В понятие «психологическая готовность к обучению грамоте» включены следующие компоненты: мотивационная готовность, достаточное развитие произвольности действий, эмоционально-волевая готовность, достаточный уровень интеллектуального развития и развития высших психических функций. Так же, для успешного обучения грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков. Однако у детей, имеющих задержку психического развития, отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития, не сформирована мотивационная готовность, не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Именно поэтому так важна комплексная и систематическая коррекционная работа с такими детьми. Для проверки теоретической части исследования мы провели констатирующий эксперимент, который позволил выявить уровень сформированности психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития. Выбранные методики позволили проверить степень развития всех компонентов, которые включены в понятие «психологическая готовность к обучению грамоте»
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей . Поэтому важен весь процесс речевого развития детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи , воспитание звуковой стороны речи. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи) составляет важный аспект подготовки к обучению письменной речи . Это является составной частью общей психологической готовности к школе .
Одной из психологических предпосылок овладения чтением и письмом является представление о том, что слова не только называют определение, но и предметы, их признаки, действия, состояния, но и звучат, т. е., состоят из звуков. Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том , чтобы открыть ребенку звуковую форму слова, познакомить его со звуковым строением слов.
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки начала обучения грамоте.
Во 2-й младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук»;
В средней группе продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е., учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно. Формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук, называть слова с заданным звучанием).
В старших группах учат проводить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемы звуки (гласные, согласные твердые и мягкие, ударные гласные и безударные).
В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты . Здесь предусматривается обучение чтению и письму .
До ознакомления с буквами дети должны не только научиться слышать и выделять отдельные звуки в словах, но и усвоить, что звуки в слове следуют один за другим в определенной временной последовательности. Без формирования навыков звукового анализа, без развития у детей фонематического восприятия обучать грамоте трудно .
Исследователи установили: самостоятельное выделение звука из слова на первых этапах обучения невозможно без интонирования, особого произнесения звука. Ему, как способу выделения звука, и стоит учить детей.
Интонирование позволяет услышать отдельные звуки, выделить первый и последний звуки.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 800.