Модуль «Объемное моделирование»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1 Исследование и конструирование сложных многогранников (9 ч)

1. Конструирование октаэдра. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.

Понятия «многогранник», «октаэдр», «грань», «ребро», «вершина». Конструирование октаэдра из развертки. Конструирование предметов окружающего мира, имеющих форму октаэдра.

1.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы (9 ч)

1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной призмы.

Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной призмы. Конструирование призмы из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование замков и крепостей.

1.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы (9 ч)

1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной пирамид.

Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной пирамид. Конструирование пирамиды из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование египетских пирамид.

1.4 Тематическое конструирование (9 ч)

1. Проект «Мой любимый город».

Диалог «Здания и достопримечательности нашего города. Инфраструктура».

Конструирование фигур – «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д. Выставка «Мой любимый город».

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

 

Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 3. Диктанты для конструирования.

Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.

Приложение № 5. Логические игры и задания.

Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.

Приложение № 7. Комбинаторные задания.

Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.

Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.

Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».

Мультимедийные презентации:

1. «Периметр».

2. «Каталог геометрических фигур и тел».

3. «Объем».

4. «Многоугольники».

5. «Симметрия».

Материально-техническое оснащение занятий:

ü Столы – 5 штук;

ü Стулья – 10 штук;

ü Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.

3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.

5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

 

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006.

2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

 

Сценарий игры для будущих первоклассников "Грамотей по имени ТИКО".

 

Игра может быть посвящена Дню знаний (1 сентября), Международному дню грамотности (8 сентября), выпуску дошколят из детского сада как посвящение в первоклассники или приурочена к другим поводам. Осветить игру охотно откликаются телевизионные СМИ, если их пригласить с помощью, например, такого пресс-релиза:

 

«8 сентября в детском саду №Х отметят Международный день грамотности.

 

Впервые в городе N в режиме нон-стоп дошколята отметят Международный день грамотности. 8 сентября в Y часов в детском саду Х пройдет зрелищная детская игра "Грамотей по имени ТИКО".

 

На второй неделе сентября во всем мире отмечается Международный день грамотности. В XXI веке грамотным может считаться только тот, кто постоянно обновляет свои знания и стремится к учебе. Именно так в выпускных группах детского сада Х и решили отметить начало учебного года.

 

Грамотность и вкус к учебе старшие группы дошкольников продемонстрируют в эстафетах и конкурсах с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения ТИКО. Из деталей конструктора командам предстоит на скорость сконструировать дом и мебель, выложить самую длинную дорожку и без ошибок составить слова-отгадки на загадки. Участники самой мобильной команды, лучше всех ориентирующиеся в новой обстановке и грамотно выполняющие задания, будут удостоены наград "Грамотей по имени ТИКО".

 

Параллельно с игрой грамотеев пройдет выставка поделок из конструктора, выполненных дошколятами. Зрительское голосование определит самую эффектную поделку, автору которой также достанется приз.

 
По словам ФИО, директора детского сада Х, «сценарий праздника «Грамотность в режиме нон-стоп» легко адаптируется к любому детскому дошкольному учреждению, помогая воспитателям соответствовать в работе с детьми новым образовательным стандартам. На занятиях и в игре малыши с увлечением и пользой через работу с конструктором приближаются к освоению заложенных в стандарте 4 умениям: ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность, результативно работать с ИНФОРМАЦИЕЙ, делать ответственный ВЫБОР в мире ценностей и поступков и уметь ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми. Согласитесь, эти умения нужны любому взрослому – так пусть наши дети будут уже сейчас успешнее нас!»

 

Время проведения игры: один час.

Обязательно подобрать веселый музыкальный фон.

На протяжении всей игры в зале работает выставка «Город ТИКО-мастеров!» из поделок, выполненных из конструктора ТИКО. Открытие выставки производится на 15 минут раньше игры, чтобы зрители могли проголосовать за понравившиеся поделки. Родители и дети, гости праздника изучают выставку, затем берут листок, на котором пишут номер понравившейся поделки, и кладут его на тарелочку (лучше из ТИКО-деталей). После игры подводятся и итоги конкурса «Город ТИКО-мастеров!».

Правила игры:

ü в игре принимают участие команды 3 команды,

ü команды соревнуются между собой, выполняя различные задания с конструктором ТИКО,

ü жюри оценивает скорость и качество выполненных заданий и выбирает победителя: 1 балл за 1 место, 2 за 2-ое и 3 за 3-е,

ü в игре побеждает команда, получившая меньше всех баллов.

Организаторы для игры:

ü ведущий, владеющий приемами экспромта

ü две помощницы, перед началом игры организовывающие процедуру голосования на выставке «Город ТИКО-мастеров!», а во время игры помогающие переставлять столы и разносящие командам конструктор и контейтеры

ü помощник, включающий по сигналу ведущего музыкальные паузы.

ü в жюри можно включить представителей администрации детского сада и родительского комитета

Оборудование для игры:

ü столы для выставки

ü заранее сделанные дошкольниками поделки из конструктора ТИКО для выставки

ü блок с листками для зрительского голосования

ü пачка фломастеров для зрительского голосования

ü тарелочка для итогов голосования

ü нарисовать крупное название выставки «Город ТИКО-мастеров!»

ü жетоны (картон, с одной стороны – белый, с другой стороны – цветной: по 5 красных, желтых и синих квадратиков)

ü канцтовары для жюри

ü грамоты (4)

ü призы (7, лучше всего – наборы конструкторов ТИКО и сладости)

ü для задания А. – три стола, по 9 деталей для строительства дома

ü для задания Б. – те же столы, три коврика, контейнеры с деталями для сборки мебели, книжки-ТИКО с иллюстрациями

ü для задания В. – три контейнера с цветными деталями

ü для задания Г. – три корзины, три контейнера с деталями

ü для задания Д. – несколько листочков с загадками, три контейнера с буквами

ü для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по цвету» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых

ü для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по форме» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых

ü контейнеры – 10 маленьких, 7 больших

ü грамоты (4 штуки)

ü призы (7 штук)

ü результаты игры

Ход игры:

1. Ведущий рассказывает о празднике и о правилах игры, представляет жюри и под аплодисменты приглашает на сцену капитанов команд-участниц (трое родителей).

Примерный монолог ведущего. Междунаро́дный день гра́мотности отмечается 8 сентября с 1966 года. Грамотных становится с каждым годом все больше, однако борьба с неграмотностью по-прежнему остается задачей огромного масштаба и сложности. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20 % взрослого населения мира неграмотны. Почти 4 миллиарда жителей нашей планеты умеют читать и писать. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. И в первую очередь к ним относятся женщины и девочки, оставшиеся за дверями школы. А уже во вторую очередь мужчины и мальчики, что лишены возможности получения качественного образования. Кроме того, бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Сегодня важнейшее условие распространения грамотности – это постоянное обучение, непрерывное образование, работа каждого человека над собой.

А вы уже совсем скоро пойдете в школу. Этому и грамотности и будет посвящен наш сегодняшний праздник. Он пройдет в виде игры.

2. Участники – 18 человек (15 человек детей и 3 взрослых)– подходят к столу и берут жетоны (с одной стороны – белые, с другой стороны – цветные: красный, желтый, синий) и по цвету жетонов делятся на три команды.

3. Командам дается одна минута, чтобы придумать себе название. Затем ведущий под аплодисменты объявляет названия команд.

4. Конкурсные задания.                 

А. «Собрать из ТИКО-деталей дом!»

Ведущий сообщает, что командам за заданное время надо построить домики для Цыпленка, Утенка и Котенка (берет их с выставки, ставит на столы). Команды строятся в колонну, напротив каждой команды на столе разложены ТИКО-детали для сборки дома. Образец дома ведущий показывает участникам и зрителям. По сигналу первый участник бежит к столу и соединяет две детали дома – возвращается обратно. Второй участник бежит к столу и присоединяет к дому ещё одну деталь и т. д. Выигрывает команда, которая быстро и правильно построит дом.

Б. «Собрать из ТИКО-деталей мебель!»

Ведущий на те же столы выкладывает по коврику из деталей ТИКО и сообщает командам, что теперь им необходимо будет за заданное время построить мебель для дома – стол, стул, диван и шкаф. Образцы построек показываются в книге-ТИКО. Команды располагаются вокруг стола и по сигналу начинают работу. Победителем становится команда, выполнившая свою работу быстро и качественно. Ведущий проверяет качество выполненной работы, и столы с поделками присоединяются к выставке «Город ТИКО-мастеров!».

Во время этого задания можно провести конкурс для маленьких зрителей и/или родителей – «Разложи ТИКО-детали по цвету». Двум командам дают большой контейнер с разноцветными фигурами и четыре пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по цветам – желтый, зеленый, синий, красный.

В. «Собрать из ТИКО-деталей цветную дорожку!»

Каждая команда получает контейнер с фигурами. Необходимо найти все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку. Выигрывает тот, кто за заданное время сделает это быстрее. Ведущий проверяет, не остались ли нужные детали в контейнере, и объявляет победителя.

Г. «Собрать из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур!»

Команды располагаются за столами. Они получают по корзине из ТИКО-деталей и по контейнеру с плоскими фигурами. Корзины ставят на расстоянии от столов. Собрав фигуру, ребенок бежит к корзине и кладет её туда. За заданное время они должны собрать как можно больше объемных геометрических фигур и сложить их в корзину. Ведущий со зрителями (хором) считают фигуры в каждой корзине и объявляют победителя.

Во время этого задания можно провести конкурс для маленьких зрителей и/или родителей – «Разложи ТИКО-детали по форме». Двум командам дают по контейнеру с разными фигурами и четыре маленьких пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по форме – квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник.

Д. «Собрать из ТИКО-букв отгадку!»

Командиру, взрослому человеку, выдают лист с загадкой. Нужно отгадать загадку прочесть и собрать слово-отгадку из ТИКО-букв. Побеждает команда, которая правильно отгадает загадку и быстро соберет слово. (Этот же конкурс может являться дополнительным для выявления победителя в случае, если на победу в игре будут претендовать две команды). Примерные загадки:

Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ. (алфавит) Всё я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. (книга)
Я оставляю синий след, Но жить он может много лет. (ручка) Поле белое, Овцы черные. (книга)
Никому не даст он краски Вдруг товарищ не вернёт!? Почитать не даст он сказки – Очень редкий переплет... (жадина) Поиграть не даст в компьютер – Можно клавиши сломать. И вообще в компьютер лучше В одиночку поиграть! (жадина)
Палочка волшебная есть у меня друзья. Палочкою этой могу построить я Башню, дом и самолёт, И огромный пароход! (карандаш) Любим нос везде совать, И чертить, и рисовать, Все раскрашиваем сами Разноцветными носами. (карандаши)
Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом. (карандаш) Для меня резинка, братцы, лютый враг! Не могу я столковаться с ней никак. Сделал я кота и кошку – красота! А она прошлась немножко – нет кота! С ней хорошую картинку не создать! Так во всю ругал резинку ... (карандаш)

5. Жюри объявляет результаты, вручает призы и грамоты «Грамотей по имени ТИКО!» участникам игры.

6. Подводятся итоги зрительского конкурса «Город ТИКО-мастеров!» Победитель получает приз и грамоту.

 

Если у вас возникли вопросы по организации учебной и развлекательной деятельности с ТИКО, Вы можете задать их автору ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ». Ирина Викторовна Логинова, воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко» (Великий Новгород) ждет Ваших писем на e-mail: irinaloginova76@mail.ru или рекомендует обратиться на сайт http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ (содержит методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)



Дата: 2018-09-13, просмотров: 539.