Территория конфликта, в котором плохо всем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Территория конфликта, в котором плохо всем

Я занялась этой проблемой не от хорошей жизни: она встала передо мной в полный рост в 1997 году, когда моя старшая дочь пошла в первый класс, и вдруг оказалось, что дочери, про которую говорили, что она умная, сообразительная, прекрасная и более чем подготовленная к школе, очень тяжело, что тяжело и учителям, и мне, и что с этим делать – никто не знает.

Пока я искала ответы, прошло несколько лет, и 13 лет назад мы с двумя другими мамами из Америки и из Израиля придумали свой родительский форум «Наши невнимательные гиперактивные дети» — и вместе с израильской мамой его администрируем.

Гиперактивный ребенок – это головная боль для школы, учителей и родителей, которым с первого дня ребенка в школе рассказывают о том, сколько проблем он создает, и как было бы прекрасно, если бы он перестал их создавать и куда-нибудь делся из школы; это бесконечные проблемы дома, связанные с тем, что ребенок быстро перестает хотеть учиться, и выполнение домашней работы превращается в кошмар. Я хорошо помню, как мы делали уроки по 7 часов в день и как все это кончалось общими слезами.

Школа – это территория конфликта, в котором плохо всем: учителям, родителям и ребенку, и взрослым очень трудно договориться между собой, потому что они никак не могут распределить обязанности и понять, где заканчивается ответственность одних, а где других.

И у ребенка в этой ситуации крайне незавидное положение. Все мы в школе играли в такую игру, она везде по-разному называлась, но всегда не очень приличным словом, когда все перекидывали друг другу грязную тряпку, и кто остался с тряпкой, когда прозвенит звонок, тот дурак.

Гиперактивный ребенок в школе часто находится в роли этой тряпки, которую перекидывают друг другу родители и школа, и в результате кто-то из них оказываются тем самым дураком, который теперь должен разбираться с проблемами, с которыми никто больше разбираться не собирается, и обычно никто не знает, как из этого выбираться.

Правило 30 процентов

Самое важное, наверное, что надо помнить про этих детей, сформулировал Рассел Баркли, ведущий специалист в мире по СДВГ – это правило 30 процентов.

Это значит, что воля, самоорганизация, планирование и вообще способность управлять своим поведением у таких детей сформирована на 30 процентов ниже их реального возраста.

То есть если гиперактивному ребенку шесть лет, он ведет себя как четырехлетний, если ему девять – то как шестилетний, если ему двенадцать, то его поведение соответствует девятилетнему возрасту, и если ему восемнадцать, то он ведет себя как двенадцатилетка, а ему надо заканчивать школу, сдавать экзамены и выбирать себе профессию – и все это он делает с той же мерой серьезности, понимания и ответственности, которую мы можем ожидать от типичного шестиклассника.

Не надо списывать это на трудный подростковый возраст или на то, что ребенок просто лентяй – у него эти функции еще не сформировались как следует, они формируются с большой задержкой. Есть и хорошая новость: к 24 годам они выходят на уровень нормального выпускника школы, но к 24 годам ожидается, что человек уже нашел работу, делает карьеру, заводит семью…

«Можешь, если захочешь» – проклятие наших детей

В школе гиперактивный ребенок избыточно подвижен и постоянно отвлекается на уроке. Ребенка с СДВГ часто объявляют агрессивным, потому что типичная ситуация – когда его потыкали сзади пальцем, и он выдает первую реакцию на опасность: разворачивается и бьет.

Как правило, это не агрессия – это преувеличенная реакция на внезапность, обычно эти дети не агрессивны, но у них есть серьезные эмоциональные проблемы: поскольку ребенок не умеет управлять собой, он не умеет управлять своими эмоциями.

Он часто – легкая жертва для школьной травли, его очень легко троллить, потому что его обзываешь, а он приходит в ярость и кидается в погоню, он не в силах совладать ни с весельем, ни со слезами, он не умеет справляться с неудачами и устраивает истерики, когда они случаются, поэтому дети довольно скоро начинают считать его немного ненормальным.

Ему тяжело выстроить на уроке собственную программу поведения. Типичная ситуация: «Почему ты ничего не делаешь?» – а он смотрит на задачу и не знает, с какой стороны ее решать, и при этом у него еще потекла ручка, весь портфель заляпан, сосед по парте не дает салфетку вытереть, и он сидит полностью парализованный и не знает, за что хвататься. Естественно, ему очень трудно готовиться к экзаменам и контрольным, потому что для этого нужна многомесячная сложная программа подготовки, а этот ребенок даже не может запланировать, как он будет решать пример в двенадцать действий – на пятом действии он уже забудет, что и зачем он делал.

У Носова в книге «Витя Малеев в школе и дома» приведен замечательный пример хаотичных попыток решения задач, когда ребенок то делит пилы на топоры, то складывает пилы с топорами и делит на рубли, это поиск решения вслепую, но когда ребенок гигантским усилием воли и разума самостоятельно доходит до озарения, понимает и сам вырабатывает алгоритм решения задачи, то учитель говорит: «О, можешь, если захочешь».

Это «можешь, если захочешь» – проклятие наших детей.

Иногда они действительно демонстрируют чудеса организованности, рассудительности, упорядоченности, и они это делают в режиме подвига, напряжением всех сил, и, вместо того чтобы обрадоваться, сказать «спасибо» за прибранную комнату, за хорошо сделанное задание, мы говорим: «Можешь, если захочешь» или «Сподобился наконец, я думала, что никогда в жизни от тебе этого не дождешься», то есть разом обесцениваем все усилия так, чтобы им этого никогда больше не захотелось делать.

Гиперактивному ребенку очень трудно соблюдать временные ограничения. Он может построить целый мир в воображении, но это никак не приближает его к решению задачи, время утекает, и к середине отведенного времени он начинает вдруг задумываться, что задача не решена, пытается сконцентрироваться и выработать какую-то программу решения, делает две-три безуспешных попытки решить задачу хаотичным способом, а она все не решается, поэтому в последнюю отведенную четверть времени он паникует, а когда приходит конец, устраивает истерику.

На этих детей очень плохо действуют самостоятельные задания с ограничением по времени – сами они ничего ни не сделают, надо специально с ними сидеть и заниматься алгоритмами. Но учитель не в состоянии сидеть с каждым из этих учеников, а им нужна именно такая помощь: с распределением времени, с выстраиванием программы поведения, с обучением пониманию их собственных целей и задач.

«Заберите его куда угодно»

И школа, и часто родители считают, что это моральный дефект и ребенок просто ленивый, болтливый, несобранный, или, как сказала одна мама нашей форумчанки, «нет у него никакого СДВГ – он просто жутко невнимательный и у него шило в заднице». Все это считается педагогической запущенностью: родители не научили ребенка, как себя вести, поэтому школа требует от родителей, чтобы они закрутили гайки, ужесточили дисциплинарные меры, больше пороли, больше любили, больше с ним занимались.

Учительница моей дочери объясняла мне, что я совсем не обращаю внимания на своего ребенка и не делаю с ней уроки, хотя эти уроки мы делали вместе. И, конечно, постоянно звучит лейтмотив «заберите его из школы – на домашнее, на семейное обучение, на очно-заочное, какое угодно, главное заберите, чтобы он нам тут не создавал проблемы».

Иногда школа ведет себя иначе – она считает, что либо это медицинская проблема, либо ребенок сумасшедший, и значит, вам надо в психбольницу или во вспомогательную школу. Или говорят: «Вылечитесь и приходите», но СДВГ вылечить нельзя, нет таких таблеток, от которых ребенок моментально станет собранным, внимательным, сосредоточенным. Эта ситуация требует многолетнего решения.

Бывают еще удивительные предложения сделать специальную школу или летний лагерь для гиперактивных. Попытки такого рода были, но это примерно то же самое, что варить суп из одного красного перца. Во-первых, дети в таком коллективе не получают примеров правильного поведения, а во-вторых, они зажигаются друг от друга и моментально воспламеняются, и управление таким детским коллективом теряется уже через пять минут, дальше все превращается в хаос.

Мы на нашем форуме каждый год организуем «Гиперактивный Новый год», потому что наши дети обычно так тяжело чувствуют себя на праздниках, что их не водят в большие скопления народа, и они остаются без новогодних елок. Поэтому наша елка делается специально для них. Но для того, чтобы праздник удался, при каждом ребенке есть его взрослый, который внимательно отслеживает его состояние и готов в любой момент выдернуть этого ребенка из начинающейся драки, заметить, что ему плохо, отвести в уголок, успокоить, дать попить водички, вывести на улицу погулять.

В школе «гиперы» — тоже как перец: они нужны в школьном коллективе, но в небольшом количестве – когда их пять на класс, уже трудно: вокруг них возникают очаги хаоса, учитель начинает сосредотачиваться на них, и другие, более тихие дети оказываются предоставлены сами себе, приходится перестраивать порядок урока, чтобы ввести гиперактивных в определенный рабочий ритм, а им нужны микроциклы: сосредоточились, сделали задачу, расслабились, передохнули, и заново.

В последнее время многие учителя считают, что СДВГ – это модный надуманный диагноз, а на самом деле дети просто невоспитанные. С другой стороны, и родители часто называют диагнозом «СДВГ» совершенно другие вещи. Бывает, что учителя жалуются, что у них этих невнимательных и гиперактивных в классе просто каждый второй, начинаешь спрашивать, и выясняется, что ребенок хамит на уроке или дерется, или агрессивен, хотя ни хамство, ни агрессивность не имеют прямого отношения к СДВГ.

Территория конфликта, в котором плохо всем

Я занялась этой проблемой не от хорошей жизни: она встала передо мной в полный рост в 1997 году, когда моя старшая дочь пошла в первый класс, и вдруг оказалось, что дочери, про которую говорили, что она умная, сообразительная, прекрасная и более чем подготовленная к школе, очень тяжело, что тяжело и учителям, и мне, и что с этим делать – никто не знает.

Пока я искала ответы, прошло несколько лет, и 13 лет назад мы с двумя другими мамами из Америки и из Израиля придумали свой родительский форум «Наши невнимательные гиперактивные дети» — и вместе с израильской мамой его администрируем.

Гиперактивный ребенок – это головная боль для школы, учителей и родителей, которым с первого дня ребенка в школе рассказывают о том, сколько проблем он создает, и как было бы прекрасно, если бы он перестал их создавать и куда-нибудь делся из школы; это бесконечные проблемы дома, связанные с тем, что ребенок быстро перестает хотеть учиться, и выполнение домашней работы превращается в кошмар. Я хорошо помню, как мы делали уроки по 7 часов в день и как все это кончалось общими слезами.

Школа – это территория конфликта, в котором плохо всем: учителям, родителям и ребенку, и взрослым очень трудно договориться между собой, потому что они никак не могут распределить обязанности и понять, где заканчивается ответственность одних, а где других.

И у ребенка в этой ситуации крайне незавидное положение. Все мы в школе играли в такую игру, она везде по-разному называлась, но всегда не очень приличным словом, когда все перекидывали друг другу грязную тряпку, и кто остался с тряпкой, когда прозвенит звонок, тот дурак.

Гиперактивный ребенок в школе часто находится в роли этой тряпки, которую перекидывают друг другу родители и школа, и в результате кто-то из них оказываются тем самым дураком, который теперь должен разбираться с проблемами, с которыми никто больше разбираться не собирается, и обычно никто не знает, как из этого выбираться.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 196.