Введение
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность каждого из разделов. Исторический анализ понятия детства: история детства и отражение детства в культуре как социально-исторического феномена. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Закон гетерохронности (неравномерности) развития.
Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин. Связи возрастной психологии с общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и др.науками. Соотношение возрастной психологии с психологией развития, детской и генетической психологией. Определение понятия развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.
Историческое возникновение возрастной психологии. Значение идей Ж.Ж.Руссо для становления детской психологии. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина для возникновения и развития детской психологии (середина 19 века)ю. Начало систематического изучения детского развития (В.Прейер, Ст.Холл).
Связь между пониманием предмета возрастной психологии и методами исследования психического развития.
Стратегия наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы.
Эксперимент в возрастной психологии. Его виды. Констатирующая и формирующая стратегии исследования.
Основные формы констатирующего исследования: "продольные" и "поперечные срезы". Лонгитюдный метод.
Биографические методы. Обучающий эксперимент и его место в возрастной психологии.
Проблема диагностики психического развития в современной психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Возможности использования проективных методов в исследовании развития.
Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии.
Раздел 2. Проблема условий и движущих сил психического развития в онтогенезе
Раздел 3. Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях
Тема 2. Ранний возраст
Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).
Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф.И.Фрадкина).
Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д.Боулби. Модели привязанности (М.Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д.Боулби).
Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С.Выготский, И.Х.Швачкин).
Основные закономерности развития речи ребенка (В.Штерн, Ж.Пиаже, Н.Хомский, Д.Брунер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Особенности развития понимания речи. Периоды развития речи - переходный и основной. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Развитие форм и функций речи в раннем возрасте.
Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирования образа "Я". Переход от "полевого" к волевому поведению (К.Левин).
Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.
Тема 3. Дошкольный возраст
Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М.И.Лисина) и со сверстниками. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн, Ф.Бойтендайк, Ж.Пиаже). Теории детской игры в психоанализе. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Уровни развития сюжетно-ролевой игры (Д.Б.Эльконин). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.
Характеристика других видов деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка. Конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка. Восприятие литературно-художественных произведений. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Элементы труда и учения в деятельности дошкольника.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).
Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Взаимодействие видов мышления. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А.В.Запорожец, Г.И.Минская, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер). Особенности обобщений и суждений дошкольника. Развитие логического интеллекта. Овладение понятием "сохранения" как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж.Пиаже, Д.Брунер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова).
Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи "для себя". Развитие контекстной речи. Особенности позиции дошкольника по отношению к речевой деятельности.
Развитие памяти. Проблема формирования произвольно и опосредствованной памяти. "Параллелограмм" развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие внимания и его особенности.
Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Основные закономерности нравственного развития ребенка. Стадии морального развития (Л.Кольберг). Условия усвоения ребенком нравственных норм. Роль этических эталонов и самооценки (С.Г.Якобсон).
Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.
Тема 6. Юношеский возраст
Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетикодедуктивного мышления. Кросс-культурные различия в формировании формально-логических структур интеллекта. Формирование индивидуального стиля мышления.
Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен "молодежной субкультуры", его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Межполовые различия. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Построение нового типа взаимоотношений с родителями. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э.Эриксон). Статусы идентичности (Д.Марсиа), Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений. Нарушения формирования идентичности. Основные закономерности развития самосознания. Развитие образа Я. Юношеские дневники и их значение. Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Пути развития научного мировоззрения. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм. Девиантное поведение, его причины и предупреждение.
Введение
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность каждого из разделов. Исторический анализ понятия детства: история детства и отражение детства в культуре как социально-исторического феномена. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Закон гетерохронности (неравномерности) развития.
Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин. Связи возрастной психологии с общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и др.науками. Соотношение возрастной психологии с психологией развития, детской и генетической психологией. Определение понятия развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.
Историческое возникновение возрастной психологии. Значение идей Ж.Ж.Руссо для становления детской психологии. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина для возникновения и развития детской психологии (середина 19 века)ю. Начало систематического изучения детского развития (В.Прейер, Ст.Холл).
Связь между пониманием предмета возрастной психологии и методами исследования психического развития.
Стратегия наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы.
Эксперимент в возрастной психологии. Его виды. Констатирующая и формирующая стратегии исследования.
Основные формы констатирующего исследования: "продольные" и "поперечные срезы". Лонгитюдный метод.
Биографические методы. Обучающий эксперимент и его место в возрастной психологии.
Проблема диагностики психического развития в современной психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Возможности использования проективных методов в исследовании развития.
Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии.
Раздел 2. Проблема условий и движущих сил психического развития в онтогенезе
Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.