Тема 7. Психология зрелых возрастов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Критерии "зрелой взрослости". Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д.Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон).

Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как "время путешествий" - поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание "мечты" и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.

Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью "мечты" образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.

Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, "перелом жизни". Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание "символической смерти" молодости. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости.

Зрелость как вершина жизненного пути. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие и приспособление к изменениям организма, принятие ответственности за стареющих родителей. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Формы участия в общественной деятельности. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия.

Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К.Шайо. Постформальные операции в период зрелости. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теорий зрелости как "психической окаменелости". Возможности обучения в зрелых возрастах. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э.Эриксон, Д.Левинсон, С.Гоулд).

Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Роль психологического и личностного факторов в процессе старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Профилактика старения. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Выход на пенсию. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной старости. Жизненная мудрость как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом и отчаянием. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Особенности общения и межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Виды психологической помощи безнадежно больным людям. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

Литература:

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1976.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

4. Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К.Бюлера "Очерк духовного развития ребенка" // Собр.соч.: в 6 т. М., 1982. Т.1 - с.196-209.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.3.- с.6-58, 302-313.

6. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 - с.244-268.

7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.6 - с.5-90.

8. Выготский Л.С.// Собр.соч.: в 6 т. М., 1983. Т.4.

o Младенческий возраст. С.269-317;

o Кризис первого года жизни. С.318-339.

o Раннее детство. С.340-367;

o Кризис трех лет. С.368-375;

o Кризис семи лет. С.376-385;

o Педология подростка. С.5-242.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь.// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.2.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.

11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

12. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека.// Вопросы психологии. 1976. №1.

13. Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. // Вопросы психологии. 1966. №4.

14. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 1967.

15. Годдфруа Ж. Что такое психология.// В 2 т. М., 1991. Т.2 - с.19-23, 34-38, 43-46, 50-53, 61.

16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

17. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

18. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.

19. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978. С.3-25, 42-62.

20. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

21. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

22. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл.1.

23. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.

24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

o Об историческом подходе к изучению психики человека. С.350-409.

o Развитие высших форм запоминания. С.436-480.

o Психологические основы дошкольной игры. С.481-508.

o К теории развития ребенка. С.509-537.

o Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности. С538-557.

25. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.

o Проблемы и задачи исследования речи у детей. С. 259-284.

o Формирование личности ребенка в общении. С.291-298.

o Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни. С321-348.

o О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни. С.209-218.

o Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. С.202-208.

28. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

29. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981.

30. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. М., 1994.

31. Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. М., 1932.

o Психическое развитие младших школьников./ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.

o Принцип развития в психологии./ Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.

o Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.

o Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. М., 1980.

o Хрестоматия по детской психологии./ Под ред.Г.В.Бурменской. М., 1996.

o Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия./Под ред.В.С.Мухиной. М.,1991.

32. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1997. Гл.3,4. - с.162-190. Гл.5,7,8.

33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.С.25-77,177-199,212-220, 258-280.

34. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

35. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 1996.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 321.