Определение объекта и предмета исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НАЧИНАЮЩЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

 

Пособие по написанию

учебной исследовательской работы

 

Котлас

2010


 

 

Составитель: Мелехина В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Общеобразовательный лицей №3» г. Котласа

Рецензенты: Молодцова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО, Брюхова Ю.Г., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО

 

 

Начинающему исследователю: Пособие по написанию учебной исследовательской работы / сост. В.В. Мелехина. – Котлас, 2010.– 28с.

 

Материалы пособия освещают теоретические и практические основы учебного исследования. Рекомендуются учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью.

 

 

©Департамент образования и

науки Архангельской области, 2010

© Комитет по образованию, опеке

и попечительству, 2010

©МОУ «Общеобразовательный лицей №3», 2010


 



Содержание

 

Введение……………………………………………………………….. 4
Выбор темы исследования…………………………………………… 5
Изучение литературы по теме………………………………………... 5
Определение объекта и предмета исследования…………………… 7
Цель и задачи исследования…………………………………………. 7
Алгоритм подготовки исследовательской работы…………………. 9
Требования к содержанию работы…………………………………... 11
Черты научного стиля речи. Речевые клише………………………... 12
Требования к оформлению работ……………………………………. 14
Оформление тезисов………………………………………………….. 16
Требования к созданию презентации………………………………... 18
Защита результатов исследования…………………………………… 19
Приложения…………………………………………………………… 21
Список литературы…………………………………………………… 27

 


Введение

 

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, всё людям будет оставаться искать, открывать и познавать.

И. Гончаров

 

Уважаемые старшеклассники, вы, наверное, задумывались над тем, кем быть, как ориентироваться в постоянно меняющемся мире, как успевать осваивать все расширяющееся информационное пространство. В последние десятилетия в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям в более раннем возрасте, и, значит, в 14-16 лет надо определяться в профессиональном выборе. Помощь в самоопределении оказывает исследовательская работа. Научные исследования являются определенной школой жизни. Вам предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Представленные методические материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Они содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации по краткому изложению ее сути в письменном виде и в устном докладе.

Будем рады, если представленные материалы помогут вам – молодым исследователям.

 




Выбор темы исследования

Выбор темы – очень важный этап работы, часто определя­ющий успех или неудачу всей работы. Тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы (10 страниц) не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она ос­вещена в имеющейся научной литературе. Для этого существу­ют тематические каталоги библиотек и библиографические ука­затели литературы. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографического аппарата (ссы­лок) изданий, посвященных данной теме.

Исследование всегда начинается с вопроса, на который ав­тор хотел бы получить ответ, опирающийся на фактический ма­териал, выстроенный строго логически, являющийся итогом кропотливой, трудоемкой, но исключительно интересной ра­боты. Если во вступительном слове Вы говорите: «Я расскажу о своей бабушке», – знайте, что к исследованию это не имеет никакого отношения, это будет просто рассказ. То, что Вы зафиксировали и оформили письменно воспоминания Ваших родных, близких, несомненно, важно, полезно, поучительно для Вас, Вашей семьи. Этот ис­точник (воспоминания) является предметом исследования, по­водом к самостоятельной работе, где могут появиться такие вопросы: «Как, каким образом моя бабушка-немка оказалась в Котласе?», «Какова роль моего деда в строительстве железной дороги?» и т. д. Пока Вы не сформулируете вопрос, фактически не объявите цели Вашего исследования, Вы не сможете ни план выстроить, ни опре­делить рациональную последовательность Ваших действий.

Выбор темы должен быть осознанным, то есть, прежде всего, должен отвечать личностным познавательным интересам будущего автора. Очень важны кон­сультации и обсуждение темы с преподавателем или руководи­телем работы, который может и должен оказать помощь в пра­вильном выборе темы и постановке задач работы.

Изучение литературы по теме

Когда выбор сделан, следует приступать к чтению соот­ветствующей литературы. Нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного, а, за­частую, и псевдонаучного характера. От­личительными чертами научной литературы являются нали­чие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов, музеев.

Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует установить четкие хронологичес­кие рамки, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта или кар­точки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скоб­ки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом.

При изучении литературы все свои замечания, выво­ды можно записывать на карточку (с одной стороны для удобства использования и внесения дополнительных записей), форма которой представлена ниже.

 

Описание источника (автор, название, место и год издания, издательство, страницы)

Раздел исследовательской работы (введение, глава, параграф, заключение)

Основные тезисы, проблемы (изложение основных положений может быть свободным. При цитировании текст заключается в кавычки, указывается страница источника) Комментарии

 

Полученный в результате чтения литературы материал, как правило, превышает необходимый объем исследования. В дальнейшем предстоит сконструировать конечный вариант работы и составить ее план.

 

Обоснование актуальности

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.

Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

Примеры формулирования объекта, предмета, цели, задач исследования

 

Гуманитарное направление

 

1.Выбор проблемы и темы.

2.Основные идеи исследования. Цели и задачи.

3.Создание информационной основы исследования:

– историкографический обзор;

– историковедческий анализ;

– формирование и анализ базы данных.

4.Структурирование исследования (определение логики).

5. Создание основной части исследования.

6. Оформление заключительной части.

7. Определение списка литературы.

8. Оформление работы.

Требования к содержанию работы

 

Исследовательская работа должна содержать элементы: оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (необязательно).

В оглавление должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений) и соответствующие номера страниц.

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

 

Черты научного стиля

Для написания работы используется научный стиль речи. Его основные черты:

подчеркнутая, строгая логичность, проявляющаяся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно, что….), определенно-личные (рассмотрим проблему...).

Характерной чертой научного стиля является широкое использование так называемых клише – особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определенных повторяющихся ситуациях.

Каждое речевое клише обычно употребляется в определенных смысловых компонентах работы, её структурных частях. Поэтому клише выступают не только как часть языковой оболочки текста, символ его принадлежности к научному стилю, но и как полезное средство создания смыслового каркаса текста, обеспечения его связности и целостности.

Далее в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише.

 

Проблема

– В центре внимания автора находятся...

– На первый план автором выдвигаются...

– Главные усилия автора направлены на...

– В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)... …останавливается на следующих проблемах и т.д.

Оформление тезисов

Объем тезисов докладов – до 1 страницы. Текст печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Шрифт − Times New Roman Cyr, размер − 12, межстрочный интервал – 1,5. В правом верхнем углу ФИО автора (жирный шрифт). Название тезисов, соответствующее названию доклада, располагается по центру и выделяется жирным шрифтом.

Тезис (греч.) – положение (мысль), которое автор намерен доказать, защитить или опровергнуть. Тезис есть мысль, которую следует обосновать.

Основой тезисов является план, однако, в отличие от него, тезисы фиксируют не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой утвердительной форме раскрывают их основное содержание. Поскольку тезисы являются лицом исследования (его своеобразной рекламой) важна редакция ключевых слов и мыслей.

Структура тезисов в своей основе повторяет структуру доклада. Они должны включать:

1) постановку проблемы;

2) степень ее изученности в современной науке;

3) определение предмета и объекта представленного исследования;

4) краткую характеристику источников (для работ гуманитарного направления); 

5) цель исследования, его задачи;

6) конкретизацию выводов по каждой части доклада, которая нацелена на последовательное достижение той или иной задачи;

7) общее заключение по проблеме, в котором обязательно должна быть подчеркнута новизна исследования.

 

Пример оформления тезисов

Конева Ксения,

ученица 11 класса Губернаторского

многопрофильного

лицея-интерната г.Кемерово

Научный руководитель – Н.В.Сайкова,

кандидат филологических наук, доцент

кафедры стилистики и риторики КемГУ

Типология и портретирование

Требования к созданию презентации

Для создания презентации используется программа Microsoft Power Point. Создавая сценарий презентации, необходимо определить конкретное количество слайдов, назначение каждого из них и основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах.

1. Обязательная информация:

• Название работы;

• Исполнитель, руководитель

• Цель работы

• Ход исследования (могут быть этапы, лабораторные работы, замеры, методики и т.д.)

• Результаты исследования

• Вывод

•  Список литературы

2. Необходимо соблюдать единый стиль оформления;

3. Нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

4. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов;

5. Для фона и текста желательно использовать контрастные цвета;

6. Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами;

7. Необходимо минимизировать количество слов на слайде;

8. Размеры шрифта: заголовки – не менее 24; для информации – не менее – 18.

9. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

• с текстом;

• с таблицами;

• с диаграммами.

 

План заключительного доклада

1. Обращение к экспертам, гостям и уча­стникам конференции.

2. Представление темы исследования, его цели, ак­туальности работы.

3. Изложение достигнутых результатов (что обобще­но и предложено из ранее существовавших поло­жений, что добавлено и вносится как новое).

4. Общая характеристика структуры и содержания работы.

5. Анализ использованной литературы.

6. Характеристика значимости работы (кому она мо­жет быть интересна).

7. Выводы.

8. Заключительная фраза: «Благодарю за внимание».

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 7–10 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 мин, но не более. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории. Например, вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы; это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату известного ученого.

Особое внимание обратите на речь. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, необычных контрастов, фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.


Приложение 1


Содержание исследовательской работы

Структурный компонент Требования к содержанию
Титульный лист   – наименование учебного заведения; – Ф.И.О. автора; – тема; – Ф.И.О. научного руководителя; – город и год написания
Оглавление (содержание)   – наименование разделов, глав, параграфов с указанием начальных страниц  
Введение (вступление)   – обоснование темы; – объект, предмет исследования; – цель, задачи исследования; – оценка современного состояния проблемы; – описание идеи исследования  
Основная часть   – исходные теоретические исследования (обзор литературы); – методика проведения исследования; – результаты исследования  
Выводы   – подведение итогов работы: обобщение полученных ре­зультатов; – определение перспективности изучения темы  
Список лите­ратуры – составляется из источников, использованных в ходе ис­следования
Приложения (объем не ограничен) – описание материалов, используемых в ходе работы, протоколы проведенных опытов, экспериментов и др.  

 


Приложение 2


Единая система сокращений

При перечислении и в конце предложения

…и т.п.

…и др.

…и т.д.

При ссылке

см., ср., напр.

Обозначение временных границ

XIX в.

XIX – XX вв.

1905 г.

н.ст. (новый стиль)

ст.ст. (старый стиль)

Географические понятия

г. Москва

р. Северная Двина

оз. Байкал

Архангельская обл.

Котласский р.

Другие сокращения

Обозначение томов книг: т. (том), тт. (тома)

Обозначение страниц - с.5

Гражданин – гр.

Имени академика Павлова – им. акад. Павлова

Профессор – проф.

 


Приложение 3


Использование чисел

Цифровая форма предпочтительнее в большинстве случаев.

Буквенная форма

- при стечении чисел

- если предложение начинается числом

- в косвенных падежах

Буквенно-цифровая форма

Крупные круглые числа:

- 1 тыс.

- 2 млн.

- 3 млрд.

Наращивание окончания у порядковых числительных

Добавляется одна буква, если последней букве предшествует гласный:

5-й том; на 6-й стр.; 7-я степень

Добавляется две буквы, если последней букве предшествует согласный:

1905-го; 7-му; 30-ми

Если одно за другим стоят два порядковых числительных, которые разделяются запятой или союзом И, то окончание наращивается у каждого числительного: 1-й, 2-й.

Если один за другим следует более двух числительных, разделённых запятой, точкой с запятой, союзом И, то окончание наращивают только у последнего: 40, 50, 60, 70-е г.

Если подряд идут два числительных через тире, то окончание наращивают у последнего: 20 – 30-х гг.

 


Приложение 4

Пример оформления титульного листа

  Городская учебно-исследовательская конференция школьников «Ломоносовские чтения»            Секция литературоведения и языкознания Языковые ошибки в передачах котласских теле- и радиокомпаний   Носова Евгения       Валерьевна, ученица 10 класса МОУ «Общеобразовательный лицей №3» г. Котласа Архангельской обл.   Руководитель – Мелехина Валентина Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Общеобразовательный лицей №3»   Котлас, 2008 г.    

 


Приложение 5

Пример оформления содержания



СОДЕРЖАНИЕ

Введение Глава 1. Понятие нормы языка. 1.1.Нормы лексической сочетаемости. 1.2.Орфоэпические нормы. 1.3.Грамматические нормы. Глава 2. Нарушение норм языка в передачах котласских ТРК. 2.1.Нарушение лексических норм. 2.2.Нарушение стилистических норм. 2.3.Нарушение орфоэпических норм. 2.4.Нарушение орфографических, пунктуационных и грамматических норм. Выводы Список литературы 3 4 5 6 7     8 9 12 13 14 15 16

Приложение 6

Пример оформления списка литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 272 с.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.

3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М.: Русский язык – Медиа, 2006. – 893 с.

4. Касаткин Л. Л. Современный русский язык: слов.-справ.: пособие для учителя / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Просвещение, 2005. – 303 с.

5. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005. – №1. – С.4-5.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. – 994 с.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 386 с.

8. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение – Волгоград: Учитель, 2002. – 87 с.

9. Смирнова Г.Ю. Как правильно поставить ударение // Русский язык в школе и дома. – 2005. – №6. – С.22.

10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 576 с.

 




Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие / М.Е.Вайндорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.

2. Гоман И.Т. Учёбно-исследовательская деятельность в школе – усло­вие развития познавательной активности школьников/ И.Т.Гоман // Исследова­тельская работа школьников. – 2003. – № 3. – С. 30-31.

3. Дворецкая Т.В. Система организации интеллектуально-творческой де­ятельности учащихся / Т.В. Дворецкая  // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 3. – С. 32-34.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов /А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. – М.: Вербум-М, 2002. – 

416 с.

5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.Дереклеева.– М.: Вербум-М, 2001.– 48 с.

6. Журавлева О.И. Учимся писать реферат по истории: Методические ре­комендации / О.И. Журавлева.– СПб: СМИО Пресс, 2001.

7. Кропанева Г.Л. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего обучения / Г.Л. Кропанева  // Исследовательская работа школьников.– 2002. – № 1. – С. 118-126.

8. Материалы X Российской научной конференции школьников «Открытие». – Ярославль: МОУ «Провинциальный колледж», 2007. – 104 с.

9. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля / Н.А.Михайличенко.– М.: Новая школа, 1994. – 96 с.

10. Основы исследовательской деятельности учащихся: Спецкурс для профильного обучения / [Авт.-сост.: Т. Александрова, В. Андреев,

Т. Герасименко и др.]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 261 с.

11. Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе / Е.М.Прищепа. // Литература в школе. – 2004. – №12.– С.25.

12. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества / Т. Н. Счастная // Иссле­довательская работа школьников. – 2003. – № 1. – С. 52-63.

13.Счастная Т.Н.. Рекомендации по написанию научно-исследовательской работы / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 34-45.



НАЧИНАЮЩЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

 

Методическое пособие по написанию

учебной исследовательской работы

 

 

Составитель В. В. Мелехина

НАЧИНАЮЩЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

 

Пособие по написанию

учебной исследовательской работы

 

Котлас

2010


 

 

Составитель: Мелехина В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Общеобразовательный лицей №3» г. Котласа

Рецензенты: Молодцова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО, Брюхова Ю.Г., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО

 

 

Начинающему исследователю: Пособие по написанию учебной исследовательской работы / сост. В.В. Мелехина. – Котлас, 2010.– 28с.

 

Материалы пособия освещают теоретические и практические основы учебного исследования. Рекомендуются учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью.

 

 

©Департамент образования и

науки Архангельской области, 2010

© Комитет по образованию, опеке

и попечительству, 2010

©МОУ «Общеобразовательный лицей №3», 2010


 



Содержание

 

Введение……………………………………………………………….. 4
Выбор темы исследования…………………………………………… 5
Изучение литературы по теме………………………………………... 5
Определение объекта и предмета исследования…………………… 7
Цель и задачи исследования…………………………………………. 7
Алгоритм подготовки исследовательской работы…………………. 9
Требования к содержанию работы…………………………………... 11
Черты научного стиля речи. Речевые клише………………………... 12
Требования к оформлению работ……………………………………. 14
Оформление тезисов………………………………………………….. 16
Требования к созданию презентации………………………………... 18
Защита результатов исследования…………………………………… 19
Приложения…………………………………………………………… 21
Список литературы…………………………………………………… 27

 


Введение

 

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, всё людям будет оставаться искать, открывать и познавать.

И. Гончаров

 

Уважаемые старшеклассники, вы, наверное, задумывались над тем, кем быть, как ориентироваться в постоянно меняющемся мире, как успевать осваивать все расширяющееся информационное пространство. В последние десятилетия в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям в более раннем возрасте, и, значит, в 14-16 лет надо определяться в профессиональном выборе. Помощь в самоопределении оказывает исследовательская работа. Научные исследования являются определенной школой жизни. Вам предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Представленные методические материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Они содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации по краткому изложению ее сути в письменном виде и в устном докладе.

Будем рады, если представленные материалы помогут вам – молодым исследователям.

 




Выбор темы исследования

Выбор темы – очень важный этап работы, часто определя­ющий успех или неудачу всей работы. Тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы (10 страниц) не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она ос­вещена в имеющейся научной литературе. Для этого существу­ют тематические каталоги библиотек и библиографические ука­затели литературы. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографического аппарата (ссы­лок) изданий, посвященных данной теме.

Исследование всегда начинается с вопроса, на который ав­тор хотел бы получить ответ, опирающийся на фактический ма­териал, выстроенный строго логически, являющийся итогом кропотливой, трудоемкой, но исключительно интересной ра­боты. Если во вступительном слове Вы говорите: «Я расскажу о своей бабушке», – знайте, что к исследованию это не имеет никакого отношения, это будет просто рассказ. То, что Вы зафиксировали и оформили письменно воспоминания Ваших родных, близких, несомненно, важно, полезно, поучительно для Вас, Вашей семьи. Этот ис­точник (воспоминания) является предметом исследования, по­водом к самостоятельной работе, где могут появиться такие вопросы: «Как, каким образом моя бабушка-немка оказалась в Котласе?», «Какова роль моего деда в строительстве железной дороги?» и т. д. Пока Вы не сформулируете вопрос, фактически не объявите цели Вашего исследования, Вы не сможете ни план выстроить, ни опре­делить рациональную последовательность Ваших действий.

Выбор темы должен быть осознанным, то есть, прежде всего, должен отвечать личностным познавательным интересам будущего автора. Очень важны кон­сультации и обсуждение темы с преподавателем или руководи­телем работы, который может и должен оказать помощь в пра­вильном выборе темы и постановке задач работы.

Изучение литературы по теме

Когда выбор сделан, следует приступать к чтению соот­ветствующей литературы. Нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного, а, за­частую, и псевдонаучного характера. От­личительными чертами научной литературы являются нали­чие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов, музеев.

Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует установить четкие хронологичес­кие рамки, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта или кар­точки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скоб­ки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом.

При изучении литературы все свои замечания, выво­ды можно записывать на карточку (с одной стороны для удобства использования и внесения дополнительных записей), форма которой представлена ниже.

 

Описание источника (автор, название, место и год издания, издательство, страницы)

Раздел исследовательской работы (введение, глава, параграф, заключение)

Основные тезисы, проблемы (изложение основных положений может быть свободным. При цитировании текст заключается в кавычки, указывается страница источника) Комментарии

 

Полученный в результате чтения литературы материал, как правило, превышает необходимый объем исследования. В дальнейшем предстоит сконструировать конечный вариант работы и составить ее план.

 

Обоснование актуальности

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.

Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

Определение объекта и предмета исследования

Выбирая тему работы, мы выбираем объект, т. е. то, на что будет направлена наша деятельность, и предмет исследования. Понятие объек­та и предмета в науке следует разграничить. Объектом исследования называется процесс или яв­ление, порождающее проблемную ситуацию и избран­ное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?»

Предмет – это совокуп­ность проблем и задач, решаемых данной наукой. Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: «Как рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?» Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Например, тема работы «Исследование влияния змеиного яда на нервную систему мелких млекопитающих». Объект исследования – нервная система мелких млекопитающих, предмет – влияние змеиного яда. Или тема: «Исследование каче­ства выращивания кактусов на гидропонной базе». Объект – кактусы, пред­мет – влияние гидропонной базы на растения. Или тема: «Человек и влияние цвета на психику». Объект – человек, предмет – выявление психологических эффектов, оказы­ваемых на человеческую психику.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 464.