Гиперактивному ребенку нужна помощь в следующих направлениях: работа с мотивацией, борьба с хаосом, контроль активности, обучение удержанию внимания, помощь в социализации.
Ребенок не будет хотеть учиться, если не удовлетворены его базовые потребности: физиологические потребности, потребность в безопасности. Когда учитель на уроке нагоняет страху на всех своих 30 учеников, ребенку небезопасно. Чтобы он захотел на уроке учиться и работать, лучше, чтобы он был сытым, сходившим в туалет, выспавшимся, должен понимать, что здесь его не унизят, не напугают, не оскорбят, что он здесь зачем-то нужен.
Ребенку с дефицитом внимания и гиперактивностью очень трудно удерживать стабильное внимание, когда у него недостаточно ярких стимулов. Все, что мы привносим в класс – жестикуляция, картинки, музыка – все это для него дополнительные стимулы. Запоминается эмоционально окрашенное, яркое, и если вы будете долго бубнить про биографию Державина и вдруг упомянете о том, что Державин в молодости был картежником, это будет все, что ваши ученики запомнят про Державина, потому что это яркий факт, то, что удивляет.
Важно честно отвечать детям на вопрос, зачем им вообще нужна эта математика или русский язык. В старших классах школы, когда я уже понимала, что буду филологом, я все спрашивала – расскажите мне, зачем мне тригонометрия, для чего она в жизни? Ответы были разной степени неадекватности: «А что, ты хочешь невеждой остаться?», «Вам, гуманитариям, только бы отменить всю математику», часто цитировали Ломоносова: «Математика тем уже хороша, что ум в порядок приводит» – спрашивается, почему я не могу приводить свой ум в порядок с помощью латыни или греческого языка.
Один раз это с ребенком надо обсудить глубоко и серьезно, вместо того чтобы сказать, что нос не дорос еще спрашивать. Но не втягиваться в эти разговоры каждый раз.
Помогает также дополнительная мотивация, когда ребенку есть за что соревноваться, и символическая экономика, когда ребенок может зарабатывать бонусы. В младших классах хорошо работают звездочки, конфетки, наклейки и так далее, в старших классах, конечно, никакими конфетками не соблазнишь, но если результатом систематического выполнения всех заданий станет, например, ваучер на избавление от одной домашней работы или зачет-автомат, то такие вещи могут сработать.
А если есть четкие требования к зачету-автомату, то и ребенку, и учителю гораздо легче сориентироваться, что он должен сдать, для того чтобы получить 5, 4, 3 и так далее.
Ребенок должен комфортно чувствовать себя на уроке. Кроме того, ребенка на уроке имеет смысл учить навыкам самоорганизации, особенно в младших и в 5-6 классах, когда дети теряются, когда на них наваливается огромное количество заданий. Когда родители начинают жаловаться, что ребенок в сентябре опять пришел из школы без сменки, без куртки, забыл ручку, потерял пятую пару туфель за месяц, я спрашиваю, какой класс. Конечно, пятый, и понятно, почему так: все меняется – система уроков, кабинеты, содержание уроков, появляются новые учителя с огромным количеством требований, и голова с этим не справляется, просто не удерживает все это.
Если ребенок начинает бесконечно все терять, то это не потому что он плохой или не дорожит своими вещами, а потому что он не справляется, слишком много на него всего навалилось.
Надо менять отношение к ошибкам ребенка, потому что ошибка сегодня – это то, за что ребенка надо наказывать двойкой, и в результате дети панически боятся их делать. Ошибки – это то, на чем мы учимся, возможность понять, что мы сделали не так, и научиться сделать, как надо. Отметка – это не хлыст, которым тебя понукают, она просто фиксирует, насколько ты сейчас справился или не справился с требованиями, и что надо сделать, чтобы ты с этими требованиями справлялся лучше.
Для гиперактивных детей очень важен островок безопасности, дело, которое они делают лучше всех, что-то, что они действительно умеют, то, что заставляет их почувствовать себя сильными и компетентными. Такое дело не всегда легко обнаруживается, но иногда, например, на турслете вдруг все понимают, что такой-то мальчик, который всегда тихо сидит в углу и не высовывается, на самом деле прекрасно ставит палатки, или замечательно может организовать компанию второклассников, чтобы они дружно делали какое-то дело, или превосходно поет под гитару.
Ученик может замечательно играть в театре, но пока мы это не начнем с ними делать, мы не поймем, что он это умеет, поэтому важна всякая внешкольная активность, где ребенок имеет возможность проявить себя не только со своей дефицитарной стороны.
В школе должны обсуждаться правила поведения и их смысл. Очень странно, что почти никто и никогда не обсуждает, почему в школе те или иные требования, правила поведения воспринимаются по умолчанию, и иногда они вообще не прописаны: можно ли опаздывать на урок или нет, что делать с теми, кто опоздал, можно ли пользоваться гаджетами, можно ли бегать на перемене или нельзя, если да, то где и с какой скоростью? Почему нельзя говорить на уроке? А если мне хочется? Почему нельзя и встать и выйти без спросу, или, может, можно? Я, например, иногда в старших классах, наоборот, говорю – не поднимайте руку, когда вам надо выйти, просто встаньте и выйдите тихонько, не отвлекайте нас от обсуждения.
Списки, напоминания, таймеры и план ликвидации катастрофы
Во-первых, учить его систематизировать: как вести тетрадь, таблицы, списки, напоминания, алгоритмы, и чем больше вынесено вовне, тем лучше – например, ход решения задачи может быть расписан в специальной табличке. Сначала мы учим работать по внешним правилам, делаем это с помощью учителя, потом ребенок сам проходит по этому алгоритму, и потом мы потихоньку убираем внешние подпорки. Когда я училась водить машину, я вообще не могла вспомнить, что надо сделать сначала, что потом: тормоз, сцепление, зажигание? – что в каком порядке? И у меня на панели приборов висела записка с нужным порядком действий. Потом уже это стало делаться на автомате, и сейчас я даже не задумываюсь, что сначала, что потом, оно интернализировалось, но на первых стадиях нужна была эта бумажка.
Очень важно планирование и отсутствие резких перемен – они озадачивают и ввергают в состояние дезориентации: где я, куда я попал, что я должен делать, почему именно это и именно сейчас. У «гиперов» должны быть четкие правила и понятные ожидания – за что можно получить двойку, тройку, пятерку, что будет, если я буду на уроке вскакивать и выкрикивать.
Как я уже говорила, с такими детьми плохо работают ограничения по времени – им лучше давать другие задания. Им постоянно нужна обратная связь. Это, кстати, очень важная штука. Очень часто спрашивают: и что, этому ребенку теперь все разрешать, как больному, или наоборот спрашивать с него, как со здорового? Ни то ни другое не помогает, потому что когда у ребенка есть дефицит, он сказывается, и ребенок работать наравне со своими сверстниками не может, но и нельзя сказать, как публично сказала одна учительница про ребенка нашей форумчанки – да что с него взять, он у невролога состоит на учете.
Чем чаще мы даем этому ребенку обратную связь, тем лучше это работает, но она должна быть не репрессивной, не ругательной – «так, кто у меня там опять отвлекся?», «кто там болтает на заднем ряду?» – это не работает, а подойти тихонечко, секретным сигналом постучать по столу – мол, ты опять отвлекся, возвращайся к действительности – это работает. Похвалить, когда он что-то сделал хорошо, заметить, когда он хороший, сразу дать обратную связь. Она не обязана быть публичной, громкой, но маленькие сигналы, которые прямо сейчас помогают ребенку скорректировать свое поведение, очень помогают.
Помогают также таймеры и звуковые сигналы, причем таймер должен быть не репрессивной мерой – «вот вам 5 минут, кто не успел, тот опоздал» – мы учим по нему работать. «Сколько вам нужно времени на то, чтобы сделать это задание? Давайте попробуем пять минут». Заводим таймер – хорошо, если он механический, кухонный таймер, в котором медленно ползет стрелка, это наглядно: ребенок видит сегмент времени, который постепенно сокращается, и понимает, сколько уже прошло и сколько осталось. Не уложился в пять минут – «давай оценим, сколько тебе еще надо», учим отношениям со временем.
Наши дети бесконечно все теряют, у них никогда нет ручек и карандашей. Мне кажется, что бороться с этим бесполезно, и ставить ребенку двойку за то, что он не пишет, когда у него нет ручки, тоже – он от этого не станет организованным. Единственный работающий способ – это оптовая закупка недорогих ручек, чтобы они всегда лежали дома в определенном ящике стола, и у учителя всегда должна быть куча ручек – достал, дал, работаем дальше, это не стоит баталий и двоек.
Некоторым гиперактивным детям удобнее на уроке пользоваться электронной книгой, потому что в ней легче найти нужную страницу и нужное место по ключевым словам, некоторым нужна возможность сдавать тексты в печатном виде, особенно когда есть проблемы с моторикой, писчий спазм, бывает, что легче сдавать домашние задания набранными на компьютере по электронной почте.
Учите детей выполнять большие домашние задания по стадиям: что делаем сейчас, что потом, потому что если мы это им дадим на месяц, то они вспомнят об этом в 11 вечера накануне сдачи, и крайней окажется мама.
Ставьте цели и задачи в соответствии с возрастом и симптоматикой ребенка: для гиперактивного первоклассника физически невозможно сидеть смирно весь урок. Но мы можем поставить ему задачу, например, вскакивать и выходить из класса не больше двух раз за урок.
И еще очень важно, особенно когда дети получают какую-то долю самостоятельности (в 7-8 классе), обучать их планам ликвидации катастрофы. В конце полугодия или в конце года довольно часто бывает, что заплаканный ребенок говорит, что все пропало, он все завалил, у него будут двойки и незачеты по всем предметам. Иногда помогает просто создать план ликвидации этой катастрофы, иногда надо пообщаться с теми учителями, по предметам которых все запущено, обсудить с ними, какие конкретно надо выполнить задания.
Иногда имеет смысл выписать все долги в одну таблицу: что он должен сдать, к какому числу, чтобы был зачет. Надо посмотреть, какие для этого нужны усилия и что надо делать каждый день, чтобы получить этот зачет. И хорошо бы, чтобы у такого ребенка был один понимающий курирующий взрослый, который будет с ним это проходить каждый день шаг за шагом, просто встречаться и уточнять, что уже сделано, а что нет.
По материалам:
https://www.pravmir.ru/giperaktivnyie-deti-im-teper-razreshit-vse-kak-bo...
Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.