М.М. Безруких А.Г. Макеева Т.А. Филиппова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М.М. Безруких А.Г. Макеева Т.А. Филиппова




 


 

 

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф» 2007                                                ПРОСВЕЩЕНИЕ

                            ИЗДАТЕЛЬСТВО


ББК 74.913я72 Б39

Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме чёрного» — академик РАО, лауреат премии Президента России М.М. Безруких

 





Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.

Б39   Познаю свои способности: Рабочая тетрадь для учащихся

5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2007. — 56 с: ил. — (Все цвета, кроме чёрного).

ISBN 978-5-360-00233-8

Задания тетради направлены на развитие у пятиклассников инте­реса к познанию своих возможностей, своего характера, его сильных и слабых сторон. Школьники научатся анализировать причины возни­кающих конфликтов и находить способы их решения. Система занятий поможет каждому ребенку выстроить программу своего самосовер­шенствования и приобрести опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

ББК 74.913я72

 

Проверь себя

 


© М.М. Безруких, А.Г. Макеева,

Т.А. Филиппова, 2006


ISBN 978-5-360-00233-8


© Издательский центр «Вентана-Граф», 2006


Дорогой друг!

 

Мы продолжаем занятия по программе «Все цвета, кроме чёрно­го», цель которой — помочь тебе познать самого себя.

Выполняя задания, предложенные в этой тетради, ты научишься оценивать свои способности и возможности (работоспособность, вни­мание, память, мышление), сможешь глубже изучить особенности своего характера, а также понять причины трудностей, возникающих в учебе и общении с окружающими тебя людьми.

Многие практические и тестовые задания можно использовать не только для оценки своих способностей, но и для их тренировки.

Старайся честно отвечать на вопросы, иначе результаты тестов могут быть неверными.

Надеемся, что наша совместная работа будет интересной и по­лезной для тебя.

Авторы

 

 







Тема 1. Кто жить умеет по часам


Для чего человеку нужны часы?

Вначале человек придумал солнечные, водяные, песочные часы, затем появились часы механические, кварцевые, электронные. Наверное, в истории человечества не было бы так много самых разных часов, если бы не нужно бы­ло знать время, жить по определенному расписанию, чтобы успеть выполнить все задуманное. Народная мудрость гласит: «Делу время, потехе час».

Ты уже знаешь, что такое режим дня, что от него во многом зависят на­строение, внимание, память, работоспособность, а значит, и твои успехи. Сле­дующее задание поможет тебе проверить, соблюдаешь ли ты режим дня.


Задание 1

Режим дня

 

Посчитай, сколько времени у тебя уходит на приготовление уроков, про­гулку, занятия спортом. На циферблатах отметь время начала и окончания этих занятий, закрась сектор, соответствующий полученному результату.


 

Если у тебя получились только зеленые сектора на циферблатах, ты — молодец!

Если у тебя есть красные сектора, подумай, что ты делаешь не совсем правильно. Возможно, ты мало спишь или гуляешь, а много времени прово­дишь за компьютером?

Если у тебя много (два или больше) черных секторов, значит, твоему организму плохо и нужно изменить режим дня.

Твой результат. Закрась квадраты в соответствии с результатами:

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8

Задание 2

Понаблюдай за тем, как меняется твое настроение в течение недели. За­полни таблицу. Зеленым цветом закрась прямоугольник, если у тебя веселое, бодрое настроение; красным — неуверенное, беспокойное; черным — тревож­ное, сердитое, унылое, плаксивое.

 

Задание 3

Прочитай внимательно, каким должен быть режим дня. Составь свой ре­жим дня и заполни пустую колонку в таблице. Все ли ты делаешь правильно?



Задание 4

Составь список дел на следующий день и заполни левую страничку ежедневника (не забудь про требования режима дня). На правой страничке ежедневника запиши, какие дела из намеченных тебе удалось выполнить.

 


Заполняй такой ежедневник еще в течение двух дней.


 

Проанализируй и запиши причины, которые помешали тебе реализовать план. Подумай, какие из этих причин целиком зависят от тебя и что можно сделать, чтобы в дальнейшем все задуманное осуществлялось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Древнегреческий философ Теофраст говорил: «Время — самое драгоценное из всех средств. Тот, кто умеет его тратить, будет счастлив».


 

Как ты понимаешь эти слова? Как ты считаешь, зависит ли здоровье человека от его умения правильно распределять свое время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Задание 5

Прочитай отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

 

За уроки я опять принялся поздно. По своему обыкновению, я сделал сначала то, что было полегче, а после всего принялся делать задачу по ариф­метике. Задача опять оказалась трудная. Поэтому я закрыл задачник, сло­жил все книжки в сумку и решил на другой день списать задачу у кого-ни­будь из товарищей. Если бы я стал решать задачу сам, то мама увидела бы, что я до сих пор не сделал уроки, и стала бы упрекать меня, что я отклады­ваю уроки на ночь, папа принялся бы объяснять мне задачу, а зачем мне отрывать его от работы!

Как ты думаешь, правильно ли организовал свой рабочий день Витя Ма­леев? Как готовишь уроки ты?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Витя Малеев решил исправиться и стать прилежным учеником. Как ты думаешь, почему ему не удалось выполнить свои планы? Какого качества ему не хватает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самое главное, подумал я, это режим. Спать буду ложиться порань­ше, часов в десять. Вставать тоже буду пораньше и повторять перед школой уроки. После школы буду играть полтора часа в футбол, а потом на свежую голову буду делать уроки. После уроков буду заниматься чем захочется: или с ребятами играть, или книжки читать, до тех пор пока не придет время ложиться спать.

Так, значит, я подумал и пошел играть в футбол, перед тем как делать уроки. Я твердо решил играть не больше чем полтора часа, от силы — два, но, как только я попал на футбольное поле, у меня все из головы вылетело, и я очнулся, когда уже совсем наступил вечер.

 

Как ты поступишь на месте Вити?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Другу Вити Малеева — Косте Шишкину никак не давалась учеба. Поэто­му мальчик решил не ходить в школу... Витя Малеев переживал за друга, но не знал, чем ему помочь — ведь если раскрыть тайну Кости Шишкина, Косте попадет и в школе, и дома.

Прочитай отрывок. Как ты оцениваешь способ, который выбрал Костя Шишкин, чтобы избавиться от своих школьных проблем?

Дочитай повесть до конца, и ты узнаешь, чем закончилась эта история.

 

Костины мама и тетя вовсе не догадывались, что он в школу не ходит. ...Утром он брал сумку с книжками и вместо школы отправлялся бродить по городу... Ему все время казалось, что все прохожие на улице смотрят на не­го и подозревают, что он нарочно не пошел в школу. Дни в это время были морозные, и шататься по улицам было холодно...

...Я чувствовал, что все это получилось как-то нехорошо. И мне было не по себе.

...Дома я тоже все время думал о нем. Ночью никак не мог уснуть, по­тому что мне в голову лезли разные мысли, и я старался найти для Шишки­на какой-нибудь выход. Если бы я рассказал об этом Ольге Николаевне, то Ольга Николаевна сразу бы вернула Шишкина в школу, но я боялся, что тогда все считали бы меня ябедой.

 

Что, по-твоему, можно и нужно сделать, чтобы помочь другу в такой сложной ситуации?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Каждый человек может научиться оценивать свое состояние (волнение, напряжение, физические и эмоциональные нагрузки), зная, какой у него пульс и частота дыхания в покое.








Задание 6

Посиди спокойно 5 минут, после этого посчитай свой пульс и частоту дыхания в течение минуты. Запиши результаты в таблицу.

Сделай 20 приседаний или прыжков на месте. Измерь пульс и частоту дыхания еще раз и запиши полученные результаты.

 


Измерь и запиши эти же показатели после трудной контрольной.

Сравни результаты. Как ты думаешь, почему изменились показатели?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Задание 8

Чтобы снять напряжение, расслабиться, иногда достаточно выполнить простое упражнение. Сядь в удобное кресло или на диван. Закрой глаза, пред­ставь, что сейчас лето, ты находишься на берегу реки или моря. Ласково греет солнышко, ты собираешься поплавать в теплой воде.

 






Задание 9

Замечательный американский писатель Марк Твен писал: «В дыме трубки мы сжигаем наши лучшие минуты и часы, которых нам больше никто не вернет. Как много мы могли бы сделать за это время и как много прошло мимо нас!»

Как ты понимаешь это высказывание?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

•    Это важно знать!

Ученые предложили двум группам испытуемых выполнить задание — решить серию задач, требующих сообразительности и умения нестан­дартно мыслить. Одну группу составили те, кто регулярно курит, в другую вошли некурящие. Время на выполнение заданий не ограни­чивалось.

В результате группа некурящих справилась с заданием в 1,5 раза бы­стрее. Курящим же помешали... перекуры. Они потратили на них около 30% всего затраченного времени.

•    Это интересно

Во многих странах существует закон, запрещающий курение в обще­ственных местах. В январе 2005 года такой закон был принят и на Кубе, государстве — производителе известных сигар.

Задание 10

Вспомни, что тебе известно о влиянии курения на состояние организма и здоровье человека. Нарисуй плакат, который бы мог убедить курящего чело­века расстаться со своей вредной привычкой. Покажи, чего лишает себя че­ловек, пристрастившийся к курению.



 


Для выполнения любой работы необходимо сконцентрировать внима­ние. Мы можем делать это непроизвольно и произвольно.

Например, если ты занимаешься интересным делом (смотришь переда­чу, слушаешь увлекательный рассказ учителя, читаешь об удивительных при­ключениях), тебе не нужно прилагать волевых усилий для того, чтобы сосредо­точиться. Это и есть непроизвольное внимание.

Если человек сознательно ставит перед собой цель что-то сделать, для этого нужны определенные усилия, старания — произвольное внимание. На­пример, для того чтобы решить сложную задачу или выполнить какую-то труд­ную работу, нужно заставить себя не отвлекаться.

Внимание человека характеризуется несколькими свойствами.

Устойчивость внимания — способность удерживать объект в сознании на определенный срок. Среднее время, в течение которого ты можешь рабо­тать не отвлекаясь, — 20—30 минут.

Распределенность внимания — способность удерживать в поле свое­го внимания несколько объектов (предметов, лиц). Представь себе, что в клас­се во время занятий ты одновременно следишь за тем, что говорит учитель, что делает твой сосед по парте, и при этом что-то записываешь в тетрадь.




Задание 1

Рассмотри рисунки. На каком из них ребята внимательно слушают учи­теля? Опиши, как проявляется внимание (мимика, жесты, поза).

 


На каком рисунке видно, что ученики отвлекаются? По каким признакам это можно определить?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2

Устойчивость внимания

 

Проведи взглядом все линии слева направо до конца. Запиши парами цифры, обозначающие начало и конец каждой линии.

 


Посчитай, сколько линий ты провел правильно. Раскрась квадрат в со­ответствии с результатом.

 

Важной характеристикой внимания является способность переключать внимание с одного предмета на другой. Некоторые люди делают это легко и бы­стро, другим необходимо время, чтобы переключиться на новую деятельность.

Например, в классе на одном уроке тебе нужно читать, писать, слушать учителя и ответы своих одноклассников и еще выполнять задания. Если ты дол­го переключаешься с одного вида работы на другой, то ничего не успеешь.


Задание 3

Переключение внимания

 

Найди, назови вслух и покажи сначала все числа от 1 до 25, выделенные красным цветом, а потом числа от 25 до 1, выделенные черным.

Это задание лучше выполнять поочередно в паре, чтобы исследователь мог проверить испытуемого. Поменяйтесь ролями и повторите задание. Теперь испытуемый должен найти, назвать и показать числа от 1 до 24, выделенные черным цветом, а затем от 25 до 1 — красным.

 


Посчитай свой результат и раскрась квадрат карандашом соответствую­щего цвета.

Объем внимания — количество объектов (предметов), которое может быть воспринято и запечатлено человеком одновременно.

Людям некоторых профессий необходимо обладать большим объемом внимания, чтобы одновременно следить за несколькими объектами. Например, авиадиспетчер должен контролировать движение нескольких самолетов, вести диалог с экипажами авиалайнеров, отдавать команды командирам самолетов. От объема внимания и быстроты переключения внимания авиадиспетчеров зависит жизнь членов экипажей и пассажиров, находящихся в воздухе. Летчики, машини­сты, водители тоже должны обладать достаточно большим объемом внимания.

В среднем человек может воспринимать одновременно 4—6 объектов.


Задание 4

Объем внимания

 

Разбейтесь на пары. Выполните задание поочередно, проверяя друг друга. Вырежьте демонстрационные карточки (см. Приложение 1).

Исследователь дважды показывает испытуемому демонстрационные карточки сначала с двумя нарисованными звездочками (испытуемый должен запомнить, как они расположены, и нарисовать их на бланке 1), потом с тремя, четырьмя, пятью, шестью, семью, восемью звездочками.


Посчитай свой результат и раскрась квадрат соответствующим цветом: если правильно заполнены бланки 7,8 — зеленым; если правильно заполнены бланки 5, 6 — красным; если правильно заполнены бланки 1, 2, 3 — черным (тебе нужно тренировать свое внимание).


Это интересно

Когда человек выполняет активную работу, не позволяющую отвлечься даже на несколько секунд, устойчивость внимания может сохраняться в течение 10, 15 и даже 20 минут. Если после напряженной работы от­влечься на несколько секунд, то сохранить устойчивость внимания мож­но в течение нескольких часов.

Чтобы изучить действие сильных отвлекающих раздражителей, прово­дились опыты, в которых испытуемые должны были выполнять работу при наличии отвлекающих факторов, например резких звуков (свистков, звонков, скрежета пилы, громкой музыки). Результаты показали, что работа в таких условиях сильно утомляет человека.

 

Заблуждения

Самое распространенное заблуждение состоит в том, что сосредото­читься помогает, например, любимая музыка. Исследования показали, что больше всего отвлекает то, что сильно интересует или действует на чувства. Грохот механизмов мешает меньше, чем веселый разговор со­седей, даже если он происходит шепотом. Для людей, любящих и пони­мающих музыку, она является одним из самых сильных отвлекающих раздражителей, в то время как люди, равнодушные к музыке, легко мо­гут не замечать ее.



Задание 5

Найди в таблице и назови по очереди все яблоки, груши, вишни, ба­наны, виноград. Можно изменить порядок — вишни, яблоко, груша, банан, виноград и т. д.

 



Задание 6

Прочитай отрывок из романа М . Твена «Приключения Гекльберри Финна». Спасая своего друга Джима, Гек надел женское платье и отправил­ся в ближайшую деревню, чтобы разузнать — не ищут ли их там. Гек надеялся, что никто не сумеет узнать, что он — мальчик. Однако одна из жительниц де­ревни, с которой встретился Гек, легко разгадала его секрет.

 

—   Войдите, — сказала женщина. — Садись.

Я сел. Она оглядела меня с ног до головы своими маленькими блестя­щими глазками и спросила:

— Как же тебя зовут?

— Сара Вильяме.

...Надо было чем-то занять руки: я взял со стола иголку и начал вде­вать в нее нитку. Руки у меня дрожали, и дело не ладилось. Женщина за­молчала, и я взглянул на нее: смотрела на меня как-то странно и слегка улыбалась...

...Ну тут она начала говорить, какие нынче тяжелые времена, и как им с мужем плохо живется, и что крысы обнаглели и разгуливают по всему дому, словно они тут хозяева... Женщина сказала, что она нарочно держит под рукой всякие вещи, чтобы бросать в крыс, когда остается одна... Она по­казала мне свинцовую полосу, скрученную узлом... Потом попросила меня швырнуть, если крыса высунется еще раз... Я взял эту штуку и, как только крыса высунулась, нацелился и швырнул... Женщина сказала, что удар за­мечательный....

— Ты поглядывай за крысами. Лучше держи свинец на коленях, что­ бы он был под рукой.

И она тут же бросила мне свинец: я сдвинул колени и поймал его... прошло не более минуты, как она сняла пряжу у меня с рук, поглядела мне в глаза прямо и очень ласково и говорит:

— Ну, так как же тебя зовут по-настоящему? ...Девочка у тебя полу­чается плохо... Господь с тобой, сынок, разве так вдевают нитку в иголку? Ты держишь нитку неподвижно и насаживаешь на нее иголку, а надо игол­ку держать неподвижно и совать в нее нитку. Женщины всегда так делают, а мужчины — всегда наоборот. А когда швыряешь палкой в крысу или еще в кого-нибудь, встань на цыпочки и занеси руку над головой... Бросай, вытя­нув руку во всю длину, будто она у тебя на шарнире, как бросают все девоч­ки, а не кистью и локтем, выставив левое плечо вперед, как мальчишки; и запомни: когда девочке бросают что-нибудь на колени, она их расставля­ет, а не сдвигает вместе, как ты сдвинул, когда ловил свинец.

 

Приведи примеры из литературных произведений, фильмов, рассказы­вающие о том, как внимание и наблюдательность помогли герою выйти из сложной ситуации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Предлагаем тебе проверить свое внимание.

Задание 7

Попроси кого-то из друзей или родителей помочь тебе. В течение мину­ты рассматривай рисунок. Затем закрой тетрадку и ответь на вопросы:

 

 

• Сколько предметов изображено на рисунке?

• Какого цвета каждый из предметов?

• Какие детали этих предметов тебе удалось разглядеть?

 

Пусть твой помощник проверит тебя. За каждый правильный ответ ты по­лучаешь 1 балл. Если тебе удалось набрать 10 баллов и больше, ты — молодец!

Если твой результат меньше 10 баллов, тебе нужно тренировать внимание.



Задание 8

Как ты думаешь, почему это происходит? Объясни, как ты понимаешь пословицу: «Не вино виновато, виновато пьянство».

Может ли служить оправданием вины водителя или пешехода то, что они находились в состоянии опьянения и поэтому были недостаточно вниматель­ны? Почему?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Память — способность запоминать, хранить и в дальнейшем воспроиз­водить или узнавать то, что было увидено, услышано, прочитано или сделано. Памятью обладают не только люди, но и животные.

У каждого человека свои, индивидуальные, особенности памяти, напри­мер, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие — увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе.


Задание 1

Напиши, людям каких профессий, по-твоему, особенно важно иметь хорошую память. Сравни с тем, что написали твои одноклассники.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Для того чтобы определить, какой вид памяти у тебя развит лучше, вы­полни следующее задание.

Задание 2

Разбейтесь на пары и выполните задания, меняясь ролями.

Слова группы I исследователь читает испытуемому с интервалом 4—5 се­кунд. Через 10 секунд испытуемый записывает те слова, которые запомнил.

Еще через 10—15 минут испытуемый про себя читает слова группы II , а затем записывает.

Спустя 10—15 минут исследователь читает испытуемому слова группы III , а испытуемый шепотом повторяет и «записывает» их пальцем в воздухе. Через 10 секунд испытуемый записывает слова, которые запомнил.

Спустя 10—15 минут исследователь читает слова группы IV (испытуемый одновременно читает и шепотом повторяет каждое слово). Через 10 секунд испытуемый записывает запомнившиеся слова.


Если тебе удалось запомнить все слова группы I, у тебя лучше развита слуховая память; если слова группы IIзрительная память. Если ты не до­пустил(а) ошибок, записывая слова группы III, — у тебя хорошая моторно-слуховая память, слова группы IV зрительно-слуховая.

Твой результат: напиши, какие виды памяти у тебя развиты хорошо, а какие тебе нужно тренировать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Память бывает также механической и смысловой. Механическая па­мять — кратковременная. Уже на следующий день четверть из того, что было просто «зазубрено», бесследно забывается.

Смысловая (логическая) память основана на понимании сути того, что хочет запомнить человек. Поэтому материал, который ты не просто заучива­ешь, а внимательно анализируешь, запоминается надолго.


Задание 3

Смысловая и механическая память

 

Разбейтесь на пары. Исследователь читает испытуемому 10 пар слов из левого столбика (I). Испытуемый повторяет их вслух, а затем записывает те, которые запомнил. Спустя 5—10 минут то же самое задание выполняется со словами из правого столбика (I. А). Поменяйтесь ролями. Исследо­ватель становится испытуемым и выполняет задание по той же схеме с парами слов из столбиков II и II. А.





Задание 4

Зрительная память

 

Рассмотри фигуры, изображенные в таблице. Постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и нарисуй их на отдельном листе.

Задание 5

Образная память

 

Рассмотри рисунки, постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и перечи­сли все, что нарисовано.


Задание 6

Рассмотри рисунки. Какие виды памяти должны быть хорошо развиты у представителей профессий, изображенных на рисунке?


Как ты лучше запоминаешь учебный материал:

а)   читая про себя;

б)   читая вслух;

в)   выписывая основные положения;

г)    мысленно представляя образы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Это интересно

Самый известный полиглот — кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти, живший в Италии в XVIII веке. Благодаря своему упорству и тяге к зна­ниям он сумел освоить более 114 языков, 72 наречий и нескольких де­сятков диалектов. При этом кардинал ни разу не выезжал за пределы Италии!

Это важно знать!

Как показали исследования ученых, алкоголь снижает скорость запоми­нания информации в 3 раза. Если подросток в течение полугода регуляр­но употребляет алкогольные напитки, то продуктивность его памяти рез­ко ухудшается.

 

Есть разные способы, которые помогают запомнить важную информа­цию. Например, как запомнить количество и последовательность цветов в ра­дуге? Это очень просто — нужно выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова этой фразы обознача­ет цвет спектра радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Такой прием запоминания называется мнемоническим.


Задание 7

Ты, наверное, знаешь, что лучше запоминается то, что тебе интересно. Эта особенность памяти очень хорошо отражена в стихотворении С.Я. Марша­ка «В гостях у королевы». Прочитай отрывок из этого стихотворения и ответь на вопросы.

 

— Где ты была сегодня, киска?

— У королевы у английской.

— Что ты видала при дворе?

— Видала мышку на ковре.


Как ты думаешь, почему кошка запомнила только мышку?

_______________________________________________________________________

Что, по-твоему, запомнил бы побывавший при дворе повар; модельер; архитектор?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

А что запомнилось бы тебе?

_______________________________________________________________________

Как ты понимаешь выражение: «Наша память избирательна. Мы лучше запоминаем то, что нас заинтересовало»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 1

Вспомни, сколько времени уходило у тебя в первом классе на то, чтобы прочитать страницу текста. А теперь? Иногда бывает очень трудно, но всему можно научиться: «Ученье и труд всё перетрут».

Подумай и напиши, какими качествами нужно обладать, чтобы успешно учиться.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Умный человек может предвидеть заранее развитие некоторых событий. Для этого нужно уметь выявлять связи между ними, понимать закономерности. Развить гибкость ума и логическое мышление можно решая логические задачи и головоломки.


Задание 2

Реши логические задачи.

1. Сереже вдвое больше лет, чем будет Саше тогда, когда Толе испол­нится столько, сколько Сереже сейчас. Кто из мальчиков старший, кто млад­ший, а кто средний по возрасту?

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Два человека подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить только одного человека. Оба прохожих перебрались через реку и продолжили свой путь. Как им это удалось?

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3

Рассмотри ряды чисел. Изменение чисел в ряду не случайно, оно подчи­няется определенным закономерностям. Определи закономерности и продол­жи ряды.



Задание 4

Вырежи квадрат и разрежь его на части (см. Приложение 2). Сложи из частей квадрата фигуры.

 

 

Умение человека наблюдать природу помогло ему открыть многие ее тайны и законы. Затем у людей появилась необходимость систематизировать (суммировать) свои знания об окружающем мире. Так зарождалась наука. Бла­годаря научным знаниям и творческому мышлению человек создал вокруг себя новый, рукотворный мир.

Творческое мышление проявляется в способности человека создавать что-то новое и в том, умеет ли он в обычных, знакомых для него предметах и яв­лениях находить новое и необычное.

Чтобы проверить свои творческие способности, поиграй вместе с одно­классниками в игру «Изобретатели».

Запишите в тетрадь названия предметов, которые вас окружают (напри­мер, ручка, стул, линейка, карандаш и т. д.). Важно, чтобы у всех были записа­ны названия одних и тех же предметов.

В течение 7 минут придумайте и запишите для этих предметов новые наз­начения. Например, линейкой можно не только измерять величину чего-либо, но и использовать ее в качестве закладки. Причем новое назначение предмета обязательно должно быть полезным!


Сравните свои записи. Чьи творческие идеи оказались самыми инте­ресными?

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

Как ты считаешь, можно ли на основании сегодняшнего поведения чело­века прогнозировать, каким будет его здоровье спустя несколько лет? Какие факторы жизни и поведения ты выберешь для такого прогноза?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Как ты понимаешь выражение: «Сигарета выстреливает в курильщика спустя годы»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Это важно знать!

Считается, что одна выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 3 минуты.

В период эпидемии гриппа риск заболеть у курящего человека в 5 раз выше, чем у некурящего.

У подростков, начавших курить, резко повышается риск развития болез­ней сердца и органов дыхания.

Заблуждения

Некоторые люди считают, что снять усталость и сконцентрироваться, найти решение трудной задачи можно выкурив сигарету. Однако научно установлено, что никотин, так же как и алкоголь, снижает мыслительные способности и концентрацию внимания человека.


 

 

Любому человеку необходимо знать свои возможности и способности, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Все мы очень разные, но этим мы интересны друг другу.


Задание 1

Подумай, какие качества тебе присущи, и отметь их:

 

ответственность       агрессивность

доброжелательность   капризность

нерешительность       заносчивость

дружелюбие              понятливость

скромность                 находчивость

жестокость                 активность

нетерпимость           самокритичность

музыкальность          заносчивость

внимательность           одаренность

отзывчивость            мечтательность

неуверенность          изобретательность

любознательность       пассивность

Задание 2

Опиши свой характер. Какими качествами тебе хотелось бы обладать? От каких тебе хотелось бы избавиться?

 

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

На кого тебе хотелось бы быть похожим? Почему?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Расскажи о своих увлечениях.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Задание 3

Прочитай отрывок из повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Проследи за тем, как меняется оценка мальчиком своих способностей.

Главный герой повести — мальчик Алеша — получил в подарок волшеб­ное конопляное зернышко, благодаря которому он мог отвечать на уроках, не готовясь к ним.

 

...У Алеши сильно билось сердце... Пока дошла до него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным семеч­ком... Наконец его вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и безошибочно, не останавливаясь, прогово­рил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его похвалу с тем удовольствием, которое прежде он чувствовал в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похва­лы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.

В продолжение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с од­ного языка на другой были без ошибок... Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.

Алеша... сначала стыдился похвал... но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важ­ничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. ...Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твер­дить уроки... он в то время, когда другие дети готовились к классам, зани­мался шалостями...

Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наи­зусть страниц двадцать к другому утру...

Алеша внутренне смеялся этим угрозам, будучи уверен, что конопля­ное семечко поможет ему непременно.

На следующий день... учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе...


— Что же вы молчите?

Алеша покраснел, потом побледнел... начал мять свои руки... слезы у него от страха навернулись на глаза... все тщетно! Алеша сам не знал, чему приписать такую странность, всунул руку в карман, чтоб ощупать семеч­ко... Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом по­лились из глаз его... он горько плакал и все-таки не мог сказать ни слова...

 

Как и почему менялась самооценка Алеши?

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Чтобы узнать, чем закончилась эта история, прочитай повесть до конца.


Задание 4

Умеешь ли ты оценивать себя?

Вспомни ситуации или события, которые изменили твою самооценку. Напиши, как это произошло.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Прочитай отрывок из басни ИЛ. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Как оценивает себя главный персонаж басни? Приходилось ли тебе встречаться с людьми, похожими на персонажей этой басни?

 

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть». —

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Задание 6

Прочитай басню И.А. Крылова «Мышь и Крыса». Ответь на вопросы.

 

Мышь и крыса

 

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —

Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —

Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?

Вот отдохнуть и нам пора настала!» —

«Не радуйся, мой свет, —

Ей Крыса говорит в ответ, —

И не надейся по-пустому!

Коль до когтей у них дойдет,

То, верно, льву не быть живому:

Сильнее кошки зверя нет!»

          ____________

Я сколько раз видал, приметьте это сами:

Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами.

 

Верно ли крыса оценивает способности кошки? Почему?

С чем могут быть связаны такие ошибки?

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7

Закончи пословицу. Ответь на вопросы.
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как характер человека влияет на его судьбу? Приведи примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие качества необходимы человеку для того, чтобы добиваться поста­вленной цели?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

В жизни каждого человека бывают сложные обстоятельства, которые требуют от него проявить терпение, мужество, силу воли и самообладание. Человек с сильным характером способен справиться с любыми трудностями, даже если положение, в которое он попал, кажется безвыходным.



Задание 8

Прочитай отрывок из романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приклю­чения Робинзона Крузо». Ответь на вопросы.

Робинзон Крузо оказался совершенно один на необитаемом острове в результате кораблекрушения. Несмотря на свое бедственное положение, он сумел выжить и сохранить себя.

 

...По мере сил я старался утешить себя тем, что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро. С полным беспристрастием я... запи­сывал все претерпеваемые мною горести, а рядом все, что случилось со мной отрадного.

 

 

     
Зло Добро  

Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

 
 
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. Но зато... смерть пощадила одного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и от моего безотрадного положения.  
     

 


 

  Окончание
Зло Добро
Я отдален от всего человечества: Но я не умер с голоду и не погиб
я отшельник, изгнанный из общества в этом пустынном месте, где человеку
людей. нечем питаться.
У меня мало одежды, и скоро мне Но я живу в жарком климате, где мож-
будет нечем прикрыть свое тело. но обойтись и без одежды.
Я беззащитен против нападения Но остров, куда я попал, безлюден,
людей и зверей. и я не видел на нем ни одного
  хищного зверя, как на берегах
  Африки...
Мне не с кем перемолвиться словом, Но бог чудесно пригнал наш корабль
и некому утешить меня. так близко к берегу, что я не только
  успел запастись всем необходимым
  для удовлетворения моих текущих
  потребностей, но и получил возмож-
  ность добывать себе пропитание
  до конца моих дней.

 

Что предпринял Робинзон Крузо, чтобы не отчаяться и найти выход из сложившейся ситуации?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как ты думаешь, почему даже горький, печальный опыт человека являет­ся полезным для него?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Задание 9

Прочитай отрывок из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера». Ответь на вопросы.

Том и его друг Гек оказались в трудной ситуации: случайно они стали свидетелями убийства. Вина за убийство возложена на невиновного чело­века. Мальчики знают, кто совершил преступление, но бояться рассказать об этом. Они договорились держать язык за зубами. И все же Том, несмотря на страх, решился выступить в суде и открыто назвать виновного.


—Томас Сойер, где вы были семнадцатого июня, около полуночи?

Том глянул на железное лицо Индейца Джо, и его язык прилип к гор­тани. Слушатели затаили дыхание, но голос не повиновался Тому. Однако через несколько мгновений мальчик чуть-чуть овладел собой, так что неко­торые сидевшие в зале расслышали его тихий ответ:

— На кладбище.

...Том начал — сперва нерешительно, потом понемногу увлекся; речь его полилась живее; скоро в зале суда раздавался один только его голос...

 

Считаешь ли ты, что Том Сойер поступил правильно, хотя ему пришлось нарушить слово, данное Геку?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

У каждого из нас есть заветная мечта. Может ли мечта сбыться сама по себе, если человек не предпринимает никаких усилий для ее осуществления? Может, но это случается очень редко. Чаще всего человек сам может и должен многое сделать для исполнения своей мечты.

 

Вспомни и напиши, какая твоя заветная мечта исполнилась и что тебе пришлось сделать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Русская народная пословица гласит: «Всякий человек своему счастью кузнец». Эта пословица есть в языках разных народов:

в английском — every man the architect of hisown fortune («каждый че­ловек — архитектор своего счастья»);

во французском — chacun est l ' artisan de sa fortune («каждый чело­век — мастер своей судьбы»);

в немецком — jeder ist seines Gluckes Schmied («каждый — кузнец своего счастья»);

в испанском — cada uno es forjador de su fortuna («каждый — кузнец своего счастья»).


Задание 10

Прочитай отрывок из романа Дж. Роллинг «Гарри Поттер и орден Феникса».

Гарри Поттер случайно нашел волшебное зеркало Еиналеж, заглядывая в которое он мог видеть то, о чем он мечтал.


— ...Самый счастливый человек на земле, заглянув в зеркало Еина-
леж, увидит самого себя таким, какой он есть, — то есть для него это будет
самое обычное зеркало. Ты меня понял?

Гарри задумался.

— ...Оно показывает нам то, что мы хотим увидеть, — медленно вы­говорил он. — Чего бы мы ни хотели...

— И да, и нет, — негромко заметил Дамблдор. — Оно показывает нам не больше и не меньше, как наши самые сокровенные, самые отчаян­ные желания... Однако зеркало не дает нам ни знаний, ни правды. Многие люди, стоя перед зеркалом, ломали свою жизнь. Одни из-за того, что были зачарованы увиденным. Другие... оттого, что не могли понять, сбудется ли то, что предсказало им зеркало, гарантировано им это будущее или оно просто возможно?

...Завтра зеркало перенесут в другое помещение... И я прошу тебя больше не искать его. ...Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоя­щем, забывая о своей жизни...

 

Как ты думаешь, почему профессор Дамблдор спрятал зеркало от Гар­ри и других своих учеников?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как ты понимаешь его слова: «Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Каждому человеку важно знать, что помогает ему добиться хороших ре­зультатов в работе, а что мешает. Твоя основная работа сейчас — учеба, а уче­ба — это вид деятельности, успешность которой во многом зависит от работо­способности, внимания, памяти, от умения наиболее эффективно использовать те качества, которые лучше развиты. Зная свои сильные и слабые стороны, ты можешь организовать работу так, чтобы получить хороший результат. Напри­мер, теперь ты знаешь, что у тебя лучше развита слуховая память. Значит, для того, чтобы лучше запомнить материал, тебе нужно прочитать его вслух. Если лучше развита зрительно-моторная память, то нужно не только прочитать, но и записать самые важные положения.

Заполни сводную таблицу по результатам выполнения заданий, отмеченных значком «Проверь себя».

 


Теперь ты знаешь, каковы твои возможности. Надеемся, что в основном твои результаты тебя порадовали. Но не стоит расстраиваться, если у тебя мно­го красных или черных квадратов. Подумай, что могло стать причиной не очень хороших результатов (нарушение режима, сильное напряжение, большая учеб­ная нагрузка).

Теперь ты знаешь, с помощью каких упражнений тренировать свои спо­собности, а значит, сможешь самостоятельно развить их. Надеемся, что ты найдешь в себе силы стать лучше, избавиться от тех качеств, которые тебе мешают.


 


 


 

 


 

 


 

 

 


 



Учебное издание

 

Марьяна Михаиловна Безруких

Александра Германовна Макеева

Татьяна Андреевна Филиппова

 












Познаю свои способности

 

Рабочая тетрадь

для учащихся 5 класса

общеобразовательных учреждений

 

Редактор О.П. Москвина

Внешнее оформление О.Е. Гуевой

Художественный редактор ЕЛ. Магадова

Художники И.Ю. Таубе, СЮ. Гаврилова, О.И. Салицкая

Компьютерная верстка Ю.В. Киселевой

Технический редактор М.В. Плешакова

Корректоры Ю.Е. Башмакова, И.С. Дмитриева

 

 

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.008481.12.05

от 13.12.2005 г. сроком до 13.12.2006 г.

 

Подписано в печать 01.11.05. Формат 84x108/16 Гарнитура QuantAntiquaC. Печать офсетная

Бумага офсетная № 1. Печ. л. 3,5

Тираж 10 000 экз. Заказ № 3296

 

ООО Издательский центр «Вентана-Граф»

127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3 Тел./факс: (495)611-15-74,611-21-56

E-mail: info@vgf.ru, http://www.vgf.ru

 

Отпечатано на ГУП РК «Республиканская типография им. П.Ф. Анохина» 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4

 

М.М. Безруких А.Г. Макеева Т.А. Филиппова




 


 

 

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф» 2007                                                ПРОСВЕЩЕНИЕ

                            ИЗДАТЕЛЬСТВО


ББК 74.913я72 Б39

Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме чёрного» — академик РАО, лауреат премии Президента России М.М. Безруких

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 361.