ИСТОРИЯ
Лекции
(на правах рукописи)
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Раздел №1. (2 часа)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ РОССИИ.
Раздел №2. (2 часа)
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ.
Раздел №3. (2 часа)
ЭПОХА «МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА».
Раздел №4. (8 часов)
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Раздел №5. (3 часа)
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
Раздел №6. (1 час)
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ РОССИИ.
ИСТОРИЯ
Лекции
(на правах рукописи)
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Раздел №1. (2 часа)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ РОССИИ.
Раздел №2. (2 часа)
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ.
Раздел №3. (2 часа)
ЭПОХА «МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА».
Раздел №4. (8 часов)
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Раздел №5. (3 часа)
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
Раздел №6. (1 час)
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ РОССИИ.
Раздел №1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ РОССИИ.
1 Цели и задачи истории как дисциплины. Предмет и содержание курса "История Отечества".
История Отечества (России) есть наука, изучающая процесс становления и развития Российского государства и проживающих на его территории народов с древнейших времен и до наших дней.
Задачи курса:
- изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;
- привить навык исторического анализа;
- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;
- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
- заложить основы для понимания будущего России;
- понять свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.
2 Россия в мировой истории.
Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей (или всемирной) истории.
Всемирная история есть комплексная наука, которая включает в себя: историю отдельных стран и народов; историю различных сфер общественной жизни (экономическую, военную историю, историю внешней политики и др.; историю наук философии, математики, историография и др.), историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).
Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).
Функции истории:
· познавательная, интеллектуально развивающая функция.
· воспитательная, мировоззренческая.
· прогностическая.
3 Методология истории.
Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method - путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний.
1.Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение. В наши дни имеется немало стран, где религия является государственной и носит характер официальной идеологии. И в современных условиях при наличии значительного числа верующих теологический метод имеет право на существование. Ведь в странах летоисчисление ведется от рождества Христова, в мусульманских странах - от прибытия пророка Мохамеда в Мекку в 622 г.
2. Субъективно-идеалистический метод. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею.
3.Диалектико-материалистический метод. Краеугольный камень диалектического материализма есть учение о материальной природе мира, то есть в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.
Рассмотрение истории с позиций всесторонности (объективности) означает прежде всего:
1) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития;
2) опору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы;
3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним.
Принцип историзма предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.
Чтобы наиболее полно оценить и представить историю страны, необходимо учитывать следующие основные факторы:
1) пространство, территория, географические условия, где происходило становление и развитие данного народа;
2) время, конкретно-исторический отрезок времени, в котором развивалась страна, особенно в сравнении с временными рамками других стран;
3) народ, его этнические особенности, характер, волевые способности к преобразованиям, его выдающихся людей.
Пространство, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на развитие общества. Эти природные факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное разделение труда. Не случайно древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться достаточно высокого уровня производства материальных благ. Государства, имеющие выход к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и затем колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем.
Особое значение имел пространственный фактор для России. Равнинная местность, малая доля морского берега (не считая берегов Северного Ледовитого океана), холодный климат на большей части территории, низкий биоклиматический потенциал почвы замедляли экономическое развитие, в результате чего русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских государств. Для складывания русского государства особое значение имела разветвленная сеть рек, которые получали образные названия Волга - матушка, Днепр-батюшка.
Другим важнейшим понятием после пространства, которым оперирует историческая наука, является время. Изучая историческое прошлое человечества, мы прежде всего выстраиваем хронологическую последовательность сменяющих друг друга этапов: первобытное общество, рабовладельческие государства, феодальные и буржуазные страны и т.д. Такой поступательный, линейный подход характерен для диалектико-материалистического метода (формационный подход). Исторический подход представляется здесь в виде лестницы, каждая ступень которой - этап развития, открывающий перед человечеством возможности и перспективы. В рамках этого учения на первый план выдвигается выявление того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации, а именно, уровень развития производительных сил и соответствующий им характер производственных отношений. В основе изменений в обществе, как показывает история, лежит процесс освобождения личности, переход от рабского крепостнического труда к свободному.
Признавая правомерность и логичность поступательного линейного подхода, следует отметить, что развитие человеческой общности значительно богаче. Мировое сообщество представляет собой совокупность народов, живущих на различных уровнях развития производительных сил, культуры, даже в рамках одного государства. Возникает суждение о много мерности социальной действительности.
Можно учитывать цикличный характер временного измерения: сутки, времена года, цикл жизни человека от рождения к зрелости и смерти, смену поколений. История свидетельствует, что судьба многих народов также носит цикличный характер: становление, расцвет и гибель государств Древнего Востока, Древних Афин и Рима, исчезновение целых народов, таких как скифы, сарматы, шумеры, майя и др. С этой точки зрения исторический процесс - это смена целого рода цивилизаций, существовавших в различное время в различных регионах планеты (цивилизационный подход). Под цивилизацией понимается качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни того или иного народа или группы стран на определенном этапе развития. Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона.
Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Подобный подход расчленяет всемирную историю во времени и пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности. В наше время, характеризующееся тесным взаимодействием и взаимовлиянием разных стран и народов, такой подход выглядит неправомерным.
Вместе с пространством и временем историческая наука использует и такой важный фактор как народ, этнос. По сути дела, история есть исследование народа в пространстве и времени. Некоторые историки, как например, Лев Николаевич Гумилев, рассматривают народ (этнос) в качестве само развивающегося организма, со своими специфическими чертами национального характера. Источником развития по Гумилеву, основателю "этнической истории", являются подвижники, первопроходцы, наиболее активная часть общества - " пассионарии", которые генерируют движение народных масс, возглавляют его. Антропологический подход.
В своей изолированности эта теория была бы односторонней, но в совокупности с другими факторами существенно дополняет и обогащает историческую науку. Изучение этнической истории, характера, души народа позволяет оживить историю страны, "очеловечить" ее.
На современном этапе общеисторического развития истории выделяют два основных типа мировых цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная.
Западноевропейская сложилась на базе государств Западной Европы и основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственна частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень развития промышленности, ранее чем в других районах мира складывание капиталистических отношений. В основе преобразовательной деятельности в странах Западной Европы и принявших этот тип цивилизации лежит рационализм человека, а в основе вероучения - бог-человек, Христос, спаситель и преобразователь. В сфере отношений общества с окружающей действительностью лежит принцип активной преобразовательной деятельности человека.
Восточная сложилась на базе культур Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе, деятельность, направленная более на нравственное самоочищение человека, нежели на преобразования окружающей действительности.
За свою историю государство Российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы. Как найти в истории России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Эти вопросы ставились давно.
Можно выделить четыре точки зрения.
1.Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и др., получившие название " западников". Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.
2.Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д. Тредголд, определяя принадлежность России к восточной цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в XV-XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада.
3.Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные "славянофилами", такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, "славянский характер" русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается " из самого себя". Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава.
4.Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в., опирались на географическое положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе.
4 Источниковая база исторического исследования.
Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории.
По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников - цифровые.
Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.
Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника – древнеегипетский погребальный папирус. Таким образом, намеренные источники – это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников – хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников – деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.