IV. «Случайные» темы и события, их роль в развитии сюжета, в понимании героев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  1. Разговор за чаем о статье Куника. «Однажды за ужином Глебов завёл осторожный разговор о статье Куника, появившейся в журнале» – «Сам того не зная, Глебов наступил на больное».

 

а) Роль персонажа Куника в развитии сюжета (какая у него «роль»: неудачливый возлюблённый Сони, «совесть» Глебова?).

б) По мнению Юлии Михайловны основная тема статьи Куника – мелкобуржуазность. Что это такое? Почему в финале романа она обвиняет Глебова в «буржуазности»?

 

2. Поедание пирожного «Наполеон» Ганчуком после разгрома на Учёном совете. «Мясистое в розовых складках лицо выражало наслаждение…».

а) Почему разгром Ганчука завершается этим эпизодом?

б) почему эта сюжетная деталь (поедание пирожного) так поразила Глебова?

в) можно ли говорить на примере этого эпизода о различии характеров Глебова и Ганчука?


V. Воспоминания и память.

а) Воспоминания бабы Нилы о прошлом 70-летней давности, о деде-купце и поездках в предместья Москвы. Роль этих «воспоминаний» перед смертью бабы Нилы и перед Учёным советом, на котором состоится разгром Ганчука.

 

б) баба Нила – одна из немногих героинь, кто вспоминает о прошлом с удовольствием. Назовите других героев (и рассказчиков) и их воспоминания и обозначьте их отношение к воспоминанию, их эмоциональное состояние при этом. Почему Шулепников в начале романа не желает узнавать Глебова?

 

в) Глебов пишет диссертацию о журналистике 1880-х гг. «Безымянный рассказчик» в финале романа разыскивает Ганчука, поскольку пишет о журналистике 1920-х гг. Прошлое здесь – научно-абстрагировано, социально обобщено. Но никто не хочет вспоминать «своё» прошлое. Почему? Есть ли ответы в тексте романа?

 

г) Символы времени в романе: река (протекающая мимо дома на набережной), скелет, мёртвый город, засыпанный песком и открытый археологами (в размышлениях Глебова перед Учёным советом «Это было как на сказочном распутье…»). Поступки героев и время: как они связаны? При оценке поступков героев достаточно ли только этического взгляда или можно оправдать всё «временем»? Показана в романе «связь» времён, поколений и как, или же автор изобразил смену и борьбу поколений?

 

VI. История любви Глебова и Сони Ганчук.

 

  1. Попробуйте обозначить эпизод в сюжете романа, когда Глебов понял, что влюблён в Соню. Когда влюбилась в Глебова Соня?
  2. «Безымянный рассказчик», живший в доме на набережной (ему принадлежат воспоминания детства о «испытании воли» и финал романа): влюблён в Соню или нет? В его отношении к Глебову (и рассказе о нём) чувствуется ревность или нет? Заметил ли он эту раннюю влюблённость Сони в Глебова?
  3. Чего больше в чувстве Сони к Глебову – любви или жалости? Чего больше в чувстве Глебова к Соне – любви или желания обладать (в том числе домом в Брускове, квартирой в Доме На Набережной и т.д.)? Как последовательно повествователь пытается уверить читателя в том, что Глебов не любил Соню? Прав ли он? (Вечеринка у Сони – Эпизод в Брускове, «первая близость»: «Но тогда в Брускове, когда все исчезли и Глебов с Соней остались вдвоём…» – последнее посещение Глебовым Ганчуков).
  4. Для чего автору потребовалась параллель: «Ганчук – Соня» и «Глебов – Маргоша» (отец – дочь)? Обозначьте различие в поведении родителей по отношению к детям.

 

VII. Взаимоотношения Глебова и Ганчука.

 

1. Предчувствие перемен. Как герои по-разному принимают перемены в своей жизни («Сердце Глебова ныло от предчувствия перемен» – в начале романа. «Грудь его теснило, кровь стучала в висках от предчувствия перемен в своей судьбе…» – в финале романа перед разгромом Ганчука).

2. Объясните разницу между Ганчуком и Друзяевым-Дородновым-Ширейко. Это различие поколений? Различие отношения к революции? В этом различии просто «виноваты» времена или нет? и т.д. Есть ли, наконец, это различие? («Они просто временно поменялись местами. Оба размахивают шашками» – слова о них повествователя).

3. Последний разговор Глебова и Ганчука («Был какой-то странный мятый прыгающий разговор. Почему-то о Достоевском»). Почему именно эта тема, случайна она или оказывается ключом к восприятию героев? Можно ли называть Глебова современным Раскольниковым? Случайно ли возникает перекличка Соня Ганчук – Соня Мармеладова? Исчез социальный конфликт для времени, когда происходит действие или нет?

 

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Сопоставьте образы-характеры бабы Нилы и Васёны. Для чего потребовались эти «народные» персонажи-хранительницы очага? Какую роль они играют в сюжете?

 

2. Сопоставьте образы-характеры Алины Фёдоровны (мать Лёвки Шулепникова) и Юлии Михайловны: как обе они связаны с зарубежьем? случайно или нет, что одна умеет приспособиться в жизни, а другая нет? и т.д.

 

 

VIII. Дом на набережной

 

  1. Объясните название романа. Какой дом имеется в виду? Кто жил в нём (в реальности и в романе)?
  2. Можно ли утверждать, что дом на набережной оказывается символом времени (1930-1950-е гг.). Что связано с этим домом в романе: счастье детства? страх? зависть? «чувство несоответствия»? Подкрепите ответ примерами из текста.
  3. Дом на набережной – Дерюгинский переулок. Различие их.
  4. Можно ли утверждать, что жители дома на набережной (советская элита) и жители других домов (не-элита) жили по-разному, и что судьбы у них оказались совершенно разными? Или же в чём-то их судьбы оказались схожими?

 


Финал.

 

1. Объясните появление в финале образа «мёртвой смерти» (что так может быть названо: потухший крематорий, кладбище, забытая и невидная в темноте могила Сони Ганчук, Шулепников у ворот?). Есть ли здесь перекличка-спор с концепцией «живой жизни» Вересаева?

 

 

2. Почему роман завершается сценой проезда Шулепниковым в троллейбусе через реку по мосту? Почему именно этот герой – в финале (а не Глебов или Ганчук или кто-то ещё)?



Семинар 6.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 406.