Восприятие художественного образа как процесс сотворчества: впечат ление и его осознание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Произведение — это объект, с которым имеет дело воспринимающий искусство, то, что производит впечатление и побуждает зрителя, слушателя, читателя размышлять, добиваясь его понимания и
истолкования, создания индивидуального художественного образа.

Это третья фаза — процесс сотворческого восприятия. Она столь же
сложна и неповторима, как и две первые. В процессе восприятия про-
изведения искусства человек участвует как целостность — всеми
сферами своего сознания и неосознаваемого психического, ибо вос-
приятие — это процесс глубокой и важной сотворческой деятельно-
сти, внутренний, субъективный, неповторимый. Истинное, полноцен-
ное восприятие произведения есть процесс сотворчества, в резуль-
тате которого у каждого человека возникает свой неповторимый худо-
жественный образ.

Процесс сотворчества — как бы зеркальное подобие процесса
творчества. Если работа автора заканчивается созданием произведе-
ния, то в сотворческом акте только с него все и начинается.

Воспринимаемый художественный образ обогащает сверхсозна-
ние новым, притом ярким впечатляющим опытом. Он вызывает самые
разные чувства и мысли, действуя на подсознание — прежде всего по
самому прямому каналу — через механизм уподобления. И даже на
физическое состояние человека, вызывая определенные реакции.
Иными словами, и в процессе восприятия произведения участвуют
сверхсознание, сознание, подсознание и даже досознание — все
уровни психики человека.

Впечатление. Самый важный момент целостного восприятия —
это впечатление, второе рождение художественного образа в без-
молвном и таинственном контакте, которому постороннее вмеша-
тельство, даже самое деликатное, может только помешать. Эти не-
сколько мгновений непосредственного, не всегда поддающегося сло-
весному выражению контакта — единственный и неповторимый ис-
точник всей дальнейшей жизни художественного образа в восприятии
человека.

Немы книги, беззвучны партитуры симфоний, мертвы статуи и
картины (даже если их некогда касалась рука гения) до того мгнове-
ния, пока к ним не прикоснулось человеческое сердце. В этот момент,
если вы встречаетесь с близким вам художественным образом, у вас
может защемить или быстро и радостно забиться сердце, мурашки
пробегают по коже, перехватывает дыхание. Вам никогда не приходи-
лось переживать такие ощущения? Что же, можно лишь пожалеть об
этом и пожелать вам развить свою душу до уровня чуткого ценителя
искусства.

В этот момент происходит и чудо уподобления или отождествляю-
щего резонирования души и художественного образа. Мы уже говори-
ли об этом удивительном феномене, прикасаясь к чуду Владимирской
Богоматери, но приведем еще несколько наблюдений.

Проводя занятия в Русском музее со студентами разных факульте-
тов пединститута, с детьми и взрослыми самых разных уровней подго-
товленности, я обычно начинаю с «Ангела — Златые Власы», пред варительно настроив зрителей на встречу с иконой (о настрое чуть
ниже). И когда в группе стихают разговоры, глаза устремляются к не-
большой источенной временем доске, с которой сияет тихим светом
Архангельский лик, замечаешь, как одна за другой, вторя движению
Архангела Гавриила, мягко чуть вбок клонятся головы, широко распа-
хиваются карие, голубые, серые глаза, смыкаются уста — в лицах
людей появляется отблеск Образа, словно со дна каждой души подни-
мается то светлое детское начало, которое верующие называют части-
цей Духа Божия, данной при рождении каждому, но не каждым сохра-
ненной. Преображающее уподобление длится, может быть, несколь-
ко мгновений, но успевает наложить печать добра и света на сердце
человека.

Именно в этот момент рождается новый, столь же уникальный ху-
дожественный образ, как и тот, который создал художник. Да, он вто-
ричен по отношению к первому, он — лишь третья фаза жизни творе-
ния художника, но у каждого воспринимающего человека он свой, ибо
каждый человек привносит в уникальный образ, созданный художни-
ком, свой склад души, свой опыт, свое психологическое состояние,
окрашивает его своим собственным светом — светом своей индиви-
дуальности.

Нередко, приступая к своей первой курсовой работе, студенты,
если и не говорят вслух, то думают: что я могу сказать нового, если об
этой картине, скульптуре, литературном или музыкальном произведе-
нии уже написано так много, да еще столь авторитетными людьми? Но
эти люди видели произведения своими, а не вашими глазами, сквозь
призму своего опыта, своей эпохи.

Никто во Вселенной еще не видел этого произведения так, как вы,
и никто его так именно никогда не увидит. Более того, в разные перио-
ды жизни вы сами увидите это произведение по-разному: образ про-
должает жить, развиваться, обогащаться в воспринимающем созна-
нии. Не нужно только считать свое восприятие, свою оценку единст-
венно правильными: ведь другие люди тоже имеют право на собствен-
ное восприятие и мнение.

В собрании Русского музея есть полотно Александра Иванова
«Явление Христа Марии Магдалине». Земное и небесное, жар души
Магдалины и божественное бесстрастие Христа воплощены в нем с
поражающей силой. Особенно сложен образ Магдалины, с разметав-
шимися волосами, павшей на бегу на колени перед Спасителем. В
лице ее отблески двух взаимоисключающих состояний: глубочайшего
горя этой простой земной женщины после мучительной гибели на кре-
сте Учителя, любовью к которому была освещена ее жизнь, и не пере-
даваемой словами радости, когда она узнала его воскресшего в Гефси-
манском саду.

Особенно глубоко встречу с этим произведением переживают те,
кто узнал в своей жизни боль и горечь потери близкого, любимого че-
ловека. Нежелание поверить в безвозвратность потери обычно столь
велико, что человек, разумом осознавая невозможность чуда, продол-
жает искать утраченное в окружающем мире.

Для этих людей картина Иванова — сбывшееся чудо, обретение
того, что казалось безвозвратно утраченным, и слезы выступают на
глазах от боли и радости, испытываемых одновременно.

Но для того чтобы пережить потрясение, нужно быть к нему внут-
ренне готовым, потому и оказывается необходимой помощь посредни-
ка (об этом скажем ниже, в разделе, посвященном методике работы с
произведением). Здесь же — очередной совет. Помните: ваш непо-
средственный контакт с произведением искусства — это главное зве-
но в постижении его смысла. Прислушайтесь к своему сердцу, ведь
сердце — постарайтесь убедиться в этом сами — вспыхивает или на-
чинает светиться ровным светом при встрече с высоким творением ис-
тинного гения.

Восприятие художественного произведения, его воздействие на
человека — тайна, до конца не разгаданная: далеко не все чувства и
переживания могут быть точно и полно переданы словом, хотя сло-
во — весьма тонкий инструмент. Но гораздо больший объем инфор-
мации, закодированной в плоти художественного образа и не осознан-
ной до конца самим художником, переходит тайными каналами в ду-
ховное пространство воспринимающей личности.

Неоднократно в самых разнообразных аудиториях автору прихо-
дилось убеждаться в том, насколько важно «не заболтать», не испор-
тить грубым вмешательством тот процесс контакта человека с произ-
ведением искусства, в котором рождается собственное, непередавае-
мое, индивидуальное восприятие произведения, не навязать шаблона
общих слов.

Вербализация непосредственного впечатления. Выше мы говорили о том, что в процессе рождения произведения — на стадии развития замысла до окончания творения — участвует и сознание человека, его разум. Задействован он и в сотворческом процессе.

Пережив первое впечатление, мы так или иначе, во внутреннем монологе или в общении с другими пытаемся выразить — зафиксировать, закрепить его в слове. Это не описание картины, не пересказ пьесы, не анализ музыкального произведения. Заметьте: в ответ на
вопрос о прочитанной книге никто ведь не начнет пересказывать сюжет. Подросток скажет: «Потрясно!» или бросит пренебрежительное «Лажа!» Пожилая дама выразится иначе: «Изумительная книга, глубокая, умная!» или «Да знаете, особого впечатления не производит!» В кратких репликах или в более развернутом отклике содержится квинтэссенция впечатления, душевного отклика, вызванного произведением. И это уже начало его осмысления. А далее у человека, особенно в том случае, когда впечатление было глубоким, возникает желание осмыслить его, понять, почему переживания были именно такими, аргументировать, доказать свою правоту.

Поэтому, пережив «немой контакт», попытайтесь ответить себе на вопрос: какие чувства вы испытали? Поищите самые точные слова для их выражения. Это очень трудно, ибо немногим удается найти адекватные слова для передачи тонких движений души. Но испытанные вами чувства могут быть столь сильными, что сами выльются в форму единственно нужного слова.

И еще один совет: коль скоро вы профессионал — пусть начинающий — сразу запишите ваши впечатления, потому что слова, которые родились в волшебном луче непосредственного восприятия,
столь нежная и тонкая материя, что могут растаять, бесследно уйти из
памяти и никогда не возвратиться.

Лишь после того, как проделана эта работа, следует задуматься
над вопросом: почему произведение произвело такое впечатление?
Какими средствами удалось художнику (поэту, композитору) так воздействовать на вашу душу? Это уже начало анализа, в котором вы можете открыть в произведении нечто такое, чего до вас не видел и не понимал никто.

Попутно отметим: выражая и описывая свое впечатление от произведения искусства, поэт, писатель или талантливый искусствовед способны создать такой перевод невербального образа на язык слова, что текст окажется способным производить впечатление, близкое оригиналу. Художественный перевод такого рода — это вершина искусства вербального аналога. Ученический перевод может быть менее впечатляющим, но должен обязательно предшествовать описательной работе.

Но коль скоро образ постигается в непосредственном контакте так полно и глубоко, нужен ли анализ? Несомненно, как в творческой, так и в сотворческой деятельности аналитическое начало — рассудочная составляющая — играет весьма заметную роль.











































































































Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.