Что является предметом науки и функцией организации с/х производства?
Понятия системного подхода к организации производства?
Животноводство
Труд и показатели те же, что и по растениеводству
Перерабатывающее производство
Продолжение Таблицы 1
Производствен-ные мощности перераб. пред-приятий | Уровень загруз-ки перераб. пре-дприятий по объёму перера-ботанного сырья, % | Отношение фак-тич. загрузки по сырью (тонн) к проектной мощ-ти (тонн). | Затраты на аморти-зацию в расчете на 1 тонну перерабо-танного сырья, руб. | Отношение сум- мы амортизац. от- числений (руб.)к фактич. объёму сырья, (тонн). |
Тепло, вода, злектро-энергия | Расход на 1 тонну перераб. сырья тепла, воды, эл.энергии | Отношение фак-тического расхо-да воды, тепла, эл.энергии к фактич. объёму перераб. сырья | Затраты по теплу, воде, эл.энергии (руб.) к фактич. расходу сырья, (тонн). | Отношение фак-тичесой суммы затрат по ресур-сам(руб) к объёму перерабатываемого сырья.(тонн). |
Автопарк | ||||
Труд | Использование годового фонда рабочего времени, к-т,% | Отношение фак-тически отра-ботанного време-ни (час.) к планир. (час.) | Стоимость автоус-луг в расчете на 1 водителя, руб./чел. | Отношение общей стоимости автоус-луг (руб.) к кол-ву водит. (чел.) |
Автомобили | Выработка на 1 автомобиль как в среднем, так и по группам (грузоподъёмн.) в тоннокм. | Отношение общей выработки по автопарку (в т.ч. по группам) к кол-ву автомоби-лей, ткм/автом. | Затраты на аморти-зацию автомобилей и их текущий ремонт в расчете на 1 ткм, руб. | Отношение сум-мы амортизац. отчислений и затрат на текущ. ремонт (руб.) к грузообороту (ткм). |
ГСМ | Расход топлива на 1 ткм, кг. | Отношение об-щего расхода горючего по ав-топарку к выра-ботке автомоб., кг/ткм. | Затраты по ГСМ в расчете на 1 ткм, руб. | Отношение общих затрат на ГСМ (руб.) к общей выработке автомобилей (ткм.) |
Автогараж | Уровень запол-няемости гаража автомобилями, к-т,% | Отношение фак-тич. кол-ва авто-мобилей к проек-тному колличес-тву автомоб.,% | Затраты на содер-жание автогаража в расчете на 1 ткм., руб. | Отношение суммы гаражных расходов (руб.) к общей выработке автомо-билей (ткм.) |
5. Ремонтно-техническое предприятие | ||||
Труд | Использование годового фонда рабочего време-ни, к-т,% | Отношение фактич. фонда рабочего времени к нормативному, ч.час./ч.час. | Стоимость ремонт-но-технических услуг в расчете на 1 работника, руб. | Отношение стои-мости ремонтно-технических услуг (руб.) к кол-ву работников, (чел.) |
Производствен-ная мощность ремонтно-технич. произ-водств | Уровень загруз-ки производ. мощности по числу условных ремонтов, к-т,% | Отношение фактич. числа ус-ловных ремонтов к проектному. | Затраты на аморти-зацию в расчете на 1 усл. ремонт, руб. | Отношение сум-мы амортизац. от- числений (руб.) к кол-ву условных ремонтов (шт.) |
Тепло Вода Электричество | Расход на 1 усл. ремонт.(к.кал, м3 , кВт. час). | Отношение об-щего расхода ре-сурсов к кол-ву условных рем-тов. | Затраты на тепло, воду, электричест-во в расчете на 1 усл. ремонт, руб | Отношение сум-мы затрат (руб.) к кол-ву условных ремонтов. |
Контрольные вопросы:
Тема: Основы оплаты труда.
Вопросы:
ВОПРОС 1. ОПЛАТА ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Оплата труда – основной источник удовлетворения потребностей трудящихся.
Функции оплаты труда:
Принципы оплаты труда:
ВОПРОС 2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК; ИХ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
Различают 2 вида оплаты труда:
Существуют следующие виды доплат:
- доплата за продукцию – может быть 25-50% от тарифного фонда в зависимости от финансового состояния хозяйства и уровня производства продукции. Функция этой доплаты – стимулирование увеличения выхода продукции.
- доплата за качество – 8,3-12,5% от тарифного фонда. Функция – стимулирование повышения качества работ и продукции.
- доплата за классность – стимулирует повышение квалификации работников, а значит, ожидается более качественное выполнение работ. В сельском хозяйстве основные работники могут иметь звания (мастер животноводства 1 или 2 класса, тракторист-машинист 1 или 2 класса, водитель 1 или 2 класса) и, соответственно, доплаты за 1 класс 20-25%, за 2 класс 10-15%.
- доплата за стаж – стимулирует закрепление кадров в хозяйстве, повышение качества выполняемых работ. Шкала поощрений за стаж разрабатывается в каждом хозяйстве.
- доплата за вредные условия производства, за работу в праздничные и выходные дни, доплаты на периоды интенсивных работ в растениеводстве, например, доплаты на уборке урожая.
-уральский коэффициент – 15% от общего начисленного заработка. Функция – компенсация за суровые климатические условия.
Формы основной оплаты труда
В зависимости от сочетания основной и дополнительной оплаты, т.е. тарифной оплаты с разными доплатами и премиями, каждая из форм оплаты труда имеет несколько систем оплаты труда.
Сдельная оплата имеет системы:
Повременная оплата имеет системы:
Варианты начисления заработка:
- по расценкам за единицу работы и продукции;
- от валового дохода;
- из выручки подразделений на самофинансировании (бестарифная система);
- по тарифным ставкам за отработанное время.
Их сравнительная характеристика и условия применения.
Оплата труда – индивидуальная и коллективная. Целесообразность коллективной оплаты труда, ее преимущества перед индивидуальной.
ВОПРОС 3.ТАРИФНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Т.к. для выполнения различных работ требуются разные затраты труда (в зависимости от сложности работ, требуемой квалификации, ответственности, условий производства), то возникает необходимость в дифференциации оплаты труда при выполнении различных видов работ.
Для этого существует тарифная система – совокупность нормативных материалов, определяющих уровень оплаты труда различных групп работников с учетом квалификации и условий труда.
Основные элементы тарифной системы:
- тарифные сетки
- тарифные ставки
- справочники тарификации работ и тарифно-квалификационные справочники
- районные коэффициенты к оплате труда.
Тарифные сетки – совокупность квалификационных (тарифных) разрядов и соответствующих этим разрядам тарифных коэффициентов.
На государственных предприятиях применяется ЕТС (единая 18-разрядная тарифная сетка), а остальные предприятия в праве выбирать для себя любую тарифную сетку, что отражается в коллективных договорах. Но чаще всего применяется 6 разрядная или единая 18 разрядная тарифная сетка
Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки 1 разряда. Соотношение между крайними разрядами называется диапазоном тарифной сетки.
Таким образом, зная тарифную ставку 1 разряда можно установить тарифную ставку любого разряда путем умножения ее на тарифный коэффициент данного разряда.
Тарифную ставку 1 разряда на предприятиях устанавливают исходя из финансовых возможностей, но не ниже уровня минимального размера оплаты труда, установленного Правительством РФ.
Если предприятие использует ЕТС, то существуют рекомендации для применения ЕТС в сельском хозяйстве. Рабочие по этой сетке тарифицируются по 1-8 разрядам, а особо квалифицированные – по 9-12 разрядам, бригадиры – с 6 по 15 разряды, руководители, специалисты и служащие – с 6 по 18 разряды.
Кроме того, как компенсация за неблагоприятные условия работы, обусловленные особенностями сельскохозяйственного производства, рекомендуются для применения отраслевые повышающие коэффициенты:
- для механизаторов – 1,8
- для работников животноводства – 1,5
- для ручных работ – 1,3.
Для определения оплаты труда важно правильно тарифицировать тот или иной вид трудовой деятельности, т.е. отнести его к тарифному разряду по оплате труда. Для этого существуют справочники тарификации работ и тарифно-квалификационные справочники.
В тарифно-квалификационном справочнике даны квалификационные характеристики по профессиям и разрядам, где четко определено, что должен знать исполнитель и какие работы выполнять. По этому справочнику тарифицируются работники. Такая тарификация идет в животноводстве. Например, доярка может иметь 4-6 разряд.
Справочник тарификации работ – это перечень работ с указанием разрядов тарифной сетки. Тарификация работ идет в растениеводстве. Например, вспашка трактором ДТ-75 относится к 5 разряду, а уборка зерновых самоходным комбайном – к 6.
Для тарификации руководителей, специалистов и служащих утверждены квалификационные требования, где основное внимание уделено образованию, стажу, масштабу руководимого объекта.
Таким образом, тарифная система является основой для определения и формирования той или иной формы и системы оплаты труда.
4 ВОПРОС. БЕСТАРИФНАЯ ОПЛАТА ТРУДА.
Бестарифная система оплаты – это система, при которой заработная плата каждого работника представляет его долю в общем фонде оплаты труда. Этот фонд оплаты, подлежащий распределению, определяется как разница между выручкой и расходами. К расходам относят материальные затраты, отчисления на содержание аппарата управления, в страховые фонды предприятия, в фонд развития производства, отчисления в бюджет. Условие применения такой системы оплаты это прибыльное производство.
Достоинства: стимулируют количество и качество выпускаемой продукции, экономию материальных затрат, не зависят от тарифной сетки предприятия, оказывает влияние на формирование предпринимательского уклада у работников-совладельцев предприятий. На общем собрании совладельцев решается какую часть дохода выделить на развитие производства, что ведет к увеличению стоимости собственности и росту дивидендов на собственность.
Фонд оплаты труда распределяется между работниками с учетом 3-х факторов: квалификационного уровня, отработанного времени и коэффициента трудового участия. Квалификационный уровень устанавливается для всех работников и определяется отношением фактической заработной платы работника за прошлый период (3-6 месяцев) к минимальному уровню оплаты на предприятии.
Разновидности бестарифной системы:
1.Система оплаты труда с использованием коэффициента стоимости труда и отработанного времени.
Коэффициент стоимости труда устанавливается всем работникам, включая руководителей, раз в год во время аттестации.
2. «Паевая» система оплаты труда (разработана в МНТК «Микрохирургия глаза»).
Основа – шкала «социальной справедливости», которая предусматривает для каждой должности соответствующие коэффициенты увеличения заработной платы по отношению к минимальной ставке, принятой на предприятии.
3. Комиссионная система оплаты.
Предусматривает оплату в два этапа: аванс за выполнение части работы и окончательный расчет после реализации продукции (услуг) и получения предприятием дохода. При этом размер оплаты в целом определяется в виде доли (%) от доходов предприятия, полученных от реализации.
4. Система оплаты по ставке трудового вознаграждения.
Принцип как у комиссионной системы, применяется на малых предприятиях, оказывающих услуги.
Суть: для работников, непосредственно оказывающих услуги, размер ставки трудового вознаграждения устанавливается как фиксированный % от суммы платежей (35-45%), поступивших предприятию в результате выполнения работы.
Принципиальные различия между тарифными и бестарифными моделями организации труда:
1. При тарифной системе первичным является заработок работника, а производным – фонд оплаты труда. При бестарифной оплате первичным является фонд оплаты труда, а производным – индивидуальный заработок работника.
2. Тарифная модель устанавливает определенные гарантии оплаты труда работнику, но не гарантирует соответствия фонда заработной платы конечным результатам работы предприятия. При бестарифной модели связь с результатами производства есть, но нет стабильной связи между заработком и индивидуальными результатами труда.
3. При тарифной системе условия труда, интенсивность, результативность, сменность, совмещение профессий и другие особые обстоятельства работы отражаются доплатами, надбавками и премиями. То при бестарифной системе – коэффициентами (т.е. коэффициент квалификации, тяжести, сменности и т.д. и в сумме индивидуальный сводный коэффициент участия).
Кроме бестарифной системы оплаты труда существуют еще рейтинговая система и контрактная система найма и оплаты труда.
Рейтинговая система разработана в Японии. При этом все словесные характеристики любого трудового процесса (как умственного, так и физического) заменены числовыми коэффициентами. У каждого работника свой личный рейтинг, который зависит от образования, стажа, значимости и т.д. Фонд оплаты труда делят на сумму рейтингов работников и определяют цену рейтинга.
При контрактной системе найма и оплаты труда основное значение имеет контракт. Трудовой контракт – это индивидуальный письменный договор о труде, заключенный между гражданином и предприятием. В нем подробно излагаются права и функциональные обязанности работника, конкретные результаты деятельности, которые должен обеспечить работник, обязательства предприятия по отношению к работнику (оплата, трудовые и социальные льготы), меры ответственности сторон за невыполнение обязательств. Контракт это соглашение двух сторон, но в любом случае предприятие должно обеспечивать работнику гарантированный минимальный размер оплаты, условия труда и меры социальной защиты независимо от видов собственности и организационно-правовой формы предприятия.
Лекция 9. Основы планирования производственной деятельности.
1. Методология планирования производственной деятельности;
2. Миссия предприятия и цели планирования, их характеристики;
3. Бизнес-план – структура и содержание;
Методология планирования – это система принципов, показателей и методов разработки и обоснования плановых документов.
Слово «методология» подразумевает методы или пути исследования плюс логику (науку о законах мышления).
Составляющие методологии:
1. Принципы планирования
Это правила или требования для разработки и обоснования плановых решений.
2. Методы
Это способы и приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений.
3. Логика
Это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчетов.
4. Технология планирования
Это совокупность процедур сбора, обработки и использования информации
Основными компонентами, составляющими логику планирования являются:
- формирование системы целей планирования, главная из которых адекватна и согласуется с конъюнктурой рынка;
- анализ исходного уровня объекта планирования, т.е. его состояние в прошлом и настоящем;
- определение объемов и структуры производства в плановом периоде затрат и себестоимости единицы продукции (услуг);
- определение потребности в ресурсах;
- выявление результатов реализации продукции (услуг);
На любом предприятии система внутрихозяйственного планирования строится по принципу от общего к частному (от предприятия к подразделениям) исходя из того, что общая главная цель (отражающая положение предприятия на рынке) достигается за счет реализации частных конкретных целей (рис. 11).
|
2. Товаропроизводители как субъекты рынка, в совокупности заполняя рыночное пространство, определяют общую ситуацию в нем. В то же время каждое предприятие в отдельности выступает на рынке со своей, присущей этому предприятию, миссией.
Миссия и цели предприятия являются ключевыми компонентами планирования, поскольку, прежде всего, планирование как функция предполагает какими должны быть цели организации, и что нужно сделать для их достижения.
Миссия - это основная, общая цель предприятия. От того насколько удачно она будет определена, а затем и воплощена, будет зависеть положение предприятия на рынке, его выживание и успех.
Чтобы выбрать соответствующую миссию, нужно ответить на 2 вопроса:
- кто потребители товара или услуги;
- какие потребности потребителей удовлетворяются товаром или услугой.
Ответы на эти вопросы появляются тогда, когда реализуется сам процесс планирования:
- проводится анализ рыночной ситуации по товару (услуги);
- определяются категории покупателей товара (потребителей услуг);
- объёмы продаж (оказания услуг), цены на продукцию (услуги) в разрезе каналов реализации.
Для осуществления миссии предприятия (главной цели) составляются и реализуются другие цели, многие из которых касаются сферы производства: есть ли необходимость увеличения товарной продукции или сокращение одного и увеличение другого виды товарной продукции, сокращение затрат на производство продукции, инвестирование и т.д.
Цели предприятия обладают рядом характеристик:
1. Цели должны быть конкретными и измеримыми (например размер выручки, объем продаж, себестоимость единицы продукции, прибыль).
2. Ориентация целей во времени. Нужно точно знать какие решения будет предприятие принимать в конкретный отрезок времени.
3. Цели должны быть достижимы. Установление цели, которая выше возможностей предприятия из-за нехватки ресурсов или из-за влияния внешних факторов отрицательно скажется на мотивации к труду работников предприятия.
После установления миссии предприятия и его целей следует изучение внешней среды в 3-х направлениях:
1. Оценить изменения, которые действуют на разные стороны деятельности предприятия.
2. Определить какие факторы представляют угрозу стратегии предприятия
3. Определить какие факторы представляют больше возможностей для развития предприятия.
К внешним факторам относят:
1. Экономические
Среди них темпы инфляции и система налогообложения. Каждый из этих факторов может представлять угрозу и возможность. Вообще налоги – это один из мощнейших рычагов в условиях рыночной экономики.
2. Рыночные факторы
Главным образом это жизненные циклы различных товаров и услуг, возможности проникновения на рынок, уровень конкуренции в отрасли.
3. Технологические факторы
Технологический уровень производства должен соответствовать современному уровню развития чтобы сохранить рыночную нишу.
4. Факторы конкуренции
При планировании реакция конкурентов на действия предприятия должна быть обязательно учтена. Наряду с анализом внешней среды предприятия необходима оценка сильных и слабых сторон самого предприятия.
К ним относятся:
1. Маркетинг
В рамках реализации маркетинговой стратегии необходимо:
а) определить долю рынка и конкурентоспособность
б) разработать ассортимент продукции отвечающий спросу на соответствующие виды продукции и способный реагировать на конъюнктуру рынка.
в) организовать продвижение товара (продукции, услуг) на соответствующий рынок;
г) проводить постоянный мониторинг основных показателей производственно-финансовой деятельности (выручка от реализации продукции, себестоимость единицы продукции, прибыль, доля прибыли в выручке);
2. Финансы
Мониторинг финансовых потоков направлен на обеспечение синхронности поступления и расходования денежных средств.
3. Производство
При планировании производственной деятельности необходимо обратить внимание на снижение издержек производства, осуществлять контроль за поступающими ресурсами и их соответствием выпускаемой продукции, совершенствовать технологию производства.
4. Производственный климат
При планировании деятельности предприятия необходим учет внутрипроизводственных отношений, способствующих высокому уровню производительности труда, повышению качества продукции, коллективной ответственности за выполнение поставленных задач.
3. Бизнес-план – это планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает представление о том, каким образом можно использовать эти возможности.
Грамотно составленный бизнес-план позволяет предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущую деятельность.
Разработка бизнес-плана включает в себя взаимосвязанные этапы, выстроенные в определённой логической последовательности (табл.20).
Таблица 20
Примерная структура бизнес-плана
Наименование раздела | Рассматриваемые вопросы |
1 | 2 |
1. Резюме | 1. Включает наименование предприятия, юридический адрес, суть проекта, источники финансирования, экономический эффект. Составляется после составления самого бизнес-плана, но располагается на первом месте т.к. представляет краткое содержание проекта. |
2. Ассортиментный перечень товаров, услуг | Анализ существующего состояния производства (если предприятие функционирует) или обосновывается выбор стратегии на основании изученного рынка (если предприятие создается вновь) |
3. Рынок сбыта товаров, оказание услуг | 1. Оценка потенциальной емкости рынка 2. Оценка предполагаемой суммы продаж и определение доли рынка 3. Оценка каналов реализации по объемам, цене, себестоимости и эффективности продаж |
4. Оценка конкурентов | Описание аналогичного товара конкурентов (или услуг) по цене, качеству, упаковке |
5. Основные элементы маркетинга | 1. Схема распространения товара 2. Ценообразование 3. Методы стимулирования продаж 4. Формирование общественного мнения |
6. План производства продукции | 1. Объемы производства продукции по годам. Если бизнес- план составляется на год, то разбивка помесячная (объемы, цены, выручка, прибыль) 2. Условия закупки сырья и материалов. Характеристика поставщиков. 3. Производственная кооперация 4. Характеристика оборудования (производительность, количество, каналы приобретения). |
Продолжение таблицы 20
1 | 2 |
7. Характеристика аппарата управления | 1. Состав специалистов (профиль, образование, опыт работы) 2. Формы и методы привлечения специалистов |
8. Структура управления | 1. Взаимодействие служб, координация деятельности, контроль 2. Вопросы оплаты управленческого персонала. |
9. Юридический план | 1. Форма собственности 2. Организационно-правовая форма 3. Учредители и их доля (акции) |
10. Оценка прогнозирования и управление рисками | 1. Оценка наиболее вероятных рисков 2. Разработка мер по сокращению рисков и минимизации возможных потерь (программа страхования рисков) |
11. Финансовый план | 1. Прогноз объемов продаж в стоимостном выражении 2. Баланс денежных расходов и поступление 3. Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия 4. График достижения безубыточности |
Бизнес-план завершается расчетом годового экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений.
Контрольные вопросы:
1. Методология планирования, понятие и составляющие.
2. Виды планов и их содержание.
3. Миссия предприятия как ключевой компонент планирования.
4. Цели развития предприятия и их характеристика.
5. Внешние и внутренние факторы, представляющие возможности и угрозы предприятию.
6. Структура бизнес-плана и её содержание.
Лекция 10. Планирование производства и реализации продукции
1. Основные рыночные принципы планирования деятельности предприятии перерабатывающей промышленности.
2. Емкость и доля рынка, приемы их исчисления.
3. Методологические подходы к планированию производства, исходя из коммерческой стратегии предприятия
1. Планирование, как основа управленческих функций представляет собой процесс подготовки управленческих решений, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и подготовку целей, определение средств и путей их достижения.
Как и другие управленческие функции, планирование осуществляется по определенным принципам (правилам). Принципы планирования – основные исходные положения, правила обоснования разработки плановых документов. Важнейшими из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность, сбалансированность, приоритетность, согласованность краткосрочных и перспективных целей и задач, текущий контроль.
Принцип научности планирования заключается в том, что плановые документы разрабатываются на основе познания экономических законов и теорий, технико-технологических и организационно-экономических достижений и использования анализа для выявления положительных и негативных факторов развития предприятия.
Социальная направленность планов означает, что производство нацелено на расширение спроса на продукцию, а также повышение качества жизни работников предприятия.
Повышение эффективности производства требует, чтобы все цели и задачи планирования достигались с наименьшими затратами живого и овеществленного труда на единицу продукции, как один из факторов её конкурентоспособности.
Пропорциональность и сбалансированность позволяют обеспечить в процессе планирования пропорции между ресурсами, используемыми в процессе переработки продукции, в том числе балансы между поступающим сырьем и выпускаемой продукцией.
Принцип приоритетности учитывается при выборе приоритетных направлений развития экономики в условиях ограниченности ресурсов для реализации всех задач поставленных в конце разработки плана.
Согласование краткосрочных и долгосрочных целей и задач вытекает из необходимости того, чтобы обеспечить их адекватность.
Принцип текущего контроля реализуется через оперативное планирование и текущую оценку важнейших показателей на каждом оперативном отрезке времени, чтобы вовремя обнаружить отклонения от нормального хода производства и принять меры по наверстыванию упущенного.
2. В условиях экономической самостоятельности и обособленности производителей промышленной продукции происходит саморегулирование рынка на основе факторов спроса и предложения. Представляя на рынке свою продукцию, производители вынуждены сталкиваться с другими производителями аналогичной продукции. Это приводит к необходимости снижать цену продаж и улучшать качество выпускаемой продукции, что в условиях развитого промышленного производства обусловлено наличием конкуренции.
По своей сути конкуренция является основным механизмом формирования объемов продаж и цены на продукцию, что в свою очередь позволяет определить коммерческую стратегию предприятия.
Для планирования коммерческой стратегии перерабатывающего предприятия необходимо дать оценку конъюнктуры рынка, которая позволяет определить ассортимент и объемы производимой продукции, а в хозяйственной деятельности добиться сбалансированности в цепочке «сбыт-производство». Этот же принцип должен быть обеспечен через поставки сырья в переработку, чтобы производственные мощности были загружены полностью и позволяли бы полнее эксплуатировать рынок.
При оценке рынка сбыта определяются следующие показатели:
1. Емкость рынка – количество продукции конкретного вида, которое продается или может быть продано в данном регионе за определенный промежуток времени.
2. Доля рынка, на которую может рассчитывать производитель продукции.
3. Каналы сбыта продукции с объемами продаж, ценами транспортными расходами.
4. Расходы на рекламу для продвижения товара.
2. Рассмотрим методические подходы к планированию деятельности перерабатывающего предприятия на примере молочного завода.
1) Определение емкости рынка и доли рынка (табл.21).
Таблица 21
Что является предметом науки и функцией организации с/х производства?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.