ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образова­тельных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов пове­дения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепле­ния здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравствен­ных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Воспитание здорового ребенка - одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полно­ценное физическое развитие - своеобразный фундамент, на кото­ром «выстраивается» каркас личности. Между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического разви­тия и здоровья детей и подростков. Все активнее входит в профес­сиональную лексику понятие «децелерация», означающее, что по­коление современных детей отличается более низкими показателя­ми физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад.

Казалось бы, что современные супруги должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. На деле это далеко не так. К услугам специалистов медико-генетической служ­бы обращаются очень немного молодых людей, намеривающихся вступить в брак и испытывающих тревогу за физическое благопо­лучие будущих наследников. А это благополучие может оказаться иллюзорным, если учесть груз наследственных и иных заболеваний, которыми отягощены супруги, особенности их образа жизни, при­верженность к некоторым, мягко говоря, вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания). В результате значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонения­ми в физическом, а часто и психическом развитии. Прибавьте к этому неблагополучную экологическую обстановку, сложившуюся во многих регионах страны, экономические трудности, переживае­мые значительной частью семей, и вам станет ясно, почему сегодня, как никогда раньше, важно сосредоточиться на задачах физическо­го воспитания детей. Между тем во многих семьях именно эта об­ласть воспитания «отодвинута» на последний план. Нет, родители бывают очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают специальных усилий для его укреп­ления, профилактики болезней, тем более уделяют недостаточно внимания развитию движений, физических (двигательных) качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщению к спорту.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много ас­пектов, напомним о наиболее важных для современной семьи. Осо­бо следует отметить связь охраны здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требо­ваниям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигие­нические принадлежности, посуда; одежда из натуральных мате­риалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью ро­дителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, под­мываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и пси­хическом здоровье - залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы прие­ма пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режи­ма в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечат­лений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях. Поэтому в интересах охраны здоровья ребен­ка следует исключить позднее возвращение из гостей, отказ от дневного сна, неупорядоченное питание, как это часто случается, особенно в молодых семьях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, добро­качественного, разнообразного, с необходимым количеством ви­таминов. Сегодня можно говорить о двух крайностях в организа­ции детского питания в семье: усиленное внимание родителей к пи­танию ребенка, что ведет к перееданию, ожирению, и, напротив, достаточно безразличное отношение к тому, когда и что поел ребе­нок. Излишняя упитанность детей из-за перекармливания проявля­ется уже в раннем возрасте, однако она редко волнует родителей, хотя и бывает одной из причин крапивницы или экземы, респира­торных заболеваний, более позднего овладения ходьбой и т.д. На­против, молодые родители часто с гордостью говорят о быстрой прибавке в весе ребенка первого года жизни, ошибочно считая это признаком хорошего развития малыша. Между тем именно в пер­вый год жизни из-за перекармливания происходит рост жировых клеток, которые остаются на всю жизнь, увеличиваясь в размерах в сотни раз. Полные, упитанные дети-дошкольники обычно слабее худощавых, чаще и тяжелее болеют. У некоторых упитанных детей складывается постоянная потребность в еде: они просят конфетку, пирожок, просто кусок хлеба. Нарушения пищевого рациона чаще всего происходят в выходные и праздничные дни, когда родители покупают детям сладости, газированные напитки с повышенным содержанием сахара, мороженое и т.д.

При безразличном отношении родителей к детскому питанию ребенка рано переводят на «общий стол», не заботятся о разнооб­разии пищи, не учитывают возрастную потребность в витаминах, тех или иных продуктах (например, молочных, фруктах). В данном случае родители придерживаются правила, еда - это не предмет культа: что есть, то и поели. Естественно, что при таком отноше­нии к детскому питанию в нем преобладают «взрослые блюда», технология приготовления которых не всегда соответствует осо­бенностям растущего организма (жарка, многократные подогревы пищи, использование консервов, острых специй, колбас). Полно­ценным такое питание назвать трудно. При таком безалаберном отношении к детскому питанию в его «рацион» нередко попадают и алкогольные напитки.

В настоящее время немало семей во всем мире, в том числе и в нашей стране, где дети элементарно недоедают, пьют недоброка­чественную воду, что ведет к ярко выраженной гипотрофии (де­фицит веса). Чтобы решить эту проблему, недостаточно только желания и усилия родителей: нужны серьезные социально-эко­номические меры.

Опираясь на знания, усвоенные при изучении естественно­научных учебных предметов, сформулируйте требования к организа­ции рационального питания ребенка в семье. Объясните причины того, что в современных семьях часто нарушаются эти требования.

Одно из средств повышения защитных сил организма - закали­вание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологиче­ские механизмы полностью не сформированы, поэтому у него бо­лее высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что мо­жет привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям. Это надо иметь в виду родителям, которые буквально с первых дней жизни малыша стараются его укутать, потеплее одеть. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенст­вования аппарата терморегуляции, формируется большая уязви­мость растущего организма. Прежде всего ребенка необходимо из­бавить от имеющегося перегревания (снизить температуру воздуха в комнате до 18 градусов, воды для умывания, проветривать поме­щение). Далее следует обеспечить его рациональной одеждой, не препятствующей его движениям. В условиях семьи целесообразно использовать такие закаливающие процедуры, как создание контра­стных температур в быту (например, игра с бегом из прохладного помещения в теплое), ходьба босиком (по коврику, паркетному по­лу, траве, песку), сон на свежем воздухе, обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоеме, солнечные ванны.

Сформулируйте принципы, обеспечивающие эффективность зака­ливания ребенка в семье.

Нельзя не сказать о так называемых нетрадиционных методах закаливания, которые в последние годы завоевывают сторонников среди родителей, особенно молодых. Речь идет об использовании для закаливания детей, начиная с грудного возраста, сильных холодовых факторов: обливания и купания в ледяной воде («моржевание»), хождения босиком по снегу без одежды и т.д. При этом родители-энтузиасты доказывают эффективность такого закалива­ния. Возможно, они и правы в отношении отдельных детей, обла­дающих определенными индивидуально-типологическими харак­теристиками температурной чувствительности. Но ученые возра­жают против массового распространения подобной практики зака­ливания маленьких детей. Экстремальные сверхсильные холодовые перегрузки вызывают резкую перестройку всех физиологических сис­тем, при этом наиболее уязвимыми оказываются аппараты регуля­ции (нервная система) и выделения (почки). Родители, подвергая своих детей сильным холодовым нагрузкам, рискуют их здоровьем, причем последствия могут возникнуть годы спустя и оказаться очень печальными, вплоть до летального исхода.

В последние годы многие родители стали приобретать разного рода тренажеры, спортивные центры, заниматься с детьми гимна­стикой, бегом, ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде и т.д. Все это заслуживает всяческого одобрения при условии соблюдения пра­вил безопасности, четкой дозировки занятий, учета возрастных воз­можностей детей, чтобы не допустить их переутомления. Каждой семье доступны занятия спортом, подвижные игры, пешие прогул­ки, туристические походы, которые способствуют развитию у детей двигательных качеств, ловкости, силы, выносливости организма. И еще один важный момент: воспитание здорового ребенка облегча­ется, если протекает на положительном эмоциональном фоне, если в семье царит мажорный тон, преобладает оптимистическое на­строение. Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей, других членов семьи, демонстрирующих свою любовь к физической культуре, спортивную подготовку, привер­женность к здоровому образу жизни.

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева, пред­ставляет собой период «первоначального фактического складыва­ния» личности. Именно в эти годы происходит становление основ­ных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Известно, что за всю многовековую историю человечество вы­работало мораль, т.е. совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и межличностного общения, предъявляемых об­ществом каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир со­циальных отношений.

Ребенок начинает приобщаться к моральным ценностям челове­чества и конкретного общества с раннего возраста в процессе взаи­модействия с членами семьи, которые составляют первую в его жизни референтную группу (А.В.Петровский). Референтная группа наи­более значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Однако на­стоящее время характеризуется значительным разбросом ценност­ных ориентации в обществе. Отсюда и разные подходы к нравствен­ному воспитанию детей в семье: одни ориентируются на духовно-моральные нормы, запечатленные в религии, другие отдают пред­почтение сугубо национальным ценностям, третьи находятся под непосредственным влиянием современной жизни, богатой такими негативными явлениями, как агрессивность, обман, культ силы и из­воротливости. Исходя их ценностей, исповедуемых семьей, родители стремятся к формированию у ребенка тех качества личности, кото­рые, по их мнению, помогут наиболее успешно и безболезненно адап­тироваться к жизни в обществе. В перечень таких качеств попадают и те, которые вряд ли можно отнести к нравственным (например, ин­дивидуализм, жестокость, национализм). Между тем именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному ис­пользованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в се­мейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно ослож­нить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными мораль­ными ценностями и требованиями - в детском саду, школе, в жизни.

Семья обладает несомненными преимуществами перед общест­венными институтами воспитания (детским садом, школой) в фор­мировании таких нравственных качеств, как гуманные отношения, коллективизм. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все его члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответ­ственности друг за друга. Уже в 3-4 года ребенок может ощущать свой положительный или отрицательный «вклад» в семейные от­ношения, если его приучают элементарно заботиться об окружаю­щих, чувствовать их настроение, «вписываться» в него. Как только он внутренне созреет, следует учить его давать и принимать, де­литься с другими, отказываться от чего-либо ради других. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет со­бой одну из величайших ценностей жизни. В кругу семьи у ребенка возникает уникальная возможность радовать близких вниманием, добротой, выдумкой, плодами своего труда. Ребенок начинает по­нимать, что во имя радости других иногда приходится жертвовать своими удовольствиями: разделив шоколадку на всех членов семьи, довольствуешься маленьким кусочком; чтобы поприветствовать папу, пришедшего с работы, отвлекаешься от игры, телевизора и т.д. Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться тво­рить добро (В. А. Сухомлинский).

В дошкольном возрасте возникают первые дружеские отноше­ния, первоначально они еще не отличаются особой прочностью и продолжительностью, но в старшем дошкольном возрасте дети до­рожат дружбой (Т.А.Маркова). Задача родителей уважать выбор ребенка, не решать за него, кто ему подходит, а кто нет. Надо, ко­нечно, различать хороших и плохих друзей. Добрых ценить и ува­жать, тактично оберегать от злых. Но запретами мало что удастся сделать, пока сам ребенок не увидит «пороки» того, кого выбрал в друзья. Однако страх родителей перед «плохими» друзьями ребен­ка не должен быть причиной того, что его изолируют от детского общества. Общаясь с детьми, с которыми его связывают избира­тельные симпатии, ребенок учится уступать, сотрудничать, испы­тывая при этом богатейшую гамму чувств: сопереживание, сочув­ствие, восхищение, одобрение, нежность и т.д. Общение с друзьями требует времени и места, и то и другое необходимо обеспечить ро­дителям. Двери дома должны быть открыты для друзей ребенка. Для детей ходить в гости друг к другу, узнавать чужие семьи, до­ма - своеобразная школа жизни, обогащающая их социальный опыт. Совместные игры и занятия дома, прямо или косвенно на­правляемые взрослыми, содержательнее, эмоциональнее, теплее, чем те, что возникают во дворе. А это не идет ни в какое сравнение с такими мелочами, как возможный беспорядок, шум, создаваемый играющими детьми. День рождения ребенка немыслим без участия его друзей. И здесь необходима тактичная помощь родителей: кого и как пригласить, какие сюрпризы для них приготовить, какие ор­ганизовать игры и развлечения и т.д. Сколько проблем воспитания добрых чувств удается при этом решить! Кого приглашать (как быть с Сережей, который не приглашал тебя на свой день рожде­ния; с Вовой, которого никто из ребят не зовет на день рождения, потому что у его мамы нет денег на подарки; с девочками), какие развлечения придумать, чтобы было интересно всем гостям, чем угощать; как себя вести, если получишь одинаковые подарки или вовсе не получишь подарка т.д.

Эмоциональное воспитание ребенка - бесспорно прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к ок­ружающему миру и самому себе. В дошкольном возрасте у ребенка появляется эмоциональная регуляция своих действий поведения. До 3 лет дети переживают последствия своих действий благодаря оценкам родителей: похвалили или наказали за содеянное. Позднее развивается механизм эмоционального предвосхищения (А.В.Запо­рожец). Эмоционально предвосхищая последствия своего поведе­ния, ребенок заранее представляет, хорошо или плохо он собирается поступать. Если предполагаемый поступок не отвечает приня­тым нормам и, вероятно, будет плохо оценен взрослыми, то у ре­бенка возникает состояние эмоциональной тревожности, способное затормозить нежелательное действие.

Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми яв­ляются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небез­различны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо вы­полненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Необходимо включать малыша в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядку с огурцами, комнатные растения и т.д. У маленького ребенка потребность в та­кого рода деятельности очень велика, вопрос «Мама (папа, бабуш­ка), можно я буду тебе помогать?» звучит постоянно. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми, а не включался ими в этот процесс ради того, чтобы не мешал родителям, что, к сожалению, часто имеет место в домашнем воспитании. Родители, считая ребенка маленьким для серьезного полезного труда, пускаются на разные «хитрости», по­ручая как будто настоящее дело. Например, мама печет пироги, а ребенку предлагает кусочек теста «для игры», который потом вы­брасывается. И это вместо того, чтобы научить ребенка раскатать комочек теста в лепешечку, положить на середину ложку фарша, защипать края, положить на противень, испечь пирожок и угостить им маму и папу.

В условиях семьи трудовые обязанности дошкольников могут быть очень разнообразны (по сравнению с детским садом). Родите­ли имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реаль­ность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животны­ми, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и пр. Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особен­ность мотивации детского труда в семье (Г.Н.Година, Д.В.Сергеева) Начиная с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поддерживать порядок в игрушечном «хозяйстве», поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол и др. Обязанности детей 5-6 лет расширяются они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, следить за наличием мыла, зубной пасты, которыми пользуется вся семья, участвовать в приготовлении пищи, насыпать корм в кор­мушку для птиц и т.д Все это, с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гор­дости, с другой - будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.

Дальнейшее развитие этого нравственного качества будет зави­сеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. В ис­следовании Д.О.Дзинтере выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей, поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу не­расторопности ребенка, недостаточной его умелости, которые обу­словлены возрастными психологическими особенностями. Нега­тивно сказываются на развитии ребенка переоценка его возможно­стей, передозировка трудовых обязанностей. Так, дети часто ис­пользуют взрослые инструменты труда (лопата, грабли, ведро), им предлагаются задания, требующие напряжения зрения, однообраз­ной позы (например, перебирать крупу, вдевать нитку в иголку для шитья взрослых). Наконец, родителям следует воздерживаться от перебранок, споров в присутствии ребенка по поводу того, кто что делает и не делает в семье, избегать отрицательных отзывов о своей собственной работе, например: «Завтра понедельник: как не хочет­ся идти на работу!», «Только пообедали, а уже надо об ужине ду­мать! Надоела бесконечная готовка!» Такие высказывания могут быть сделаны под влиянием сиюминутного настроения, а малень­кий ребенок принимает их всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких и любимых людей трудиться.

Достаточно часто можно наблюдать, как родители охотно «расписывают» необыкновенные достоинства своего ребенка, но всячески унижают его в повседневной жизни. «Методика» такого унижения весьма распространена: прилюдные замечания и выго­воры, отрицательная оценка личности в связи с незначительными промахами, недочетами в поведении (пролил чай - «Неуклюжий, ни к чему не приспособленный», не смог повторить за папой скоро­говорку - «Что за глупец! Как ты учиться в школе собираешься!»), вечные подозрения в совершении «преступлений», угрозы, язви­тельность, оскорбления, насмешки и пр. Пагубность такого обще­ния с ребенком заключается в том, что он, прислушиваясь к мне­нию родителей, начинает верить, что он «глупый», «неуклюжий», «злой», - одним словом, плохой! А значит, не надо и стараться быть лучше, раз уж близкие люди смирились с этим. Некоторые дети на такие «меры» воздействия отвечают контратаками: «Сам глу­пый!», чем еще больше осложняют ситуацию, которая сама по се­бе не стоит, как говорится, «выеденного яйца» (пролил чай, сло­мал игрушку, не повторил скороговорку). В результате создается искусственная преграда между родителями и ребенком, но она никогда не возникнет в тех семьях, где обе стороны помнят о вза­имном уважении. Основой такого уважения является родитель­ское стремление прежде всего понять ребенка, его настроение, мотивы поведения, а уж потом наставлять, советовать, тем более наказывать (Х.Дж.Джайнотт, З. Матейчик). Уместно напомнить о так называемом эффекте Пигмалиона, открытом американским психологом Р.Розенталем: родители, верящие в возможности ре­бенка, в его лучшие качества, могут сотворить чудеса сродни ми­фическому Пигмалиону, силой своей любви оживившему мрамор­ную статую Галатеи.

Представьте себе, что в день пятилетия сына вы подарили ему за­водную машину, а через несколько дней увидели ее сломанную и засунутую на дно ящика для игрушек.

Как вы поступите? Постарайтесь избежать тех неправильных приемов, о которых говорилось выше.

Противопоказанно искусственное «исключение» ребенка из тех событий, которые значимы для семьи, хотя далеко не всегда ему доступно понимание истинного их смысла. Например, мама ус­пешно сдала зимнюю сессию в университете, старший брат занял первое место в лыжных соревнованиях, вышла из печати бабушки­на книга и т.д. Подобные события объединяют, сплачивают семью радостными переживаниями, способствуют формированию у ре­бенка гордости за своих близких. А как быть, когда события зна­чимы для семьи, но имеют горестную, эмоционально негативную окраску: смерть или болезнь кого-то из родственников, потеря ра­боты папой, развод родителей? Держать ребенка под колпаком, ограждая от семейных перипетий, невзгод или же подвергать его испытаниям, потрясениям, чтобы закалить и подготовить для бу­дущей жизни?

Современные исследования свидетельствуют, что потребность в эмоциональном насыщении врожденная и постоянно развивающая­ся. В ее структуре есть отличающиеся по своим функциям положи­тельные и отрицательные эмоции, необходимые ребенку для пол­ноценного развития. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Поэтому если в семье горе, то не следует скрывать это от ребенка. В противном случае взрослым придется притво­ряться, изображая безмятежное состояние, сохраняя привычный распорядок жизни. Представьте себе болезнь или смерть бабушки, а ребенок видит нарочито улыбающиеся лица родителей, как все­гда слушающих веселую бравурную музыку, как обычно шутящих с друзьями. А по обрывкам разговоров, по каким-либо особенностям в поведении взрослых ребенок чувствует, что в семье происходит нечто тревожное, необычное. Позже он узнает о печальных собы­тиях в родном доме, но первые ростки эмоциональной глухоты уже заложены самыми любимыми людьми, которые внешне безразлич­но отреагировали на семейное горе, беду. А последствия эмоцио­нальной глухоты родители испытают по отношению к себе, когда подросший ребенок откажется помочь маме, потому что читает интересную книгу, не захочет оторваться от телевизора, чтобы схо­дить в аптеку за необходимым для папы лекарством, предпочтет свидание с любимой девушкой посещению заболевшего дедушки.

Ребенок имеет право знать, что происходит в семье, а задача ро­дителей - вводить его в разные жизненные ситуации таким обра­зом, чтобы не навредить развитию. Видимо, нецелесообразно уча­стие дошкольника в похоронах и других сильно действующих на детскую психику ритуалах и событиях семейной жизни (например, посещение родственников в больнице). Ребенок должен видеть обеспокоенность, печаль близких людей, вызванную горестными событиями, случившимися в семье. Поскольку чувства, помыслы взрослых родственников концентрируются на этих неординарных событиях, то это так или иначе должно внести свои коррективы в привычный образ жизни семьи. Несомненно, что ограничиваются развлечения, меняется характер досуга, большее место занимает совместная деятельность взрослых и детей, в ходе которой послед­ние чувствуют единство семьи, наглядно убеждаются в том, что всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку. Учитывая не­окрепшую психику ребенка, взрослые воздерживаются от бурных проявлений горя, не высказывают своих опасений, мрачных про­гнозов, напротив, стараются вселить надежду на лучший исход, а если это невозможно (болезнь бабушки неизлечима, развод родите­лей - решенное дело), помогают ребенку осознать, что изменения в его жизни неизбежны, но их можно и нужно пережить. При этом важно проявлять внимание к чувствам, связывающим ребенка с близкими людьми, с которыми предстоит расстаться («Папа по-прежнему тебя любит, и ты будешь с ним видеться»; «Бабушка тебя любила, у тебя останутся ее фотографии, книги и игрушки, кото­рые она дарила, мы будем часто вспоминать о ней, ходить на ее мо­гилу, украшать ее цветами» и т.д.). Разумно вовлечь ребенка в дея­тельность, которая сделает его в какой-то мере причастным к пе­чальным семейным событиям и отвлечет от горестных мыслей. Например, перед посещением родителями больной бабушки ребенок готовит рисунок, помогает маме испечь печенье, моет, вытирает и упаковывает яблоки, кладет в мамину сумку «секретик» - своего любимого маленького мишутку, «чтобы бабушка не скучала». Так у ребенка зарождается эмпатия, сопереживание близкому человеку, элементарное проникновение в его внутреннее состояние, отзывчи­вость на него.

Смерть близких - тяжелое испытание для всей семьи, но ребе­нок-дошкольник, к счастью, не в состоянии понять ее необрати­мость. Поэтому, даже когда ему говорят, что бабушка умерла, при­водят на ее могилу, он часто спрашивает: «А когда бабушка вер­нется?» Он думает об ушедшем человеке как живом, поэтому надо почаще вспоминать о нем и не только в дни рождения и памяти, что необходимо делать, воспитывая культ предков, но и в повсе­дневной жизни: бабушка очень любила эту сказку, она с удовольст­вием послушала бы, как ты ее расскажешь; Пушкин был ее люби­мый поэт, ей было бы приятно, что ты так выразительно читаешь «У лукоморья дуб зеленый...»; эту пословицу тебе часто повторяла бабушка, подумай почему; давай испечем пирог по бабушкиному рецепту...

Есть такие понятия, как «светлая грусть», «светлая печаль», под­разумевающие своеобразное сочетание отрицательных и положи­тельных эмоциональных переживаний при их общей оптимистиче­ской направленности: «Жизнь продолжается!» Ребенок может по­плакать, опечалиться, и взрослым следует уважать это право, но они должны сделать все, чтобы горе не подавило ребенка, а переросло в светлую печаль. Особенно это следует учитывать при воспитании детей, отличающихся сверхчувствительностью, которые горько ры­дают, слушая сказку, встретив мальчика с ногой в гипсе, найдя на лесной тропинке мертвого крота, увидев бездомную собаку и т.д.

Итак, для эмоционального развития ребенка важно не сохране­ние однообразно положительных состояний, а их постоянный ди­намизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребен­ка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоцио­нальный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное настроение. Сталкиваясь с жизненнъши невзгодами, тяготами, дети становятся мужественными, выносливъши, уравновешенными, но это происходит только благодаря разумному воспитанию, когда чувствуют понимание взрослых, их любовь и поддержку, готовность прийти на помощь в трудных обстоятельствах. К жизненным ситуациям, вызывающим страх, тревогу, печаль, ребенка необходимо заранее готовить. На­пример, к визиту к зубному врачу, к отъезду папы в длительную командировку, к предстоящему временному отсутствию мамы в связи с тем, что ей предстоит операция, и др. Много ценных сове­тов о том, как это сделать, содержится в книге психотерапевта А.И.Захарова «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» (СПб., 1997), которую советуем прочитать.

Из курса дошкольной педагогики вспомните механизм нравствен­ного воспитания и охарактеризуйте особенности формирования его компонентов в условиях семьи.

В нравственном воспитании детей первых лет жизни очень многое строится на привычках, достаточно стойкой потребности совершать определенные действия, акты поведения. Привычка поведения связа­на с навыком, в котором выражается возможность ребенка выпол­нять какие-либо действия автоматически. Когда же выполнение дан­ного действия с помощью навыка производится не под влиянием внешних требований или обстоятельств, а в силу внутренней потреб­ности, то можно говорить о привычке поведения.

Формирование положительных привычек поведения - одна из за­дач современной семьи. Эти привычки, затрагивающие основные, важные для нравственного развития детей области социальных от­ношений, помогают им правильно ориентироваться в окружающем мире и свидетельствуют о нравственной направленности их пове­дения. К ним относятся привычки соблюдения чистоты, порядка, вежливости, приветливости, уважения к старшим, готовности прийти на помощь, трудолюбия и др.

У маленького ребенка начинают воспитывать привычки поведе­ния задолго до того, как у него появляется возможность сознательно относиться к требованиям взрослых, правилам поведения, на основе которых организуется его жизнедеятельность. В силу пластичности нервной системы, постоянства и длительности воспитательных воз­действий в семье ребенок достаточно быстро усваивает привычки по­ведения. Но среди них оказываются не только положительные, но и регрессивные, которые могут помешать ребенку в безболезненной адаптации к окружающему миру на последующем возрастном этапе. Например, ребенку 2-3 лет, не приученному к личной опрятности, не умеющему есть ложкой, пить из чашки, засыпающему с соской и пр., будет очень трудно привыкнуть к жизни и режиму детского сада. Процесс замещения этих «безобидных» отрицательных привычек положительными не столь безоблачен: от ребенка и взрослых потре­буется много времени и энергии, которые можно было бы направить на овладение другой деятельностью. Формированию нравственного облика ребенка значительный ущерб наносят такие усвоенные в пер­вые годы привычки, как грубость, неряшливость, сквернословие, лень, бестактность, неумение занять себя.

Отечественные ученые (С.Н.Силина, Н.А.Стародубова, Х.А.Тагирова) изучали вопрос, что больше всего волнует, беспокоит родителей в поведении ребенка. Оказалось, непослушание, недисцип­линированность. Правда, выяснилось и то, что большинство роди­телей своеобразно понимают дисциплинированность ребенка-до­школьника. Они трактуют ее как условие собственного комфорта: если ребенок послушен, то требуется меньшая затрата сил, нервной энергии, времени.

Между тем дисциплинированность — ценное нравственное качество, значимое для самого ребенка. Необходимость ее воспитания диктует­ся прежде всего его собственными интересами жить полноценной жизнью в гармонии с собой и окружающими. Такая дисциплиниро­ванность требует иной логики воспитания по сравнению с традици­онной, сложившейся в семье, дошкольном учреждении, школе. Дис­циплинированность, как мудро писал В.А.Сухомлинский, должна основываться не на внешней регламентации поведения ребенка, его подчинении авторитету взрослых, силе коллектива, а на всемерной активизации внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше, на осознании того, что в соблюдении правил поведения — прояв­ление уважения к себе и окружающим людям.

Педагогические исследования и практический опыт свидетель­ствуют о том, что воспитание дисциплинированности в дошколь­ном возрасте - длительный и сложный процесс. Трудности в фор­мировании дисциплинированности объясняются целям рядом воз­растных особенностей дошкольников: несбалансированностью процессов возбуждения и торможения, малой работоспособностью (по сравнению с детьми школьного возраста), неустойчивостью внимания, эмоциональностью, подражательностью, внушаемо­стью. Так, родители иногда своими замечаниями, оценочными су­ждениями внушают ребенку, что он непослушен, невнимателен, забывчив и т.д., а в результате, действительно, снижается его стремление быть дисциплинированным. Если мама в присутствии пятилетнего сына обсуждает в разговорах с родственниками, зна­комыми, что он непослушный, ему надо «сто раз все повторять», то ребенок верит в это и не старается стать лучше.

Ребенка начинают приучать к определенному порядку, к выпол­нению простейших правил общежития буквально с первых дней жизни. Своеобразие дисциплины в дошкольном возрасте заключа­ется в том, что она устанавливается взрослыми с учетом потребно­стей ребенка, его возможностей, перспектив развития. Естественно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии понять, для чего нужен установленный порядок в жизни, почему следует соблюдать определенные правила, требования взрослых. Первоначально ребенок следует требованиям дисциплины в силу любви к родителям, подражая образцам поведения, заимствован­ным из окружающей жизни. Мотивом такого поведения, которое обычно называют послушанием, служит желание получить одобре­ние близких и любимых людей (А.Г.Рузская, О.Е.Смирнова). Одна­ко благодаря постоянству домашнего воспитания выполнение норм поведения, одобренное взрослыми, становится для ребенка положительным само по себе. Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным нормам и правилам начинает высту­пать для ребенка в форме некоторой обобщенной категории, кото­рую можно обозначить словом «надо» (Л.И.Божович). Постепенно, по мере накопления опыта поведения, освоения разных форм взаи­модействия со взрослыми и сверстниками, развивается нравствен­ное сознание, дошкольники начинают понимать целесообразность и разумность установленного порядка, необходимость выполнения правил, требований, поручений, обязанностей. У детей формирует­ся некоторая самостоятельность в соблюдении дисциплины, кото­рая проявляется в том, что они без напоминаний взрослого выпол­няют многие усвоенные правила и нормы поведения. Иногда ребе­нок следует нормам, правилам поведения, хотя их нарушение мо­жет остаться незамеченным и не вызовет порицания, наказания со стороны взрослых (С.Н.Карпова, В.С.Мухина). Это является пока­зателем достаточно высокого уровня дисциплинированности.

Стиль взаимоотношений взрослых с ребенком во многом опре­деляет степень устойчивости дисциплинированности ребенка. Рез­кие, несдержанные, нетерпеливые родители создают напряженную обстановку: частые окрики, выговоры, нотации вызывают у ребен­ка отрицательные эмоции, у него снижается работоспособность, что влечет за собой несоблюдение норм и правил поведения. Не дают положительных результатов в воспитании и обстановка вседозволенности, постоянные упрашивания, попустительство.

Следует учесть, что непослушание ребенка, нарушение им дис­циплины может быть связано с его переутомлением (недосыпанием, длительным сидением у телевизора, посещением гостей, шумными играми перед сном и т.д.). В состоянии утомления рассеивается внимание, падает интерес к деятельности, слабеет активное тормо­жение, снижается восприимчивость к воспитательным воздействи­ям, повышается раздражительность (Ю.А.Макаренко). Причиной недисциплинированности ребенка может явиться неполноценное удовлетворение каких-либо потребностей ребенка. Например, ог­раничивается физическая активность («Не бегай! Куда ты полез?! Посиди спокойно!»), игнорируется потребность в эмоциональной поддержке, в признании, что вызывает протест, выливается в де­монстрацию непослушания: хоть чем-то привлечь внимание роди­телей! Всякое умаление достоинства ребенка может стать причиной его грубости, непослушания, дерзости, отказа от выполнения обя­занностей. Поэтому в домашнем воспитании (как, впрочем, и в общественном) следует избегать насмешек в адрес ребенка, неспра­ведливости, прилюдных обсуждений его поведения, а также других антипедагогических воздействий, вызывающих обиду.

Следует учесть, что послушание, разная степень дисциплиниро­ванности - это ответная реакция детского организма на раздраже­ния внешнего мира, т.е. на систему правил, требований взрослых к поведению ребенка. Благодаря таким ответным реакциям происхо­дит, как говорил И.П.Павлов, «уравновешивание» организма с ок­ружающей средой. Это уравновешивание выражается в сформиро­ванных привычках, усвоенных правилах поведения, определяющих отношения, свойственные окружающей ребенка среде, на которые он вынужден реагировать Поэтому дисциплинированность ребен­ка может принимать разные формы, разную степень устойчивости в семье или в детском саду. Он может быть исполнителен в дошко­льном учреждении, послушен с папой, своеволен и капризен с ма­мой или бабушкой.

Разнобой в требованиях, в воспитательных воздействиях взрос­лых приводит к формированию у детей разных способов поведения, с помощью которых осуществляется их приспособление, «уравновешивание» со средой. Это важно знать всем членам семьи, педа­гогам дошкольного учреждения, чтобы совместными усилиями осуществлять единую линию воспитания. Предъявляя ребенку одни и те же требования и побуждая его к соответствующим ответным действиям, взрослые вырабатывают у него динамический стерео­тип, который обнаруживается в привычках поведения, в дисципли­нированности, организованности.

Многих родителей беспокоит, что дети часто лгут. Но следует вспомнить, что воспитание честности - длительный процесс, в дет­стве он только начинается, поэтому естественно, что наряду с по­нятием правды идет формирование понятия лжи. Однако далеко не всякое искажение истины, допускаемое маленьким ребенком, мож­но «квалифицировать» как вранье. В силу неточности восприятия, несовершенства памяти, недостаточной сформированности многих представлений об окружающем мире ребенок часто попадает впро­сак, вызывая в свой адрес обвинения взрослых в лживости. Напри­мер, он уверяет, что «вчера ездил в гости к бабушке» (а это было неделю назад). Необходимо учитывать свойственную всякому нор­мально развивающемуся дошкольнику склонность к фантазирова­нию, проявляющуюся в приукрашивании или дополнении реальной действительности. Вот ребенок с увлечением рассказывает маме, что видел в лесу живого гномика. Чувствуя в его рассказе влияние недавно прочитанных сказок, мама спокойно реагирует на этот рассказ: «Тебе хотелось бы встретить живого гнома? Но они быва­ют только в сказках». Иным сигналом для родителей должна быть фантазия ребенка, с помощью которой он пытается возместить то, чего ему очень не хватает в реальной жизни, что вызывает грусть, переживания. Например, ребенок чувствует себя отвергнутым в собственной семье и выдумывает, что у него появился новый друг во дворе, что к нему по вечерам прилетает волшебник (вечная тема Малыша и Карлсона).

Дети привычно прибегают ко лжи, если взрослые члены семьи подают примеры подобного поведения. Например, мама долго-долго разговаривала по телефону с друзьями, а папе объяснила от­сутствие ужина тем, что у нее «болела голова». Или папа, отправив­шись с сыном на воскресную прогулку, повстречал друзей, отметил это, а потом поучает ребенка: «Ты маме скажи, что мы на горке ка­тались, а про дядю Толю - ни-ни». Естественно, что и ребенок, под­ражая родителям, будет прибегать к такой форме утаивания правды.

Родителям следует избегать поведения, действий, провоцирую­щих ложь ребенка. Взрослые легко дают ребенку обещания, не за­думываясь о реальности их выполнения. Пете, например, обещали к весне купить велосипед, изменилось экономическое положение семьи, но мальчика в курс дела не ввели, а он уже представляет, ка­кие виражи станет выделывать на своем двухколесном «коне», как будет давать кататься на нем друзьям и т.п. И вот весна, все дети вынесли свои велосипеды, а Петя, раненный в самое сердце «предательством» родителей, уверяет друзей, что и у него есть ве­лосипед, просто папа не разрешает пока выносить... Долго и горя­чо желаемое событие воспринимается ребенком как реальное, он верит в него. Так безответственные обещания родителей могут по­родить детскую ложь.

Иногда ребенок лжет, чтобы соответствовать идеалу родителей, если «планка» его развития вздернута ими слишком высоко. Так, Маша рассказывает, что на концерте в музыкальной школе она бу­дет солировать (а ее не отобрали для участия в концерте). Мама так мечтает о музыкальных успехах дочери! И та лжет, чтобы угодить амбициям мамы и «приукрасить» себя в ее глазах.

Если ребенка строго наказывают за любую провинность, он бу­дет защищаться, прибегая ко лжи: «Это не я! Она (ваза) сама разби­лась!» Взрослым в таких случаях надо задуматься: не переборщили ли они в своих требованиях и наказаниях.

Причиной лжи ребенка бывает стремление скрыть свою неуме­лость, какие-либо страхи. Мама просит сына принести очки из со­седней комнаты, где потушен свет. Ребенок боится темноты, в чем не хочет признаться, воспринимая этот недостаток как свою сла­бость. Он постоял у двери, вернулся, честно посмотрел маме в гла­за и сказал: «Все обыскал, очки не нашел!» Поняв истинные причи­ны подобной лжи, родителям следует рассказать ребенку, что все люди испытывают те или иные страхи, нужно не скрывать их, а учиться преодолевать. В этом ребенку помогут мама и папа.

Не способствует становлению честности тактика воспитания, к которой достаточно часто прибегают современные родители, а именно: зная наперед истинное положение дел, когда ребенок сде­лал что-то не так, как следовало бы, устраивается настоящий до­прос с тем, чтобы «поймать» его на недостойном поступке. Напри­мер, Артем, возвращаясь с прогулки, уронил около лифта варежку, которую позже обнаружил папа. Посыпался град вопросов-ло­вушек, вызвавших у ребенка защитную ложь.

Попытайтесь закончить диалог между папой и Артемом:

- У тебя обе варежки на месте?

-Да.

- Где они?

............

Объясните безнравственность такой тактики взрослых. Что вы можете предложить взамен?

Конечно, в дошкольном возрасте бывают случаи, когда ребенок с помощью лжи пытается снять с себя вину, переложив ее на друго­го: «Эту машинку сломал Сережа (младший брат), а не я!» В таких случаях следует внушать ребенку, что своей ложью он показал себя хуже, чем есть на самом деле, проявил слабость, которая ему не свойственна. Этим ребенка поднимают в собственных глазах. Далее надо вызвать раскаяние, чувство вины, апеллируя к чувствам, об­разному мышлению ребенка («Представь, я накажу Сережу, а он не виноват! Как ему будет обидно! Разве тебе его не жалко?»).

Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему-то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинство человека. Наказание за ложь не принесет успеха в воспитании ре­бенка. Важнее повседневная кропотливая работа, которая покажет ребенку, что вранье совершенно излишне, что его любят, даже если у него что-то не получилось, поэтому прибегать к лжи для сокры­тия своего проступка, ошибки нет надобности.

Таким образом, моральные нормы, правила, запреты, которые с раннего возраста внушаются и навязываются родителями растуще­му человеку, представляют собой, по образному выражению ака­демика Б.Т.Лихачева, своеобразные перила, канаты, опоры, дер­жась за которые ребенок ходит по стежкам-дорожкам, лестницам общественной жизни. В семье могут научить его добросовестно держаться за них или обходить их, пренебрегать ими или на их ос­нове возвыситься до собственных моральных принципов.

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспита­ния все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка ран­него и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современ­ного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культу­ры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это зна­чит, что система образования не отвечает в полной мере требова­ниям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития в целом. Выход из создавшегося по­ложения многие страны видят в интенсивном реформировании об­разования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, посто­янно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система об­разования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, ее деятельность, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобра­зием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семей­ного воспитания. Интеллект ребенка, впрочем, как и интеллект взрослого человека, представляет собой специфическую форму ор­ганизации индивидуального познавательного опыта, обеспечи­вающую возможность эффективного восприятия и понимания ок­ружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольни­ков, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных за­нятиях: оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе об­щения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных ви­дах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, вос­питывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи. Вот, например, прогулка с ребенком в сквер (парк, лес), представляющая богатей­шие возможности для развития познавательной активности, речи ребенка. Ему предлагается вспомнить названия деревьев, описать или придумать загадку об одном из них, вспомнить подходящие строчки из ранее выученных стихотворений, определить, что изме­нилось вокруг по сравнению с прошлым посещением этого места. Очень ценен прием сравнения, к которому целесообразно прибе­гать как можно чаще. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым Так, на улице города ре­бенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Дети 5-6 лет могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада, ребенку предла­гается вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения, подумать, почему растаял лед на лужах, а деревья и кусты «по­теряли» свой серебряный наряд из инея.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников за­ключается и в преобладании образных форм познания - воспри­ятия, образного мышления, воображения. Именно для их образо­вания и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий про­цесс развития познавательной деятельности человека. А это значит, важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познава­тельной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает ре­шить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, вни­мания, наблюдательности, формирования представлений об окру­жающем мире, в том числе и математических, первоначальных ис­торических, географических и т.д. Вот, например, папа и сын, сер­вируя стол к завтраку, превращаются в «официантов» и решают такие математические задачи: поставили всем членам семьи чашки, а к ним разложили чайные ложки: чего больше - чашек или ложек? Поровну? Как же ты догадался? К тарелкам надо разложить ножи и вилки. Сколько ты возьмешь вилок, чтобы всем хватило? А сколь­ко ножей? Положим еще один нож для масла: чего стало больше -ножей или вилок? На сколько стало больше ножей, чем вилок? И так - от одной игровой ситуации к другой!

Из курса дошкольной педагогики вспомните характеристику любознательности ребенка-дошкольника. Составьте тезисы консультации для родителей; памятку «Как отвечать на вопросы детей» (для информационного стенда).

Семья — первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством и источником интеллекту­ального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ре­бенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ре­бенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осозна­вать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу не­обыкновенно высокой детской чувствительности к языковой ин­формации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание ро­дителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи - фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребен­ка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения - следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной мо­делью для подражания становится значимый взрослый, прежде все­го родители. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрос­лого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяс­нений, особая чувствительность к оценке, особенно высказанной близкими людьми. Все это в совокупности тормозит развитие ин­теллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.

Известный психолог Ж.Пиаже объяснил причины несамостоя­тельности ребенка в мышлении и поведении особенностями евро­пейской системы воспитания и обучения, в основе которой лежит достаточно жесткое разделение функций взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми закрепляется функ­ция контроля, оценки, а ребенка с рождения приучают к немотиви­рованным запретам, приказам, ставят его в положение безогово­рочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанно­стей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе самом как воспитываемом, обучаемом, несамостоятельном существе.

Опыт показывает, что на соучастие в деятельности с ребенком легко идут родители с демократическим стилем общения. Диалог сложнее дается авторитарным родителям, которые не доверяют силам и возможностям своих детей, излишне опекают их. Между тем умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа дей­ствии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интел­лектуальном развитии дошкольника. В свое время И.Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскры­вает свободное пространство для «игры познавательных способно­стей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ре­бенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творче­скую деятельность.

Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в се­мье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить сегодня в связи с усилением дест­руктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, опе­ревшись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечи­вающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического ис­кусства, которые используются как действенное средство воспи­тания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впи­тывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольк­лорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важ­нейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, пестушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Обращение к ним не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практи­кой пути приобщения детей к искусству (Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина). Привязанность к народному слову, произведениям декоративно-прикладного творчества, воспитанная в дошколь­ном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе, ис­кусству, которая сопровождает человека всю жизнь. В жизнь ре­бенка входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения изо­бразительного и театрального искусства. К старшему дошколь­ному возрасту дети должны иметь представление о разных видах и жанрах искусства, знать наиболее выдающихся писателей, ком­позиторов, художников, скульпторов, артистов и т.д.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно при­вить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книги дает значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребенок должен знать, кто написал книгу и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга - произведение искусства. Любимая книга сопровождает ребенка все его детство, а во многих семьях детские книги передаются из поколения в поколение как реликвии.

Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки - особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем вооб­ражении, сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доб­роты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает тем­ные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В.Запорожец, Д.Н.Дубович-Арановская, Б.М.Теплов). Одним словом, как удиви­тельно точно отметил К.И.Чуковский, сказки воспитывают у ре­бенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, ра­доваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать: конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказыва­нии создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него. К полю­бившейся сказке ребенок возвращается снова и снова, поэтому необходимы повторные рассказы, чтение, рассматривание иллю­страций. В 4-5 лет детям целесообразно читать «толстые» книги, длинные авторские сказки. Чтение растягивается на много дней, организуется как ритуал: в определенное время, в уютном месте. Ребенок «вживается» в сказочное повествование, оно овладевает его умом и сердцем. Важно привлекать ребенка к размышлению над прочитанным, подводить к осознанию общечеловеческих ценностей, учить различать добро и зло, ценить трудолюбие, верность, формировать представления о справедливости, мужестве, упорстве.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с инсти­туциональными формами организации культуры. От семьи зави­сит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или на­долго определит его культурное развитие, станет служить обога­щению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Особо тщательно следует продумать первое посещение с ребен­ком театра, музея, выставки и др.: оно должно оставить яркие впе­чатления, дать представление о назначении того или иного объекта культуры. В театре это сам спектакль, артисты, декорации, музы­кальное оформление, в музее - экспонаты (картины, скульптура и т.д.). Видимо, не следует при первом знакомстве ребенка с театром. музеем вести его в буфет, угощать сладостями: это может отвлечь от эстетических переживаний, исказить образ театра, музея. Пер­вые впечатления ребенка от встречи с искусством целесообразно подкрепить беседой (что видели, что понравилось), рассматрива­нием иллюстраций (каталог музея, выставки, книга, по которой смотрели спектакль). Взрослым целесообразно в присутствии ре­бенка рассказать домашним о том, что увидели и узнали, какое по­лучили удовольствие от спектакля, выставки. При последующих посещениях музея расширяется круг экспонатов, которые смотрит ребенок, но обязательны возвращения к тому, что особенно запало в память ребенка по прошлому знакомству. Если посещение музея будет регулярным (например, раз в полгода), то родители увидят, как «растет» их ребенок, повторно воспринимая свои «самые лю­бимые картины», раскрывая в них новое содержание, художествен­ные особенности.

Саше было четыре года, когда его в первый раз привели в Третьяковскую га­лерею Его воображение поразила картина И. Айвазовского «Девятый вал». Он волновался, спасутся ли люди, потерпевшие кораблекрушение, утихнет ли шторм. Перед уходом из галереи он попросил снова отвести его к картине И. Айвазовского. Дома с интересом рассматривал альбом репродукций картин собранных в Третьяковской галерее, особенно работы художников-маринистов. При повторном посещении галереи Саша прежде всего пошел к полюбившейся картине. Он уже высказывал предположения о причинах кораблекрушения о судьбе людей, пытающихся спастись. Обратил внимание на художественные осо­бенности картины как нарисовано море, небо. В шесть лет Саша созрел настолько, что сумел найти «оптимистическую ноту» на любимом полотне «Бабушка люди обязательно спасутся видишь, радуга. Художник ее нарисовал, чтобы ус­покоить нас раз радуга, значит, погода изменится, ветер утихнет и не будет под­нимать волны. Люди спасутся!»

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее - антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различ­ные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музы­кальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами, с многолюдием присутствующих. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и по­лыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, про­сто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Итак, домашнее воспитание - это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивиду­альной жизни среди самых близких и значимых людей. А для роди­телей и других членов семьи - это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманисти­ческий смысл.

«ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ!»

Как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих роди­телей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! - жалуются они, -Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родитель­ских сентенций свидетельствует о непонимании природы детской игры.

Известно, что игровая деятельность (впрочем, как и любая дру­гая) не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задает­ся взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства изображения образа; выпол­нять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ре­бенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Я.Михайленко).

Игра - исторически сложившаяся часть человеческой культуры, и задача родителей вводить в нее детей, «внедрять» ее в их жизнь. Существует много каналов такого «внедрения». Один их них - оснащение игры игрушками. Еще до рождения малыша родители по­купают первые игрушки-погремушки и мечтают о том времени, ко­гда порадуют ребенка куклой, мячом, велосипедом и т.д. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек, и здесь родители нуждаются в квалифицированном совете, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка - не балушка». На каждом возрас­тном этапе детства нужны свои игрушки, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания.

Опираясь на знания, усвоенные при изучении курса дошкольной педагогики, составьте педагогические рекомендации о том, какие игрушки целесообразно приобретать детям на протяжении дошкольно­го возраста (Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. –М., 1999. – Гл. 20).

Сам по себе подбор игрушек не определит направления разви­тия детской игры. Для этого необходимы впечатления детей об ок­ружающей жизни, в соответствии с которыми используется та или иная игрушка. Помните, как писал К.Д.Ушинский: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь...» (Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. - М.,1954. - Т. II.-С.484).

Далее необходимо раскрыть ребенку, что «закодировано» в той или иной игрушке: обучить игровым действия. В каком возрасте это целесообразно делать? Буквально с первых дней жизни, когда ребенку раскрывают игровые возможности погремушек, колоколь­чика (звенит!), шарика, подвешенного над кроваткой.

Повторите технологию первоначального обучения игре (Козло­ва С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М., 1999. – Гл. 16).

В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к гото­вым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки «хижины», диванные подушки становятся «кроко­дилами», а кресло - прекрасный «космический корабль», «наблю­дательный пункт», «королевский трон». Задача родителей - со­действовать такому творческому «преобразованию» окружающей обстановки, наталкивать ребенка на возможные замещения, не выступать в роли «хранителя» раз и навсегда заведенного поряд­ка. И не следует сразу после окончания игры (в воображении ре­бенка она еще живет), немедленно все расставлять по местам. На­пример, Саша «плывет» в «пироге» (перевернутая скамейка) по Амазонке. Игра в полном разгаре, но пора ужинать, вся семья ждет. Мама предлагает «причалить» к берегу, где «у костра» го­тов ужин. И ребенок спокойно переключается на семейную трапе­зу, зная, что потом можно «доиграть», потому что «пирога», «крокодилы», «пираньи», все что отражает полет фантазии и под­держивает ее, останется на месте.

Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, ко­торые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. «Я -доктор, и мне нужны очки!»- заявляет Лиза и пытается «узур­пировать» бабушкины очки. «Стойте, стойте, доктор, - возражает бабушка. - Вам мои очки не подойдут: вы в них ничего не увидите. Как же будете лечить больных? Но я работаю в магазине «Оптика», где делают очки. Где у вас рецепт на очки?» Далее следует изготов­ление очков из картона. А Артем построил горную дорогу. Надо везти грузы в далекий аул. Папа пришел на помощь: «Надо сделать трайлер!» Но из чего? Мама подсказала: из футляра от зубной пас­ты. И закипела работа... Как сделать, чтобы колеса крутились, что­бы дверца в кабине открывалась?

Казалось бы, мелочь - помочь ребенку оснастить свою игру. А у родителей, думающих о развитии детей, это превращается в «школу» воспитания воображения, ума, смекалки, сотрудничества и многого другого. Но главное, родители демонстрируют уважение к игре ре­бенка, а следовательно, и к нему самому, его увлечениям, интересам, переживаниям. И словом, и делом они укрепляют в сознании ребенка представление о том, что игра - это серьезно. А потом он перенесет серьезное отношение на другие виды деятельности.

Правда, во многих семьях достаточно распространенным явля­ется взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Отсюда - некорректные замеча­ния, требования, комментарии детской игры («Зачем перевернул стул? Ах, ему понадобилась пушка! И в кого же ты решил стрелять? Что-то я не вижу здесь неприятеля!»). Родители часто не видят ни­чего зазорного в том, что резко вмешиваются в игру («Хватит иг­рать! Сколько можно тебя ждать за столом?»). А ведь игра ребен­ка - это деятельность не напоказ, дети не любят играть, если за ни­ми кто-то наблюдает. Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом, на подоконнике).

Особым «гонениям» подвергается игра старших дошкольников: родителям хочется «заменить» ее занятиями, которые, с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое отно­шение родителей к игре старших дошкольников - свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных ка­честв, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе. Лю­бая игра учит ребенка управлять своим поведением: «учительница» вынуждена отказаться от своих капризных наклонностей, а «ка­питану» следует вырабатывать у себя решительность, «командный» строгий тон, а значит, учиться преодолевать свою застенчивость. А если ребенок играет с друзьями, то приходится особенно тщатель­но следить за своими словами, репликами, действиями, в чем-то уступать партнерам, иначе игра разрушится. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще «не до­росли», а именно, в отношения взаимного контроля и помощи, со­подчинения, требовательности.

В.В.Давыдов изучал важнейшее свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность. Это способность переносить функции с одного пред­мета на другой, не обладающий этими функциями (карандаш стано­вится ложкой, ножом, дирижерской или волшебной палочкой, коро­левским жезлом и пр.). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое ис­пользование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

Какие виды игры в наибольшей степени можно считать домаш­ними? Бесспорно, что все виды должны занимать достойное место в семейном воспитании, ибо каждая их них обладает своим преимуще­ством в развитии у детей тех или иных ценных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом. Какой простор для развития мышления, пространственного воображения, творчест­ва они представляют! Однако в семье конструкторы покупают пре­имущественно мальчикам, ограничиваются каким-то одним типом конструктивного материала, не обучают детей техническим умениям, без чего поделки бедны по замыслу и воплощению.

Подбирая ребенку настольно-печатные игры, необходимо заду­мываться о разнообразии их типов. Овладев умениями, заложенны­ми в определенном типе игры (лото, гусек, разрезные картинки, до­мино), ребенок легко перенесет их на аналогичный, даже если игра будет иного содержания. Научить ребенка навыкам разных типов игр - задача родителей, являющихся «первыми учителями» малыша. Многие настольно-печатные игры требуют партнера (партнеров), в таком качестве сначала выступают родители. Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус как в собственных гла­зах, так и среди сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенесет на самостоятельные игры с другими детьми, зависят от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. А именно: как вво­дили ребенка в игру, как учили соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. И здесь перед родителями встает вечная дилемма под­даваться ребенку или играть серьезно, на равных? Ответ может быть один только на равных, но естественно, страхуя ребенка на первых порах от «зевков», неправильных действий. А потом - все по спра­ведливости, не уступая ребенку первый ход, а используя жеребьевку, считалку. Выигрыш - радость для ребенка, она тем сильнее, чем труднее была победа. Но жизнь не строится на одних удачах. На­стольно-печатные игры, как и другие игры с правилами, учат ребен­ка достойно принимать поражение, тем более что остается надежда выиграть в следующий раз.

Включение игры в канву семейной жизни служит оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье. В исследовании Г.Н. Гри­шиной убедительно показано, что широкий простор в этом плане дают народные игры. Будучи богатыми по содержанию, формам, построению, разнообразию действий играющих, они легко могут быть использованы в самых различных ситуациях, без привязки к определенным месту и средствам. Другими словами, они обладают универсальностью, что важно знать родителям. Народными играми можно «скрасить» многие малопривлекательные моменты в жизни ребенка (ожидание приема у врача, длительная дорога, постельный режим при болезни). Преодолению эмоциональной отчужденности между родителями и ребенком помогают театрализованные игры. На эту тему проведено интересное исследование Р. К. Сережниковой.

Итак, родителям необходимо играть с ребенком. Без этого он не сможет полноценно овладеть игровой деятельностью, а будет толь­ко манипулировать игрушками. Но, обратите внимание, нужно именно играть, а не включаться в игру по родительскому долгу. Не снисходить до детской игры, не ставить условий (например, «поиграю только 10 минут»), а входить в замысел ребенка, тактич­но направлять его, перевоплощаться в образ, в общем - играть на равных, как того требуют партнерские отношения. Ребенок очень ценит, когда взрослый соглашается играть с ним, отложив свои серьезные дела. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах. И конечно, наполняет сердце любовью к родителям.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.