А В. Суворов
Если мы сознательно стремимся что-то запомнить, процесс забывания происходит очень медленно. Но по прошествии времени мы все-таки забываем даже то, что хотели бы помнить. Как ты думаешь, хорошо это или плохо?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Homo Sapiens — человек разумный
Homo Sapiens в переводе с латинского языка означает «человек разумный», человек, умеющий мыслить, т. е. рассуждать, сравнивать, делать выводы.
Сейчас ты читаешь. А знаешь ли ты, что чтение — одно из самых сложных мыслительных действий? Чтобы прочитать текст, нужно мысленно выполнить сложнейшие действия: узнать буквы, сложить их в слова, понять смысл слов, связать слова в предложения и т. д. Это может сделать только человек.
Человека отличают от других живых существ на Земле прежде всего членораздельная речь, умение мыслить и созидать (создавать что-то новое).
Когда ты узнаешь что-то новое, у тебя возникают вопросы, ты пытаешься ответить на них, вспомнить уже известное, понять — ты думаешь. Человек всегда о чем-то думает, размышляет, даже во сне. Рассказать о своих мыслях люди могут с помощью языка — словами. Если нам трудно выразить свою мысль словами — это значит, что нет ясной мысли.
Древние греки говорили: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает».
Чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли, нужно учиться. Как гласит русская пословица: «Век живи, век учись».
Эта пословица есть в языках разных народов:
в английском — live and learn («живи и учись»);
во французском — on s ' instruit a tout age («учатся в любом возрасте»);
в немецком — zum Lernen ist niemand zu alt («никто не стар для учебы»);
в испанском — mientzas vivas , aprende («до тех пор, пока будешь жить — учись»).
Задание 1
Вспомни, сколько времени уходило у тебя в первом классе на то, чтобы прочитать страницу текста. А теперь? Иногда бывает очень трудно, но всему можно научиться: «Ученье и труд всё перетрут».
Подумай и напиши, какими качествами нужно обладать, чтобы успешно учиться.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Умный человек может предвидеть заранее развитие некоторых событий. Для этого нужно уметь выявлять связи между ними, понимать закономерности. Развить гибкость ума и логическое мышление можно решая логические задачи и головоломки.
Задание 2
Реши логические задачи.
1. Сереже вдвое больше лет, чем будет Саше тогда, когда Толе исполнится столько, сколько Сереже сейчас. Кто из мальчиков старший, кто младший, а кто средний по возрасту?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Два человека подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить только одного человека. Оба прохожих перебрались через реку и продолжили свой путь. Как им это удалось?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Рассмотри ряды чисел. Изменение чисел в ряду не случайно, оно подчиняется определенным закономерностям. Определи закономерности и продолжи ряды.
Задание 4
Вырежи квадрат и разрежь его на части (см. Приложение 2). Сложи из частей квадрата фигуры.
Умение человека наблюдать природу помогло ему открыть многие ее тайны и законы. Затем у людей появилась необходимость систематизировать (суммировать) свои знания об окружающем мире. Так зарождалась наука. Благодаря научным знаниям и творческому мышлению человек создал вокруг себя новый, рукотворный мир.
Творческое мышление проявляется в способности человека создавать что-то новое и в том, умеет ли он в обычных, знакомых для него предметах и явлениях находить новое и необычное.
Чтобы проверить свои творческие способности, поиграй вместе с одноклассниками в игру «Изобретатели».
Запишите в тетрадь названия предметов, которые вас окружают (например, ручка, стул, линейка, карандаш и т. д.). Важно, чтобы у всех были записаны названия одних и тех же предметов.
В течение 7 минут придумайте и запишите для этих предметов новые назначения. Например, линейкой можно не только измерять величину чего-либо, но и использовать ее в качестве закладки. Причем новое назначение предмета обязательно должно быть полезным!
Сравните свои записи. Чьи творческие идеи оказались самыми интересными?
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Как ты считаешь, можно ли на основании сегодняшнего поведения человека прогнозировать, каким будет его здоровье спустя несколько лет? Какие факторы жизни и поведения ты выберешь для такого прогноза?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Как ты понимаешь выражение: «Сигарета выстреливает в курильщика спустя годы»?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
• Это важно знать!
Считается, что одна выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 3 минуты.
В период эпидемии гриппа риск заболеть у курящего человека в 5 раз выше, чем у некурящего.
У подростков, начавших курить, резко повышается риск развития болезней сердца и органов дыхания.
• Заблуждения
Некоторые люди считают, что снять усталость и сконцентрироваться, найти решение трудной задачи можно выкурив сигарету. Однако научно установлено, что никотин, так же как и алкоголь, снижает мыслительные способности и концентрацию внимания человека.
Любому человеку необходимо знать свои возможности и способности, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Все мы очень разные, но этим мы интересны друг другу.
Задание 1
Подумай, какие качества тебе присущи, и отметь их:
ответственность агрессивность
доброжелательность капризность
нерешительность заносчивость
дружелюбие понятливость
скромность находчивость
жестокость активность
нетерпимость самокритичность
музыкальность заносчивость
внимательность одаренность
отзывчивость мечтательность
неуверенность изобретательность
любознательность пассивность
Задание 2
Опиши свой характер. Какими качествами тебе хотелось бы обладать? От каких тебе хотелось бы избавиться?
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
На кого тебе хотелось бы быть похожим? Почему?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Расскажи о своих увлечениях.
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Прочитай отрывок из повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Проследи за тем, как меняется оценка мальчиком своих способностей.
Главный герой повести — мальчик Алеша — получил в подарок волшебное конопляное зернышко, благодаря которому он мог отвечать на уроках, не готовясь к ним.
...У Алеши сильно билось сердце... Пока дошла до него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным семечком... Наконец его вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его похвалу с тем удовольствием, которое прежде он чувствовал в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.
В продолжение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок... Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.
Алеша... сначала стыдился похвал... но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. ...Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки... он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями...
Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру...
Алеша внутренне смеялся этим угрозам, будучи уверен, что конопляное семечко поможет ему непременно.
На следующий день... учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе...
— Что же вы молчите?
Алеша покраснел, потом побледнел... начал мять свои руки... слезы у него от страха навернулись на глаза... все тщетно! Алеша сам не знал, чему приписать такую странность, всунул руку в карман, чтоб ощупать семечко... Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из глаз его... он горько плакал и все-таки не мог сказать ни слова...
Как и почему менялась самооценка Алеши?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы узнать, чем закончилась эта история, прочитай повесть до конца.
Задание 4
Умеешь ли ты оценивать себя?
Вспомни ситуации или события, которые изменили твою самооценку. Напиши, как это произошло.
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Прочитай отрывок из басни ИЛ. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Как оценивает себя главный персонаж басни? Приходилось ли тебе встречаться с людьми, похожими на персонажей этой басни?
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Задание 6
Прочитай басню И.А. Крылова «Мышь и Крыса». Ответь на вопросы.
Мышь и крыса
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет, —
Ей Крыса говорит в ответ, —
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
____________
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Верно ли крыса оценивает способности кошки? Почему?
С чем могут быть связаны такие ошибки?
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Закончи пословицу. Ответь на вопросы.
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как характер человека влияет на его судьбу? Приведи примеры.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие качества необходимы человеку для того, чтобы добиваться поставленной цели?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
В жизни каждого человека бывают сложные обстоятельства, которые требуют от него проявить терпение, мужество, силу воли и самообладание. Человек с сильным характером способен справиться с любыми трудностями, даже если положение, в которое он попал, кажется безвыходным.
Задание 8
Прочитай отрывок из романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Ответь на вопросы.
Робинзон Крузо оказался совершенно один на необитаемом острове в результате кораблекрушения. Несмотря на свое бедственное положение, он сумел выжить и сохранить себя.
...По мере сил я старался утешить себя тем, что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро. С полным беспристрастием я... записывал все претерпеваемые мною горести, а рядом все, что случилось со мной отрадного.
Зло | Добро | |
Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. | Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. | |
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. | Но зато... смерть пощадила одного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и от моего безотрадного положения. | |
Окончание | |
Зло | Добро |
Я отдален от всего человечества: | Но я не умер с голоду и не погиб |
я отшельник, изгнанный из общества | в этом пустынном месте, где человеку |
людей. | нечем питаться. |
У меня мало одежды, и скоро мне | Но я живу в жарком климате, где мож- |
будет нечем прикрыть свое тело. | но обойтись и без одежды. |
Я беззащитен против нападения | Но остров, куда я попал, безлюден, |
людей и зверей. | и я не видел на нем ни одного |
хищного зверя, как на берегах | |
Африки... | |
Мне не с кем перемолвиться словом, | Но бог чудесно пригнал наш корабль |
и некому утешить меня. | так близко к берегу, что я не только |
успел запастись всем необходимым | |
для удовлетворения моих текущих | |
потребностей, но и получил возмож- | |
ность добывать себе пропитание | |
до конца моих дней. |
Что предпринял Робинзон Крузо, чтобы не отчаяться и найти выход из сложившейся ситуации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты думаешь, почему даже горький, печальный опыт человека является полезным для него?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9
Прочитай отрывок из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера». Ответь на вопросы.
Том и его друг Гек оказались в трудной ситуации: случайно они стали свидетелями убийства. Вина за убийство возложена на невиновного человека. Мальчики знают, кто совершил преступление, но бояться рассказать об этом. Они договорились держать язык за зубами. И все же Том, несмотря на страх, решился выступить в суде и открыто назвать виновного.
—Томас Сойер, где вы были семнадцатого июня, около полуночи?
Том глянул на железное лицо Индейца Джо, и его язык прилип к гортани. Слушатели затаили дыхание, но голос не повиновался Тому. Однако через несколько мгновений мальчик чуть-чуть овладел собой, так что некоторые сидевшие в зале расслышали его тихий ответ:
— На кладбище.
...Том начал — сперва нерешительно, потом понемногу увлекся; речь его полилась живее; скоро в зале суда раздавался один только его голос...
Считаешь ли ты, что Том Сойер поступил правильно, хотя ему пришлось нарушить слово, данное Геку?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
У каждого из нас есть заветная мечта. Может ли мечта сбыться сама по себе, если человек не предпринимает никаких усилий для ее осуществления? Может, но это случается очень редко. Чаще всего человек сам может и должен многое сделать для исполнения своей мечты.
Вспомни и напиши, какая твоя заветная мечта исполнилась и что тебе пришлось сделать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Русская народная пословица гласит: «Всякий человек своему счастью кузнец». Эта пословица есть в языках разных народов:
в английском — every man the architect of hisown fortune («каждый человек — архитектор своего счастья»);
во французском — chacun est l ' artisan de sa fortune («каждый человек — мастер своей судьбы»);
в немецком — jeder ist seines Gluckes Schmied («каждый — кузнец своего счастья»);
в испанском — cada uno es forjador de su fortuna («каждый — кузнец своего счастья»).
Задание 10
Прочитай отрывок из романа Дж. Роллинг «Гарри Поттер и орден Феникса».
Гарри Поттер случайно нашел волшебное зеркало Еиналеж, заглядывая в которое он мог видеть то, о чем он мечтал.
— ...Самый счастливый человек на земле, заглянув в зеркало Еина-
леж, увидит самого себя таким, какой он есть, — то есть для него это будет
самое обычное зеркало. Ты меня понял?
Гарри задумался.
— ...Оно показывает нам то, что мы хотим увидеть, — медленно выговорил он. — Чего бы мы ни хотели...
— И да, и нет, — негромко заметил Дамблдор. — Оно показывает нам не больше и не меньше, как наши самые сокровенные, самые отчаянные желания... Однако зеркало не дает нам ни знаний, ни правды. Многие люди, стоя перед зеркалом, ломали свою жизнь. Одни из-за того, что были зачарованы увиденным. Другие... оттого, что не могли понять, сбудется ли то, что предсказало им зеркало, гарантировано им это будущее или оно просто возможно?
...Завтра зеркало перенесут в другое помещение... И я прошу тебя больше не искать его. ...Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни...
Как ты думаешь, почему профессор Дамблдор спрятал зеркало от Гарри и других своих учеников?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты понимаешь его слова: «Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каждому человеку важно знать, что помогает ему добиться хороших результатов в работе, а что мешает. Твоя основная работа сейчас — учеба, а учеба — это вид деятельности, успешность которой во многом зависит от работоспособности, внимания, памяти, от умения наиболее эффективно использовать те качества, которые лучше развиты. Зная свои сильные и слабые стороны, ты можешь организовать работу так, чтобы получить хороший результат. Например, теперь ты знаешь, что у тебя лучше развита слуховая память. Значит, для того, чтобы лучше запомнить материал, тебе нужно прочитать его вслух. Если лучше развита зрительно-моторная память, то нужно не только прочитать, но и записать самые важные положения.
Заполни сводную таблицу по результатам выполнения заданий, отмеченных значком «Проверь себя».
Теперь ты знаешь, каковы твои возможности. Надеемся, что в основном твои результаты тебя порадовали. Но не стоит расстраиваться, если у тебя много красных или черных квадратов. Подумай, что могло стать причиной не очень хороших результатов (нарушение режима, сильное напряжение, большая учебная нагрузка).
Теперь ты знаешь, с помощью каких упражнений тренировать свои способности, а значит, сможешь самостоятельно развить их. Надеемся, что ты найдешь в себе силы стать лучше, избавиться от тех качеств, которые тебе мешают.
Учебное издание
Марьяна Михаиловна Безруких
Александра Германовна Макеева
Татьяна Андреевна Филиппова
Познаю свои способности
Рабочая тетрадь
для учащихся 5 класса
общеобразовательных учреждений
■
Редактор О.П. Москвина
Внешнее оформление О.Е. Гуевой
Художественный редактор ЕЛ. Магадова
Художники И.Ю. Таубе, СЮ. Гаврилова, О.И. Салицкая
Компьютерная верстка Ю.В. Киселевой
Технический редактор М.В. Плешакова
Корректоры Ю.Е. Башмакова, И.С. Дмитриева
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.008481.12.05
от 13.12.2005 г. сроком до 13.12.2006 г.
Подписано в печать 01.11.05. Формат 84x108/16 Гарнитура QuantAntiquaC. Печать офсетная
Бумага офсетная № 1. Печ. л. 3,5
Тираж 10 000 экз. Заказ № 3296
ООО Издательский центр «Вентана-Граф»
127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3 Тел./факс: (495)611-15-74,611-21-56
E-mail: info@vgf.ru, http://www.vgf.ru
Отпечатано на ГУП РК «Республиканская типография им. П.Ф. Анохина» 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4
Дата: 2018-12-21, просмотров: 427.