Раздел №6. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  1. Россия в 1991 г. – нач. XXI в.
  2. Формирование президентско-парламентской системы управления, принятие Конституции.
  3. Укрепление системы государственного управления

 

1 Россия в 1991 г. – нач. XXI в.

Для перехода к рыночно-капиталистическим отношениям были определены следующие основные направления деятельности:

- разгосударствление предприятий и передача их в частные руки в виде акционерной или индивидуальной частной собственности;

- введение свободной торговли на основе установления свободных цен;

- демонополизация внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям и лицам;

- введение рынка валюты и ценных бумаг;

- создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний;

- введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости;

- свобода предпринимательской деятельности.

В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов Российской Федерации Б.Н. Ельцин объявил о проведении радикальной экономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия. 2 января 1992 года правительство Е. Гайдара объявило о введении свободных цен на территории Российской Федерации. 29 января был объявлен Указ Президента РФ "О свободе торговли". Только за 1992 год потребительские цены выросли в 26 раз.

Другим важным мероприятием экономической реформы было проведение приватизации торговых и производственных предприятий. Каждому из 152 млн. жителей России выдавались с 1 октября 1992 года приватизационные чеки ("ваучеры") по 10000 руб., которые они могли вложить в акции предприятий или свободно продать. С помощью ваучеров формировался акционерный капитал предприятий, которые переходили в руки либо акционеров, либо других частных лиц.

Уже в 1991 году Б.Н.Ельцин подписал Указ о передаче земли в частную собственность. Вначале фермерское движение было активным, но затем приостановилось. При перерегистрации колхозов и совхозов к 1 июля 1993 года 34% из них заявили о сохранении своего статуса, остальные образовали товарищества.

Экономические преобразования неразрывно связаны с судьбами миллионов людей, то есть с социальной политикой. Основными направлениями деятельности политического руководства в этой области были следующие:

- отмена всеобщей обязанности трудиться;

- введение пособий по безработице и компенсационных выплат на рост цен;

- свободный выезд граждан за границу;

- введение платного обучения наряду с бесплатным, создание коммерческих школ и вузов;

- введение платного лечения наряду с бесплатным;

- приватизация санаторно-лечебных учреждений и домов отдыха;

- приватизация жилья, отказ от бесплатного распределения квартир и их свободная продажа.

Возросла дифференциация населения, увеличился разрыв между небольшой частью людей с высокими доходами и значительной массой населения на грани бедности и нищеты.

После ликвидации руководства компартии и с переходом на рыночно-капиталистический путь развития была осуществлена коренная переориентация в духовной области. Она осуществлялась по следующим основным направлениям:

- свобода средств массовой информации, создание частных телерадиокомпаний и издательств;

- отмена цензуры и нравственных ограничений на литературу, газеты, видео, кино, театр;

- перевод творческих работников на самоокупаемость, отказ от дотаций творческим союзам;

- предоставление церкви средств массовой информации, свобода миссионерской деятельности;

- переоценка научной методологии и истории;

- пропаганда западного образа жизни, антикоммунизм;

- свобода националистической пропаганды, идеологический плюрализм.

Решение новых экономических, социальных и духовных задач, глубокое реформирование общественной жизни зависит в первую очередь от реформы политической системы. Реформа политической системы осуществлялась по следующим основным направлениям:

- введение президентского правления с вертикальной структурой глав администраций;

- ликвидация Советов и замена их общедемократическими органами власти;

- многопартийность;

- создание независимых профсоюзов;

- предоставление полной самостоятельности бывшим союзным республикам;

- создание СНГ с системой двусторонних и многосторонних договоров;

- провозглашение принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

После августовского переворота трансформация политической системы проходила по двум направлениям:

- во-первых, шло дальнейшее укрепление власти Президента России;

- во-вторых, усилилось противостояние между президентской властью и Советами.

В марте 1992 года своим указом Б.Н. Ельцин образовал министерство обороны России и стал министром обороны.

Противоборство между Президентом и съездом народных депутатов России обострилось в марте 1993 года. На VIII внеочередном съезде народных депутатов было отклонено предложение Б.Н. Ельцина о референдуме по доверию президентской власти и проведению реформ. IX Внеочередной съезд народных депутатов в конце марта 1993 года проголосовал за отрешение от власти Б.Н.Ельцина, однако не набрал необходимых двух третей голосов.

Проведенный 25 апреля референдум выразил поддержку политике президента России. К осени противоборство между народными депутатами и Президентом обострилось до крайности. 21 сентября 1993 года Б.Н.Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета и прекращении полномочий съезда народных депутатов, однако те отказались подчиняться. Президент был вынужден применить военную силу, в результате чего события 3-4 октября привели к человеческим жертвам.

7 октября последовал указ Президента о роспуске Моссовета и Мособлсовета, а 9 октября - о прекращении деятельности местных Советов. Таким образом в октябре 1993 года на территории России Советы, как органы власти, прекратили свое существование.

2 Формирование президентско-парламентской системы управления, принятие Конституции

После событий октября 1993 года в стране стала формироваться новая структура политической власти. Главой государства и исполнительной власти являлся Президент, на местах руководили назначенные главы администраций. Поскольку законодательные представительные органы отсутствовали, специально созданная Б.Н. Ельциным комиссия разработала проект Конституции, который был представлен на всенародный референдум. 12 декабря 1993 года проходили одновременно выборы в Государственную Думу - нижнюю палату законодательного парламента и граждане России выражали свое отношение к новой Конституции.

За принятие Конституции отдали свои голоса 33 млн. избирателей (58,4% голосовавших), против высказались 23,5 млн. (41,6%). Конституция была принята. Она утвердила президентско-парламентскую систему управления.

Исполнительная власть, утверждение законов и издание указов принадлежали Президенту России, который назначал и смещал правительство. Он же назначал глав местной администрации. Законодательная власть была в руках двухпалатного Федерального Собрания: нижняя палата - избираемая Государственная Дума, Верхняя палата - Совет Федерации - из назначаемых Президентом глав администраций и других представителей регионов.

Госдума была избрана на 2 года. Лидирующее положение в ней заняли представители либерально-демократической партии 23,9% голосов, правительственный блок "Выбор России" 14,5%, Компартия Российской Федерации - 13,6% голосов. Последующие события показали рост влияния оппозиционных партий. На новых выборах в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 года, за КПРФ было отдано 22,3% голосов, за ЛДПР - 11,2%. Правительственный блок "Наш дом - Россия" получил чуть больше 10% голосов избирателей. Политическая ситуация была осложнена начавшимся в декабре 1994 года военным конфликтом в Чечне, где федеральные войска несли большие потери без заметных успехов.

В условиях продолжающегося спада производства, бюджетно-финансовой нестабильности, непопулярного братоубийственного чеченского конфликта на 16 июня 1996 года были назначены новые президентские выборы, которые после двух туров голосования привели к победе Б.Н.Ельцина, опередившего лидера КПРФ Г.А.Зюганова с перевесом в 13% (около 9 млн.) голосов.

После того, как Россия стала правопреемницей Советского Союза в Совете Безопасности ООН, российское внешнеполитическое ведомство все чаще стало поддерживать инициативы США, совместно выступать в международных акциях ООН, в том числе военных. В ответ на это России было обещано место в семерке ведущих капиталистических государств. В 1995 году Россия вошла в Совет Европы, международную парламентскую организацию, объявила о поддержке ее Устава.

Все эти новые внешнеполитические акции преследовали одну цель: вхождение в мировой капиталистический рынок. России были представлены кредиты Международного валютного фонда, правда, в сравнительно небольших размерах. Экономика России была признана экономикой переходного периода, что означало предоставление некоторых льгот. За период с 1991 по 1996 год иностранные инвестиции в России составили всего лишь несколько миллиардов долларов. Если в 1995 году в экономику Китая поступило иностранных инвестиций на 70 млрд. долларов, то в российскую экономику - всего 2 млрд.

3 Укрепление системы государственного управления

7 мая 2000 г. состоялась церемония вступления в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Его политические взгляды и убеждения были изложены в программной статье «Россия на рубеже тысячелетий» (декабрь 1999 г.). «Опорными точками» современного этапа развития государства были названы рыночные отношения, патриотизм, державность, социальная солидарность на основе восстановления направляющей и регулирующей роли государства, создания в рамках Конституции 1993 г. сильного федерального государства — демократического, правового, дееспособного.

Указом Президента был сформирован новый орган — Государственный Совет, в состав которого вошли главы субъектов Федерации, одновременно покидающие места в Совете Федерации. На этой основе начался процесс обновления состава самого Совета Федерации. В июне 2000 г. был принят Федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента становились не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов Федерации, а их представители, работающие в СФ на профессиональной основе четыре года. Закон вступил в силу 1 февраля 2001 г.

В целях приближения Центра к регионам, укрепления «вертикали власти» были созданы семь федеральных округов, во главе с Полномочными представителями Президента РФ.

13 сентября 2004 г. после трагических событий в Беслане Владимир Путин выступил с идеей изменения принципа формирования региональной власти. Предложение наделять губернаторов властью, а не избирать их прямым голосованием.

15 декабря 2004 года ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вступил в действие.

1 июня 2012 года вышеупомянутые законы были вновь изменены – вступил в силу закон, возвращающий выборнось губернаторов. Кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. При этом партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного.

Сегодня Госдума приняла в окончательном, третьем чтении закон, который позволит субъектам РФ переходить от прямых выборов губернаторов к их фактическому назначению депутатами законодательного собрания по представлению президента.

Согласно законопроекту, парламентские партии будут предлагать кандидатов в губернаторы (не более трех от каждой партии) президенту. Он по своему усмотрению выберет и внесет в законодательное собрание региона тройку претендентов, из которых депутаты будут выбирать главу региона.

Помимо этого, предприняты попытки укрепления судебной власти, продолжена военная реформа, наконец, утверждена общегосударственная символика.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 197.