Необходимость вечерней школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.

Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО[4] в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.

Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ, которые в существующей редакции закона «Об образовании»[5] даже не упомянуты.

 

1.2 Историко-педагогический анализ вечернего образования взрослых

 

Гуманистические корни становления образования взрослых в России

Образование зарождается в стране еще в петровскую эпоху. Решительный поворот в деле распространения образования наступает с воцарением Екатерины II.

Школы для взрослых (на сегодняшний день это вечерние или сменные школы) берут свое начало в 60-е года 18 века.

Идея создания в России школы для взрослых – то есть для громадного большинства людей, лишенных возможности приобщения к основам научного знания, принадлежит выдающемуся ученому Н.И. Пирогову. Ознакомившись с западноевропейским опытом организации народных школ для взрослых в Дании, Германии, побывав в воскресной школе г. Дерпта, он 11 октября 1859г. открыл в Киеве первую в России воскресную бесплатную школу. Будучи попечителем Киевского учебного округа, видный ученый сам стал преподавать в этой школе. Вскоре такие же бесплатные школы для взрослых возникают в Москве, Петербурге и других городах. В начале 60-х годов они действовали уже в 53 губерниях, были бесплатными, а их образовательные программы по объему значительно превышали государственные, включая основы географии, физики, химии, истории. В мае 1860г. Министерство народного просвещения приравняло воскресные школы к начальным училищам (государственным).

В 1871г. издается инструкция для инспекторов народных училищ с указанием заботиться об устройстве при училищах воскресных и вечерних занятий для взрослых, города же и земства ассигнуют на занятия со взрослыми значительные суммы из средств городского самоуправления.

С середины 80-х годов вновь возрождаются общественные школы для взрослых, которые безвозмездно обслуживались педагогами-добровольцами. Эти вечерне-воскресные школы отличались от школ 60-х годов большим количеством преподавателей и более высокой их квалификацией. Они работали бесплатно, сверх обычной своей службы. В 1898г. правительственная статистика зафиксировала 528 воскресных школ, 404 повторительных класса и 446 воскресных и вечерних классов для рабочих.[6]

Развитие образования взрослых в советскую эпоху.

С октября 1917 г., с началом становления новой государственной и общественной структуры, в законодательных документах закрепляется общедоступность и бесплатность всех форм образования для всех социальных и возрастных групп населения.

Создается отдел внешкольного образования Наркомпроса, а в аппарате этого отдела – подотдел по руководству общеобразовательными школами взрослых. Народный комиссар по просвещению А.В.Луначарский 29 октября 1917 г. заявил, что «школа для взрослых должна занять широкое место в общем плане народного обучения». В мае 1919 г. состоялся Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию, принявший «Положение об организации дела внешкольного образования РСФСР». В декабре 1918 г. в Петрограде открылся Институт внешкольного образования, который наряду с подготовкой педкадров для образования, занимался разработкой педагогических проблем образования взрослых.

В резолюции Первого Всероссийского съезда по внешкольному образованию «О школах для взрослых» подчеркивалось, что они организуются на основе самодеятельности населения, обеспечивают самостоятельность в учебной работе. Съезд признал «срочной задачей» учреждение высших крестьянских школ для взрослых.

  Наиболее неотложными и подлежащими государственному субсидированию в усиленном размере признавались: 1) школы грамотности ввиду крайне низкой грамотности взрослого населения; 2) начальная общеобразовательная школа для взрослых; 3) высшая крестьянская школа как создающая кадры интеллигенции и местных работников; 4) библиотеки; 5) подготовка работников по различным отраслям внешкольного образования; 6) подготовка деятелей местного самоуправления.[7]

  С 1919 г. Наркомпросом издается журнал «Внешкольное образование», в котором освещаются проблемы теории и практики образования взрослых в России и за рубежом.

В послереволюционные годы наибольшее распространение получили общеобразовательные курсы и школы взрослых. Началась разработка образовательных структур для работающих подростков и молодежи. Появилась такая форма, как школа – клуб, основанная на сочетании общеобразовательных занятий и клубной работы.

В 20-30-е гг. общенациональной задачей стало приобщение к грамоте и культуре огромных масс взрослого населения.

      В 1923 г. создается массовое общество «Долой неграмотность» (ОДН). С 1920 – 1930 гг. работает Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности при Наркомпросе. Активно участвуют в ликвидации неграмотности молодежные и профсоюзные организации.

     В ликвидации неграмотности большую роль сыграли всевозможные школы для взрослых, в том числе специально созданные кружки ликбеза, а также народные дома и университеты, кружки самообразования.

По переписи 1926 г. число грамотного населения увеличилось вдвое. В результате так называемого культпохода только в 1928/1929 учебном году 28 млн. крестьян были вовлечены в занятия на пунктах ликбеза и в школах грамоты.

В 40-60 е гг. приоритетным становится образование взрослых, направленное на массовую подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Первоначальная образовательная подготовка работающего взрослого населения осуществляется в разнообразных учреждениях: рабфаках, массовых общеобразовательных вечерних и заочных школах.

В годы Отечественной войны создается сеть вечерних школ взрослых. 15 июня 1943 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР «Об обучении подростков, работающих на производстве». Весной 1944 г. вечерние школы были переименованы в школы рабочей молодежи (ШРМ), а с 1 ноября 1944 г. стали действовать и школы сельской молодежи (ШСМ).

В 1958 г. школы рабочей и сельской молодежи преобразуются в вечерние (сменные) общеобразовательные школы, которые признавались одним из основных типов учебных заведений, дающих полное среднее образование и в случае необходимости обеспечивающих повышение профессиональной подготовки обучающихся. В вечерних (сменных) школах проводится и производственное обучение в так называемых «классах мастеров».

  К середине 70-х гг. базовое образование взрослых включало вечерние и заочные средние общеобразовательные школы. В 1975/76 уч.гг. из 46 млн. взрослых, охваченных различными формами обучения, 10 млн. получали базовое образование, из них 6,2 млн. учились в вечерних и заочных средних школах, численность которых как тогда ожидали, будет сокращаться по мере перехода к всеобщему среднему образованию.

Образование взрослых в современных условиях.

Целью образования взрослых в нынешний период развития нашего общества – это развитие активности и самостоятельности, интеллектуального и профессионального потенциала личности, уровня культуры, самосознания, совершенствования коммуникативных свойств, социального мышления, общественной мобильности, обеспечивающих интеграцию индивида с обществом, его непрерывное самосовершенствование как субъекта собственного и общественного развития.

К 2000 в Российской Федерации насчитывалось около 2 тыс. самостоятельных вечерних школ. Общее образование получали около 0,5 млн. учащихся. В вечерних школах было занято около 70 тыс. педагогов.

Сегодня вечерняя школа по сути – это открытая школа. Она собирает всех, кто по любым причинам выпал из нормального возрастного образовательного потока независимо от уровня и качества социализации. Специфической и главной функцией такой школы становится социальная реабилитация личности.

Вечерняя школа сегодня – наиболее динамичное звено преобразующейся системы общего образования. В содержательном и организационном отношениях она вышла на формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося.


 


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 207.