Работа над выразительным чтением произведения: поддержание соответствующей интонации, расстановка логических пауз, ударений и т. п.
V . Чтение стихотворения учащимися.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; подготовить чтение стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Урок 59. А. Т. ТВАРДОВСКИЙ.
«РАССКАЗ ТАНКИСТА». ДЕТИ И ВОЙНА
Цели деятельности учителя: познакомить юных читателей с биографией и творчеством выдающегося поэта ХХ века, в произведениях которого отразились важнейшие этапы истории нашей страны; работать над выразительностью чтения стихотворного текста; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I . Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине. Отец поэта работал сельским кузнецом. Будущий поэт хорошо закончил среднюю школу, затем педагогический институт, позже — Московский институт философии, литературы и истории.
С 1941 по 1945 гг. так же, как и Симонов, работал военным корреспондентом. Он много писал о войне, создал знаменитую поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки о литературе были и остаются примером гл мастерства.
II . Выразительное чтение стихотворения учителем (учебник, с. 156-158).
I II . Чтение произведения учащимися.
I V . Работа над анализом стихотворения с использованием плана лингвистического анализа (см. план в предыдущем уроке).
V . Литература и изобразительное искусство.
Беседа по репродукции картины художника Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…» (с. 157).
Вопросы:
1. Кто является героями произведений Симонова и Твардовского?
2. Расскажите о ваших впечатлениях от прочитанного.
3. Что вы знаете о годах военного лихолетья (1941—1945 гг.)?
4. Какие вы прочитали произведения о Великой Отечественной войне, где героями являлись дети?
Война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и села. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма. Их матери, жены и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!».
Тема «Дети и война» особенная в литературе того периода. В книгах В. П. Катаева «Сын полка», К. Симонова «Сын артиллериста» и других показано, как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжелых условиях войны.
У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за невернувшихся из боя, сгоревших в пожарах, расстрелянных, сожженных в печах фашистских концлагерей.
Домашнее задание: прочитать Р. Стивенсона «Вересковый мед» и выучить наизусть.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 452.