Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система общества зависит от характера общественной среды, обладает относительной самостоятельностью и в целом способствует осуществлению политической власти.
Компоненты политической системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества;
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и опыта.
Функции политической системы:
обеспечение политической власти социальной группы или большинства членов данного общества; управление различными сферами жизнедеятельности людей;
мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида) и др.
Место государства в политической системе общества. Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; является единственным носителем суверенитета; обладает специальным аппаратом; имеет силовые структуры; обладает, как правило, монополией на правотворчество; владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта); определяет главные направления развития общества.
Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно: служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, выражаются интересы большинства людей); аккумулирует волю общества, всех его политических сил; делает политическую систему стабильной (законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов); устанавливает правовые формы организации и функционирования государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих политических сил и т.д.
Субъекты политической системы общества:
1) Местное самоуправление.
2) Политическая партия.
3) Общественно-политическое движение.
4) Группа давления.
Понятие и структура формы государства. Форма правления: понятие и
Виды
Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства - сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:
· 1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);
· 2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;
· 3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.
· Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы.
Существует два подхода к форме государства:
· · Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.
· · Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).
Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:
1) Единовластная форма государства - главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных "заинтересованных групп" отсутствует. Выделяют следующие подвиды единовластной формы государства:
а) теократическая - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (Саудовская Аравия);
б) экстремистская (фашистская);
в) милитаристская (правление военного центра);
г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
2) Поликратическая (многовластная) форма государства - все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:
а) традиционная (США, Англия);
б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).
3) Сегментарная (смешанная) форма государства - это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, тФорма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.
Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).
Монархии могут быть двух видов:
1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;
2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии:
1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;
2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).
При дуалистической монархии:
1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;
2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.
В президентской республике:
1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;
2) правительство сформировывается внепарламентским путем;
3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.
Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
В парламентарной республике:
1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;
4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики
ерриториальные размеры страны и др. факторы
Дата: 2018-09-13, просмотров: 459.