Дефицит внимания: не к ребенку, а у ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности – это триада: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Удивительно, но многие до сих пор считают, что синдром дефицита внимания – это дефицит внимания к ребенку, и что все проблемы вызываются тем, что родители невнимательны или плохо относятся к ребенку и не уделяют внимание его проблемам. Но это дефицит внимания не к ребенку, а у ребенка, у которого проблемы с концентрацией.

Гиперактивность очень часто путают с нормальной познавательной активностью, свойственной всем детям, но у нее есть важное отличие: это активность бесцельная, бессмысленная.

Познавательная активность нацелена на познание мира, на добычу новых знаний, новых представлений о нем, а гиперактивность направлена только на стимуляцию, на то, чтобы добыть прямо сейчас как можно больше ярких ощущений и удовольствий.

Поэтому когда гиперактивный ребенок скучает дома – это тайфун. Он ничем не может себя занять, он извлекает из шкафа одну вещь, какое-то время на нее смотрит, манипулирует, бросает, достает другую, третью, четвертую, и в результате, когда мама или папа возвращаются домой, они видят вываленное на пол содержимое всех шкафов: ребенок искал, чем еще себя развлечь.

Это, конечно, приводит к тяжелым семейным конфликтам, потому что родители ожидают, что ребенок сделает уроки к их возвращению, но делать уроки – это активность, которая не доставляет никакого удовольствия и не дает никаких стимулов, гораздо интереснее поискать, что там спрятано в шкафах.

Импульсивность – это неспособность затормозить. Кто-то сравнил гиперактивного ребенка с дефицитом внимания с хорошей новой блестящей машиной, у которой замечательные колеса, прекрасный мощный мотор, но при этом нет руля и тормозов. Как правило, эти дети пропускают стадию обдумывания, и самая глупая, самая поверхностная мысль, которая влетает в голову, немедленно реализуется.

Обычно ребенок прекрасно знает правила, хотя в школе часто думают, что ему их не объяснили – нет, он их и сам кому хочешь объяснит, у него проблема с их применением на практике, и в тот момент, когда ему, например, наступили на ногу, он не способен вспомнить, что мама и папа говорили по поводу публичного произнесения нецензурных слов – он просто орет их вслух. Мы с вами иногда тоже так делаем, но мы, как правило, можем затормозить, а ребенок с гиперактивностью и импульсивностью – нет.

Очень часто за синдром дефицита внимания и гиперактивности принимают другие расстройства. Мы с младшим, который совершенно не гиперактивен, пришли на собеседование в первый класс, учительница дала ему задачу: у меня было три машинки, у тебя пять, сколько машинок ты должен мне отдать, чтобы у нас стало поровну? Он не мог решить эту задачу, поэтому спросил: «А у вас там пианино стоит, кто на нем играет?» – «Сосредоточься, – сказала учительница, – у меня было три машинки, у тебя пять, сколько машинок ты должен мне отдать, чтобы стало поровну?» – «Ой, а у вас тут зеленый карандаш лежит, – сказал ребенок, – а кто им рисует?» – «Ваш ребенок невнимательный, у него дефицит внимания, – сказала мне учительница, – он не в состоянии сосредоточиться».

Хотя он так настойчиво переводил внимание на пианино и зеленый карандаш, потому что не хотел признаться, что не может решить эту задачу. Но со стороны учителя это поведение выглядит неспособностью сосредоточиться, дефицитом внимания, неготовностью к школе.

Дефицитом внимания могут прикидываться и другие состояния: тревожность, когда ребенок поглощен происходящими дома неурядицами или своими школьными проблемами, депрессия, когда ребенок живет в своих переживаниях и не может сосредоточиться на том, что говорит учитель, реальные проблемы со здоровьем.

Это все тоже может выражаться в том, что ребенок становится невнимательным, по-другому себя ведет, поэтому любые резкие изменения в способности ребенка концентрироваться и адекватно управлять собой сигнализируют взрослым о необходимости задать себе вопрос, что с этим ребенком происходит, а не списывать все на то, что он невнимательный или в трудном подростковом возрасте.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 166.