Организация власти, управление и социальные регуляторы в

Организация власти, управление и социальные регуляторы в

Первобытном обществе.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины, племена.

Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой

В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Социальным регулятором в этот период являлись: обычаи, традиции, ритуалы, которые назывались мононормами.

Причины возникновения государства. Теории происхождения

Государства (теологическая, патриархальная, договорная, марксистская и др.).

Так как в науке отсутствует единство и общность взглядов на происхождение государства и ученные расходятся в установлении причин появления государства, существует несколько теорий происхождения государства:

- теологическая – настаивает на божественном происхождении государства, ее смысл заключается в возвышении власти церкви над государством, исходя из мысли о том, что нет государства и власти не от Бога. Эту теории разрабатывал в 12 веке Фома Аквинский.

- патриархальная – основоположником этой теории является Аристотель, который считал, что разрастание первобытной семьи в род, общину, племя приводит к образованию государства, где власть отца (вождя) становится властью монарха. (сторонник теории Р. Фильмер)

- договорная – возникла на рубеже 17-18 веков. Авторы: Дж Локк, Руссо, Гоббс, Радищев. Эта теория исходит из того, что государство является продуктом сознательного объединения людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, которое должно защищать их и регулировать отношения между ними. Этот договор создавал гос-во, устанавливал политическую систему и определял компетенцию государства.

- органическая – считает, что государство является результатом органической эволюции. Г. Спенсер и Вормс считали, что человечество является результатом эволюции животного мира, следовательно и государство есть биологический продукт, как и любой живой организм, оно рождается, развивается, стареет и гибнет.

-психологическая – государство возникает в силу свойственных человеку правовых переживаний, стремления подчиняться и стремления подчинять.

- теория насилия- Авторы: Дюринг, Каутский. Государство возникает вследствие захвата или завоевания одного народа другим.

- материалистическая теория – государство возникает прежде всего в силу экономических причин, а именно общественного разделения труда, появления собственности и классового разделения общины.

- патримониальная – Автор: Галлер. Государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть распространяется на проживающих на ней людей.

Понятие и структура политической системы общества. Место

Понятие и структура формы государства. Форма правления: понятие и

Виды

Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства - сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:

· 1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);

· 2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;

· 3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.

· Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы.

Существует два подхода к форме государства:

· · Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.

· · Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:

1) Единовластная форма государства - главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных "заинтересованных групп" отсутствует. Выделяют следующие подвиды единовластной формы государства:

а) теократическая - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (Саудовская Аравия);

б) экстремистская (фашистская);

в) милитаристская (правление военного центра);

г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.

2) Поликратическая (многовластная) форма государства - все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:

а) традиционная (США, Англия);

б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).

3) Сегментарная (смешанная) форма государства - это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, тФорма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики

ерриториальные размеры страны и др. факторы

Функций государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, направленные на решение его целей и задач.

Существует множество классификаций функций государства:

· по степени значимости:

o основные – связаны с главными задачами государства (оборона страны), невыполнение этих функций равносильно уничтожению государства

o неосновные – не связаны с главными задачами государства (организация системы связи)

· по временному фактору:

o постоянные – выполняются на всех этапах развития государства (охрана правопорядка)

o временные – выполняются на определенных этапах

· по территориальному распространению:

o внутренние – направлены на решение задач и целей государства внутри страны

§ политическая

§ экономическая

§ социальная

§ экологическая

o внешние – направлены на решение задач и целей государства на международной арене

§ обеспечение мира и поддержание мирового порядка

§ оборона

§ интеграция в мировую экономику

§ сотрудничество с другими государствами

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение принимает деятельность государства. Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные формы их реализации, которые можно разделить на:

· правовые

o правотворчество – разработка и принятие законов и других нормативных актов

o правоприменение – государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права

o правоохранение – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности

· организационные

o экономические – дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и пр.

o политические – согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.

o идеологические – обращения к населению, призывы и пр.

o собственно организационные – планирование, контроль и пр.

Организационные формы реализации функций государства могут реализоваться через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление размеров заработной платы государственных служащих и т.п.).

Государственный аппарат.

Механизм государства - это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов;

является средством реализации государственных задач и функций, проведения в жизнь государственной политики;

в структурном плане состоит из государственных служащих (чиновников) - специалистов-профессионалов в области управления;

наделен особыми властными полномочиями, проявляющимися прежде всего в возможности устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы), требовать их выполнения и наказывать субъектов за нарушения установленных норм;

уполномочен распоряжаться необходимыми материальными средствами (бюджетные средства, государственное имущество, ресурсы учреждений, предприятий, организаций).

Структура механизма государства:

государственные органы – связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства.

органы представительной власти;

органы исполнительной власти;

судебные органы;

контрольно-надзорные органы;

государственные учреждения – властными полномочиями не обладают, а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, научной сферах (библиотека, больница, почта, школа).

государственные предприятия – властными функциями не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.

государственные служащие (чиновники) – лица, которые профессионально занимаются управлением государства.

здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Государства.

Государственный органэто составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

  1. Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;
  2. Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;
  3. Государственный орган состоит из государственных служащих; ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

  1. Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;
  2. Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
  3. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
  4. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.
  5. Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I. По способу возникновения:

  1. Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);
  2. Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II. По объему властных полномочий или по предмету ведения :

  1. Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);
  2. Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III. По широте компетенции:

  1. Государственные органы общей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);
  2. Государственные органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:

  1. Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);
  2. Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V. По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI. По принципу разделения властей:

  1. Законодательные (Федеральное Собрание РФ);
  2. Исполнительные (Правительство РФ);
  3. Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

Отраслей российского права.

Отрасль права– это система правовых норм, которые регулируют с помощью определенных методов правового регулирования определенную сферу общественных отношений.

Составные элементы отрасли права:

1) подотрасль права;

2) институт права. Классификация отраслей права:

1) базовые:

а) конституционное право– совокупность юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан и т. п.;

б) гражданское право– совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

в) административное право– совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно–распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц;

г) уголовное право– совокупность юридических норм, которые состоят из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств;

2) специальные:

а) гражданско–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность судебных органов и иных субъектов гражданско–процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров;

б) уголовно–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и определяющих процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов;

в) уголовно–исполнительное право– совокупность юридических норм, регламентирующих порядок отбывания наказания за совершенные преступления и деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по профилактике правонарушений;

г) трудовое право– совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения;

д) семейное право– совокупность юридических норм, регулирующих брачно–семейные отношения;

е) финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих сферу финансово–правовых отношений;

ж) земельное право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны земельного фонда;

з) иные отрасли российского права;

3) отрасли материального и процессуального права;

4) отрасли международного и внутригосударственного права;

5) отрасли частного и публичного права.

62 Институт права: понятие и виды

Институт права– это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.

Признаки института права:

1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;

2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;

3) нормативная обособленность,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.

Виды правовых институтов:1)в зависимости от отрасли права:

а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);

б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);

в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);

г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);

д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;

2) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) учредительные (закрепительные);

3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные;

4) в зависимости от сферы распространения:

а) отраслевые;

б) межотраслевые (смешанные);

5) в зависимости от распространения в отраслях права:

а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;

б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.

Структура институтов права:

1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

Реализации права.

Отрасль права– это система правовых норм, которые регулируют с помощью определенных методов правового регулирования определенную сферу общественных отношений.

Составные элементы отрасли права:

1) подотрасль права;

2) институт права. Классификация отраслей права:

1) базовые:

а) конституционное право– совокупность юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан и т. п.;

б) гражданское право– совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

в) административное право– совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно–распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц;

г) уголовное право– совокупность юридических норм, которые состоят из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств;

2) специальные:

а) гражданско–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность судебных органов и иных субъектов гражданско–процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров;

б) уголовно–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и определяющих процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов;

в) уголовно–исполнительное право– совокупность юридических норм, регламентирующих порядок отбывания наказания за совершенные преступления и деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по профилактике правонарушений;

г) трудовое право– совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения;

д) семейное право– совокупность юридических норм, регулирующих брачно–семейные отношения;

е) финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих сферу финансово–правовых отношений;

ж) земельное право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны земельного фонда;

з) иные отрасли российского права;

3) отрасли материального и процессуального права;

4) отрасли международного и внутригосударственного права;

5) отрасли частного и публичного права.

62 Институт права: понятие и виды

Институт права– это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.

Признаки института права:

1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;

2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;

3) нормативная обособленность,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.

Виды правовых институтов:1)в зависимости от отрасли права:

а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);

б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);

в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);

г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);

д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;

2) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) учредительные (закрепительные);

3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные;

4) в зависимости от сферы распространения:

а) отраслевые;

б) межотраслевые (смешанные);

5) в зависимости от распространения в отраслях права:

а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;

б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.

Структура институтов права:

1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

Нормативных правовых актов

Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:

возникновение спора о праве;

установление фактов, имеющих юридическое значение;

Признаки правоприменения

-является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

-осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

-осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

-сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

Федерации.

Конституционный строй– установленная Конституцией определенная организация государства.– совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Основы конституционного строя РФ– основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ.

Принципы конституционного строя РФ– основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм 5) государственный суверенитет 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений .

Разделение властей как элемент основ конституционного строя РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной. Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Основные черты разделения властей: 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие властей: 1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей; 2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть; 3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Российской Федерации.

Экономическая основа.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой.

1. В РФ гарантируются:

- единство экономического пространства;

- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- поддержка конкуренции - запрещаются соглашения между конкурентами, угрожающие условиям конкуренции;

- свобода экономической деятельности;

В Российской Федерации действует также Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года.

2. Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения.

3. Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Социальное государство.

Статья 7: 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано обеспечить каждому достойное человека существование (равномерное содействие всем гражданам, обеспечение для каждого прожит минимума и возможности заработать).

В Конституции РФ содержится право (ст. 37) "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию", права на защиту от безработицы (ст. 37).

Социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения ее определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм с помощью налогов, законов, субсидий и пр. Для людей, потерявших все из-за болезни, потери кормильца и др – соц обеспечение. Зависит от возможностей государства и общества. Демократическое социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Социальная сфера перекликается с другими.

1. Охрана труда и здоровья людей.

стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; пособия по безработице; возможности для участия в оплачиваемых общественных работах, здоровые и безопасные условия труда

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

4. Развитие системы социального обслуживания. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Гражданин (семья) признается нуждающимся в социальном обслуживаниий по следующим основаниям:

1) частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с пожилым возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет);

2) инвалидность;

3) сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;

4) семейное неблагополучие, социально опасное положение (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей, отсутствие одного из родителей либо обоих родителей);

5) наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;

6) наличие в семье инвалидов и/или детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;

7) признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи;

8) отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;

9) негативные последствия чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц, а также катастроф природного и техногенного характера.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.

Коном.

Правовой статус личности – совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых нормами различных отраслей права.

Исходные положения этого статуса – общепризнанные общечеловеческие ценности, находящие свое выражение в понятии естественных, неотчуждаемых прав человека. Другой составной частью правового статуса личности является правовой статус гражданина. КП устанавливает основы правового статуса личности. Гл.2КРФ закрепляет их; 64 ст. гласит, что положения этой главы не м/б изменены иначе, как в порядке, установленном КРФ – путем общего пересмотра КРФ.

ЭЛЕМЕНТЫ основ правового статуса личности:

  1. естественные права человека, не зависящие от его гражданства, правовой связи с каким-либо гос-ом
  2. принадлежность/непринадлежность человека к гражданству данной страны
  3. правовые принципы статуса личности: равноправие лиц в своем статусе, гарантированность прав
  4. институт основных прав и свобод: конституционные права лица (и человека, и гражданина)
  5. контроль за соблюдением прав человека и гражданина (Уполномоченный по правам человека)
  6. институт основных обязанностей

ПРИНЦИПЫ:

Принципы правого статуса личности – те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление этой личности прав и исполнение ею обязанностей п/д другими личностями, коллективами, гос-ом. Они охраняются гос-ом и правом.

  1. сочетание прав и обязанностей
  • конституционному праву личности соответствует обязанность другой личности, гос-ва или общества.
  • Многие права могут выступать как обязанности (забота о детях, их воспитание)
  1. неотъемлемость конституционных прав личности и недопустимость произвольного отказа от выполнения обязанностей (ч.2 ст.17 КРФ).

Ч. 2 ст.55: не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

  1. равенство людей в отношении их прав и обязанностей .
  • Всеобщее фактическое равенство людей обеспечить невозможно – люди неодинаковы, например, по своим способностям, что влечет неодинаковый уровень жизни.
  • То есть этот принцип говорит о юридическом равенстве – о равенстве возможностей.

■ Гос-во должно помогать тем, кто по разным причинам не может использовать предоставляемые правом равные возможности.

■ Не допускается дискриминация (различие) в правах и обязанностях по основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее соц.статуса.

4. гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей

Три разновидности гарантий:

  • социально-экономические – необходима материальная база для осуществления прав и выполнения обязанностей
  • политические – реальная власть народа, демократический характер общества и гос-ва, борьба с бюрократизмом, привилегиями элиты
  • юридические – правовые средства по осуществлению и защите прав человека и гражданина, юридические методы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.

Правовой статус - это юридически закреплено положение лица в государстве и обществе.

Ст.2 – высшей ценностью – человек, его права и свободы. – это приоритет. Даже в случае коллизии с другими ценностями.

Гл. 2 является одной из наиболее защищённой, жёсткой в Конституции и не может быть изменена ФЕд. собранием.

Основные права и свободы рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения. То есть они являются дозаконотворческими и внезаконотворческими.

Такие естественные права не могут быть не только приобретёнными, но и переданы к-л, являются неотчуждаемыми. Даже отказ от них – ничтожен.

Особенности:

- являются исходным пунктом для установления др. прав, свобод и законных интересов в отраслевом законодательстве (специальном)

- высокая степень их обобщения и распространения

-в основе не юр. факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ

- обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Классификация:

  1. Права человека и права гражданина.
  2. Индивидуальные и коллективные (право на объединения ст.30, на забастовку ч.4 ст.37, права коренных малочисленных народов и нац. меньшинств ст.69+ФЗ)
  3. Основные (право на участие граждан в управлении делами государства через право избирать и быть избранными) и дополнительные.
  4. Общие (большой круг лиц) и частные (небольшой круг лиц) – пенсионеры и пенсионеры-инвалиды
  5. Абсолютные (не могут быть ограничены – на жизнь, достоинство личности, жилище, судебную защиту, свобода совести, предпринимат-й д-ти) и подлежащие законодательному ограничению (свобода печати, передвижения, право собственности, тайна переписки).
  6. По сферам проявления прав:

-Личные (гражданские) права и свободы – составляют первооснову к-п статуса личности, обеспеч-т защиту всех сфер частной жизни – большинство из этих прав носит абсолютный и естественный характер.

-политические – обеспечивают участие личности в жизни общества и гос-ва, в т.ч. формировании и осуществлении публичной власти. Большинство принадлежат только гражданам.

-экономические, социальные и культурные – обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в этих сферах.

Обязанности- мера должного поведения человека в обществе - необходимы для поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод.

Основные(конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:

  • соблюдение Конституции и законов
  • уважение прав и свобод других лиц
  • защита Отечества
  • уплата налогов и сборов
  • бережное отношение к природе и окружающей среде
  • забота о памятниках истории и культуры
  • получение основного общего образования
  • забота о детях и нетрудоспособных родителях

Фундаментальная обязанность человека и гражданина в РФ- соблюдение Конституции и законов РФ -распространяется на всех лиц, находящихся в РФ, не может иметь исключений и составляет основу законности и правопорядка. То же относится к обязанности соблюдать права и свободы других людей.

Защита Отечества- долг и обязанность граждан РФ. Каждый военнообязанный гражданин РФ в случае войны против России должен принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на отражение нападения. Воинской обязанности подлежат все граждане РФ мужского пола, постоянно проживающие в РФ, в возрасте от 18 до 27 лет и не имеющие отсрочек и освобождений по состоянию здоровья либо иным основаниям. Наиболее распространенные формы реализации воинской обязанности:

  • воинский учет
  • действительная военная служба.

Воинская служба может быть заменена альтернативной гражданской службой, вопросы прохождения которой урегулированы Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. От 22.08.2004)

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его:

. убеждениям

. или вероисповеданию

- он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Одна из основ нормального экономического развития –обязанность граждан платить законно установленные налоги и сборы, процедуру уплаты и перечень которых регламентирует налоговое законодательство. За неуплату налогов предусматривается административная и уголовная ответственность.

Граждане обязаны охранять природу. Наряду с общим требованием бережного отношения к природе законом установлен ряд обязанностей:

  • соблюдение правил пользования лесами
  • соблюдение правил и сроков охоты
  • запрет разрушения или ухудшения среды обитания животных
  • соблюдение правил использования водных ресурсов
  • иные обязанности.

Нарушение природоохранного законодательства влечет материальную, административную и уголовную ответственность.

И правом, и обязанностью родителей является воспитание детей. Родители обязаны воспитывать и содержать своих детей до 18-летнего возраста. Совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей.

Каждый в РФ обязан получить основное общее образование (в пределах программы 9 классов школы):

- в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях и др.)

- иных приравненных к ним образовательных заведениях (например частном лицее и т.д.)

Лицо, получившее основное общее образование, обязано пройти аттестацию и получить соответствующий документ- аттестат об основном общем образовании.

Приобретения и прекращения.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

В первой главе Закона о гражданстве “Общие положения” сформулированы принципы российского гражданства.

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. В конституции 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы - означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства - в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства - означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

7. Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства

9. Защита государством граждан РФ за границей - государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключение и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.

Порядок приобретения гражданства РФ

Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате признания; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления гражданства;

путем выбора гражданства (оптация); по иным основаниям, предусмотренным законом.

1. Признание гражданства РФ - гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве России.

Лица, родившиеся после образования СССР (30 декабря 1922 г.) и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ Под этой территорией в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения.

2. Приобретение гражданства по рождению. В мировой практике известно два основных способа приобретения гражданства по рождению: “принцип почвы”, когда гражданство определяется местом рождения, и “принцип крови”, когда гражданство определяется гражданством родителей.

Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти принципы, хотя основным является “принцип крови”. Статья 14 Закона о гражданстве устанавливает, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Если один из родителей на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства — ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от места рождения гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если оба родителя находящегося на территории РФ ребенка неизвестны, ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изменено.

Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст. 17 Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от лица без гражданства, является гражданином России.

3. Приобретение гражданства в порядке регистрации. Данный способ приобретения гражданства носит упрощенный характер и связан в основном с ликвидацией СССР. В порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

лица, у которых на момент рождения один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

лица без гражданства, на день вступления в силу Закона проживавшие на территории РФ или других республик бывшего СССР, если в течение одного года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места жительства, если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению, и если они в течение года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

4. Прием в гражданство РФ (натурализация). Любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет и не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в гражданство России по его ходатайству независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Закон о гражданстве РФ 1991 г. впервые в нашем законодательстве вводит ценз проживания на территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые должны постоянно проживать на территории всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми Законом РФ или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок считается непрерывным, если эти лица выезжали за пределы РФ на учебу или лечение не более чем на три месяца.

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Решения по вопросам приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства принимает Президент РФ.

Порядок прекращения гражданства

В Законе о гражданстве РФ установлены основания для прекращения гражданства: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях. Принципиальный характер носит положение Закона о том, что прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в составе РФ.

Выход из гражданства — это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Он имеет место по ходатайству граждан, в порядке регистрации; в случае, если один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство.

Закон устанавливает основания для возможного отказа в выходе:

если гражданин проживает или намерен поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ; если он имеет неисполненные обязанности перед государством. Выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Разрешение на выход из гражданства входит в компетенцию Президента РФ.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Эта отмена возможна в течение пяти лет после приема

России.

В действующей Конституции РФ, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Личные права и свободы человека.Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем.

1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной частной жизнью.

Право на жизнь- это основное личное право человека, толкуемое как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена.

Право на охрану государством достоинства личности означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; а также никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Неприкосновенность личности(личная неприкосновенность) означает недопустимость произвола при применении репрессивных мер (аресты, заключение под стражу и др.).

Неприкосновенность жилища- одно из личных прав человека, означающее, что никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Неприкосновенность частной жизниозначает охрану личной и семейной тайны, конституционными гарантиями которой являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем, а также право лица на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.

Частная жизнь- это совокупность проявлений индивидуальной активности человека, т.е. это его поступки, действия и отношения, в которых он выступает как индивид.

В ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения и переселения - личное право человека, означающее возможность беспрепятственного передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания(ст. 28 Конституции).

Свобода совестиозначает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Свобода вероисповедания- право человека индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право определять и указывать национальную принадлежность- одно из личных прав человека, означающее свободу выбора своей национальной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Свобода мыслиозначает свободу человека от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.

Свобода слова- это право публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли).

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Так же, как и личные права человека, государство признает политические права, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Право на участие в управлении делами государства - это обобщенное название комплекса политических прав граждан, включающее в себя право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении правосудия.

Право петицийозначает право устных и письменных, индивидуальных и коллективных обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления с требованием, предложением или жалобой.

Право на объединение(свобода союзов и ассоциаций) означает право на образование любого союза в рамках требований закона, свободу деятельности общественных объединений и их равноправие.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является свобода собраний и манифестаций - политическое право граждан, означающее возможность проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования при условии их мирного и невооруженного характера.

Свобода собраний- возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митингипредставляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрациипроводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

Пикетированиепредставляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке, их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности вплоть до уголовной (организация массовых беспорядков, например).

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социальные, экономические и культурныеправа, которые касаются таких важных сфер жизни человека как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности (в т.ч., на землю), право наследования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда.

В ст. 35 Конституции РФ закрепляется, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наряду с правом на частную собственность Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации которого осуществляется нормами гражданского законодательства.

Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Свобода труда означает свободу распоряжения своими способностями к труду и свободу выбора рода деятельности,, и профессии, запрещение принудительного труда, право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Социальные права - это совокупность конституционных прав, дающих возможность человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ и включающих в себя право на отдых, право на защиту материнства и детства, а также равные права родителей на воспитание детей, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, экологические права, право на образование.

Право на отдыхозначает ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила установление в ст. 38 Конституции РФ положения о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Конституция РФ одновременно закрепляет, что «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Право на социальное обеспечениеозначает право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по возрасту, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и др.

Право на жилищеявляется социальным правом каждого и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получать его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право на охрану здоровья и медицинскуюпомощь включает в себя следующий комплекс: общедоступность образования, право на получение бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе, право на учреждение частных учебных заведений.

С правом на охрану здоровья тесно связано право на благоприятную окружающую среду и другие экологические права человека: право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Культурные права человека - это комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни и означающих свободу творчества, в т.ч. свободу преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

1. Конституция РФ возлагает на всех граждан обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15).

2. Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

3. Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

4. Ст. 59 Конституции РФ определяет защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

Употребление в Конституции категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина, отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества.

5. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах РФ.

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.

В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом, случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Стадии.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Федерации.

Конституционные функции. В системе федеральных органов государственной власти РФ Президент РФ стоит на первом месте, возглавляя конституционный перечень федеральных органов (ст.11, ч.1). Чем же определено это место Президента РФ в конституционном механизме РФ?

Прежде всего, его функциональным назначением. Конституционные функции Президента РФ - это основные, главные направления государственной деятельности Президента РФ, определяемые и закрепляемые конституционными нормами.

В соответствии с Конституцией РФ можно выделить следующие функции Президента РФ.

1. Президент РФ - глава Российского государства, высшее должностное лицо страны, главное действующее лицо в государственной иерархии.

2. Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, государственного суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.

3. Президент РФ - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти как федерального, так и субъектного уровня.

4. Президент РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутренней и внешней политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ.

5. Президент РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях.

Конституционные полномочия. Исходя из функционального назначения института президентства в РФ, полномочия Президента РФ, закрепленные в Конституции РФ, носят достаточно обширный, многообразный характер.

Все сформулированные в Конституции РФ полномочия Президента РФ можно сгруппировать по основным сферам его государственной деятельности.

В сфере законодательной власти Президент РФ:

- обладает правом законодательной инициативы, то есть правом вносить в Государственную Думу законопроекты, которые должны обладать приоритетом с точки зрения очередности их рассмотрения перед другими законопроектами;

- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

- назначает референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

- подписывает и обнародует федеральные и федеральные конституционные законы;

- обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами Федерального Собрания федерального закона;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Российского государства.

В сфере исполнительной власти Президент РФ:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ.

В сфере судебной власти Президент РФ:

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначает судей других федеральных судов;

- представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ и вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должности.

В сфере внешней политики Президент РФ:

- осуществляет руководство внешней политикой РФ;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

- подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств;

- назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

В сфере обороны и безопасности Президент РФ:

- формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ, статус которого определяется федеральным законом и Положением о СБ, утвержденном Указом Президента РФ;

- утверждает военную доктрину РФ;

- является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

- в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом;

- при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В иных сферах государственной деятельности Президент РФ:

- решает вопросы гражданства РФ;

- предоставляет политическое убежище;

- награждает государственными наградами РФ;

- присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование.

Закрепленные в Конституции РФ полномочия Президента РФ не носят исчерпывающего характера, так как в соответствии с “правовой позицией” Конституционного Суда РФ, выраженной в ряде его решений, Президент РФ в соответствии со статьей 80 Конституции РФ может осуществлять и другие полномочия, вытекающие из его статуса главы государства, гаранта Конституции РФ и т.п.

Это так называемые “скрытые полномочия” Президента РФ, к которым относится право Президента РФ возвращать без рассмотрения принятые палатами ФС РФ федеральные законы с нарушением конституционного порядка, “временно издавать Указы вместо федеральных законов” и др.

39.Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации:

Организация власти, управление и социальные регуляторы в

Первобытном обществе.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины, племена.

Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой

В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Социальным регулятором в этот период являлись: обычаи, традиции, ритуалы, которые назывались мононормами.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 104.