1. Формирование социального страхования в индустриальном обществе: предпосылки, концепции, уровни стандартов защиты.
2. Источники финансирования социального страхования.
3. Обязательное медицинское страхование в РФ.
4. Обязательное социальное страхование в РФ.
5. Обязательное пенсионное страхование в РФ страхование.
6. Реформирование системы пенсионного страхования в РФ.
Тема 7. Социальные стандарты и уровень жизни населения.
Типовые контрольные вопросы для текущего контроля в форме устного опроса:
1. Какие показатели характеризуют уровень жизни населения?
2. Дайте понятие социальных стандартов и их роли в системе социальной защиты населении.
3. В чем проявляется функция прожиточного минимума как базового социального стандарта?
4. Каковы основные направления действий по преодолению бедности в России?
5. Каковы пути преодоления бедности?
Типовые темы докладов на семинарское занятие по теме 6: Социальные стандарты и уровень жизни населения.
1. Уровень жизни населения в РФ.
2. Уровень жизни населения в Санкт-Петербурге.
3. Уровень жизни населения и борьба с бедностью в РФ.
4. Функции минимальных социальных стандартов.
5. Уровень жизни в Скандинавских странах.
6. Социальные стандарты в сфере социального обслуживания населения.
7. Стандартизация в сфере здравоохранения.
Типовые тестовые заданий:
1. Возникновение социального государства является закономерным результатом:
1) эволюционного развития общественных отношений;
2) революционных преобразований в обществе;
3) целенаправленных действий властных структур;
4) активного воздействия на систему власти со стороны других государств.
2. Высшей ценностью социального государства является:
1) общество в целом;
2) правящий класс общества;
3) отдельные социальные группы;
4) обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
Укажите, в каком году появился термин «социальное государство»?
1) в 1750 г.; 3) в 1850 г.;
a) в 1849 г. 4) в 1949 г.
5. Какая модель социального государства обеспечивает высокий уровень бюджетных расходов на социальные нужды общества:
1) либеральная модель;
2) социал-демократическая модель;
3) корпоративная модель;
4) консервативная модель.
Может ли социальное государство быть тоталитарным?
1) да;
2) нет.
7. К «правам первого поколения» относятся:
1) право на ведение государственных дел;
2) право на труд;
3) право на свободу мысли, совести, религии;
4 )право на пользование достижениями культуры.
Кто выступил инициатором проведения социальных реформ в Германии конца Х I Х века, основным направлением которых явилось введение обязательной системы страхования?
1) А. Вагнер;
2) Л. Штейн;
3) О. Бисмарк;
4) К. Маркс.
Кто может участвовать в программе дополнительного накопительного пенсионного страхования?
1) только работники 1967 года рождения и младше;
2) работники любого возраста;
3) все работники, включая лиц достигших пенсионного возраста.
Что обозначает понятие «прожиточный минимум»?
1) минимальный продуктовый набор;
2) стоимостное выражение потребительской корзины;
3) набор жизненно необходимых товаров и услуг.
12. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата, размеры социальных выплат это показатели (укажите чего)______(Уровня жизни)__________
Оценочные средства для промежуточной аттестации.
Формируемые компетенции
Таблица 5 (1)
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК ОС-1 | способность к оказанию услуг в области социального обеспечения и социальной помощи населению. | ОПК ОС-1.2. | понимание сущности и задач социальной политики социального государства в различных направлениях социальной сферы; |
ОПК ОС-2 | способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению, осуществлять оценку их эффективности | ОПК ОС-2.3. | способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению в современной России |
ОПК ОС-3 | способность участвовать в разработке и реализации социальных программ и проектов, направленных на повышение эффективности социального обслуживания и оказания социальной поддержки гражданам на индивидуальном, групповом или средовом уровнях | ОПК ОС-3.2. | способность разработки социальных программ в условиях построения социального государства в России. |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции | УК ОС-1.3 | способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем) |
Этап освоения компетенции | Критерий оценивания | Показатель оценивания |
ОПК ОС – 1.2 - понимание сущности и задач социальной политики социального государства в различных направлениях социальной сферы; | - знание сущности политики России как социального государства в различных направлениях социальной сферы, включая социально-педагогическую, социально-медицинскую, социально-защитную сферу. | - знает задачи и направления социальной политики; - проявляет способность анализа динамики и тенденций развития отраслей социальной сферы |
ОПК ОС-2.3. способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению в современной России | Освоение перечня и содержания государственных социальных услуг; Осуществление анализа результатов технологической деятельности ; Владение навыками предоставления социальной помощи населению. | Адекватно и полно представляет перечень и содержание социальных услуг. Самостоятельно проводит анализ технологической деятельности; Адекватно применяет технологии социальной работы к решению практических ситуаций |
ОПК ОС-3.2. способность разработки социальных программ в условиях построения социального государства в России. | - знание о регуляторах социального благополучия, позволяющих овладеть навыками по управлению развитием социального благополучия и качества жизни на индивидуальном, групповом или средовом уровнях. - знание основных моделей социального государства. | - способен анализировать систему показателей социального благополучия - владеет навыками разработки программ комплексного исследования качества жизни населения и оценки социального благополучия - владеет навыками самостоятельного ориентирования и выявления проблем в процессах становления, развития и функционирования социального государства в России |
УК ОС-1.3 способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем) | Описывает объект как элемент системы более высокого уровня. Описывает подсистемы системы высокого уровня, в которые включен объект. Описывает эмерджентные свойства систем. | Соотносит системы и различает их в зависимости от уровня сложности. Называет все системы, в которые встроен объект как подсистема. Точно определяет место объекта в системе более высокого уровня. Характеризует влияние объекта на системы более высокого уровня. |
Типовые оценочные средства
Типовые вопросы, выносимые на зачет
Теоретический блок
Практический блок
Пример типового практического задания:
«Анализ системы социальной защиты различных категорий населения на региональном уровне».
Текст задания:
1. Проанализировать приоритеные направления социальной политики Санкт-Петербурга. Работа сайтомКмитетапо социальной политике Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud
2. Проанализировать систему органов социальной защиты населения в г. Санкт-Петербург. Создать структурную схему, позволяющую получить представление об уровнях соподчинения, входящих в нее структурных элементов, направлениях деятельности и категориях населения, в отношении которых осуществляются меры социальной защиты и поддержки.
3. В результате группового обсждения выбрать категорию населения (семьи, имеющие детей; лица без определенного места жительства; инвалиды; безработные; пожилые граждане; молодые семьи; молодежь) и проанализировать систему мер социальной поддержки и защиты, реализуемых в регионе.
4. Подготовить презентацию на 5-7 слайдов о социальной защите той или иной категории граждан в СПб. В презентации необходимо:
5. - привести статистику по количеству граждан, относящихся к выбранной категории;
6. - указать перечень проблем с которыми сталкиваются представители указанной социальной группы;
7. - указать органы социальной защиты, а также общественные, благотворительные организации, осуществляющие работу с данной категорией граждан;
8. - привести направления работы;
9. - охарактеризовать результаты работы, проделанной сотрудниками отделов социальной защиты населения Санкт-Петербурга.
10. Подготовиться к докладу по итогам работы группы.
Пример типового контрольного задания (работы) по дисциплине «Основы социального государства» для студентов заочного отделения
Подготовить презентацию на 10-15 слайдов по темам:
Оценивание:
За контрольное задание начисляется до 10 баллов. Минимальное количество баллов – 3 баллов.
1. - тема раскрыта, но на основе одного источника информации, в презентации преобладает текстовый материал, отсутствуют схемы, таблицы, рисунки, свидетельствующие об уровне анализа социальной проблемы – 3 баллов;
2. - тема раскрыта достаточно полно, однако нарушена последовательность в изложении материала, обучающийся опирался только на теоретические источники информации, в презентации не достает примеров реализации социальной политики государства, примеров решения социальных проблем – 7 баллов.
3. - тема раскрыта полно, последовательно, презентация включает в себя схемы, таблицы, рисунки, при подготовке обучающийся опирался не менее чем на 5 источников, приведен список использованных источников (учебники, статьи, сайты администраций, министерств, общественных организаций, сайты содержащие официальную статистику и данные социологических исследований и пр.), в работе приведены примеры реализации государственной социальной политики решения социальных проблем наиболее уязвимых слоев населения – 10 баллов.
Шкала оценивания.
Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов». БРС по дисциплине отражена в схеме расчетов рейтинговых баллов.
Схема расчетов сформирована в соответствии с учебным планом направления, согласована с руководителем научно-образовательного направления, утверждена деканом факультета. Схема расчетов доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине и является составной частью рабочей программы дисциплины и содержит информацию по изучению дисциплины, указанную в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС.
При оценивании используется бально-рейтинговая система. Баллы начисляются за посещаемость (максимум 11 баллов), выступления с докладами (максимум 12 баллов), полный и правильный ответ на вопрос при устном опросе (максимум 12 баллов), выполнение практических заданий (максимум 5 баллов), участие в дискуссии (5 баллов), выполнение срезовых (письменных работ) (максимум 5 баллов), результаты выполнения тестовых заданий (20 баллов), ответ на зачете (максимум 30 баллов). Дисциплина считается освоенной, если студент набрал не менее 51 балла в результате выполнения всех типов заданий, включая ответ на зачете.
На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной в систему «зачтено»/ «не зачтено»:
от 0 до 50 баллов | «не зачтено» |
от 51 до 100 баллов | «зачтено» |
Методические материалы
Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) | Показатели оценки | Критерии оценки |
Доклад на семинарском занятии | - соблюдение регламента (10 мин.); - характер источников (более трех источников); - подача материала (презентация); - ответы на вопросы (владение материалом). | В рамках доклада проверяются: Знания : цели и приоритеты, принципы, функции и условия становления социального государства; основные направления политики в сфере социальной защиты населения; Умения: прогнозировать социальные последствия политических и социально-экономических процессов для различны половозрастных и социально-классовых групп; понимать сущность корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнес-структур. Каждый критерий (за исключением 1-го) оценивается в 1 балл. Максимальная оценка - 3 балла за доклад. |
Устный опрос | Корректность и полнота ответов | Сложный вопрос п роверя ет знания и умения обучающегося работать с информационно-аналитическими ресурсами, информационными базами . Полный, развернутый, обоснованный ответ, с элементами профессионального анализа, цитированием источников – 4 балла. Правильный, но не аргументированный ответ – 2 баллов Неверный ответ – 0 баллов Обычный вопростребует ответа, основанного на материалах лекций и учебной литературы. Обучающийся демонстрирует теоретические знания в области психологии социальной работы Полный, развернутый, обоснованный ответ – 2 балла Правильный, но не аргументированный ответ – 1 балла Неверный ответ – 0 баллов. Простой вопрос требует ответа, демонстрирующего понимание ситуации субъекта, основных теоретических положениях социального государства, проверяет знание терминов и его информированность по проблемам изучаемой дисциплины. Правильный ответ – 1 балл; Неправильный ответ – 0 баллов |
Практическое задание | - количество использованных источников информации; - соблюдение регламента и последовательности в действиях, определенных в плане задания; - качественные и количественные характеристики объекта исследования; - качество определения ключевых понятий исследования; - защита группового проекта. | В процессе выполнения практического задания п роверя ются знания и умения обучающегося умение использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях; знание национальных стандартов Российской Федерации в области социального обслуживания; умениеобеспечивать представление интересов получателей социальных услуг; использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов — 5. |
Дискуссия | - уровень предварительной теоретической подготовки к выполнению практического задания; - соблюдение регламента (10 мин. на доклад, 3 мин. на выступление в дискуссии) - умение ставить вопросы иаргументированно отстаивать свою точку зрения; - оформление отчета по результатам обсуждения; - уровень включенности в работу*. | В процессе дискуссии оценивается: знание основных концепций социального государства; знание социально-экономических основ социального государства; способность применять системный подход для анализа моделей социального государства; способность анализировать информационные базы данных; умение руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности; способность формировать и отстаивать свою точку зрения. Каждый критерий оценивается в 1 балл. * Оценка по уровню включенности в выполнение задания: высокий — 1 балл; средний — 0,5 баллов. Максимально возможное количество баллов — 5. |
Тест | Процент правильных ответов на вопросы теста | Проверяет знания : Теоретических положений концепций социального государства; знание терминов; знание моделей социального государства; знание принципов социального государства; знание системы прав человека. 91 - 100% – 20 баллов. 76 - 90% – 15 баллов; 61 - 75% – 10 баллов; Менее 60% – 0 баллов; |
Зачет | - корректность и полнота ответа; знание и использование терминологии; - логичность и последовательность в изложении материала; - использование примеров. | При ответе на вопрос теоретической части зачета оцениваются знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины. При выполнении практического задания оцениваются умения и навыки обучающегося в области анализа обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг; использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки; обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки. при ответе задействованы 2 показателя - 5-14 баллов; при ответе задействованы 3 показателя - 15-21 балла; при ответе задействованы 4 показателя - 22-30 баллов. |
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В процессе освоения дисциплины «Основы социального государства» используются следующие формы занятий: лекции, семинарские и практические. При подготовке к семинарским занятиям студент должен прорабатывать лекционный материал, текст основных рекомендованных учебников, готовить сообщения и доклады по темам семинарского занятия в соответствии с тематическим планом, используя источники, указанные в дополнительном списке литературы, а также рекомендованные интернет источники и ресурсы, обращаясь к Подписным электронным ресурсам Информационно-библиотечного управления РАНХиГС СЗИУ: ЭБС «Айбукс», ЭБС ««IPRbooks», ЭБС «Лань», Эбс «Юрайт»,Ист-Вью, Гребенников, а также ресурсами по Социальной политике в рубрике Полезные ссылки, а также к электронным правовым базам «Кодекс», «Гарант, «Консультант» в интернет-классе научной библиотеки СЗИУ.
К практическим занятия, также требуется предварительная подготовка, связанная с систематизацией теоретического материала. На семинарских и практических занятиях применяются различные формы контроля: устный опрос, тестирование, письменные работы, цель которых выяснить уровень освоения основных понятий и категорий курса, основных положений теории социального государства, моделей социального государства. В устном опросе принимает участие вся студенческая группа, что предполагает готовность студентов к занятию по всем вопросам, включенным в план семинарского занятия. Решение тестовых заданий предусматривает наличие нескольких вариантов. Письменные проверочные (срезовые) работы выполняются в учебной аудитории в течении 15-20 минут и предполагают содержательное раскрытие того или иного теоретического вопроса.
Контрольное задание выполняется студентами, пропустившими занятие по уважительной причинеи не набравшими количества баллов,достаточного для допуска к зачету.
Подготовка к зачету и работе на семинарских и практических занятиях подразумевает самостоятельную ритмичную работу студентов в течение всего семестра. Количество часов, отведенных на самостоятельную работу студента в процессе освоения дисциплины, указано в учебно-тематическом плане. Студентам в ходе самостоятельной работы над темами программы рекомендуется ответить на все предложенные вопросы, чтобы понять какие из них вызывают затруднения. В ходе изучения дисциплины проводится оперативный и рубежный контроль знаний в форме тестовых испытаний, также выполняющие для студента функцию самоконтроля. Для самопроверки качества освоения учебного материала, студентом предоставляется возможность выполнения тестовых заданий (примерные тесты приведены в рабочей программе дисциплины). При подготовке презентаций студентам рекомендуется пользоваться источниками указанными в списке обязательной литературы, а также активно использовать интернет источники, указанными в разделе «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».
В случае пропуска занятий, по уважительной причине, студент обязан выполнить компенсирующие задания: подготовить презентацию на 10-15 слайдов по предложенным темам и сдать зачет по терминам.
Методические рекомендации к подготовке доклада к семинарскому занятию
Доклад обучающегосяна семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. Целью доклада для студента должны выступать достаточно глубокое изучение какой-либо из проблем в истории формирования и развития интеллектуального пространства своей страны, проведение сравнительного анализа в рамках рассматриваемого вопроса, демонстрация способностей свободного рассуждения на исследуемую тематику, организации дискуссии, готовность ответа на поставленные вопросы. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.
При подготовке к докладу студент должен уяснить цели и задачи исследования, предварительно ознакомиться с рекомендуемой литературой и иными источниками, в том числе и из глобальных информационных систем (Internet и др.). Необходимо сопоставить позиции отдельных авторов, провести по возможности их критический анализ, а при необходимости - сформировать аргументы для обоснования своей точки зрения.
Письменную часть работы рекомендуется проводить, прежде всего, не в целях полного конспектирования всего материала, а для формирования плана выступления, с обозначением ключевых вопросов темы, схем, графиков и т.д. В выступлении оцениваются, в первую очередь, способности студентов к изложению изученного материала, свободное им владение.
Методические рекомендации по написанию Контрольной работы
Контрольная работа – краткое изложение теоретического материала по предложенной теме (узкому вопросу). Рекомендуется к выполнению студентами заочного отделения.
Контрольная работа предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа информации изложенной в учебной литературе, её цель оценить уровень самостоятельного освоения студентом теоретического вопроса.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 293.