Пренатальное развитие, его особенности. Психологическая характеристика акта рождения (О.Ранк, Х.Лагеркранц, С.Гроф). Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Особенности перехода от пренатального периода к постнатальному детству. Коренное изменение образа жизни и типа отражения. Морфологические особенности коры больших полушарий и особенности ВНД младенца. Развитие анализаторов к моменту рождения. Характер ранних реакций. Роль крика. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). Ранние условные рефлексы (натуральные и лабораторные) и особенности их развития.
Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка - потребности в общении. "Комплекс оживления" как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис. Его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка (Р.Шпитц, Д.Боулби). Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Развитие форм общения и механизм "опережающей инициативы" взрослого (М.И.Лисина).
Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Опережающее развитие ориентировочной деятельности. Проблема предперцепции как генетически исходной стадии развития восприятия в младенческом возрасте (Р.Франц). Теории развития восприятия в младенческом возрасте (Дж.Гибсон, Т.Бауэр, Ж.Пиаже). Развитие зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым.
Возникновение и развитие акта хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых и локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым (ситуативно-личностного) и общения по поводу предмета (ситуативно-делового) для развития речи ребенка. Особенности понимания речи и развитие предпосылок активной речи (гуканье, гуление, лепет) для развития активной речи.
Факторы, определяющие индивидуальные различия в ходе развития младенца. Темперамент, его основные характеристики (С.Чесс, А.Томас).
Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.
Тема 2. Ранний возраст
Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).
Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф.И.Фрадкина).
Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д.Боулби. Модели привязанности (М.Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д.Боулби).
Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С.Выготский, И.Х.Швачкин).
Основные закономерности развития речи ребенка (В.Штерн, Ж.Пиаже, Н.Хомский, Д.Брунер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Особенности развития понимания речи. Периоды развития речи - переходный и основной. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Развитие форм и функций речи в раннем возрасте.
Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирования образа "Я". Переход от "полевого" к волевому поведению (К.Левин).
Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.
Тема 3. Дошкольный возраст
Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М.И.Лисина) и со сверстниками. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн, Ф.Бойтендайк, Ж.Пиаже). Теории детской игры в психоанализе. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Уровни развития сюжетно-ролевой игры (Д.Б.Эльконин). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.
Характеристика других видов деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка. Конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка. Восприятие литературно-художественных произведений. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Элементы труда и учения в деятельности дошкольника.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).
Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Взаимодействие видов мышления. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А.В.Запорожец, Г.И.Минская, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер). Особенности обобщений и суждений дошкольника. Развитие логического интеллекта. Овладение понятием "сохранения" как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж.Пиаже, Д.Брунер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова).
Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи "для себя". Развитие контекстной речи. Особенности позиции дошкольника по отношению к речевой деятельности.
Развитие памяти. Проблема формирования произвольно и опосредствованной памяти. "Параллелограмм" развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие внимания и его особенности.
Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Основные закономерности нравственного развития ребенка. Стадии морального развития (Л.Кольберг). Условия усвоения ребенком нравственных норм. Роль этических эталонов и самооценки (С.Г.Якобсон).
Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.