Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС
Кафедра социальных технологий
УТВЕРЖДЕНА Методической комиссией по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» Протокол № 1 от «08» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.22 «Основы социального государства»
(Осн. соц. гос.; Основы соц. гос.; ОСГ)
краткое наименование дисциплины
по направлению подготовки
39.03.02 – «Социальная работа»
профиль: «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»
бакалавр
Очная/заочная
Год набора -2018
Санкт-Петербург, 2017
Автор–составитель:
канд. психол. наук, доцент,
доцент кафедры социальных технологий Величко Г.А.
Зав. кафедрой Киселев В.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
3. Содержание и структура дисциплины
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1.Основная литература
6.2.Дополнительная литература
6.3.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
6.4.Нормативно-правовые документы
6.5.Интернет-ресурсы
6.6.Иные источники
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.22 «Основы социального государства» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК ОС-1 | способность к оказанию услуг в области социального обеспечения и социальной помощи населению. | ОПК ОС-1.2. | понимание сущности и задач социальной политики социального государства в различных направлениях социальной сферы; |
ОПК ОС-2 | способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению, осуществлять оценку их эффективности | ОПК ОС-2.3. | способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению в современной России |
ОПК ОС-3 | способность участвовать в разработке и реализации социальных программ и проектов, направленных на повышение эффективности социального обслуживания и оказания социальной поддержки гражданам на индивидуальном, групповом или средовом уровнях | ОПК ОС-3.2. | способность разработки социальных программ в условиях построения социального государства в России. |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции | УК ОС-1.3 | способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем) |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ / профессиональные действия | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения | ||
ОТФ: Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения/ ТФ: Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации/ Проф. действия: Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения | УК ОС-1.3 | на уровне знаний:основные направления политики социальной защиты населения;нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения; национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания; типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг. | ||
на уровне умений: использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях. | ||||
на уровне навыков: быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности. | ||||
Проф. действия: Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки
| ОПК ОС-1.2. понимание сущности и задач социальной политики социального государства в различных направлениях социальной сферы; | на уровне знаний основные направления политики в сфере социальной защиты населения; нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции; национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания. | ||
на уровне умений: обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг | ||||
на уровне навыков: быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности | ||||
Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки | ОПК ОС-2.3. способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению в современной России | на уровне знаний система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции; цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем; | ||
на уровне умений: прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки граждан, нуждающихся в их получении; | ||||
на уровне навыков: быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности | ||||
Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину | ОПК ОС-3.2. способность разработки социальных программ в условиях построения социального государства в России. | на уровне знаний знание основных моделей социального государства. | ||
на уровне умений: способен анализировать систему показателей | ||||
на уровне навыков: владеет навыками самостоятельного ориентирования и выявления проблем в процессах становления, развития и функционирования социального государства в России |
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
Вид работы | Трудоемкость (в акад.часах) очно/заочно |
Общая трудоемкость | 108/108 |
Аудиторная работа | 44/8 |
Лекции | 16/4 |
Практические занятия | 24/2 |
Лабораторная | 4/2 |
Самостоятельная работа | 64/96 |
Контроль самостоятельной работы | -/4 |
Виды текущего контроля | Устный опрос, Дискуссия, Практическое задание, Доклад, Тестирование |
Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина Б1.Б.22 «Основы социального государства» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, является обязательной для изучения и изучается на 2 курсе в 3 семестре. В процессе освоения данной дисциплины преподаватель опирается на знания, полученные в ходе изучения таких дисциплин как Б1.Б.05 «Социология» (1 курс, 1 семестр), Б1.Б.01 «Философия» (1 курс, 2 семестр), Б1.Б.07 «Правоведение» (1 курс,2 семестр), Б.1.Б.08. «Экономика» (1 курс, 2 семестр). В свою очередь она создаёт необходимые предпосылки для освоения таких дисциплин как Б1.В.ДВ.12.01 «Социальная политика» (2 курс, 4 семестр), Б1.В.ДВ.11.01 «Социальное обеспечение и социальное страхование» (3 курс, 6 семестр), Б1.В.18 «Качество жизни населения» (4 курс, 8 семестр).
Форма промежуточной аттестации – зачет.
3. Содержание и структура дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование тем (разделов),
| Объем дисциплины (модуля), час. | Форма
| |||||
Всего
| Контактная работа обучающихся с преподавателем | СР
| ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Тема 1 | Теоретико-методологические основы социального государства | 16 | 4 | - | 4 | - | 8 | УО, Д |
Тема 2 | Тенденции развития социального государства в Российской Федерации | 14 | 2 | - | 2 | - | 10 | УО, Д |
Тема 3 | Экономические основы социального государства в РФ | 14 | 2 | - | 2 | - | 10 | УО, ДИ |
Тема 4 | Социальная политика России как фактор развития социального государства | 20 | 2 | 4 | 4 | - | 10 | УО, ПЗ |
Тема 5 | Социальная защита населения как функция социального государства | 14 | 2 | - | 4 | - | 8 | УО |
Тема 6 | Развитие системы социального страхования | 14 | 2 | - | 4 | - | 8 | УО, Д |
Тема 7 | Социальные стандарты и уровень жизни населения. | 16 | 2 | - | 4 | - | 10 | УО,Д,Т |
Промежуточная аттестация | Зачет | |||||||
Всего (академ.час./астроном.час.) : | 108/81 | 16/12 | 4/3 | 24/18 | - | 64/48 |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем (разделов), | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Тема 1 | Теоретико-методологические основы социального государства | 16 | 1 | - | - | - | 15 | УО |
Тема 2 | Тенденции развития социального государства в Российской Федерации | 14 | - | - | - | - | 14 | - |
Тема 3 | Экономические основы социального государства в РФ | 14 | 1 | - | - | - | 13 | УО |
Тема 4 | Социальная политика России как фактор развития социального государства | 16 | 1 | - | 1 | -- | 14 | УО, ПЗ |
Тема 5 | Социальная защита населения как функция социального государства | 14 | 1 | - | - | 4 | 13 | УО, КР |
Тема 6 | Развитие системы социального страхования | 14 | - | - | 1 | - | 13 | УО |
Тема 7 | Социальные стандарты и уровень жизни населения. | 16 | - | 2 | - | - | 14 | УО,Т |
Промежуточная аттестация |
| Зачет | ||||||
Всего (академ.час./астроном.час.) : | 108/108 | 4/3 | 2/1,5 | 2/1,5 | 4/3 | 96/99 |
Примечание:
УО – устный опрос; Д – доклад; ПЗ – практическое задание; ДИ –дискуссия; КР – контрольная работа (для заочного отделения); Т – тестирование.
Содержание дисциплины
Формируемые компетенции
Таблица 5 (1)
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК ОС-1 | способность к оказанию услуг в области социального обеспечения и социальной помощи населению. | ОПК ОС-1.2. | понимание сущности и задач социальной политики социального государства в различных направлениях социальной сферы; |
ОПК ОС-2 | способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению, осуществлять оценку их эффективности | ОПК ОС-2.3. | способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению в современной России |
ОПК ОС-3 | способность участвовать в разработке и реализации социальных программ и проектов, направленных на повышение эффективности социального обслуживания и оказания социальной поддержки гражданам на индивидуальном, групповом или средовом уровнях | ОПК ОС-3.2. | способность разработки социальных программ в условиях построения социального государства в России. |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции | УК ОС-1.3 | способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем) |
Этап освоения компетенции | Критерий оценивания | Показатель оценивания |
ОПК ОС – 1.2 - понимание сущности и задач социальной политики социального государства в различных направлениях социальной сферы; | - знание сущности политики России как социального государства в различных направлениях социальной сферы, включая социально-педагогическую, социально-медицинскую, социально-защитную сферу. | - знает задачи и направления социальной политики; - проявляет способность анализа динамики и тенденций развития отраслей социальной сферы |
ОПК ОС-2.3. способность предоставлять социальные услуги и реализовывать меры социальной поддержки населению в современной России | Освоение перечня и содержания государственных социальных услуг; Осуществление анализа результатов технологической деятельности ; Владение навыками предоставления социальной помощи населению. | Адекватно и полно представляет перечень и содержание социальных услуг. Самостоятельно проводит анализ технологической деятельности; Адекватно применяет технологии социальной работы к решению практических ситуаций |
ОПК ОС-3.2. способность разработки социальных программ в условиях построения социального государства в России. | - знание о регуляторах социального благополучия, позволяющих овладеть навыками по управлению развитием социального благополучия и качества жизни на индивидуальном, групповом или средовом уровнях. - знание основных моделей социального государства. | - способен анализировать систему показателей социального благополучия - владеет навыками разработки программ комплексного исследования качества жизни населения и оценки социального благополучия - владеет навыками самостоятельного ориентирования и выявления проблем в процессах становления, развития и функционирования социального государства в России |
УК ОС-1.3 способность рассматривать систему как элемент системы более высокого уровня (видеть систему как совокупность подсистем) | Описывает объект как элемент системы более высокого уровня. Описывает подсистемы системы высокого уровня, в которые включен объект. Описывает эмерджентные свойства систем. | Соотносит системы и различает их в зависимости от уровня сложности. Называет все системы, в которые встроен объект как подсистема. Точно определяет место объекта в системе более высокого уровня. Характеризует влияние объекта на системы более высокого уровня. |
Типовые оценочные средства
Типовые вопросы, выносимые на зачет
Теоретический блок
Практический блок
Пример типового практического задания:
«Анализ системы социальной защиты различных категорий населения на региональном уровне».
Текст задания:
1. Проанализировать приоритеные направления социальной политики Санкт-Петербурга. Работа сайтомКмитетапо социальной политике Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud
2. Проанализировать систему органов социальной защиты населения в г. Санкт-Петербург. Создать структурную схему, позволяющую получить представление об уровнях соподчинения, входящих в нее структурных элементов, направлениях деятельности и категориях населения, в отношении которых осуществляются меры социальной защиты и поддержки.
3. В результате группового обсждения выбрать категорию населения (семьи, имеющие детей; лица без определенного места жительства; инвалиды; безработные; пожилые граждане; молодые семьи; молодежь) и проанализировать систему мер социальной поддержки и защиты, реализуемых в регионе.
4. Подготовить презентацию на 5-7 слайдов о социальной защите той или иной категории граждан в СПб. В презентации необходимо:
5. - привести статистику по количеству граждан, относящихся к выбранной категории;
6. - указать перечень проблем с которыми сталкиваются представители указанной социальной группы;
7. - указать органы социальной защиты, а также общественные, благотворительные организации, осуществляющие работу с данной категорией граждан;
8. - привести направления работы;
9. - охарактеризовать результаты работы, проделанной сотрудниками отделов социальной защиты населения Санкт-Петербурга.
10. Подготовиться к докладу по итогам работы группы.
Пример типового контрольного задания (работы) по дисциплине «Основы социального государства» для студентов заочного отделения
Подготовить презентацию на 10-15 слайдов по темам:
Оценивание:
За контрольное задание начисляется до 10 баллов. Минимальное количество баллов – 3 баллов.
1. - тема раскрыта, но на основе одного источника информации, в презентации преобладает текстовый материал, отсутствуют схемы, таблицы, рисунки, свидетельствующие об уровне анализа социальной проблемы – 3 баллов;
2. - тема раскрыта достаточно полно, однако нарушена последовательность в изложении материала, обучающийся опирался только на теоретические источники информации, в презентации не достает примеров реализации социальной политики государства, примеров решения социальных проблем – 7 баллов.
3. - тема раскрыта полно, последовательно, презентация включает в себя схемы, таблицы, рисунки, при подготовке обучающийся опирался не менее чем на 5 источников, приведен список использованных источников (учебники, статьи, сайты администраций, министерств, общественных организаций, сайты содержащие официальную статистику и данные социологических исследований и пр.), в работе приведены примеры реализации государственной социальной политики решения социальных проблем наиболее уязвимых слоев населения – 10 баллов.
Шкала оценивания.
Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов». БРС по дисциплине отражена в схеме расчетов рейтинговых баллов.
Схема расчетов сформирована в соответствии с учебным планом направления, согласована с руководителем научно-образовательного направления, утверждена деканом факультета. Схема расчетов доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине и является составной частью рабочей программы дисциплины и содержит информацию по изучению дисциплины, указанную в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС.
При оценивании используется бально-рейтинговая система. Баллы начисляются за посещаемость (максимум 11 баллов), выступления с докладами (максимум 12 баллов), полный и правильный ответ на вопрос при устном опросе (максимум 12 баллов), выполнение практических заданий (максимум 5 баллов), участие в дискуссии (5 баллов), выполнение срезовых (письменных работ) (максимум 5 баллов), результаты выполнения тестовых заданий (20 баллов), ответ на зачете (максимум 30 баллов). Дисциплина считается освоенной, если студент набрал не менее 51 балла в результате выполнения всех типов заданий, включая ответ на зачете.
На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной в систему «зачтено»/ «не зачтено»:
от 0 до 50 баллов | «не зачтено» |
от 51 до 100 баллов | «зачтено» |
Методические материалы
Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) | Показатели оценки | Критерии оценки |
Доклад на семинарском занятии | - соблюдение регламента (10 мин.); - характер источников (более трех источников); - подача материала (презентация); - ответы на вопросы (владение материалом). | В рамках доклада проверяются: Знания : цели и приоритеты, принципы, функции и условия становления социального государства; основные направления политики в сфере социальной защиты населения; Умения: прогнозировать социальные последствия политических и социально-экономических процессов для различны половозрастных и социально-классовых групп; понимать сущность корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнес-структур. Каждый критерий (за исключением 1-го) оценивается в 1 балл. Максимальная оценка - 3 балла за доклад. |
Устный опрос | Корректность и полнота ответов | Сложный вопрос п роверя ет знания и умения обучающегося работать с информационно-аналитическими ресурсами, информационными базами . Полный, развернутый, обоснованный ответ, с элементами профессионального анализа, цитированием источников – 4 балла. Правильный, но не аргументированный ответ – 2 баллов Неверный ответ – 0 баллов Обычный вопростребует ответа, основанного на материалах лекций и учебной литературы. Обучающийся демонстрирует теоретические знания в области психологии социальной работы Полный, развернутый, обоснованный ответ – 2 балла Правильный, но не аргументированный ответ – 1 балла Неверный ответ – 0 баллов. Простой вопрос требует ответа, демонстрирующего понимание ситуации субъекта, основных теоретических положениях социального государства, проверяет знание терминов и его информированность по проблемам изучаемой дисциплины. Правильный ответ – 1 балл; Неправильный ответ – 0 баллов |
Практическое задание | - количество использованных источников информации; - соблюдение регламента и последовательности в действиях, определенных в плане задания; - качественные и количественные характеристики объекта исследования; - качество определения ключевых понятий исследования; - защита группового проекта. | В процессе выполнения практического задания п роверя ются знания и умения обучающегося умение использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях; знание национальных стандартов Российской Федерации в области социального обслуживания; умениеобеспечивать представление интересов получателей социальных услуг; использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов — 5. |
Дискуссия | - уровень предварительной теоретической подготовки к выполнению практического задания; - соблюдение регламента (10 мин. на доклад, 3 мин. на выступление в дискуссии) - умение ставить вопросы иаргументированно отстаивать свою точку зрения; - оформление отчета по результатам обсуждения; - уровень включенности в работу*. | В процессе дискуссии оценивается: знание основных концепций социального государства; знание социально-экономических основ социального государства; способность применять системный подход для анализа моделей социального государства; способность анализировать информационные базы данных; умение руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности; способность формировать и отстаивать свою точку зрения. Каждый критерий оценивается в 1 балл. * Оценка по уровню включенности в выполнение задания: высокий — 1 балл; средний — 0,5 баллов. Максимально возможное количество баллов — 5. |
Тест | Процент правильных ответов на вопросы теста | Проверяет знания : Теоретических положений концепций социального государства; знание терминов; знание моделей социального государства; знание принципов социального государства; знание системы прав человека. 91 - 100% – 20 баллов. 76 - 90% – 15 баллов; 61 - 75% – 10 баллов; Менее 60% – 0 баллов; |
Зачет | - корректность и полнота ответа; знание и использование терминологии; - логичность и последовательность в изложении материала; - использование примеров. | При ответе на вопрос теоретической части зачета оцениваются знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины. При выполнении практического задания оцениваются умения и навыки обучающегося в области анализа обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг; использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки; обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки. при ответе задействованы 2 показателя - 5-14 баллов; при ответе задействованы 3 показателя - 15-21 балла; при ответе задействованы 4 показателя - 22-30 баллов. |
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В процессе освоения дисциплины «Основы социального государства» используются следующие формы занятий: лекции, семинарские и практические. При подготовке к семинарским занятиям студент должен прорабатывать лекционный материал, текст основных рекомендованных учебников, готовить сообщения и доклады по темам семинарского занятия в соответствии с тематическим планом, используя источники, указанные в дополнительном списке литературы, а также рекомендованные интернет источники и ресурсы, обращаясь к Подписным электронным ресурсам Информационно-библиотечного управления РАНХиГС СЗИУ: ЭБС «Айбукс», ЭБС ««IPRbooks», ЭБС «Лань», Эбс «Юрайт»,Ист-Вью, Гребенников, а также ресурсами по Социальной политике в рубрике Полезные ссылки, а также к электронным правовым базам «Кодекс», «Гарант, «Консультант» в интернет-классе научной библиотеки СЗИУ.
К практическим занятия, также требуется предварительная подготовка, связанная с систематизацией теоретического материала. На семинарских и практических занятиях применяются различные формы контроля: устный опрос, тестирование, письменные работы, цель которых выяснить уровень освоения основных понятий и категорий курса, основных положений теории социального государства, моделей социального государства. В устном опросе принимает участие вся студенческая группа, что предполагает готовность студентов к занятию по всем вопросам, включенным в план семинарского занятия. Решение тестовых заданий предусматривает наличие нескольких вариантов. Письменные проверочные (срезовые) работы выполняются в учебной аудитории в течении 15-20 минут и предполагают содержательное раскрытие того или иного теоретического вопроса.
Контрольное задание выполняется студентами, пропустившими занятие по уважительной причинеи не набравшими количества баллов,достаточного для допуска к зачету.
Подготовка к зачету и работе на семинарских и практических занятиях подразумевает самостоятельную ритмичную работу студентов в течение всего семестра. Количество часов, отведенных на самостоятельную работу студента в процессе освоения дисциплины, указано в учебно-тематическом плане. Студентам в ходе самостоятельной работы над темами программы рекомендуется ответить на все предложенные вопросы, чтобы понять какие из них вызывают затруднения. В ходе изучения дисциплины проводится оперативный и рубежный контроль знаний в форме тестовых испытаний, также выполняющие для студента функцию самоконтроля. Для самопроверки качества освоения учебного материала, студентом предоставляется возможность выполнения тестовых заданий (примерные тесты приведены в рабочей программе дисциплины). При подготовке презентаций студентам рекомендуется пользоваться источниками указанными в списке обязательной литературы, а также активно использовать интернет источники, указанными в разделе «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».
В случае пропуска занятий, по уважительной причине, студент обязан выполнить компенсирующие задания: подготовить презентацию на 10-15 слайдов по предложенным темам и сдать зачет по терминам.
Методические рекомендации к подготовке доклада к семинарскому занятию
Доклад обучающегосяна семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. Целью доклада для студента должны выступать достаточно глубокое изучение какой-либо из проблем в истории формирования и развития интеллектуального пространства своей страны, проведение сравнительного анализа в рамках рассматриваемого вопроса, демонстрация способностей свободного рассуждения на исследуемую тематику, организации дискуссии, готовность ответа на поставленные вопросы. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.
При подготовке к докладу студент должен уяснить цели и задачи исследования, предварительно ознакомиться с рекомендуемой литературой и иными источниками, в том числе и из глобальных информационных систем (Internet и др.). Необходимо сопоставить позиции отдельных авторов, провести по возможности их критический анализ, а при необходимости - сформировать аргументы для обоснования своей точки зрения.
Письменную часть работы рекомендуется проводить, прежде всего, не в целях полного конспектирования всего материала, а для формирования плана выступления, с обозначением ключевых вопросов темы, схем, графиков и т.д. В выступлении оцениваются, в первую очередь, способности студентов к изложению изученного материала, свободное им владение.
Методические рекомендации по написанию Контрольной работы
Контрольная работа – краткое изложение теоретического материала по предложенной теме (узкому вопросу). Рекомендуется к выполнению студентами заочного отделения.
Контрольная работа предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа информации изложенной в учебной литературе, её цель оценить уровень самостоятельного освоения студентом теоретического вопроса.
Интернет-ресурсы.
1. Министерство финансов http://info.minfin.ru/.
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.rosmintrud.ru
3. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерацииhttp://www.ombudsman.gov.ru
5. Комитет по социальной защите населения Ленинградской области http://social.lenobl.ru
10. Фонд социального страхования Российской Федерации http://fss.ru/
11. Национальный Благотворительный Фонд http://www.nbfond.ru
12. Социальная ответственность бизнеса http://www.soc-otvet.ru
13. Мониторинг доходов и уровня жизни населения http://www.vcug.ru/j_mdiuzhn_last.html
14. Уровень жизни населения России http://www.vcug.ru/izd-per.html
Иные источники.
Не используются.
Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС
Кафедра социальных технологий
УТВЕРЖДЕНА Методической комиссией по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» Протокол № 1 от «08» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.