Песочная терапия на световом столе для детей с нарушениями зрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приложение

Упражнения для рисования песком на световом столе

Упражнение «Знакомство»

Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий.

При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева):

· поскользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

· пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

· создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

· пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами).

Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.

Психолог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.


Упражнение «Песчаный пляж»

Цели использования: развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок… Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко… Над тобой голубое небо, теплое солнце… Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело… (пауза – поглаживание ребенка). Гладят… (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах… Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок – он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожмми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок… Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии!


Упражнение «Веселый — грустный — сердитый — испуганный»

Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально; помощь в осознании переживаемых эмоций.
Форма проведения: групповая.

Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животных, выражающих разные эмоции (радость, злость, испуг, обиду, удивление). Потом каждый из них по очереди рассказывает:

· кого он нарисовал;

· какое настроение у нарисованного животного;

· что оно чувствует;

· что с ним случилось и почему;

· что можно ему посоветовать.


Упражнение «Мое настроение»

Цели использования: ознакомление детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и отражение его вербально и невербально; помощь в осознании испытываемых эмоций.
Форма проведения: групповая.
Дополнительные материалы: зеркала в безопасной оправе, карточки-пиктограммы эмоциональных состояний.

Детям раздаются небольшие зеркала и карточки — пиктограммы эмоциональных стояний. Психолог просит их выразить на лице ту эмоцию, которую они увидели на карточке, и посмотреть на себя в зеркало. Детям нужно запомнить свое отражение в зеркале, а затем нарисовать его песком на световом столе.

После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке:

· какое настроение он изобразил;

· в каких ситуациях (случаях) он испытывает подобные чувства;

· что можно ему посоветовать.



Упражнение «Фотография»

Цели использования: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.
Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Психолог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.


Упражнение «Загадки»

Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.
Форма проведения: групповая.

Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:

· это фрукт;

· растет на дереве;

· бывает зеленым, желтым, красным;

· бывает кислым и сладким;

· можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог.

Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

Вариант. Психолог косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать. Например, загадана ситуация — празднование Нового года:

· у всех на лицах улыбки;

· слышен смех и топот ног;

· звучит веселая музыка;

· все держатся за руки, водят хоровод;

· слышны залпы фейерверков;

· детей ждут подарки;

· чувствуется запах ели и мандаринов.


Упражнение «Цветочки»

Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков.
Форма проведения: групповая.

С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»:
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сядет пчелка на цветы —
Мы рисуем, водишь ты!

Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.

Вариант. С помощью считалки выбирается «Дед Мороз»:
Ты белый, ты яркий,
Ты в шубе, ты в шапке,
У тебя красный нос,
Значит, ты Дед Мороз!

Остальные дети рисуют на столе снежинки.










Вывод: Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе описанных занятий дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей.

 

Песочная терапия на световом столе для детей с нарушениями зрения

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

Проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальны в силу объективных сложностей их социализации в обществе. Статья рассказывает об увлекательном и эффективном методе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

В основе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения лежит компенсация недостаточной от рождения зрительной функции возможностями слуховых и тактильных ощущений. Слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения, взаимно дополняя друг друга, подробно информируют ребенка об окружающем мире. Активная тренировка сохранных анализаторов восполняет недостатки зрения в процессе познания: дети увереннее двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте (Г.М. Архипенко).

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать нарушенные функции (глазодвигательные, зрительные и психические) через мобилизацию сохранных, а также развивать ребенка.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с нарушением зрения, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2–4 ребенка), развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

В детском саду комбинированного вида № 30 г. Белебея для работы с детьми с нарушением зрения применяется песочная терапия двух видов: классическая (юнгианская) и рисование песком на световом столе. Остановимся подробнее на последнем виде.

Для слабовидящих детей более доступным и приемлемым является графическое изображение оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека.

Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения амблиопичного глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях Л.А. Григорян предлагает использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку. При атрофии зрительного нерва показан серый фон, а для детей с низким зрением при высокой степени миопии рекомендуется использование черных силуэтов на белом фоне.

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3–4 детей в группе), в частности с детско-родительскими парами.

Световой стол можно купить или изготовить самостоятельно. Его размеры и форма не имеют такого принципиального значения, как в классической песочнице. Главное требование, предъявляемое к световому столу, — это его безопасность. Следует обращать внимание на то, чтобы края стекла были обработаны и углублены в специальные пазы основы стола (лучше использовать матовое оргстекло). Проводка лампы для подсветки должна быть хорошо изолирована. Для рисования годится любой мелкий (не только кварцевый) песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой» и др.). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.

Рисование песком также рекомендуется: • как совместное занятие в ходе консультирования детско-родительской пары, когда эмоциональный контакт между ребенком и родителем нарушен по тем или иным причинам (из-за дистанцированности родителя в связи с болезнью, службой в армии, пребыванием в длительной командировке и т. п.); • в качестве одного из элементов вхождения будущего усыновителя в контакт с ребенком; • в индивидуальной работе тифлопедагога при подготовке детей к аппаратному лечению; • в индивидуальной работе учителя-логопеда с аутичными детьми; • как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме; • для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми с нарушением опорно-двигательной аппарата (рисование песком благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).

 

Далее приведены упражнения, которые можно использовать либо как основную часть самостоятельного сеанса, либо как составную часть интегрированного (приложение).


Приложение

Дата: 2018-09-13, просмотров: 602.