандарты, которые не несут в себе смысл. Понимание смысла, который передан в сообщении новых технологий, освобождение от него, позволит людям приобрести свободу в жизни.

Человек обязан понимать, как максимально пользоваться возможностями новых технологий. Лишь когда случится осознание бессмысленной траты времени медиакультуре, принципа ее действия, и это случится в пространственном масштабе ее распространений, т.е. на уровне целой планеты, тогда произойдет качественное изменение, то есть расширяться границы для людей на уровне гносеологии, эстетики, этики и логики.

Базирующаяся на информационном поле культура порождает новые и уникальные феномены. Реальность всемирной паутины уже давно развивается по своим законам и живет собственной жизнью: вовлекает людей в пространство Интернет — общения, представляет пользователю необозримый массив сайтов, призывая его тем самым объять необъятное.

Глобальная сеть способна заменить человеку его повседневный мир миром виртуальным. Этот новый мир формирует новый тип человека: «человек кликающий», который моделирует свой собственный мир посредством мыши. Новейшие информационные технологии сегодня уже не выступают исключительно средством доставки, обработки и хранения информации, а выполняют культурообразующую функцию, с их помощью создается особая культурная среда со своим особым контентом и нормами социального общения и взаимодействия.

Объем информации становится настолько огромным, что индивидуальное сознание оказывается не в состоянии его охватить. Можно отметить обезличенность общения и «смерти автора» в сети: многие тексты в процессе интернет-общения появляются как результат коллективного творчества.

Появившееся и широко распространившееся в сети блоговое общение позволяет прийти к коллективному видению проблемы через индивидуальные интерпретации. Читатели становятся соавторами, в итоге мы имеем дело уже с «коллективным автором». Информация, попавшая в сеть, становится публичной, ее могут увидеть тысячи человек, находящихся в разных странах и на разных континентах. С другой стороны, обезличенность общения провоцирует людей на откровения, которые они не могут себе позволить в реальной жизни. Человек оказывается включенным во множество культурных и субкультурных миров, причастность к которым возможно посредством «подглядывания». Человек моделирует свой мир по принципу «стимул-реакция», пытаясь все успеть в жизни. Но в результате за это человек заплатил высокую цену: приватность индивида стала иллюзией, а сохранение идентичности, социальной целостности в условиях тотальной включенности индивида в пространство виртуальной коммуникации − проблемой. Происходит погружение человека в своеобразный виртуальный маскарад, участники которого имеют возможности скользить между различными идентичностями, продиктованными их сиюминутными желаниями и потребностями.

Широкое распространение виртуальной реальности во всех сферах общественной жизни породило целый комплекс принципиально новых проблем. Среди них: обезличенность общения в сети, потеря своего «Я», деиндивидуализация человека, бессмысленное и бесконечное «зависание» в процессуальности виртуального мира, в котором преимущественно превалируют ценности общества потребления.

Социальные сети - это устойчивые структурные образования, социальная связь и отношение, объединяющая, находящихся в коммуникации социальных факторов. В виде социального фактора может выступать индивид, социальная группа, организация, город, страна. Под связью с коммуникационным взаимодействием понимают также обмен ресурсом и деятельностью, включая конфликтное отношение.

Социальная сеть формируется индивидуумом, с другой стороны, сеть сама формирует пространство социализацию включенную в неё человека или группы людей, устанавливает его поведение.

Процесс виртуализации социальной коммуникации и общественных отношений носит не однозначный характер. По мнению М.Маклюэна[147] сущность подобного взаимодействия несет в себе виртуализацию сообщения. Одной из причин возникновения данного феномена является стремление к сокращению издержек коммуникации, а значит и упрощение самого процесса передачи сообщения.

Социальные сети способствовали возникновению как позитивных, так и негативных эффектов взаимодействия. Среди позитивных эффектов можно выделить такие как: упрощение процесса социальных контактов; снижение издержек коммуникации различного характера; широкие возможности для социального взаимодействия и самоорганизации; возможность создания информационных потоков альтернативных источников информации; совершенствование процесса социализации и социальной адаптации индивида.

Негативные эффекты, провоцируемые социальными сетями: риск возникновения интернет зависимости; возможность несанкционированного доступа к личным данным; анонимность доступа к сети интернет и, как следствие наличие широких коммуникационных возможностей в целях совершения противоправных действий в отношении личности; психологические аспекты безопасности личности; возможность манипуляции массовым сознанием со стороны резидентов иностранных государств, криминальных сообществ; ведение информационных войн.

«Мировая паутина», которая окутывает планету, приступила к своеобразной «мировой инвентаризации», а ее результаты и поставили под сомнение весь мировой порядок. Автоматически, без субъективного вмешательства лидеров, произошло перераспределение всех ресурсов планеты – человеческих, сырьевых, финансовых, технологических и информационных. Результат «глобально-информационной инвентаризации» сравним с последствиями Всемирной революции: изменяется роль, место, оценка и ценность каждого человека – субъекта деятельности и каждой вещи[148].

Социальные сети могут содержать в себе причины возникновения различных информационных угроз личности, обществу и государству. С другой стороны социальные сети, будучи средством массовой коммуникации, способствуют возникновению коммуникации диалогового типа.

Сеть интернет как новый канал коммуникации, зачастую, конкурирующий с традиционными каналами, стремится к подавлению и последующему замещению традиционных и морально устаревших каналов, таких как телевидение, газеты, радио. Современные представления о Медиа характеризуются доминированием сетевого мышления, например, новости уже не надо искать, они доставляются к человеку напрямую.

Процесс виртуальной коммуникации затронул сферы социальной жизни, рыночных отношений, культуры, образования и безопасности. Эти обстоятельства спровоцировали ряд значительных изменений в жизни каждого индивида, общества и государства в целом, окончательно утвердив тенденции развития информационного общества.

В рамках философских учений человек является главной фигурой в условиях развития информационного общества. Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационного мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационной деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.

Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационная деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. В связи с высокой актуальностью проблемы человека в информационном мире, в современной философии уделяется ей большое внимание.

Информация является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению, овладению новой профессией.

Можно предположить возможность появления многих опасных отрицательных последствий интеллектуализации и роботизации жизни, достаточно воздействующих на людей и социум в целом.

Речь идет о том, что ранее всякое решение, связанное с изменением окружающей среды, всегда принималось человеком - существом, наделенным чувством ответственности. Но динамика инфосферы изменяет это положение.

Интеллектуальные системы не просто хранят информацию, а используют ее для принятия решений и поиска ответов на поставленные вопросы. Уже сейчас решение, найденное машиной, зачастую не принимается человеком, поскольку он не знает оснований для его принятия и механизма его получения. Это актуализирует необходимость действенного контроля над интеллектуальными помощниками человека.

В будущем, возможно, появятся машины, обладающие таким уровнем надежности, что необходимость человека вмешиваться в процесс отпадет. Однако в данном случае могут возникнуть опасения, касающиеся возможной деградации способностей человека к реакции на изменение внешних условий и принятия управления на себя в случае аварийной ситуации.

Еще одна возможная сложность интеллектуализации заключается в повышении требований к образовательному уровню членов общества.

Деятельность, требующая неквалифицированного труда, будет сокращаться. Некоторые специалисты опасаются, что широкое внедрение информационных и экспертных систем может повлечь за собой появление своеобразных интеллектуальных тунеядцев, полностью доверяющих машинам и стремящихся не совершать никаких интеллектуальных усилий. Эти опасения могут показаться не слишком обоснованными, однако их предстоит осмыслить.

Будущее развитие должно исходить из главного: сохранить ту драгоценность, что дала эволюция, - жизнь человечества. Это не означает, однако, замораживания научных исследований, а скорее означает новое начало. Поскольку концы и начала этапов развития всякой науки перманентно переходят друг в друга.

Стремление человечества к компьютеризации всего бытия неудержимо. Не окажется ли человек в кабальной зависимости от компьютера? Не станет ли он рабом машины? Каковы социальные, психологические, физические воздействия компьютеризации, которая идет очень быстрыми темпами? А что делать, как защитить психику человека от той лавины информации, которая обрушивается на сознание (и на подсознание) человека? Ведь реклама сегодня уже стала формой насилия над психикой человека?!

Некоторые исследователи, приводят множество убедительных аргументов доказывающих негативные влияния процесса компьютеризации на человека, общество и мышление. К примеру, В.Вольперт[149] утверждает, что компьютеры негативно влияют на психику и творческие способности человека, приводят к серьезным психо-физическим нарушениям, снижают жизненную активность и уничтожает творческую природу человека.

Существует другая группа исследователей, которые признают, что изложенные опасности и угрозы имеют место быть, однако, по их мнению, они преодолимы. Так, К.Хефнер предлагает пути выхода из положения путем создания «гуманно-компьютеризированного общества, формирования гуманных, в совершенстве продуманных отношений между компьютерами и людьми»[150].

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 306.