Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стадии.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Конституционные функции и полномочия Президента Российской

Федерации.

Конституционные функции. В системе федеральных органов государственной власти РФ Президент РФ стоит на первом месте, возглавляя конституционный перечень федеральных органов (ст.11, ч.1). Чем же определено это место Президента РФ в конституционном механизме РФ?

Прежде всего, его функциональным назначением. Конституционные функции Президента РФ - это основные, главные направления государственной деятельности Президента РФ, определяемые и закрепляемые конституционными нормами.

В соответствии с Конституцией РФ можно выделить следующие функции Президента РФ.

1. Президент РФ - глава Российского государства, высшее должностное лицо страны, главное действующее лицо в государственной иерархии.

2. Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, государственного суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.

3. Президент РФ - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти как федерального, так и субъектного уровня.

4. Президент РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутренней и внешней политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ.

5. Президент РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях.

Конституционные полномочия. Исходя из функционального назначения института президентства в РФ, полномочия Президента РФ, закрепленные в Конституции РФ, носят достаточно обширный, многообразный характер.

Все сформулированные в Конституции РФ полномочия Президента РФ можно сгруппировать по основным сферам его государственной деятельности.

В сфере законодательной власти Президент РФ:

- обладает правом законодательной инициативы, то есть правом вносить в Государственную Думу законопроекты, которые должны обладать приоритетом с точки зрения очередности их рассмотрения перед другими законопроектами;

- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

- назначает референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

- подписывает и обнародует федеральные и федеральные конституционные законы;

- обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами Федерального Собрания федерального закона;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Российского государства.

В сфере исполнительной власти Президент РФ:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ.

В сфере судебной власти Президент РФ:

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначает судей других федеральных судов;

- представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ и вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должности.

В сфере внешней политики Президент РФ:

- осуществляет руководство внешней политикой РФ;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

- подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств;

- назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

В сфере обороны и безопасности Президент РФ:

- формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ, статус которого определяется федеральным законом и Положением о СБ, утвержденном Указом Президента РФ;

- утверждает военную доктрину РФ;

- является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

- в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом;

- при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В иных сферах государственной деятельности Президент РФ:

- решает вопросы гражданства РФ;

- предоставляет политическое убежище;

- награждает государственными наградами РФ;

- присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование.

Закрепленные в Конституции РФ полномочия Президента РФ не носят исчерпывающего характера, так как в соответствии с “правовой позицией” Конституционного Суда РФ, выраженной в ряде его решений, Президент РФ в соответствии со статьей 80 Конституции РФ может осуществлять и другие полномочия, вытекающие из его статуса главы государства, гаранта Конституции РФ и т.п.

Это так называемые “скрытые полномочия” Президента РФ, к которым относится право Президента РФ возвращать без рассмотрения принятые палатами ФС РФ федеральные законы с нарушением конституционного порядка, “временно издавать Указы вместо федеральных законов” и др.

39.Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации:

Дата: 2018-09-13, просмотров: 367.