Объектом данного исследования является языковая личность, предметом – языковая личность, реконструируемая на основе созданных ею текстов.
Цель исследования – выявление типов языковой личности на основе выбранных ею ключевых слов и создание речевых портретов представителей каждого типа. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: 1) разработать методику исследования; 2) типизировать, классифицировать полученный материал; 3) выявить типы языковой личности и описать их; 4) составить речевые портреты конкретных представителей каждого типа.
Материал исследования – тексты, наборы ключевых слов, полученные в результате эксперимента.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе на основе экспериментальных данных были выделены следующие типы языковых личностей при выборе ключевых слов: 1. По частеречной принадлежности: а) именная, основной список ключевых слов которой представляют существительные и прилагательные; б) глагольная, список ключевых слов которой характеризуется выписанными глаголами, в) смешанного типа, в списке ключевых слов которой содержатся слова всех частей речи. 2. По частотности: а) ядерная, списки ключевых слов которой представляют собой слова, присутствующие в основном у всех учащихся; б) периферийная, выписавшая слова, встречающиеся крайне редко. 3. По степени проявления творчества: а) копиальная, которая выписывала слова в той же форме, в которой они были употреблены в тексте, б) креативная, проявившая при выборе слов творчество, изменив форму слова или заменив его другим.
Разработка параметров портретирования и построение типологии языковых личностей позволили перейти ко второму этапу исследования - созданию речевых портретов представителей каждого типа языковой личности с учетом как лингвистических, так и экстралингвистических характеристик с привлечением текстов других видов, в частности сочинений-миниатюр разных типов речи.
В перспективе возможно создание многоаспектной, многогранной типологии языковой личности, а также предполагается, что полученные при этом данные будут спроецированы в сфере речевого портретирования с их возможным применением в области совершенствования навыков владения языком. При этом мы полагаем, что для каждого типа личности могут быть использованы индивидуальные методики ее развития для получения лучших результатов.
Требования к созданию презентации
Для создания презентации используется программа Microsoft Power Point. Создавая сценарий презентации, необходимо определить конкретное количество слайдов, назначение каждого из них и основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах.
1. Обязательная информация:
• Название работы;
• Исполнитель, руководитель
• Цель работы
• Ход исследования (могут быть этапы, лабораторные работы, замеры, методики и т.д.)
• Результаты исследования
• Вывод
• Список литературы
2. Необходимо соблюдать единый стиль оформления;
3. Нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
4. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов;
5. Для фона и текста желательно использовать контрастные цвета;
6. Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами;
7. Необходимо минимизировать количество слов на слайде;
8. Размеры шрифта: заголовки – не менее 24; для информации – не менее – 18.
9. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
• с текстом;
• с таблицами;
• с диаграммами.
Защита результатов исследования
План заключительного доклада
1. Обращение к экспертам, гостям и участникам конференции.
2. Представление темы исследования, его цели, актуальности работы.
3. Изложение достигнутых результатов (что обобщено и предложено из ранее существовавших положений, что добавлено и вносится как новое).
4. Общая характеристика структуры и содержания работы.
5. Анализ использованной литературы.
6. Характеристика значимости работы (кому она может быть интересна).
7. Выводы.
8. Заключительная фраза: «Благодарю за внимание».
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 7–10 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 мин, но не более. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории. Например, вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы; это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.
При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату известного ученого.
Особое внимание обратите на речь. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, необычных контрастов, фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.
Приложение 1
Содержание исследовательской работы
Структурный компонент | Требования к содержанию |
Титульный лист | – наименование учебного заведения; – Ф.И.О. автора; – тема; – Ф.И.О. научного руководителя; – город и год написания |
Оглавление (содержание) | – наименование разделов, глав, параграфов с указанием начальных страниц |
Введение (вступление) | – обоснование темы; – объект, предмет исследования; – цель, задачи исследования; – оценка современного состояния проблемы; – описание идеи исследования |
Основная часть | – исходные теоретические исследования (обзор литературы); – методика проведения исследования; – результаты исследования |
Выводы | – подведение итогов работы: обобщение полученных результатов; – определение перспективности изучения темы |
Список литературы | – составляется из источников, использованных в ходе исследования |
Приложения (объем не ограничен) | – описание материалов, используемых в ходе работы, протоколы проведенных опытов, экспериментов и др. |
Приложение 2
Единая система сокращений
При перечислении и в конце предложения
…и т.п.
…и др.
…и т.д.
При ссылке
см., ср., напр.
Обозначение временных границ
XIX в.
XIX – XX вв.
1905 г.
н.ст. (новый стиль)
ст.ст. (старый стиль)
Географические понятия
г. Москва
р. Северная Двина
оз. Байкал
Архангельская обл.
Котласский р.
Другие сокращения
Обозначение томов книг: т. (том), тт. (тома)
Обозначение страниц - с.5
Гражданин – гр.
Имени академика Павлова – им. акад. Павлова
Профессор – проф.
Приложение 3
Использование чисел
Цифровая форма предпочтительнее в большинстве случаев.
Буквенная форма
- при стечении чисел
- если предложение начинается числом
- в косвенных падежах
Буквенно-цифровая форма
Крупные круглые числа:
- 1 тыс.
- 2 млн.
- 3 млрд.
Наращивание окончания у порядковых числительных
Добавляется одна буква, если последней букве предшествует гласный:
5-й том; на 6-й стр.; 7-я степень
Добавляется две буквы, если последней букве предшествует согласный:
1905-го; 7-му; 30-ми
Если одно за другим стоят два порядковых числительных, которые разделяются запятой или союзом И, то окончание наращивается у каждого числительного: 1-й, 2-й.
Если один за другим следует более двух числительных, разделённых запятой, точкой с запятой, союзом И, то окончание наращивают только у последнего: 40, 50, 60, 70-е г.
Если подряд идут два числительных через тире, то окончание наращивают у последнего: 20 – 30-х гг.
Приложение 4
Пример оформления титульного листа
Городская учебно-исследовательская конференция школьников «Ломоносовские чтения» Секция литературоведения и языкознания Языковые ошибки в передачах котласских теле- и радиокомпаний Носова Евгения Валерьевна, ученица 10 класса МОУ «Общеобразовательный лицей №3» г. Котласа Архангельской обл. Руководитель – Мелехина Валентина Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Общеобразовательный лицей №3» Котлас, 2008 г. |
Приложение 5
Пример оформления содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Понятие нормы языка. 1.1.Нормы лексической сочетаемости. 1.2.Орфоэпические нормы. 1.3.Грамматические нормы. Глава 2. Нарушение норм языка в передачах котласских ТРК. 2.1.Нарушение лексических норм. 2.2.Нарушение стилистических норм. 2.3.Нарушение орфоэпических норм. 2.4.Нарушение орфографических, пунктуационных и грамматических норм. Выводы Список литературы | 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 |
Приложение 6
Пример оформления списка литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 272 с.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.
3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М.: Русский язык – Медиа, 2006. – 893 с.
4. Касаткин Л. Л. Современный русский язык: слов.-справ.: пособие для учителя / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Просвещение, 2005. – 303 с.
5. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005. – №1. – С.4-5.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. – 994 с.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 386 с.
8. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение – Волгоград: Учитель, 2002. – 87 с.
9. Смирнова Г.Ю. Как правильно поставить ударение // Русский язык в школе и дома. – 2005. – №6. – С.22.
10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 576 с.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие / М.Е.Вайндорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.
2. Гоман И.Т. Учёбно-исследовательская деятельность в школе – условие развития познавательной активности школьников/ И.Т.Гоман // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 3. – С. 30-31.
3. Дворецкая Т.В. Система организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся / Т.В. Дворецкая // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 3. – С. 32-34.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов /А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. – М.: Вербум-М, 2002. –
416 с.
5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.Дереклеева.– М.: Вербум-М, 2001.– 48 с.
6. Журавлева О.И. Учимся писать реферат по истории: Методические рекомендации / О.И. Журавлева.– СПб: СМИО Пресс, 2001.
7. Кропанева Г.Л. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего обучения / Г.Л. Кропанева // Исследовательская работа школьников.– 2002. – № 1. – С. 118-126.
8. Материалы X Российской научной конференции школьников «Открытие». – Ярославль: МОУ «Провинциальный колледж», 2007. – 104 с.
9. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля / Н.А.Михайличенко.– М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
10. Основы исследовательской деятельности учащихся: Спецкурс для профильного обучения / [Авт.-сост.: Т. Александрова, В. Андреев,
Т. Герасименко и др.]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 261 с.
11. Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе / Е.М.Прищепа. // Литература в школе. – 2004. – №12.– С.25.
12. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. – С. 52-63.
13.Счастная Т.Н.. Рекомендации по написанию научно-исследовательской работы / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 34-45.
НАЧИНАЮЩЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
Методическое пособие по написанию
учебной исследовательской работы
Составитель В. В. Мелехина
Дата: 2018-09-13, просмотров: 422.