МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
«База отдыха в горах»
Методические указания для выполнения курсового проекта
по дисциплине «Основы архитектурного проектирования»
для студентов II I курса специальности "Архитектура"
Составитель: доц.Арутюнова Е.С.
Владикавказ 201 8 г.
Введение
Туристическая база — специально отведенная территория с комплексом зданий и сооружений, приспособленных для отдыха.
Архитектура туристического комплекса – понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля. Роль архитектуры в формировании имиджа загородных рекреационных сооружений необычайно важна. Выразительный архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который производит самое первое и сильное впечатление. Анализируя многообразие существующих на сегодняшний день в мире отелей и гостиничных комплексов, можно сделать вывод, что практически все современные архитектурные направления и течения нашли здесь свое отражение. Это связано с тем, что являясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себе наряду с жильем общественно-развлекательные функции, туристическая база позволяет автору воплотить самые смелые новаторские идеи, создать выразительный и запоминающийся образ.
Именно создание такого яркого образа, а не просто сооружения, и является той целью, которая ставится перед автором. При этом важно, чтобы объект был гармонично вписан в существующую застройку или окружающий природный ландшафт. Выразительный пластический облик, самобытный, запоминающийся интерьер, использование национальных особенностей местной архитектуры и традиционных материалов – вот те архитектурные средства, которыми создается неповторимая атмосфера – неотъемлемая часть имиджа проектируемого сооружения. Архитектурно-планировочные решения туристических комплексов часто диктуются природно-климатическими факторами, культурно-историческими особенностями определенного региона, его архитектурными традициями. Именно использование традиционных для данной местности планировочных приемов и строительных материалов в сочетании с неожиданными новаторскими идеями обеспечивает проектируемому объекту столь привлекательный для отдыхающих национальный колорит. Кроме этого огромное значение имеет рациональная функциональная организация пространства комплекса – разделение его на гостевую и служебную зоны и обеспечение удобной связи между ними, а также современное инженерное оборудование. Таким образом, именно на стадии проектирования формируются основы благоприятного имиджа предприятия и закладывается база для его дальнейшего перспективного функционирования.
Классификация турбаз
При определении планировочного решения конкретной туристической базы необходимо учитывать вид туризма, для которого она предназначена. Туризм можно классифицировать по различным критериям:
- По цели отдыха
- По характеру отдыха и его организации
- По продолжительности путешествия
- По сезонности
Эти критерии имеют решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей. Именно это формирует классификацию турбаз.
В зависимости от цели отличают следующие виды туризма:
Рекреационный туризм — с целью отдыха, для физического и/или психического восстановления организма (оздоровительный туризм):
- бальнеологические курорты, где главным лечебным фактором являются природные минеральные воды;
-грязевые, привязанные к месторождениям лечебных грязей;
- климатические: лесные, горные, приморские и др. В том числе с активными видами отдыха, например, пешими путешествиями;
- такие, где используются сразу несколько природных лечебных факторов.
Деловой туризм — путешествия с деловыми целями, по профессиональным и коммерческим интересам.
Познавательный (экскурсионный) туризм - с целью изучения культуры, социальных и экономических отношений посещаемого региона:
- Паломничество;
- этнический туризм;
Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход), включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде.
По видам передвижения выделяются:
- автотуризм;
- мототуризм;
- велосипедный туризм;
-водный туризм;
- парусный туризм;
- конный туризм;
Экстремальный туризм - в широком смысле один из видов туристического отдыха, в той или иной степени связанный с риском.
- Автомобильный туризм;
- Альпинизм;
- Горный туризм;
- Дайвинг;
- Каякинг;
- Рафтинг;
По характеру отдыха и его организации предлагается выделять следующие виды туризма: -Активный туризм, во время которого отдыхающие постоянно или большую часть времени находятся в пути, ночуя, как правило, каждый раз в новом месте.
- Транспортно-экскурсионный туризм — разновидность познавательного туризма, связанная с ограниченным передвижением и получением большого количества новых знаний.
- Стационарный туризм, при котором отдыхающие постоянно или большую часть времени проживают в одном месте — на турбазе, в санатории, доме отдыха, детском лагере и т. д. Питание обычно проходит в столовой, ресторане или другом специализированном помещении, которое входит в структуру учреждения, где размещаются отдыхающие. К стационарному относятся оздоровительный, лечебный, дачный и некоторые другие виды туризма.
По продолжительности путешествия возможны такие виды туризма, как:
- Однодневные экскурсии.
- Кратковременный туризм («конца недели», «weekend») — отдых продолжительностью 2...3 дня.
- Многодневный туризм — любой тур продолжительностью более 3-х дней.
Для активного или транспортно-экскурсионного туризма это, как правило, достаточно 7...15 дней, для стационарного — 2...3 недели.
По сезонности туризм может быть:
- Летним — с конца мая до середины сентября в период летних отпусков и школьных каникул.
- Зимним — с середины декабря до конца февраля в период горнолыжного сезона, рождественских и новогодних праздников.
- Межсезонным (полусезонным) — в нашей области это осень и весна, когда количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном.
Ситуационный план
При выборе места для строительства туристической базы необходимо принимать во внимание следующие критерии:
- Удобство подъездных путей
- Наличие водоема (это особенно важно для рыболовных баз и зон отдыха)
- Наличие часто посещаемых достопримечательностей или расположенность вблизи посещаемых городов (гостиницы для туристов, мотели)
- Экологичность места, его красота и привлекательность (рыболовные и охотничьи базы, зоны отдыха)
-Отсутствие конкурентов в непосредственной близости
К ландшафтным рекреационным ресурсам относят естественные или искусственные ландшафты, представляющие познавательный или спортивный интерес (в зависимости от вида туризма), а также обладающие достаточно хорошими гигиеническими качествами. Для спортивного и познавательного туризма наиболее интересны горные районы как, с одной стороны, самые живописные, а с другой, — представляющие трудность для прохождения, а также дикие и незаселенные леса. Болота могут быть привлекательны для любителей потребительского туризма. Распаханные территории или районы, изуродованные добычей полезных ископаемых, не представляют с точки зрения туризма какой-либо ценности. Одним из основных критериев оценки ландшафта как рекреационного ресурса является его эстетичность, которая выражается в таких категориях, как разнообразие форм элементов ландшафта, их цвет и цветовые сочетания между ними, масштабы панорам, открывающихся с мест осмотра, и т. д.
Для всех рекреационных ресурсов имеет значение следующий ряд характеристик:
а) живописность, подразумевающая, что экскурсионный объект или местность, где отдыхают люди, должны быть красивыми;
б) уникальность: редкий в каком-либо отношении объект рассматривается как некая ценность в мировом, общероссийском, региональном или местном масштабе;
в) транспортная доступность туристического объекта, под которой понимают стоимость проезда, время в пути, вид транспорта, частоту движения транспорта, его комфортность и т. п.;
г) условия обслуживания, определяемые рекреационной инфраструктурой района расположения объекта. Следует также учитывать, что от особенностей архитектуры, уровня комфорта и удобства планировки в значительной степени зависит рентабельность туристической базы.
Размещение туристической базы осуществляется в соответствии с функциональным зонированием территории по действующим документам территориального планирования. Зоны массового кратковременного отдыха следует располагать с учетом их доступности: проезд на общественном транспорте, как правило, должен занимать не более 1,5 часа. Территория под проектируемую турбазу должна находиться на расстоянии не менее 500 м от санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог. Желательно огородить территорию турбазы полосой зеленых насаждений шириной не менее 100 м.
Профиль рельефа местности
Один из этапов анализа рельефа — это построение профилей по линиям с наиболее выраженным рельефом (рис. 4, 5). Профиль рельефа местности — уменьшенное изображение на плоскости вертикального разреза земной поверхности по заданному направлению. Для выявления характерных особенностей рельефа профиль строится в различных масштабах по вертикали и горизонтали и, как правило, не от нулевых отметок, а только от условного горизонта.
По заданной линии, прочерченной на карте, определяется максимальная и минимальная отметки точек и превышение между ними (высота профиля). Выбираются масштабы профиля: горизонтальный, часто равный масштабу карты, и вертикальный — в кратное количество раз крупнее (5—10 и более раз) —для лучшего отражения особенностей рельефа. Вычертив две взаимно перпендикулярные координатные оси, в начальной точке на горизонтальной оси подписывается отметка горизонтали, лежащей несколько ниже самой низкой точки профиля. По вертикальной оси откладываются отрезки, равные высоте сечения в избранном вертикальном масштабе, и подписываются высоты горизонталей.
На горизонтальную ось последовательно переносятся с карты расстояния от начальной точки профиля до горизонталей, пересекающих линию профиля, и из полученных точек восстанавливаются перпендикуляры, длины которых соответствуют отметкам горизонталей на карте и на вертикальной оси. Концы перпендикуляров соединяются плавной кривой. Над линией профиля указываются его азимут, снятый с карты, название начальной и конечной точек профиля, его масштабы (рис. 5).
Рис.4
Рис.5 Пример построения профиля по рельефу (разрез)
Генеральный план
При разработке генерального плана первичной является концепция-схема дорожной сети туристической базы, а также связь территории туристического комплекса с сетью окружающих автомобильных магистралей, удобство коммуникации. Далее, с учетом схемы дорожной сети необходимо грамотно организовать схему функционального зонирования территории, обозначить связи между объектами комплекса. Следующий этап разработки генерального плана территории-благоустройство открытых участков базы, выявление визуальной композиционной доминанты, с учетом предусмотренных заданием функций. Разработка генерального плана территории ведется параллельно с работой над объемно-планировочным решением туристического комплекса.
Рис.27 Эскизная проработка генерального плана турбазы. Автор Р. Пасошников, 2009 г.
Рис.28 Эскиз туристической базы. Работа студента Р. Пасошникова, 2009 г.: 1 — главный корпус; 2 — спортивные площадки; 3 — блокированная застройка; 4 — индивидуальные домики; 5 — развлекательные сооружения; 6 — помещения общественного питания; 7 — автопарковки; 8 — пляж; 9 — пирс; 10 — хозяйственные помещения; 11 — парковая территория
Градостроительные объекты
6. Спортивная зона объединяет площадки для шумных игр и состоит из следующих объектов: небольшой крытый тренажерный зал; крытый бассейн; открытые площадки для спортивного отдыха (футбольное поле, площадка для пляжного волейбола, теннисные корты, площадка для занятий аэробикой и др., размеры которых указаны в табл. 2); открытый бассейн; площадки для детских игр; пляж; лодочный пирс; водные аттракционы (горки, вышки для прыжков и т. п.). Помимо этого, в спортивной зоне должны находиться помещения для хранения и ремонта спортивного инвентаря.
Если под спортивную зону отведен небольшой участок, целесообразно проектировать универсальные площадки, сочетающие сразу несколько игровых полей: волейбольное, баскетбольное, мини-футбольное, бадминтонное, теннисный корт и т. д.
Площадки для спортивных игр (кроме площадок для городков) следует ориентировать
продольными осями в направлении север—юг. Допустимое отклонение не должно превышать, как правило, 15° в каждую из сторон. При наличии в составе спортивных сооружений нескольких площадок для спортивных игр одного вида не более одной трети этих площадок допускается ориентировать продольными осями в направлении восток—запад.
Таблица 2
Вид спортивной площадки | Размеры спортивных площадок, м
| |
общие | игрового поля | |
Баскетбольная | 30х18 | 26х14 |
Волейбольная | 25х14 | 18х9 |
Теннисная | 40х20 | 36х18 |
Для настольного тенниса/на один стол | 8х4,5 | 8х4,5 |
Бадминтон | 18х8 | 13,4х5,8 |
Мини-футбол | 19-29х27-44 | 15-25х25-42 |
7. Зона тихого отдыха. Главным местом тихого отдыха на турбазе является хорошо организованная парковая территория. Недалеко от основных пешеходных путей данной зоны могут быть обустроены беседки, игровые детские площадки: отдельно для детей дошкольного возраста и детей младшего и старшего школьного возраста. Общая площадь игровых площадок должна приниматься из расчета 5 м2 на одного ребенка. Предпочтительно, чтобы места «тихого» отдыха были разнообразны не только по своему составу, но и по методу организации.
Конструктивное решение
По конструктивному типу здания чаще всего выполняют с применением смешенного типа - наряду с внутренним рядом колон нагрузку от межкомнатных перекрытий воспринимают наружные стены. По способу возведения - полносборные (из деталей заводского изготовления). Согласно конструктивному типу здания применяются следующие конструктивные элементы:
1)Фундамент - подземная часть здания, воспринимающая нагрузки от вышележащих конструкций и передающая их на грунт.
Вид фундамента по:
• конструктивной схеме – столбчатый, под колонны и ленточный, под несущие стены. Материалы фундамента – железобетонный, глубина заложения - мелкого заложения (до 5ти метров)
2)Стены -вертикальные ограждения, защищающие помещения от воздействия внешней среды и отделяющие от другого, они воспринимают нагрузку от перекрытий и передают их на фундамент.
• по назначению: наружные и внутренние
• по характеру воспринимаемых нагрузок: несущие - воспринимающие нагрузки от вышележащих конструкций, собственного веса и предающие их на фундамент;
• по конструктивному материалу - крупно и мелкоэлементные;
Стены должны удовлетворять требованиям: теплоизоляции, пожарной безопасности, экономичности и эстетичности. Для строительства общественной части здания чаще всего используются каркасные конструкции.
В большинстве случаев каркасные здания — многоэтажные, но как мы уже определили, для турбазы оптимальный вариант - 3 этажа. Шаг колонн каркаса принимается от 4,8 до 7,2 м с градацией, в основном, через 60 см. Все большее распространение и развитие получает строительство бескаркасных зданий с применением монолитного железобетона. По конструктивному типу они делятся на монолитные и сборно-монолитные : в сборно-монолитных внутренние несущие стены выполняются монолитными, а наружные стены и перекрытия — в различных сочетаниях; в монолитных — все стены и перекрытия выполняются в монолитном железобетоне, В качестве наружных стен могут применяться сборные панели из бетона, асбоцемента на деревянном каркасе, виброкирпичные, штучный материал (кирпич и естественный камень), витражи (со стальной, алюминиевой, деревянной или иной обвязкой) и т. д. Бескаркасные системы монолитного домостроения применяются при строительстве многоэтажных баз отдыха. Такая система позволяет создавать здания- моноблоки, рациональные в сложных геологических ситуациях. Наряду с упомянутыми, широкие возможности архитектурно-пространственных решений предоставляет метод подъема перекрытий по ядрам жесткости, позволяющий изменять очертания перекрытий в плане и достаточно свободно решать помещения общественного назначения, встраиваемые в жилую часть базы, и размещать их на любом этаже здания, применяя различную высоту этажей.
Отделочные материалы
Выбор отделки фасадов туристического комплекса зависит от следующих факторов:
-расположение здания относительно природного ландшафта;
-значения и места здания в градостроительных масштабах окружающей территории
-материалов конструкции, требующей отделки (кирпичные, железобетонные, гипсокартонные перегородки, стены, колонны);
- вида строительства: новое или реконструкция;
- теплофизических, химических воздействий на фасад;
-уровень и стилистическое направление внутренней отделки помещений;
- типологии здания (жилое, общественное, производственное);
- категории здания, помещений по пожаро-и взрывоопасности;
- материального аспекта проекта.
Состав проекта
Ситуационный план_______________________________________ М 1:2000/1:5000 и др.
Схема функционального зонирования ___________________________М 1:1000; 1:2000;
Генплан участка с разработкой всех видов благоустройства___________М1:500; 1:1000;
Планы всех этажей (уровней)_____________________________________М 1:100; 1:200;
Фасады/Развертки (3 и более) ____________________________________М 1:100; 1:200;
Разрезы с учетом конструкций____________________________________М 1:100; 1:200;
Макет_________________________________________________________М1:200, 1:500.
Аннотация________________________________________________(не более 500 знаков)
Перспектива _______________________________________________________ 3 и более
Экспликации помещений и элементов благоустройства.
Технико-экономические показатели
- Площадь земельного участка.
- Площадь застройки.
- Площадь озеленения.
- Общая вместимость турбазы (чел.).
- Общая площадь жилых помещений.
- Общая площадь зоны общественного питания.
- Общая площадь развлекательной зоны.
- Общая площадь спортивной зоны.
- Общая площадь вестибюльной зоны.
- Площадь автостоянки.
- Общее количество парковочных мест
- Общая площадь всех помещений хозяйственного обслуживания.
Работа выполняется на 1 планшете 1х1м.
Библиографический список
-СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений"
- СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования»
- СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения»
- СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
- СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- Барановский, М. И. «Туристические базы»
-«Общественные здания и сооружения» СНиП 31-06-2009
-«Общественные здания» СП к СНиП 2.08.02-85
-«Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений.»
Учебник для вузов.
-«Архитектурная типология зданий и сооружений» Змеул С.Г., Маханько Б.А. 2004 г.
- Селим Хан-Магомедов, «Архитектура советского авангарда», Глава 9. Спорт, отдых, здравоохранение.
- Гусев, В. В. «Пионерские лагеря: архитектору-проектировщику»
- «Архитектура комплексов отдыха» / под общ. ред. А. Т. Полянского.
- « Молодежные лагеря отдыха и их комплексы» / сост. В. В. Гусев, Н. И. Александрова, Н. К. Любимова
- «Горно-рекреационные комплексы: архитектору-проектировщику» / О. Г. Максимов, Е. А. Ополовникова. — М.: Стройиздат
- «Крупные туристические центры» / М. А. Орлов. — М.: Стройиздат
- Нойферт. «Проектирование и строительство: дом, квартира, сад»
-Тхор, Э. А. «Детские курортно-оздоровительные учреждения и комплексы: архитектору-проектировщику».
- Топуз, В. Г. «Учреждения и комплексы туризма для молодежи: архитектору-проектировщику»
Приложение 1
Требования к обеспечению доступа для МГН при проектировании комплекса помещений туристической базы
• Номера в гостиницах и санаториях с местами для инвалидов (одиноких инвалидов и инвалидов с семьями), пользующихся для передвижения креслами-колясками и другими приспособлениями следует располагать, как правило, на первом этаже.
• При проектировании путей эвакуации инвалидов следует исходить из того, что эти пути должны соответствовать требованиям обеспечения их доступности и безопасности для передвижения инвалидов. Не допускается предусматривать пути эвакуации инвалидов и престарелых по открытым наружным металлическим лестницам.
• Коммуникационные пути рекомендуется совмещать с эвакуационными путями. В качестве аварийных могут быть предусмотрены дополнительные пути и устройства, облегчающие и ускоряющие эвакуацию, особенно лиц с нарушением здоровья.
• Места для инвалидов в креслах-колясках не следует располагать группами численностью более трех в одном ряду, желательно их располагать рассредоточенными по всему пространству вблизи от выходов (по краям рядов и т.п.).
• В зрительных залах следует предусматривать не менее трех зрительских мест, оборудуемых индивидуальными слуховыми аппаратами для инвалидов с ослабленным слухом или нарушениями зрения.
• В столовых, буфетах, барах часть оборудования для посетителей (прилавки, столы, барные стойки и т.п.) должны располагаться на доступной для инвалида высоте. Зона для размещения кресла-коляски должна составлять не менее 900х1500 мм.
• Замкнутые пространства, где маломобильный посетитель может оказаться один (кабина лифта, кабина туалета и т.п.), должны быть оборудованы (при наличии таких устройств в здании) экстренной двусторонней связью с диспетчером или дежурным, в том числе для лиц с дефектами слуха. В таких помещениях должно предусматриваться аварийное освещение. • Открытые участки стен коридоров специально для инвалидов должны дополнительно оборудоваться сплошными поручнями на высоте 0,9 м – для взрослых, 0,7 м – для подростков, 0,5 м – для детей младшего возраста.
Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм. Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека. Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм. Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.
• При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т.п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе “Зоны разворота кресла-коляски”. В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°. • Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м. • Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
• Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м. Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т.д.).
• Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т.п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.
Общие требования к пандусам
• В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц. В России почему-то считается, что все инвалиды без исключения могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см.
• На всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированы пандусами. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
• В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,4–1,5 м (рис. 9.3).
• Уклон каждого марша пандуса в зависимости от его длины не должен превышать величин, указанных в графике 9.1 (ВСН 62-91*). Надо заметить, что этот график дает только общее представление о максимально допустимой длине марша пандуса, но от него мало проку для практической работы. В нормативной литературе есть более конкретные требования по пандусам:
• Высота подъема каждого марша пандуса не должна превышать 0,8 м. Уклон пандуса должен быть не более 1:12, а при подъеме на высоту до 0,2 м – не более 1:10, поперечный уклон не должен превышать 1:50 (2%). Для удобства я представила эти требования в виде таблицы 9.1, при подготовке которой использована отечественная нормативная литература (в международной практике к пандусам предъявляются более жесткие требования). Наглядно эти требования представлены также на рис. 9.3.
• В местах перепада уровней (обычно менее одного этажа), там, где невозможно устройство пандусов с допустимыми уклонами, следует предусматривать установку специальных подъемников для инвалидов на креслах-колясках.
• Подъемник в виде платформы, перемещаемой вертикально или вдоль лестничного марша, должен иметь ширину не менее 0,9 м, глубину – не менее 1,2 м. Для преодоления перепадов уровней в зданиях могут применяться подъемники различной конструкции. Подъемник в виде платформы, перемещаемой вертикально, представлен на рис. 12.1. Вертикальная подъемная платформа позволяет перемещать людей, пользующихся инвалидной коляской, с одного уровня на другой в жилых домах, школах, торговых центрах, вокзалах и других многоуровневых сооружениях. Может использоваться как внутри, так и снаружи зданий. При необходимости оснащается как шлагбаумом, так и шахтой с дверями. При разнице отметок до 1,8 м обычно используются открытые платформы. Подъемники с закрытыми кабинами внешне напоминают обычные лифты.
Подъемник в виде платформы, перемещаемой наклонно вдоль лестницы, представлен на рисунках 12.2 и 12.3. Позволяет перемещать колясочников с одного уровня на другой вдоль лестничного марша, в тоже время, не затрудняя использование лестницы по прямому назначению. Принцип действия платформы следующий. Инвалид на коляске заезжает на платформу. С помощью кнопок управления он приводит ее в действие, и она начинает двигаться по направляющим, установленным на стене. После подъема освободившаяся платформа на лестничной площадке откидывается к стене, не мешая обычным посетителям использовать всю ширину лестницы. Рекомендуемая минимальная ширина лестницы, вдоль которой перемещается подъемник, – 1500 мм. При работающем подъемнике шириной 900 мм остается 600 мм ширины лестницы для обычных посетителей. Подъемники рекомендуется устраивать параллельно маршам сбоку. При этом допускается при обосновании размещать их в габаритах марша. Для подъема и спуска пожилых людей, инвалидов и людей с ограниченными двигательными возможностями по лестнице, устроенной по кривой или спирали, используется специальный подъемник в виде движущегося вдоль стены сиденья
• Перед дверьми лифтов и въездами на платформу подъемника необходимо предусматривать свободные зоны, достаточные для маневрирования на кресле-коляске. Размеры свободной зоны перед подъемником показаны на рис. 12.2. Глубина пространства перед входом в лифт с автоматической дверью, используемой посетителями на креслах-колясках, должна быть не менее 1,4 м, а ширина – на 0, 25 м шире двери лифта с каждой стороны.
• Лифты и специальные подъемники должны быть приспособлены для самостоятельного пользования инвалидами на креслах-колясках.
Общие требования
• Расстояние от мест обслуживания до уборных на участках спортивных, зрелищных, мемориальных, культовых комплексов и объектов погребения не должно превышать 200 м, при этом размещение санитарно-гигиенических помещений (зданий) рекомендуется в непосредственной близости от основных входов, въездов, коммуникационных узлов. • При наличии нескольких идентичных приборов и устройств обслуживания посетителей (умывальников, зеркал, приборов для сушки рук, вешалок для полотенца и т.п.) 5% из общего числа, но не менее одного, должны быть запроектированы так, чтобы инвалид мог воспользоваться им.
• В санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для инвалидов, передвигающихся с помощью кресел-колясок, вспомогательных средств или приспособлений, следует предусматривать установку поручней, штанг, подвесных трапеций или другого оборудования, а душевые кабины для инвалидов оборудовать стационарным или откидным сиденьем.
• В помещениях общих душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалидов на креслах-колясках. Размер в плане такой кабины должен быть не менее 1,2х0,9 м. Перед кабиной следует предусматривать пространство для подъезда к ней инвалида на кресле-коляске.
• Краны в душевых должны располагаться на высоте не более 1,3 м.
• Двери из санитарно-гигиенических кабин и помещений для инвалидов должны открываться наружу.
.
• В умывальной при общественном туалете не менее одной из раковин следует устанавливать на высоте не более 0,8 м от уровня пола и на расстоянии от боковой стены не менее 0,2 м (рис. 13.1). В раковинах рекомендуется применение водопроводных кранов рычажного или нажимного действия, при возможности – управляемых электронными системами.
• Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, предназначенных для пользования инвалидами, следует располагать на высоте не более 0,8 м от уровня пола. На этой же высоте – электрополотенце и туалетная бумага.
• Крючок или вешалка для полотенца – не выше 1,3 м от пола. • Следует предусматривать поручни для опоры инвалидов при пользовании умывальниками (рис. 13.2).
• В туалетах общего пользования, включая туалеты в общественных зданиях, следует предусматривать не менее одной специализированной туалетной кабины для инвалидов, пользующихся при передвижении креслами-колясками (рис. 13.3).
• Размеры специализированной кабины не менее: ширина – 1,65 м, глубина – 1,8 м.
• Ширина полотна двери в специализированной туалетной кабине должна быть не менее 900–950 мм. В случае отсутствия технической возможности (при реконструкции и т.п.) минимально допустимая ширина полотна – 800 мм (см. “Двери и проемы дверей”).
• В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусматривается свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки инвалида из кресла на унитаз.
• Для маломобильных лиц следует размещать унитазы на высоте от уровня пола до верха сидения не ниже 450 мм и не выше 600 мм.
• Рядом с унитазом или возле двери должна быть расположена кнопка звонка на высоте 0,85–1,1 м от уровня пола.
• В кабине должна быть предусмотрена установка поручней. Диаметр поручней от 3 до 5 см (наиболее удобный – 4 см). Расстояние между поручнями и стеной в свету не менее 4 см (лучше 6 см).
Примеры расположения туалетной кабины для МГН в составе общественных помещений
• Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.
• Стоянки с местами для автомобилей инвалидов должны располагаться, как правило, на расстоянии не более 50 м от общественных зданий, сооружений, жилых домов. Для автомашин инвалидов следует резервировать места, примыкающие к выходам со стоянок либо максимально приближенные ко входам в здания (или к пешеходным дорожкам, ведущим ко входу в здание).
• В центральных, исторически ценных районах городов с памятниками культуры и архитектуры при размещении стоянок для автомашин инвалидов следует (соблюдая нормативные расстояния от стоянок до входов в здания) следить за тем, чтобы принятое решение не вступало в противоречие со сложившимся обликом района. Для этого следует создавать небольшие по емкости автостоянки, возможно – подземные.
• Места, выделенные для стоянки автомобилей, принадлежащих инвалидам, необходимо оборудовать навесами на случай ненастной погоды.
• Количество мест для инвалидов на открытых стоянках возле общественных зданий и производственных предприятий следует принимать, не менее:
• На автомобильных стоянках при специализированных зданиях и сооружениях для инвалидов следует выделять для личных автомашин инвалидов не менее 10% мест, а около учреждений, специализирующихся на лечении спинальных больных и восстановлении опорно-двигательных функций, – не менее 20% мест.
• Ширина внутриквартирных коридоров в жилых домах принимается не менее 0,9 м.
• В передней квартиры или жилой ячейки для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, или в непосредственной близости от передней следует предусматривать место или кладовую для хранения кресла-коляски.
• При проектировании в составе предназначенной для проживания инвалида квартиры кладовой для хранения инструментов, материалов и изделий, используемых при работах на дому, площадь такой кладовой должна быть не менее 4 кв.м.
• Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.
• При устройстве выхода на придомовой земельный участок с расположенных на первом этаже здания балконов квартир для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, этот выход должен быть снабжен пандусом или подъемником.
Более подробная информация-СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
Одноместный гостиничный номер для МГН
Примеры ванной комнаты для МГН
Более подробная информация- СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
Приложение 2
Примеры выполнения разверток
Рис. П. 15. Развертка пионерского лагеря «Прибрежный»
Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
«База отдыха в горах»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 885.