Российской Федерации. Непосредственная и представительная демократия

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства Основные характеристики демократического государства:

1) единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия);

2) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум — это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа. Две эти формы волеизъявления считаются высшим выражением власти народа, так как волеизъявление ничем не опосредуется, народ имеет возможность сам выразить свое решение по наиболее важным вопросам государственной жизни (референдум), вопросам функционирования государственной власти (выборы);

3) Легитимность государственной власти. Легитимность власти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа. Легитимность как свойство власти может иметь разные основания (харизма лидера, традиционное подчинение власти, страх, рациональное подчинение законно сформированной власти). В современных демократических государствах легитимность власти устанавливается прежде всего в процессе выборов, когда население выражает свои политические предпочтения, вручая государственно-властные полномочия определенным лицам;

4) демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти. Данная характеристика означает, во-первых, наличие в государстве демократического избирательного законодательства, гарантирующего осуществление всеобщего и равного избирательного права, периодическое проведение свободных, подлинных, нефальсифицированных выборов. Во-вторых, в законодательстве и прежде всего в Конституции должны быть закреплены демократические процедуры осуществления государственной власти, такие как порядок принятия законов, компетенция и полномочия государственных органов, порядок издания ими актов, иерархия различных актов в правовой системе государства и т. д.;

5) запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону. Конституция РФ устанавливает данный принцип в ч. 4 ст. 3. Обладание властными полномочиями может быть правомерно только в случае приобретения их в установленном законом порядке. Выборные органы государственной власти формируются посредством демократических выборов, иные органы — в результате определенной законом процедуры назначения, конкурса, другими способами. Получение властных полномочий незаконным способом влечет установленную ответственность.

С принципом демократического государства тесно связаны и являются его проявлениями другие принципы, возведенные Конституцией Российской Федерации в основы конституционного строя: разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, наличие наряду с системой государственной власти системы местного самоуправления.

Разделение властей как основа конституционного строя Российской

Федерации.

Конституционный строй– установленная Конституцией определенная организация государства.– совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Основы конституционного строя РФ– основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ.

Принципы конституционного строя РФ– основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм 5) государственный суверенитет 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений .

Разделение властей как элемент основ конституционного строя РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной. Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Основные черты разделения властей: 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие властей: 1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей; 2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть; 3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 102.