Третий тип неуспевающих школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

№21. Поведение ребенка как результат его взаимодействия со средой

Произвольное поведение ребенка является целью, условием и результатом педагогической практики.

Поведение – способ проявления человека в повседневной жизни, это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Выделяют три типа поведения, различных по своей природе:

- инстинктивное – основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение витальных потребностей (тепло, пища, безопасность);

- навыки – привычные формы поведения;

- разумное (произвольное) поведение – характеризуется сознательной интеллектуальной связью между желанием что-то сделать и возможными действиями.

В поведении каждого ребенка есть черты, присущие поведению других людей – сверстников, современников, людей одной исторической эпохи и культуры. Такое поведение называется социотипическим и освобождает ребенка от необходимости вновь и вновь принимать решения в типичных, стандартных для данного общества ситуациях.

Наряду с социотипическим поведением у ребенка формируется приобретенное поведение. Оно характеризуется пластичностью, оригинальностью, самобытностью.

На каждом возрастном этапе поведение ребенка наиболее интенсивно развивается в определенном виде деятельности:

- в младенчестве – в непосредственно-эмоциональном общении с матерью;

- в раннем детстве – в манипуляциях с предметами;

- в дошкольном возрасте – в игре со сверстниками;

- в младшем школьном возрасте – в учебной деятельности.

Управление своим поведением – важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Примерно к 5-7 годам поведение ребенка регулируется не только взрослыми, но и самим ребенком, то есть.

Ислледователи признают, что существуют специальные образования, придающие поведению произвольный характер. Е ним относятся: самооцека, самоконтроль, уровень притязаний, ценностные ориентации, мотивы, идеалы, направленность личности и др.

Самооценка – эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка может способствовать или препятствовать ребенку осуществлять поведение, адекватное ситуации. При завышенной самооценке ребенок становится непроницаемым для критики и нечувствительным к собственным ошибкам. Дети с высокой самооценкой стремятся к достижению успеха в разных видах деятельности, уверены в своих силах. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе и собственных возможностях и могут демонстрировать инфантильное, конформное или демонстративное поведение.

Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, желаний, поведения на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. У детей 7-10 лет он еще не развит и потому они отличаются импульсивностью и ситуативностью поведения. Уровень притязаний – те достижения, которых хочет добиться ребенок в сфере, имеющей для него наибольшее значение. Ребенок хочет быть «как все», а с другой стороны – «быть лучше других». Расхождение между притязаниями ребенка и его реальными возможностями приводят к нарушениям поведения.

Ценностные ориентации – программируют социальное поведение ребенка и складываются примерно к 10 годам.

Мотив – осознаваемая или неосознаваемая причина, лежащая в основе поведения и поступков ребенка (потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы и др.).

Идеал – представления человека об образце, достижение которого является целью его стремлений, поведения, деятельности.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, одна­ко все они могут быть классифицированы в две группы.

1.В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т. е. определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильно­стью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью.

 2.В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребен­ка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Пове­дение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассив­ностью или негативизмом, упрямством, агрессией.

Виды:

1. Гиперактивное поведение. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движе­нии. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т. е. в ситуациях, в которых тре­буется контролировать, произвольно регулировать свою двигатель­ную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухуд­шается внимание, падает работоспособность, наступает утомле­ние. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка являет­ся защитной физиологической реакцией организма на чрезмер­ное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двига­тельном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки4. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движе­нии. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т. е. в ситуациях, в которых тре­буется контролировать, произвольно регулировать свою двигатель­ную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухуд­шается внимание, падает работоспособность, наступает утомле­ние. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка являет­ся защитной физиологической реакцией организма на чрезмер­ное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двига­тельном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки4.

2. Демонстративное поведение. При демонстративном поведении происходит намеренное и осоз­нанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Та­кой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители обща­ются с ними мало или формально (ребенок не получает в про­цессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребе­нок плохо ведет себя и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия), ребенок использует парадок­сальную, но единственно доступную ему форму — демонстра­тивную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. «Общение» состоялось.

3. Протестное поведение. В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нор­мальном, конструктивном формировании личности: о стремле­нии к самостоятельности, об исследовании границ самостоятель­ности. Если подобные проявления у ребенка носят исключитель­но негативный характер, это расценивается как недостаток пове­дения.

4. Агрессивное поведение. Агрессивным называют целенаправленное разрушительное по­ведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объек­там нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дис­комфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве сред­ства достижения значимой для него цели; как способ психологи­ческой разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в са­мореализации и самоутверждении7.

5. Инфантильное поведение Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Нередко во время урока такой ребенок, отключаясь от учебного процесса, незаметно для \ себя начинает играть (катает по парте машинку, расставляет сол­датиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины. Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном разви­тии характеризуется незрелостью интегративных личностных об­разований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он неспособен самостоятельно принять решение, выполнить ка­кое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требу­ет повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

6. Конформное поведение. Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, на­выков творчества (потому что приходится действовать по указа­нию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личност­ные особенности. В частности, им присуща тенденция менять са­мооценку и ценностные ориентации, свои интересы и мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены.

 

№ 22. Формы и методы коррекции школьной неуспеваемости.

Формы работы с неуспевающими:

· Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем у других учеников, инструкции.

· Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников.

· Индивидуальная форма обучения.

· Групповые занятия.

· Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся.

· Дифференциация домашней работы учащихся.

· Дополнительные занятия с отстающими.

· Стимулирование развития интересов.

· Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней.

Методы:

1. Метод педагогического тестирования

2. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии.

3. Метод наблюдения. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации или школе и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда проводится целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком.

4. Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза.

5. Методы экспериментально-психологического исследования. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируется психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментальных методик можно вскрыть причины и механизмы тех или иных состояний. Если в построении экспериментальной методики и процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность не только конструировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой психической функции, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.