Игнорирование поведения ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.«Разрешение» на поведение.Этот прием противоположен предыдущему. В некото­рых случаях взрослый может действовать парадоксально: вместо того чтобы проигнорировать или пресечь некон­структивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. На­пример, просит ребенка повторить выходку или присое­диняет к ней весь класс, группу. Эффект этого приема заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенным и доступным другим детям, утрачи­вает свою былую привлекательность, ценность и ребе­нок отказывается от него.

4.Изменения (повышение) статуса ребенка в коллек­тиве.

5.Педагогическая поддержка — это определенная ре­акция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное пове­дение, за попытку преодолеть неконструктивное по­ведение.

 

№ 25. Психологические особенности неуспевающих школьников

.К неуспевающим школьникам можно отнести детей, испытывающих в силу различных причин стойкие затруднения в усвоении программ обучения и не имеющих грубой патологии в развитии интеллекта, слуха, зрения, речи, двигательных функций.
Выделяются два вида причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии детей, которые приводят к школьной неуспеваемости:

Врожденные отклонения – это следствия влияния неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития ребенка.

Приобретенные отклонения возникают как следствия негативных воздействий на ребенка во время его рождения и в дальнейшие периоды развития.
Разными психологами-исследователями выделяются различные варианты школьных трудностей. выделяются познавательные и личностные трудности.
Познавательные трудности – с преимущественным нарушением собственно обучаемости. Недостаточная способность к обучению снижает доступный ученику уровень образования. Эта недостаточная способность к обучению обуславливается различными факторами. Традиционно выделяются такие: нарушения интеллекта и предпосылок (внимания, работоспособности), школьных навыков (моторики, счета, чтения, речи).
Личностные трудности – с преимущественным нарушением школьной социализации, выражаются в ограничении круга доступных ребенку форм межличностного общения. Причины этого лежат в отклонениях характера и поведения: развитии патологических черт характера, патологических реакций на психические травмы (конфликты в школе, семье и т.д.), приобретенные физические недостатки, соматические заболевания.
Среди нарушений личностного характера – недоразвитие мотивационного и волевого компонентов деятельности, отсутствие критического отношения к своим поступкам, психофизический инфантилизм, возникающий в результате замедленного созревания наиболее поздно формирующихся отделов центральной нервной системы (лобных отделов головного мозга).
Все исследователи отмечают, что у детей с трудностями в обучении наблюдаются недостатки интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Всех таких детей можно подразделить на две большие группы в зависимости от преобладания тех или иных недостатков.
Если преобладают факторы произвольной регуляции, ребенок испытывает проблемы, в основном, в области эмоционально-волевой сферы и внимания, а нарушения памяти и речи вторичны. Это дети чаще всего с психофизическим инфантилизмом.
При первичной интеллектуальной недостаточности у ребенка также могут наблюдаться различные нарушения регуляции деятельности, эмоционально-волевые расстройства. Но причиной таких нарушений чаще всего являются церебрально-органические поражения.

№ 26. Понятие о девиантном и деликвентном поведении

Девиантное поведение - поведение, которое не согласуется с социальными и модельными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего сообщества.

Девиантное поведение разделяется на две большие категории.

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, то есть астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей.

2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие - то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.

 Соответственно говорят о делинквентном (противоправном ) и криминальном (преступном) поведении - поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушениям, проступкам и преступлениям.

В ряде источников делинквентность (от англ. "провинность") определяется как психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок. Среди разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих девиантное поведение, выделяют такие, как:

- индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

- психолого - педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного, семейного воспитания;

- социально - психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно - воспитательном коллективе;

- личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно - избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся социальными и социально - экономическими условиями существования общества.

Как мы уже отмечали, во многих случаях предпосылки девиантного поведения создают именно социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Среди индивидуально - личностных факторов самым важным и постоянно присутствующим являются заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки.

В самом общем виде основные причины девиантного поведения подростков в современных условиях можно сформулировать следующим образом.

1. Политическая и экономическая нестабильность, снижение уровня жизни населения, расслоение общества. Неверие в государственные, политические институты, вызывают у подростков потребность выработать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой.

Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодежь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия.

2. Кризис общественного сознания, смена ценностных ориентаций с духовных и культурных (познание, творчество, искусство) на "приватные", личные (здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность). Кроме того, образовалось противоречие между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни. Подростки видят, что обогащаются отнюдь не самые трудолюбивые.

3. Издержки государственной молодежной политики. Подход к государственной молодежной политике должен состоять прежде всего в признании ее как части общей социальной политики государства. Последняя же может быть эффективной только в случае ее адресованности и адекватности запросам молодежи как особой социально - демографической группы.

4. Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы, плохие бытовые условия и т.д.). Существует связь между девиантным поведением ребенка и неблагополучием семьи, ее нравственной позицией.

5. Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования.

6. Слабая материально - техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных общественных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, стимулирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга, в которых человек пытается восполнить дефицит государственно - общественных условий самореализации, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые подростком как способ личностного самоутверждения, признания, самовыражения.

 









Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.