Лекция 6. Развитие научных теорий государственного управления .
1. Становление науки государственного управления.
2. Основные школы государственного управления в 1 пол. ХХ века.
3. Формирование теорий государственного управления во втор.пол ХХ века.
Впервые термин «государственно-административное управление» (public administrative management) был использован в программе Республиканской партии США в 1986 г., однако первые работы по государственному управлению появились еще в глубокой древности. Уже с тех времен известны работы философов Китая, Греции, Рима, Египта, содержащие рекомендации по различным аспектам управления.
В течение почти двух тысячелетий – со времен античности и вплоть до XVIII в. – все знания о социальных явлениях были единой целостной системой, которая сводилась к политике, а общественная жизнь была подчинена интересам государства. Это явилось основной причиной того, что теория государственного управления развивалась в русле общей политологической традиции и лишь в конце XIX в. стала выделяться в самостоятельную область научных исследований.
Существенный импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами, централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США и странах Западной Европы в последние десятилетия ХIХ в. и в первые десятилетия ХХ в.
Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность, результативность и социальная ответственность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».
Государственный менеджмент — это государственное управление, рассматриваемое с точки зрения его технических характеристик, таких как эффективность, прозрачность и успешность в достижении поставленных целей. Отношения между менеджментом и политикой внутри правительственного аппарата всегда являются двусторонними.
Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированной на результаты, а не на процедуры и аккумулирующей новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе.
Государственный менеджмент акцентирует необходимость использования современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе
Становление науки государственного управления.
Наука государственного управления в своем развитии прошла три этапа:
1. 80-е гг. ХIХ в – 1920 г.;
2. 1920 г. – 1950 г.;
3. 1950 – по настоящее время.
В первый период на ее становления оказали большое влияние творчество ученых В.Вильсона, Ф.Гуднау и М.Вебера.
Немецкий социолог и экономист Макс Вебер разработал концепцию государства как главного субъекта политики и власти, основанного на господстве одних людей над другими с помощью легитимного насилия. Сформулировал теорию бюрократии как эффективного инструмента управления обществом.
Вудро Вильсон - создатель системы административного управления. Основные принципы его теории управления:
- разделение политического и административного управления. Административные функции в такой системе лежат на профессионалах своего дела, специалистов, разрабатывающих прикладной политический курс, выражающийся в доктринах.
- государственное управление - это сфера деловой активности.
Деятельность государства должна быть направлена на достижение наилучших результатов, на эффективность и на улучшение показателей экономики
- внедрение нужных идей в сознание общества с целью заставить думать в нужном для политика направлении
- наличие доверия между государством и общественностью.
2. Основные школы государственного управления в 1 пол. ХХ века .
Лекция 6. Развитие научных теорий государственного управления .
1. Становление науки государственного управления.
2. Основные школы государственного управления в 1 пол. ХХ века.
3. Формирование теорий государственного управления во втор.пол ХХ века.
Впервые термин «государственно-административное управление» (public administrative management) был использован в программе Республиканской партии США в 1986 г., однако первые работы по государственному управлению появились еще в глубокой древности. Уже с тех времен известны работы философов Китая, Греции, Рима, Египта, содержащие рекомендации по различным аспектам управления.
В течение почти двух тысячелетий – со времен античности и вплоть до XVIII в. – все знания о социальных явлениях были единой целостной системой, которая сводилась к политике, а общественная жизнь была подчинена интересам государства. Это явилось основной причиной того, что теория государственного управления развивалась в русле общей политологической традиции и лишь в конце XIX в. стала выделяться в самостоятельную область научных исследований.
Существенный импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами, централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США и странах Западной Европы в последние десятилетия ХIХ в. и в первые десятилетия ХХ в.
Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность, результативность и социальная ответственность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».
Государственный менеджмент — это государственное управление, рассматриваемое с точки зрения его технических характеристик, таких как эффективность, прозрачность и успешность в достижении поставленных целей. Отношения между менеджментом и политикой внутри правительственного аппарата всегда являются двусторонними.
Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированной на результаты, а не на процедуры и аккумулирующей новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе.
Государственный менеджмент акцентирует необходимость использования современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе
Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.