Проза 1920-х годов. Люди и время
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Основные исторические, культурные и политические события 1920-х годов (составить небольшую таблицу или перечень). Быт советского гражданина. Человек в контексте времени (М. Булгаков «Собачье сердце», «Дьяволиада»; А. Толстой «Гадюка»).

2. Образ будущего: ожидания и опасения (Е. Замятин «Мы», В. Маяковский «Баня»).

3. Герои времени и «лишние люди» (Ю. Олеша «Зависть»).

 

 

2 семинар

Смеховая культура 1920-30-х годов.

 

1. Стихотворные и прозаические фельетоны (по материалам журналов «Огонёк», «Журналист», «Бегемот», «Смехач» и др.

Фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Кольцова, А. Зорича и др.

 

2. Особенности советского «сатирического романа» (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»),

повести (В. Катаев «Растратчики», А. Платонов «Город Градов») и

рассказа (М. Зощенко).

темы, особенности создания комического характера, амплуа комических героев, способы создания авантюрного сюжета.

 

3. В. Катаев «Квадратура круга».

 

 


 


Семинар

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

I. Разминка: Придумать вопросы по тексту романа (чтобы на них можно было ответить, не выходя ассоциативными путями за пределы романа. Тип: Викторина. Например: Вспомните пару строк из песенки, которую пели под марш после представления в Варьете? – Его превосходительство… Кто был дирижёром на балу у Воланда; и т.д.).

2 команды: одни придумывают вопросы, другие отвечают.

За каждый правильный ответ – 2 балла;

За каждый вопрос, на который не ответили, автору вопроса – 3 балла (при условии, что вопрос корректен, не слишком детален: например, сколько было алмазов на алмазной подковке, подаренной Маргарите и т.п.).

 

II. Семинар. 1 ведущий, обозначает тему (проблему), каждый, по возможности, говорит свою точку зрения.

Общая тема-проблема: «Мастер и Маргарита»: трактовки, интерпретации, прочтения.

 

Темы: 1. Герои романа.

Имена: Почему Булгаков «присвоил» героям именно такие имена (свита Воланда, «ершалаимские» герои)? «Странные» имена в романе (Алоизий Могарыч, Никанор Иванович Босой, Ворс, Бескудников, Поприхин и т.п.). Почему у Мастера нет имени?

– Внешний вид дьявола. Традиции изображения дьявола в европейской культуре. Бес – чёрт – дьявол – Воланд: сходства и различия.

– Кто главный герой романа?

 

2. Организация времени и пространства в романе.

– Сколько дней длится действие? Почему Воланд появляется именно в этот момент в Москве (варианты ответа), и почему исчезает в субботу вечером?

– Соотнесение двух пространств-времён: Москва – Ершалаим.

– Как связаны окружающий мир и действия героев.

– Тьма и свет в художественном пространстве романа.

– Сюжетная функция «клиники Стравинского».

 

3. Повествование. «Роман в романе»

– Повествователь и рассказчик «московских» и «ершалаимских» глав (особенности повествования, языка, облика, осведомлённости в происходящем). Фантастика и реальность.

– «Ершалаимские» главы романа и Евангелие: сходства и различия.

 

4. Интерпретации романа.

 

– «Мастер и Маргарита» – роман-мистерия о гибели культуры, конце света.

– «Мастер и Маргарита» – роман, посвящённый этической проблематике (каждому по вере его).

– «Мастер и Маргарита» – роман о нелёгкой судьбе писателя-творца, о его взаимоотношениях с властью, о том сокровенном, что он должен выразить. То есть – роман о творчестве.

 

Соотнесение понятий: добро – зло; свет – покой; жизнь – смерть (и бессмертие); гений – бездарность; трусость, страх – верность, бесстрашие.

 

Доклады-репортажи (не более 7 минут):

1. Булгаковская Москва (превращение пространства города в миф: прототипы и их художественные превращения).

2. Музыка в «Мастере и Маргарите»: что звучит, связь музыки и ситуаций.

3. «Мастер и Маргарита» на сцене, в кино, в экскурсиях.

4. Сообщества фэнов романа, акции, фанфики.

 

Литература:

1. Б. Мягков. Булгаковская Москва. М., 1993.

2. Соколов. Энциклопедия булгаковская. М., 1997.

3. М. Петровский. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова // Театр. 1991. № 5. С. 14 – 32.

 


4 семинар


Поэзия 1960-х годов.

1. «Поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко)... но кто же он ещё? пророк, трибун, совесть эпохи?.. (варианты творческого поведения поэтов-шестидесятников).
2. «Поэтический бум» 1960-х гг.: значимость, итоги.

3. Позднее творчество Маяковского, массовая песня 1930-х гг. и лирика 1960-х: сходства и различия.
4. Отношение к поэтам-шестидесятникам сегодня: классика русской поэзии или обманутые надежды?

Дополнительные задания:
1. Создать серию репортажей о вечере в Политехническом музее (4 репортажа о 4 поэтах).
2. Продумать рекламную кампанию поэтов-шестидесятников (выступление 30
лет спустя).

По произведениям Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной, Р. Рождественского.

 

См.: 24.02.11 Апокриф. «Звездный билет, или Шестидесятники» (эфир 22 февраля 2011 года) // http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=103274

22.08.11 Линия жизни. Евгений Евтушенко // http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=111962
5 семинар







Дата: 2018-12-21, просмотров: 437.