Все нарастающее значение и большая роль информации в общественном производстве, произошедшее на основе научно-технической революции, стали причиной появления сравнительно молодой и бурно развивающейся области знания - информационной экономики.
Информационную экономику понимают как современную стадию развития цивилизации, которая характеризуется преобладанием творческого труда и информационных продуктов.
Информация есть товар и фактор производства, она необходима в современных условиях функционирования производства и экономики в целом. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию у человека предпринимательской способности и способствует повышению эффективности производственного процесса.
Информация в экономике проявляется во многих аспектах, ее производство уже стало
видом экономической деятельности и элементом рыночного механизма, а также рычагом для формирования общественного мнения.
Предметом информационной экономики являются экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления научно-технической информации.
Информационная экономика изучает экономические принципы производства, общественного движения и производительного применения научно-технической информации, в любых сферах экономики. Предметом исследования данной области экономической науки является развитие систем экономических отношений, выступающих общественными формами бытия и движения информационных технологий, существование которых непосредственно связано с нарастающим господством информационного технологического способа производства.
Компьютеризированные системы, информационные и высокие производственные технологии являются базовыми системами информационной экономики. Они в своем развитии кардинально трансформируют производственные системы и технологии, все средства получения, обработки, передачи и производства информации, существенно технологизируют интеллектуальную деятельность людей.
Экономику общества можно назвать информационной, если в обществе:
- любому человеку, группе людей или предприятий в любой точке страны и в любое время на основе автоматизированных систем телекоммуникаций доступно получение необходимой информации;
- производятся современные информационные технологии и компьютеризированные системы, доступные всем;
- существуют инфраструктуры для создания национальных информационных ресурсов в том объеме, который обеспечит научно-технический прогресс, инновационное и устойчивое социально-экономическое развитие общества;
- ускоренными темпами автоматизируются и компьютеризируются все сферы производства и управления, а также усиливается инновационная деятельность человека;
- мышление и сознание населения созрели и люди готовы к принятию, созданию и внедрению в широкую практику новых технологий;
- налажена эффективная система подготовки кадров-профессионалов в области инновационной деятельности.
Становление и развитие информационной экономики существенно зависит от создания четкого механизма управления реализацией проектов инновационных систем. В инновационной деятельности общества важное место занимает отношение к главной производительной силе – человеку. В информационной экономике очень велика роль высокоинтеллектуального, высококвалифицированного профессионала.
Информационная экономика по своим свойствам носит глобальный характер и является основой формирования и развития информационного общества, она оказывает решающее влияние на развитие как мирового сообщества, так и отдельных стран и регионов.
Что касается России, то ее будущее неотделима от развития науки, от мощи ее инновационного потенциала, интенсивного развития и использования в интересах всего общества, что предполагает создание информационной экономики.
Эффективной может быть только такая экономика, в которой нет незанятых трудоспособных человеческих ресурсов, позволяющих увеличить материальные и духовные ценности.
Сформировавшиеся в России тенденции развития инновационной деятельности ещё не в полной мере соответствуют характеристикам, присущим информационной экономике, обеспечивающей устойчивый рост, повышение конкурентоспособности продукции и качество жизни населения. Адаптация бизнеса к нововведениям технологического характера, остается низкой.
На пути развития экономики России в долгосрочной перспективе рассматривают три основных этапа.
Первый этап - первоначальная постановка и осознание ряда важных проблем. Это этап активизации спроса на инновационную продукцию и услуги.
Второй этап связан с инвестиционной активностью и нормализацией структур производства. Главной задачей на втором этапе является инвестирование в структурную перестройку экономики, перевооружение промышленности и создание новых технологических мощностей.
Третий этап - это этап активного инновационного развития, в котором ставится задача повышения технологического уровня и инновационного потенциала ведущих отраслей промышленности через использование отечественных научно-технических достижений.
Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование информационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке.
Контрольные вопросы
1. Какова связь концепции информационного общества и информационной экономики?
2. Какова динамика информационного общества в ракурсе исторического развития?
3. Какие экономические и социальные проблемы обострились в информационном обществе и чем это объясняется?
4. Может ли вписаться такой товар как «информация» в известные формулы капитала «товар-деньги-товар» или «деньги-товар-деньги»?
5. Какова специфика повседневной коммуникации и информационной этики в Интернет-среде и социальных сетях?
6. Чем объясняется эффективность деловой рекламы в Интернете и соцсетях?
7. Как Вы понимаете «инфократию» и возможна ли она на Ваш взгляд?
8. Как изменилась пирамида ценностей в информационном обществе и с чем это связано?
Темы рефератов, эссе
1. Социокультурные и экономические аспекты развития информационного общества.
2. Особенности Интернета как виртуального социокультурного пространства.
3. Роль Интернета и виртуального пространства в социальной, профессиональной и личной жизни человека.
4. Ценности, приоритеты и принципы нравственного императива в информационном обществе.
Рекомендуемая итература
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2.Глобалистика. Энциклопедия. Под ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. –М.: Радуга, 2003
3. Иоселиани А.Д. Антропология глобального мира: человек в современной коммуникативно-информационной сфере//Век глобализации №2, 2013.
4. Тоффлер Э. Третья волна. М: ООО «Фирма» Издательство АСТ, 2004. – 261 с.
5. Юнь О.М. Восхождение к информационному обществу / О.М. Юнь - М.: Экономика, 2012 - 911 с.
Раздел 2.
История экономических наук
Тема 1.
Р.М. Нуреев
Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.