В ходе эксперимента мы выявили, что ведущими мотивами среди учащихся являются:
· получить диплом (53%)
· Добиться одобрения родителей и окружающих (10%)
· Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (20%)
· Не отставать от сокурсников (3%)
· Успешно продолжить обучение на последующих курсах (14%) (рис.1)
Рисунок 1. - Ведущие мотивы учеников
Таким образом, большинство учащихся выбирают в качестве ведущего мотива - получение диплома (53%), а также обеспечение успешноой будущей профессиональной деятельности (20%), наименее значимый мотив – не отставать от сокурсников (3%). Это говорит нам о том, что учащиеся пришли в вечернюю школу для того, чтобы в дальнейшем строить свою жизнь: поступать в высшие учебные заведения для дальнейшего обучения, приобрести хорошую перспективную профессию или же иметь в дальнейшем выбор при поступлении в другое образовательное учреждение.
Результаты исследования по методике «Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)»
В ходе эксперимента мы выявили следующее (рис.2).
Рисунок 2. – Уровень мотивации учеников
У большей части учащихся мы выявили третий уровень школьной мотивации - 36% (7 человек). Это можно объяснить ведущей деятельностью подростков. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Отношения в этом классном коллективе дружелюбные и теплые, поэтому стремление учиться может быть вызвано наличием теплых и дружелюбных отношений в классе.
У десяти учащихся - 57%, (по 28,5 каждый уровень) был выявлен 4 и 5 –ый уровень, что говорит о низкой школьной мотивации и негативном отношении к школе. Про таких учеников можно сказать, что у них вовремя не был сформирован мотив к учебной деятельности и школьной среде в целом. Уровень школьной мотивации на данный момент негативно влияет на отношения учеников с учителями, возможно с родителями, на их успеваемость.
И лишь у трех учащихся, что составило 8%, был выявлен второй уровень, это говорит нам о их хорошей школьной мотивации. Ученикам с хорошей школьной мотивацией свойственно преобладание познавательного мотива над социальным. Эти ученики старательно и добросовестно относятся к выполнению домашнего задания. Самооценка таких учеников как правило в норме.
В целом общий уровень школьной мотивации учащихся - низкий. В данной ситуации следует направить внимание на формирование высокого уровня школьной мотивации этих учеников, поскольку уровень мотивации на данный момент говорит о возможных проблемах во взаимоотношениях с учителями и семьей, а также о проблемах в учебном плане.
Вывод:
В ходе работы выяснилось, что учащиеся вечерней школы больше ориентированы на получение самого диплома. Скорее всего это связано с тем, что они понимают суть их учебной деятельности и стремятся получить в дальнейшем хорошее образование или престижную работу. Но с другой стороны мы выяснили, что уровень их мотивации достаточно низок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы изучили тему «Диагностика образовательных возможностей современной вечерней школы». Подведем итог нашей работе.
1. Вече́рняя шко́ла (официальное название — Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение) — школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте.
Поступить в вечернюю школу может любой человек с 15 лет, не имеющий школьного образования и желающий получить таковое. Предельный возраст желающего получить образование не имеет значения. Занятия в вечерней школе обычно начинаются с 16 часов, что позволяет совмещать получение образования с трудовой деятельностью.
Выпускники вечерних школ также, как и в других школах, сдают ЕГЭ, по его результатам могут поступать в высшие учебные заведения. С вступлением в силу 1 сентября 2013 г. нового Закона об образовании, вечерние школы перешли на стандарты обучения, аналогичные с таковых для всех общеобразовательных учреждений.
2. Предыстория отечественного образования взрослых уходят своими корнями в эпоху развития российского просвещения 18 века. Это было время, когда в стране возникали первые светские культурно-образовательные структуры, происходило становление гуманистической литературы, зарождалась прогрессивная философская общественная мысль.
Во второй половине 19 век требует грамотных рабочих, и многие прогрессивно мыслящие люди из разных слоев общества осознают необходимость не только культурного просвещения, но и образования народа. В связи с этим начинается бурный расцвет различных форм образования взрослых, а как следствие – зарождение андрагогических идей и появление термина «андрагогика», обозначающего науку, после отмены крепостного права, развивающаяся промышленность о закономерностях образования взрослых.
Сегодняшние вечерние школы укрупнились, объединились в образовательные центры и по-прежнему успешно занимают свою традиционную нишу в школьном образовании.
Таким образом, вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.
3. В нашей исследовательской работе мы провели диагностику образовательных возможностей вечерних школ города Новосибирска и выяснили, что среди самых лучших вечерних школ следует выделить: МБОУ ВСШ № 17, МБОУ ВСШ № 27 и МБОУ ВСШ № 15. Все эти школы оснащены библиотеками, медицинскими учреждениями, актовым залом, столовой или кафе, наличие музеев, оборудованы интерактивными досками. Кабинеты физики, химии и информатики оборудованы для проведения практических занятий. А также предоставлены психологические услуги (услуги социального педагога и педагога-психолога).
Самой худшей школой следует признать - МБОУ «Колыванская вечерняя (сменная) школа». Данное учреждение находится в дали от центра города, и возможно это повлияло на его привлекательность. В школе нет своего медицинского учреждения (учащиеся пользуются услугами местного села), столовой, актового зала, библиотеки. Учебные кабинеты оснащены наглядными дидактическими пособиями, справочной и учебной литературой, современной мебелью. Компьютерный класс оборудован 6 рабочими местами. Также в данной учреждении нет доступа к сети Интернет.
Также мы провели диагностику мотивации учащихся на базе МБОУ ВСШ № 27. В ходе работы выяснилось, что учащиеся данной вечерней школы больше ориентированы на получение самого диплома. Скорее всего это связано с тем, что они понимают суть их учебной деятельности и стремятся получить в дальнейшем хорошее образование или престижную работу. Но с другой стороны мы выяснили, что уровень их мотивации достаточно низок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П)
2. Белавина Н.Ф. Вечерняя школа как образовательное учреждение, обеспечивающее качественное образование и социализацию личности (Материалы заочной научно-практической конференции "Инновации в науке: пути развития", Чебоксары, 2011 г. - 98-101 с.
3. Белая К. Ю. Модель образовательной программы вечерних школ. - М.: Наука, 2011. - 237 с.
4. Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 212 с.
5. В.Н.Вершинин. От вечерней школы к модели
открытого образования. Творческий отчет. Ульяновск . - 2010.
6. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с
7. Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаXIX – начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 159–165.
8. Климова В. А. Пути совершенствования мотивационного механизма организации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – N 7. – С. 70-74.
9. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. – М.: Сфера,2004. 208 с.
10. Маленьких Н.А., Нургалеев В.С. Познавательные мотивы субъекта как предмет психологического анализа // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 167-171.
11. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с.
12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.
13. База данных ЮНЕСКО [Электронный ресурс] - http://www.unesco.org
14. Национальная доктрина образования Российской Федерации. URL.: http://www.dvgu.ru/ umu/zakrf/doktrini.htm (дата обращения: 04.12.2011).
15. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа - http://www.gks.ru/
16. Статистика образования. Режим доступа - http://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya/
Приложение 1
«Изучение мотивов учебной деятельности учащихся» Методика А.А. Реана и В.А.Якунина
ФИО_____________________________________________________
Группа________________
Задание: необходимо выбрать из приведенного списка пять наиболее значимых мотивов
i. | Стать высококвалифицированным специалистом. | |
2. | Получить диплом. | |
3. | Успешно продолжить обучение на последующих | |
4. | курсах. | |
5. | Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». | |
6. | Постоянно получать стипендию. | |
7. | Приобрести глубокие и прочные знания. | |
8. | Быть постоянно готовым к очередным занятиям. | |
9. | Не запускать изучение предметов учебного цикла. | |
10. | Не отставать от сокурсников. | |
11. | Обеспечить успешность будущей профессиональной | |
12. | деятельности. | |
13. | Выполнять педагогические требования. | |
14. | Достичь уважения преподавателей. | |
15. | Быть примером для сокурсников. | |
16. | Добиться одобрения родителей и окружающих. |
Приложение 2
Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Инструкция:
«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
· не очень
· нравится
· не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
· чаще хочется остаться дома
· бывает по-разному
· иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
· не знаю
· остался бы дома
· пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
· не нравится
· бывает по-разному
· нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
· хотел бы
· не хотел бы
· не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
· не знаю
· не хотел бы
· хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
· часто
· редко
· не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
· точно не знаю
· хотел бы
· не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
· мало
· много
· нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
· нравятся
· не очень
· не нравятся
[1] Белая К. Ю. Модель образовательной программы вечерних школ. - М.: Наука, 2011. - 237 с.
[2] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П)
[3] Организация обучения в вечерней школе / под ред. С. Г. Вершловского. М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.
[4] База данных ЮНЕСКО [Электронный ресурс] - http://www.unesco.org
[5] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П)
[6] Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаXIX – начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 159.
[7] Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаXIX – начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 165.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 364.