Программа практики
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ
Часть 1. Педагогическая
Для ОПОП «37.04.01 – Психология»,
Магистерская программа «Психологическое консультирование»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Екатеринбург 2018
Программа практики
«Б2.П.1. – Производственная» (Часть 1. Педагогическая).
Составители:
Минюрова С.А., заведующий кафедрой общей психологии, доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии, институт психологии УрГПУ;
Водяха Ю.Е., доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент, институт психологии УрГПУ
Программа практики обсуждена на заседании кафедры общей психологии УрГПУ
Протокол № 8 от 11.04.2018 г.
Зав.кафедрой /С.А. Минюрова/
Директор института психологии /Л.А. Максимова/
1. Наименование практики
Производственная.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология»,профиль «Психологическое консультирование».
Цели и задачи практики
Целью производственной («Педагогической») практики является формирование умений и навыков проектирования, разработки и проведения различных форм учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования.
Задачами педагогической практики являются:
1. Закрепить теоретические знания магистров в области проектирования, реализации образовательного процесса с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий.
2. Закрепить умения разработки рабочих программ дисциплин по психологическим дисциплинам в системе высшего и дополнительного образования.
3. Формировать умения руководить коллективом обучающихся, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3. Форма обучения: очно-заочная.
Объём практики, ее продолжительность
Объем практики:12 з.е.
Продолжительность: 12 недель/ 432 часа.
Особенности реализации практики
Образовательная деятельность по практике осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Содержание практики
№ | Раздела (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов | Трудоемкость (час.) | Формы контроля |
1. | Подготовитель-ный этап | - Установочная конференция по практике; - Подбор литературы по теме читаемой дисциплины | 32 | Журнал присутствия |
2. | Инструктаж по технике безопасности | - Инструктаж на базе практики | 4 | Журнал инструктажа по технике безопасности |
3. | Эмпирический этап | - Посещение лекционных и практических занятий ведущих специалистов института психологии; - Разработка учебной программы дисциплины, согласующейся с направлением магистерской подготовки. - Разработка конспекта лекций, практических или семинарских занятий (2 занятия) и иллюстративно-демонстрационных материалов к ним (раздаточные материалы, мультимедийные презентации и др.) по выбранной учебной дисциплине. - Проведение учебных занятий – лекций, практических или семинарских занятий (2 занятия) по выбранной учебной дисциплине и анализ полученного опыта. | 252 | Проект учебной программы; конспекты лекций и практических занятий; дневник практики; компьютерная презентация |
4. | Обработка и анализ полученной информации | - Разработка, оформление учебно-методических материалов по заданиям практики; - Самоанализ процесса и результата собственной педагогической деятельности | 108 | Самоанализ |
5. | Подготовка отчета по практике | - Оформление отчетной документации; - Получение отзыва на практику от руководителя базы практики - Подготовка и участие в заключительной конференции по практике. | 36 | Отчетная документация; отзыв руководителя-методиста от базы практики; отзыв руководителя методиста от УрГПУ |
ИТОГО
Перечень баз практики
Базовые кафедры для реализации педагогической практики:
кафедра общей психологии, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, кафедра психологии образования Института психологии УрГПУ, Центр психолого-педагогического сопровождения студентов УрГПУ
Приложение 1.
Фонд оценочных средств
Критерии:
- степень самостоятельности выполнения заданий;
Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины (модуля) или практики, описание показателей компетенций
Формируемые компетенции | Требования к уровню сформированности | Компонентный состав | Оценочные средства | Методические материалы |
Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) | Пороговый | Знает: концепции и подходы к методике обучения; особенности организации обучения; методику преподавания психологии; нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Умеет: разрабатывать и проводить различные формы учебных занятий; проводить диагностику педагогических способностей, стилей педагогической деятельности и стратегий педагогического общения, эффективно организовывать педагогическое общение. Владеет: методами активного и интерактивного обучения психологии; способами анализа результатов обучения; навыками ведения документации, сопровождающей учебно-воспитательного процесса. | Отчет по практике | См. Приложение 2. |
Повышенный | Знает: многообразие концепций и подходов к методике обучения; особенности организации обучения взрослых; специфику преподавания в вузе; методику преподавания психологии; нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Умеет: разрабатывать и проводить различные формы учебных занятий; проводить диагностику педагогических способностей, стилей педагогической деятельности и стратегий педагогического общения, делать выводы об индивидуальных особенностях профессиональной деятельности; эффективно организовывать педагогическое общение. Владеет: методами активного и интерактивного обучения психологии; способами анализа результатов обучения; навыками ведения документации, сопровождающей учебно-воспитательного процесса. | Отчет по практике | См. Приложение 2. | |
Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК -2) | Пороговый | Знает: принципы, методы, управления коллективом обучающихся. Умеет: проводить типовое обследование коллектива с опорой на методические рекомендации. Владеет: навыками разработки стандартных рекомендаций по развитию коллектива толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Отчет по практике | См. Приложение 2. |
Повышенный | Знает: принципы, методы, технологии управления коллективом обучающихся. Умеет: разрабатывать план инновационного обследования с опорой на феноменологию психологических особенностей коллектива. Владеет: навыками составления резюме, прогноза развития коллектива, разработки адресных рекомендаций толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Отчет по практике | См. Приложение 2. | |
Способность и готовность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-11)
| Пороговый | Знает: основные методы оценки учебно-воспитательного процесса. Умеет: применять на практике отдельные активные методы обучения, некоторые инновационные технологии. Владеет: навыками реализации учебного-воспитательного процесса, построенного на основе интерактивных технологий. | Отчет по практике | См. Приложение 2. |
Повышенный | Знает: основные принципы, технологии проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса, образовательной среды. Умеет: применять на практике современные активные и интерактивные методы обучения, инновационные технологии. Владеет: навыками реализации учебного-воспитательного процесса, построенного с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий. | Отчет по практике | См. Приложение 2. | |
Способность и готовностью к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-12) | Пороговый | Знает : цели и содержание обучения психологии в системе высшего и дополнительного образования; специфику содержания психологических дисциплин; основные принципы, методы и средства личностно-ориентированного взаимодействия; нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность преподавателя. Умеет: осуществлять образовательную работу по преподаванию психологических дисциплин в соответствии с образовательными программами; выявлять причины затруднений при усвоении психологических знаний; анализировать результаты собственной педагогической деятельности на разных этапах образовательного процесса. Владеет: навыками анализа, проектирования и конструирования учебного процесса при обучении психологии; интенсивными технологиями преподавания психологических дисциплин. | Отчет по практике | См. Приложение 2. |
Повышенный | Знает : цели и содержание обучения психологии в системе высшего и дополнительного образования; специфику содержания психологических дисциплин на разных уровнях образования; основные принципы, методы и средства личностно-ориентированного взаимодействия; нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность преподавателя психологии системе высшего и дополнительного образования. Умеет: осуществлять образовательную работу по преподаванию психологических дисциплин в соответствии с образовательными программами; применять в практической деятельности отношения творческого сотрудничества; выявлять причины затруднений при усвоении психологических знаний; анализировать результаты собственной педагогической деятельности на разных этапах образовательного процесса, вносить изменения в свою работу на основе проведенного анализа. Владеет: навыками анализа, проектирования и конструирования учебного процесса при обучении психологии; интенсивными технологиями преподавания психологических дисциплин; информацией о путях и средствах совершенствования педагогического мастерства | Отчет по практике | См. Приложение 2. |
Приложение 2.
Промежуточный контроль
Промежуточная аттестация проводится в форме отчета по практике.
Отчет по практике — это специфическая форма письменных работ, позволяющая студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения педагогической практики.
Цель отчета – осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Отчеты студентов по практикам позволяют кафедре создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в образовательный процесс.
Презентация результатов практики: по окончании практики магистр представляет все наработанные материалы руководителю-методисту на проверку, и в соответствии с рекомендациями руководителя-методиста вносит необходимые коррективы в пакет отчетной документации.
Пакет отчетной документации по практике включает:
1. Титульный лист
2. Введение
3. Содержание (начинается с Перечня планируемых результатов обучения при прохождении практики)
4. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (описание компетенций и их представленность в «знать, уметь, владеть» – из программы практики).
5. Дневник магистранта-практиканта.
6. Рабочая программа дисциплины.
7. Конспекты лекций, практических или семинарских занятий (всего 2 занятия) по выбранной учебной дисциплине.
8. Иллюстративно-демонстрационные материалы к разработанным лекциям, практическим или семинарским занятиям (раздаточные материалы, мультимедийные презентации и др.). Сдается на CD-диске.
9. Описание и анализ опыта проведения лекций, практических или семинарских занятий (всего 2 занятия).
10. Самоанализ процесса и результата собственной педагогической деятельности.
11. Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ (при необходимости также предоставляется характеристика с места прохождения практики).
Примерная шкала оценивания
№ П/П | Шкала оценивания | Критерии оценивания |
1. | отлично | · соответствие содержания отчета программе прохождения практики – отчет собран в полном объеме; · структурированность (четкость, нумерация страниц, подробное оглавление отчета); · индивидуальное задание раскрыто полностью; · не нарушены сроки сдачи отчета. |
2. | хорошо | · соответствие содержания отчета программе прохождения практики – отчет собран в полном объеме; · не везде прослеживается структурированность (четкость, нумерация страниц, подробное оглавление отчета); · оформление отчета; · индивидуальное задание раскрыто полностью; · не нарушены сроки сдачи отчета. |
3. | удовлетворительно | · соответствие содержания отчета программе прохождения практики - отчет собран в полном объеме; · не везде прослеживается структурированность (четкость, нумерация страниц, подробное оглавление отчета); · в оформлении отчета прослеживается небрежность; · индивидуальное задание раскрыто не полностью; · нарушены сроки сдачи отчета. |
4. | неудовлетворительно | · соответствие содержания отчета программе прохождения практики – отчет собран не в полном объеме; · нарушена структурированность (четкость, нумерация страниц, подробное оглавление отчета); · в оформлении отчета прослеживается небрежность; · индивидуальное задание не раскрыто; · нарушены сроки сдачи отчета. |
Программа практики
ПРИЗВОДСТВЕННАЯ
Часть 1. Педагогическая
для ОПОП «37.04.01 – Психология»,
Дата: 2018-12-21, просмотров: 207.