Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-конструирование» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3 – 4 года)
По окончании дети должны знать и уметь:
· различать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
· сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
· ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;
· различать понятия «один» - «много»;
· считать и сравнивать числа от 1 до 3;
· ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед.
Ожидаемый результат: 2 год обучения (4 – 5 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
· называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
· сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
· иметь представление о различных видах многоугольников;
· ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
· считать и сравнивать числа от 1 до 5;
· конструировать плоские фигуры по образцу.
Ожидаемый результат: 3 год обучения (5 – 6 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
· называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
· сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
· конструировать различные виды многоугольников;
· ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
· считать и сравнивать числа от 1 до 10;
· конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Ожидаемый результат: 4 год обучения (6 – 7 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
· конструировать многогранники;
· владеть основами моделирующей деятельности;
· сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам;
· ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
· иметь представление о периметре фигуры;
· сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
· решать комбинаторные задачи;
· выделять «целое» и «части»;
· выявлять закономерности;
· считать и сравнивать числа от 1 до 20.
Продолжительность занятий:
3 – 4 года – 15 минут, 4 – 5 лет – 20 минут, 5 – 6 лет – 20 минут, 6 – 7 лет – 30 минут.
Способами определения результативности программы являются:
ü Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
ü Выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров!» (проводятся 1 раз в месяц).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 63 | 31.5 | 31.5 |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.2 | Сравнение | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.3 | Классификация | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.4 | Выявление закономерностей | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.6 | Выделение части и целого | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.7 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2 | Объемное моделирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.1 | Различение плоских и объемных конструкций | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
Год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 54 | 27 | 27 |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.2 | Сравнение | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.3 | Классификация (по одному – двум свойствам) | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.4 | Выявление закономерностей | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.6 | Выделение части и целого | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.7 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
2 | Объемное моделирование | 18 | 9 | 9 |
2.1 | Исследование и конструирование предметов кубической формы | 8 | 4.5 | 4.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 8 | 4.5 | 4.5 |
2.3 | Тематическое конструирование | 2 | ||
Итого | 72 | 36 | 36 |
Год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 36 | 18 | 18 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 4 | 2 | 2 |
1.2 | Сравнение и классификация | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.3 | Выявление закономерностей | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.4 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.6 | Целое и части | 4 | 2 | 2 |
2 | Объемное моделирование | 36 | 18 | 18 |
2.1 | Объемные геометрические фигуры | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.4 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
Год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 36 | 18 | 18 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.2 | Сравнение и классификация | 8 | 4 | 4 |
1.3 | Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.5 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 |
1.6 | Периметр | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Выделение частей и целого | 4 | 2 | 2 |
2 | Объемное моделирование | 36 | 18 | 18 |
2.1 | Исследование и конструирование сложных многогранников | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.4 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
Содержание деятельности
В качестве содержательной базы в программе «ТИКО-конструирование» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО-конструирование» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием.
Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования «Геометрика» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию.
Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей;
2) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель;
3) свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
В процессе занятий учащиеся много работают со схемой и учатся:
- делать выбор комплектующих по схеме;
- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;
- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по ТИКО-конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
В кружке моделирования «Геометрика» занятия проходят два раза в неделю: одно занятие посвящается знакомству с новыми математическими понятиями, приемами и способами конструирования, на втором занятии дети повторяют изученную тему на тематическом материале. Педагог организует конструирование по заданной теме. Дети могут сами заранее выбрать тему для конструирования или работать по теме, предложенной педагогом. Важно, чтобы выбор темы расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького «строителя».
Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.
Программа «ТИКО-конструирование», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
Год обучения
Дети 3-4 лет на занятиях кружка моделирования «Геометрика» получают первоначальные представления о том, что объекты природы и предметы окружающего мира, сделанные человеком, представлены различными формами – одни формы похожи между собой, другие отличаются. С этой целью воспитанники рассматривают и сопоставляют простейшие геометрические формы, выделяя их из многообразия предметного мира.
Наблюдения: рассматривание устройств и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).
Специальной работы по формированию геометрических понятий и представлений на этой ступени программой не предусмотрено.
Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых можно построить их полноценную познавательную деятельность. В частности, у детей 3 – 4 лет недостаточно развита координация движений – практическая работа с конструктором для объемного моделирования ТИКО способствует ускорению и гармонизации психофизиологического развития ребенка. Манипуляции с конструктором позволяют развивать логическое, пространственное мышление воспитанников и основные сенсорные процессы.
В модуле «Плоскостное моделирование» дети учатся различать, сравнивать детали конструктора, составляют тематические фигуры способом приложения деталей друг к другу, пробуют соединять детали конструктора; выполняют логические задания, классифицируя детали по цвету, форме и размеру.
В модуле «Объемное моделирование» работа с конструктором ограничивается сопоставлением плоских и объемных предметов, конструкций.
Тематическое конструирование:
в модуле «Плоскостное моделирование» разрабатываются и реализуются проекты по темам: «Мой дом», «Деревня. Домашние животные», «Лес. Дикие животные», «Подводный мир. Морские животные», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Транспорт».
Дата: 2018-09-13, просмотров: 540.