ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа была и остается важной составной частью системы образования нашей страны. На сегодняшний день в вечерних школах обучаются около миллиона учащихся, большинство которых относится к категории социально незащищенных граждан. В нынешних условиях вечерняя школа выполняет миссию социальной адаптации и заполняет возникающую по разным причинам лакуну в непрерывном образовании подростков, молодежи и взрослых людей. Таким образом, роль вечерней школы в поддержании устойчивости всей системы образования очень существенна.
Вечерняя школа имеет свои отличительные особенности и свою логику развития. К числу педагогических факторов, определяющих специфику учебного процесса в вечерней школе, относится сложность контингента учащихся, неоднородного по возрасту, направленности познавательных интересов, степени и характеру занятости вне школы и т.д. Поступающие в такую школу нередко имеют негативные поведенческие установки, низкий уровень знаний и общеучебных умений, что в значительной степени является следствием негативного опыта предыдущей учебной деятельности. Но одновременно имеется и позитивный фактор: учащийся вечерней школы проявляет себя как активный участник образовательного процесса, имеющий собственные образовательные цели и предпочтительные способы деятельности, сформировавшиеся в результате его жизненного опыта. Учащиеся вечерней школы испытывают повышенную потребность адаптации к социальной среде во всем ее многообразии, включающем сферы профессионально-экономическую, гражданско-правовую, семейно-бытовую, валеологическую, эмоционально-эстетическую, коммуникативную и другие сферы деятельности.
Отсюда следует вывод о необходимости особой организации педагогической системы вечерней школы, которая смогла бы обеспечить эффективное решение современных образовательных задач. Для реализации адаптивных функций школы требуется разработка особых педагогических условий, корректировки содержательных аспектов образования, внедрения адаптивных методик и технологий, индивидуализации подходов к учащимся и т.д.
Объект исследования – образовательная система вечерней школы.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия построения адаптивной образовательной системы вечерней школы.
Цель исследования: изучить образовательные возможности современной вечерней школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности современной образовательной системы вечернего образования;
2. Изучить историю становления вечернего образования взрослых;
3. Провести диагностику образовательных возможностей вечерних школ;
4. Подвести итог всей работе.
Методы исследования:
· изучение литературы;
· наблюдение, беседа, опрос, тестирование;
· оценивание;
· изучение и анализ специальной литературы по образовательным возможностям современной вечерней школы.
Представленный материал состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Вечерняя школа как компонент современной образовательной системы
Нас уверяют, что современное школьное образование доступно практически каждому. Однако нередко, ввиду жизненных обстоятельств, некоторые старшеклассники вынуждены оставить стены образовательного учреждения и искать работу. Довольно часто причиной преждевременного окончания обучения становится призыв в армию, из-за чего многие молодые люди считают, что на их образовании, а значит и на успешной карьере в будущем, можно «поставить крест». Ведь все мы знаем, что без наличия диплома добиться взлета по карьерной лестнице и материального благополучия практически невозможно.
Однако не все так безрадостно, как может показаться на первый взгляд. Благодаря институту вечерней школы, существующей в России, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование (даже если 8-9 классов он окончил несколько лет назад), и, соответственно, продолжить свое обучение в ВУЗе.
Отметим, что вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.
Образование взрослых в современных условиях.
Целью образования взрослых в нынешний период развития нашего общества – это развитие активности и самостоятельности, интеллектуального и профессионального потенциала личности, уровня культуры, самосознания, совершенствования коммуникативных свойств, социального мышления, общественной мобильности, обеспечивающих интеграцию индивида с обществом, его непрерывное самосовершенствование как субъекта собственного и общественного развития.
К 2000 в Российской Федерации насчитывалось около 2 тыс. самостоятельных вечерних школ. Общее образование получали около 0,5 млн. учащихся. В вечерних школах было занято около 70 тыс. педагогов.
Сегодня вечерняя школа по сути – это открытая школа. Она собирает всех, кто по любым причинам выпал из нормального возрастного образовательного потока независимо от уровня и качества социализации. Специфической и главной функцией такой школы становится социальная реабилитация личности.
Вечерняя школа сегодня – наиболее динамичное звено преобразующейся системы общего образования. В содержательном и организационном отношениях она вышла на формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Используемые методики
Нами были подобраны такие методики, благодаря которым мы смогли выяснить, какие мотивы движут учениками, при обучении в вечерней школе.
Среди методик мы использовали следующие:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы изучили тему «Диагностика образовательных возможностей современной вечерней школы». Подведем итог нашей работе.
1. Вече́рняя шко́ла (официальное название — Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение) — школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте.
Поступить в вечернюю школу может любой человек с 15 лет, не имеющий школьного образования и желающий получить таковое. Предельный возраст желающего получить образование не имеет значения. Занятия в вечерней школе обычно начинаются с 16 часов, что позволяет совмещать получение образования с трудовой деятельностью.
Выпускники вечерних школ также, как и в других школах, сдают ЕГЭ, по его результатам могут поступать в высшие учебные заведения. С вступлением в силу 1 сентября 2013 г. нового Закона об образовании, вечерние школы перешли на стандарты обучения, аналогичные с таковых для всех общеобразовательных учреждений.
2. Предыстория отечественного образования взрослых уходят своими корнями в эпоху развития российского просвещения 18 века. Это было время, когда в стране возникали первые светские культурно-образовательные структуры, происходило становление гуманистической литературы, зарождалась прогрессивная философская общественная мысль.
Во второй половине 19 век требует грамотных рабочих, и многие прогрессивно мыслящие люди из разных слоев общества осознают необходимость не только культурного просвещения, но и образования народа. В связи с этим начинается бурный расцвет различных форм образования взрослых, а как следствие – зарождение андрагогических идей и появление термина «андрагогика», обозначающего науку, после отмены крепостного права, развивающаяся промышленность о закономерностях образования взрослых.
Сегодняшние вечерние школы укрупнились, объединились в образовательные центры и по-прежнему успешно занимают свою традиционную нишу в школьном образовании.
Таким образом, вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.
3. В нашей исследовательской работе мы провели диагностику образовательных возможностей вечерних школ города Новосибирска и выяснили, что среди самых лучших вечерних школ следует выделить: МБОУ ВСШ № 17, МБОУ ВСШ № 27 и МБОУ ВСШ № 15. Все эти школы оснащены библиотеками, медицинскими учреждениями, актовым залом, столовой или кафе, наличие музеев, оборудованы интерактивными досками. Кабинеты физики, химии и информатики оборудованы для проведения практических занятий. А также предоставлены психологические услуги (услуги социального педагога и педагога-психолога).
Самой худшей школой следует признать - МБОУ «Колыванская вечерняя (сменная) школа». Данное учреждение находится в дали от центра города, и возможно это повлияло на его привлекательность. В школе нет своего медицинского учреждения (учащиеся пользуются услугами местного села), столовой, актового зала, библиотеки. Учебные кабинеты оснащены наглядными дидактическими пособиями, справочной и учебной литературой, современной мебелью. Компьютерный класс оборудован 6 рабочими местами. Также в данной учреждении нет доступа к сети Интернет.
Также мы провели диагностику мотивации учащихся на базе МБОУ ВСШ № 27. В ходе работы выяснилось, что учащиеся данной вечерней школы больше ориентированы на получение самого диплома. Скорее всего это связано с тем, что они понимают суть их учебной деятельности и стремятся получить в дальнейшем хорошее образование или престижную работу. Но с другой стороны мы выяснили, что уровень их мотивации достаточно низок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П)
2. Белавина Н.Ф. Вечерняя школа как образовательное учреждение, обеспечивающее качественное образование и социализацию личности (Материалы заочной научно-практической конференции "Инновации в науке: пути развития", Чебоксары, 2011 г. - 98-101 с.
3. Белая К. Ю. Модель образовательной программы вечерних школ. - М.: Наука, 2011. - 237 с.
4. Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 212 с.
5. В.Н.Вершинин. От вечерней школы к модели
открытого образования. Творческий отчет. Ульяновск . - 2010.
6. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с
7. Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаXIX – начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 159–165.
8. Климова В. А. Пути совершенствования мотивационного механизма организации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – N 7. – С. 70-74.
9. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. – М.: Сфера,2004. 208 с.
10. Маленьких Н.А., Нургалеев В.С. Познавательные мотивы субъекта как предмет психологического анализа // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 167-171.
11. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с.
12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.
13. База данных ЮНЕСКО [Электронный ресурс] - http://www.unesco.org
14. Национальная доктрина образования Российской Федерации. URL.: http://www.dvgu.ru/ umu/zakrf/doktrini.htm (дата обращения: 04.12.2011).
15. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа - http://www.gks.ru/
16. Статистика образования. Режим доступа - http://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya/
Приложение 1
«Изучение мотивов учебной деятельности учащихся» Методика А.А. Реана и В.А.Якунина
ФИО_____________________________________________________
Группа________________
Задание: необходимо выбрать из приведенного списка пять наиболее значимых мотивов
i. | Стать высококвалифицированным специалистом. | |
2. | Получить диплом. | |
3. | Успешно продолжить обучение на последующих | |
4. | курсах. | |
5. | Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». | |
6. | Постоянно получать стипендию. | |
7. | Приобрести глубокие и прочные знания. | |
8. | Быть постоянно готовым к очередным занятиям. | |
9. | Не запускать изучение предметов учебного цикла. | |
10. | Не отставать от сокурсников. | |
11. | Обеспечить успешность будущей профессиональной | |
12. | деятельности. | |
13. | Выполнять педагогические требования. | |
14. | Достичь уважения преподавателей. | |
15. | Быть примером для сокурсников. | |
16. | Добиться одобрения родителей и окружающих. |
Приложение 2
Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Инструкция:
«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
· не очень
· нравится
· не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
· чаще хочется остаться дома
· бывает по-разному
· иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
· не знаю
· остался бы дома
· пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
· не нравится
· бывает по-разному
· нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
· хотел бы
· не хотел бы
· не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
· не знаю
· не хотел бы
· хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
· часто
· редко
· не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
· точно не знаю
· хотел бы
· не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
· мало
· много
· нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
· нравятся
· не очень
· не нравятся
[1] Белая К. Ю. Модель образовательной программы вечерних школ. - М.: Наука, 2011. - 237 с.
[2] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П)
[3] Организация обучения в вечерней школе / под ред. С. Г. Вершловского. М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.
[4] База данных ЮНЕСКО [Электронный ресурс] - http://www.unesco.org
[5] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П)
[6] Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаXIX – начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 159.
[7] Зверев В. А., Зверева К. Е Школа, грамотность и книга в сибирской деревне концаXIX – начала XX века: современная историография вопроса // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 165.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа была и остается важной составной частью системы образования нашей страны. На сегодняшний день в вечерних школах обучаются около миллиона учащихся, большинство которых относится к категории социально незащищенных граждан. В нынешних условиях вечерняя школа выполняет миссию социальной адаптации и заполняет возникающую по разным причинам лакуну в непрерывном образовании подростков, молодежи и взрослых людей. Таким образом, роль вечерней школы в поддержании устойчивости всей системы образования очень существенна.
Вечерняя школа имеет свои отличительные особенности и свою логику развития. К числу педагогических факторов, определяющих специфику учебного процесса в вечерней школе, относится сложность контингента учащихся, неоднородного по возрасту, направленности познавательных интересов, степени и характеру занятости вне школы и т.д. Поступающие в такую школу нередко имеют негативные поведенческие установки, низкий уровень знаний и общеучебных умений, что в значительной степени является следствием негативного опыта предыдущей учебной деятельности. Но одновременно имеется и позитивный фактор: учащийся вечерней школы проявляет себя как активный участник образовательного процесса, имеющий собственные образовательные цели и предпочтительные способы деятельности, сформировавшиеся в результате его жизненного опыта. Учащиеся вечерней школы испытывают повышенную потребность адаптации к социальной среде во всем ее многообразии, включающем сферы профессионально-экономическую, гражданско-правовую, семейно-бытовую, валеологическую, эмоционально-эстетическую, коммуникативную и другие сферы деятельности.
Отсюда следует вывод о необходимости особой организации педагогической системы вечерней школы, которая смогла бы обеспечить эффективное решение современных образовательных задач. Для реализации адаптивных функций школы требуется разработка особых педагогических условий, корректировки содержательных аспектов образования, внедрения адаптивных методик и технологий, индивидуализации подходов к учащимся и т.д.
Объект исследования – образовательная система вечерней школы.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия построения адаптивной образовательной системы вечерней школы.
Цель исследования: изучить образовательные возможности современной вечерней школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности современной образовательной системы вечернего образования;
2. Изучить историю становления вечернего образования взрослых;
3. Провести диагностику образовательных возможностей вечерних школ;
4. Подвести итог всей работе.
Методы исследования:
· изучение литературы;
· наблюдение, беседа, опрос, тестирование;
· оценивание;
· изучение и анализ специальной литературы по образовательным возможностям современной вечерней школы.
Представленный материал состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Вечерняя школа как компонент современной образовательной системы
Нас уверяют, что современное школьное образование доступно практически каждому. Однако нередко, ввиду жизненных обстоятельств, некоторые старшеклассники вынуждены оставить стены образовательного учреждения и искать работу. Довольно часто причиной преждевременного окончания обучения становится призыв в армию, из-за чего многие молодые люди считают, что на их образовании, а значит и на успешной карьере в будущем, можно «поставить крест». Ведь все мы знаем, что без наличия диплома добиться взлета по карьерной лестнице и материального благополучия практически невозможно.
Однако не все так безрадостно, как может показаться на первый взгляд. Благодаря институту вечерней школы, существующей в России, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование (даже если 8-9 классов он окончил несколько лет назад), и, соответственно, продолжить свое обучение в ВУЗе.
Отметим, что вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.
Кто учится в вечерней школе?
Во времена Советского Союза вечерние школы предназначались в основном для рабочей молодежи отнюдь не школьного возраста. Сегодня же основная масса обучающихся в подобных учебных заведениях – это подростки из неблагополучной среды обитания, которые в силу своего возраста должны были бы обучаться в обычной школе. И только треть учеников - работающие молодые люди старше школьного возраста.
Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения. Поступить в вечернюю школу может любой человек с 15 лет, не имеющий школьного образования и желающий получить таковое. Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения . Согласно действующему законодательству, после девятого класса подросток может перевестись в вечернюю школу только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.[1]
Выпускники вечерних школ также, как и в других школах, сдают ЕГЭ, по его результатам могут поступать в высшие учебные заведения. С вступлением в силу 1 сентября 2013 г. нового Закона об образовании, вечерние школы перешли на стандарты обучения, аналогичные с таковыми для всех общеобразовательных учреждений.[2]
Если же говорить о "взрослой" категории учащихся, то чаще всего в вечернюю школу поступают военнослужащие-контрактники, которые из-за отсутствия среднего образования не могут продлить контракт, и спортсмены, которые из-за частых соревнований не смогли вовремя получить полное среднее образование.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 218.