а) Роль персонажа Куника в развитии сюжета (какая у него «роль»: неудачливый возлюблённый Сони, «совесть» Глебова?).
б) По мнению Юлии Михайловны основная тема статьи Куника – мелкобуржуазность. Что это такое? Почему в финале романа она обвиняет Глебова в «буржуазности»?
2. Поедание пирожного «Наполеон» Ганчуком после разгрома на Учёном совете. «Мясистое в розовых складках лицо выражало наслаждение…».
а) Почему разгром Ганчука завершается этим эпизодом?
б) почему эта сюжетная деталь (поедание пирожного) так поразила Глебова?
в) можно ли говорить на примере этого эпизода о различии характеров Глебова и Ганчука?
V. Воспоминания и память.
а) Воспоминания бабы Нилы о прошлом 70-летней давности, о деде-купце и поездках в предместья Москвы. Роль этих «воспоминаний» перед смертью бабы Нилы и перед Учёным советом, на котором состоится разгром Ганчука.
б) баба Нила – одна из немногих героинь, кто вспоминает о прошлом с удовольствием. Назовите других героев (и рассказчиков) и их воспоминания и обозначьте их отношение к воспоминанию, их эмоциональное состояние при этом. Почему Шулепников в начале романа не желает узнавать Глебова?
в) Глебов пишет диссертацию о журналистике 1880-х гг. «Безымянный рассказчик» в финале романа разыскивает Ганчука, поскольку пишет о журналистике 1920-х гг. Прошлое здесь – научно-абстрагировано, социально обобщено. Но никто не хочет вспоминать «своё» прошлое. Почему? Есть ли ответы в тексте романа?
г) Символы времени в романе: река (протекающая мимо дома на набережной), скелет, мёртвый город, засыпанный песком и открытый археологами (в размышлениях Глебова перед Учёным советом «Это было как на сказочном распутье…»). Поступки героев и время: как они связаны? При оценке поступков героев достаточно ли только этического взгляда или можно оправдать всё «временем»? Показана в романе «связь» времён, поколений и как, или же автор изобразил смену и борьбу поколений?
VI. История любви Глебова и Сони Ганчук.
VII. Взаимоотношения Глебова и Ганчука.
1. Предчувствие перемен. Как герои по-разному принимают перемены в своей жизни («Сердце Глебова ныло от предчувствия перемен» – в начале романа. «Грудь его теснило, кровь стучала в висках от предчувствия перемен в своей судьбе…» – в финале романа перед разгромом Ганчука).
2. Объясните разницу между Ганчуком и Друзяевым-Дородновым-Ширейко. Это различие поколений? Различие отношения к революции? В этом различии просто «виноваты» времена или нет? и т.д. Есть ли, наконец, это различие? («Они просто временно поменялись местами. Оба размахивают шашками» – слова о них повествователя).
3. Последний разговор Глебова и Ганчука («Был какой-то странный мятый прыгающий разговор. Почему-то о Достоевском»). Почему именно эта тема, случайна она или оказывается ключом к восприятию героев? Можно ли называть Глебова современным Раскольниковым? Случайно ли возникает перекличка Соня Ганчук – Соня Мармеладова? Исчез социальный конфликт для времени, когда происходит действие или нет?
Дополнительные вопросы:
1. Сопоставьте образы-характеры бабы Нилы и Васёны. Для чего потребовались эти «народные» персонажи-хранительницы очага? Какую роль они играют в сюжете?
2. Сопоставьте образы-характеры Алины Фёдоровны (мать Лёвки Шулепникова) и Юлии Михайловны: как обе они связаны с зарубежьем? случайно или нет, что одна умеет приспособиться в жизни, а другая нет? и т.д.
VIII. Дом на набережной
Финал.
1. Объясните появление в финале образа «мёртвой смерти» (что так может быть названо: потухший крематорий, кладбище, забытая и невидная в темноте могила Сони Ганчук, Шулепников у ворот?). Есть ли здесь перекличка-спор с концепцией «живой жизни» Вересаева?
2. Почему роман завершается сценой проезда Шулепниковым в троллейбусе через реку по мосту? Почему именно этот герой – в финале (а не Глебов или Ганчук или кто-то ещё)?
Семинар 6.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 406.